Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
рабочая программа (4 класс) по теме
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_issledovatel.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Юный исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Программа предполагает обучение в 4 классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Основные принципы реализации программы :
- научность,
- доступность,
- добровольность,
- субъектность,
- деятельностный и личностный подходы,
- преемственность,
- результативность,
- партнерство,
- творчество и успех.
Цель программы:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Формы и методы проведения занятий:
- беседа,
- игра,
- практическая работа,
- эксперимент,
- наблюдение,
- экспресс-исследование,
- коллективные и индивидуальные исследования,
- самостоятельная работа,
- защита исследовательских работ,
- консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
- преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)
- стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром
- получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований
- свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.
Содержание
Содержание программы рассчитано на 34 часов (1 раз в неделю) для обучающихся 4-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Программное содержание ( 34 ч.)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. |
1. | Что такое исследование? | 1 ч | Знать: - исследовательские способности, пути их развития. Уметь: - находить значимые личностные качества исследователя. |
2. | Определение темы, предмета, объекта исследования | 3 ч | Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: - как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: - выбирать тему, предмет, объект исследования, - обосновывать актуальность темы. |
3. | Цели и задачи исследования | 2 ч | Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: - ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: - ставить цели и задачи исследования. |
4. | Учимся выдвигать гипотезы | 2 ч | Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: - как создаются гипотезы. Уметь: - создавать и строить гипотезы, - различать провокационную идею от гипотезы. |
5. | Организация исследования | 8 ч | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: – подумать самостоятельно; – посмотреть книги о том, что исследуешь; – спросить у других людей; – познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; – обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; – понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать: - методы исследования, Уметь: - использовать методы исследования при решении задач исследования, - задавать вопросы, - составлять план работы, - находить информацию. |
6. | Наблюдение и наблюдательность. | 2 ч | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: - метод исследования – наблюдение Уметь: - проводить наблюдения над объектом и т.д. |
7. | Коллекционирование. | 2 ч | Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь: - выбирать тему для коллекционирования - собирать материал |
8. | Что такое эксперимент. | 2 ч | Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать: - понятия - эксперимент и экспериментирование Уметь: - планировать эксперимент - находить новое с помощью эксперимента |
9. | Сбор материала для исследования. | 3 ч | Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: - правила и способы сбора материала Уметь: - находить и собирать материал по теме исследования - пользоваться способами фиксации материала |
10. | Обобщение полученных данных. | 2 ч | Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: - способы обобщения материала Уметь: - обобщать материал - пользоваться приёмами обобщения - находить главное |
11. | Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите Как подготовить сообщение Подготовка к защите Индивидуальные консультации Подведение итогов работы | 2ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч | Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: - правила подготовки сообщения Уметь: - планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Защита. Знать и уметь: Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. |
Литература
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2008
3. Газета «Начальная школа» за 2008-2009 года.№14,№13,№9,№5. Издательский дом «Первое сентября».
В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Интернет - ресурсы:
http://www.zavuch.info
,
http://www.nachalka.com,/
http://festival.1september,
Для обучающихся
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный математик" для 1 класса
Рабочая программа кружка "Юный математик" для первого класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование (с УУД). планируемые результа...
Программа кружка "Юный исследователь"1-4 класс
Программа внеурочной деятельности (кружка) "Юный исследователь" с1 по 4 класс....
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" 4 класс разработана в свете ФГОС....
Программа кружка "Юный исследователь" для 3 класса для реализации в образовательной среде ГлобалЛаб
Особенностью этой программы по организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе является использовании готовых проектов, созданных в образовательной среде ГлобалЛаб. Это сред...
Рабочая программа кружка "Юный театрал" учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса
Программа «Юные театралы» реализует социальное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь"
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа кружка "Юные математики" 1-4 классы
Рабочая программа кружка "Юные математики" для учащихся1-4 классов...