Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Бельчич Инна Сергеевна

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krylatye_slova.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»


Цели и задачи:

  1. Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова. 
    2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость. 
    Ожидаемые результаты: 
    Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова. 
    Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова. 
    Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся. 
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану. 
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.

Аудиозапись: «Крылатые слова»

1. Организационный момент.

 - Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание.

Саша Вагин

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но, начнём же, не будем зря время терять.

- Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за наши успехи. Чтобы начать занятие, мы должны разбиться на группы. Для этого  подойдите  ко мне, станьте в круг, повернитесь спиной внутрь круга, каждый из вас получает листочек (курочка,  кошка) Прочтите, что там написано и зажмите его в кулачке. Перевернитесь лицом в круг. По моей команде вы издаете тот звук, который издает животное, написанное у вас на листочках, и образуете группы по голосам. Теперь каждая группа займет свое место за партами. Вашу работу сегодня будет оценивать независимое жюри из учеников 4-ого класса, именно они будут вам ставить баллы за каждый конкурс. Наибольшее количество баллов, которое может набрать команда за 1 конкурс  равна 1, за нарушение правил баллы могут забрать. Ну а сейчас я вам предлагаю выбрать капитана и название вашей команды.(Дети совещаются друг с другом). Поскольку сегодня вы будете работать в группах, давайте вспомним главные правила работы:

  • Работать вместе, сообща
  • Не выкрикивать, уметь слушать своих товарищей
  • Не перебивать
  • Вести себя культурно
  • Соблюдать дисциплину и порядок
  • Если группа готова ответить-взяться за руки и дружно поднять их вверх

2. Мотивация. 

Начнем свою работу «с разминки ума», давайте поиграем с вами в игру «Чудесные превращения слов». У вас на столе лежат карточки под №1«Отгадай слово»

1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово»

1. Итак, возьмите  корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)

2. Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник)

2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы

Переставь местами буквы и образуй новые слова.

лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка)

3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика»

Череп – п + муха =? (Черемуха)

Куртка – тка +ица=? (Курица)

Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)

Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)

Сосна – на + ка = ? (Соска)

3. Введение в новую тему.

 Разминка закончена, переходим к главному. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

Предлагаю послушать стихотворение.

«Как работает слово»  
Бывает частенько, что слово одно, 
Но очень по-разному служит оно. 
Примеры тут можно найти без труда, 
Возьмем хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, 
С тех пор уже много воды утекло.

Случилось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед: 
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»! 
А гуси и утки – сухие всегда, 
Заметили люди: «Как с гуся вода».

Лентяй отдыхает, а время идет:  
«Под камень лежачий вода не течет». 

Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,

На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом? 
Не дело, мол, «воду носить решетом»! 
Стихи я пишу, не жалея труда, 
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!…» 
(В.Суслов)

-У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?

-Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили?
3. Информационный блок. 

-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)

-Я думаю, вы догадались, какая тема нашего занятия? (Учащиеся называют тему занятия.) Слайд 5

-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.)

Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.

ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова.

Слайды 6,7 (басни)

Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить с помощью….? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря) Каждой команде раздаются словари.

Словари нам сегодня пригодятся для работы.

Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны? Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и дружелюбное отношение к партнерам и соперникам.

За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не верный , то красный

1 конкурс «Домашнее задание» (2 балла)

Каждой команде нужно было найти  одно крылатое выражение и проиллюстрировать. (Выступление команд)

- Ребята, мне тоже было интересно поучаствовать в этом конкурсе. Предлагаю познакомиться с крылатым выражением «ободрать как липку». А может, быть кто-то знает это выражение? Найдите толкование в словарях.

2 конкур «Найди соответствия» Слайд 8

Начинаем следующий конкурс, который называется «Найди соответствия». На доске вывешены крылатые выражения и их толкования, но все они перемешаны, вам нужно как можно быстрее найти соответствия

- обманывать (водить за нос…)
- замолчать  (прикусить язык…)
- засыпать (клевать носом…)

- преувеличивать  (делать из мухи слона…)
- сплетничать (чесать языки…)

- бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)

Проверка задания

3 конкурс  называется «Замени выражение одним словом» (словари).  Я даю по 3 выражения каждой команде.  Когда та или иная  команда будет готова- прошу показать

Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (
обманывать),
рукой подать – (
близко), 
зарубить на носу – запомнить; 
куры не клюют – много; 
душа в пятки ушла – испуг. 

Проверка задания. Слайд 9

Физминутка «Ёлка»

4 конкурс «Вспомни сказку». По 3 выражения каждой команде .

- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка)

- битый не битого везет;(Лиса и волк)

- по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению)

Проверка задания. Слайд 10

5 конкурс «Самый внимательный слушатель»

Аудиозапись «Крылатые слова». Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений

6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде. Слайд 11

- голоден, как …(волк)

- хитер, как … (лис)

!- надут, как … (индюк)

!- труслив, как…( заяц)

- неповоротлив, как …( медведь)

!- нем, как …(рыба)

Как вы понимаете отмеченные выражения?

7 конкурс «Закончи выражение» (устно)

Сколько лет…(сколько зим)

Добро…(пожаловать)

Не тут-то …(было)

Идти нога…(в ногу)

Не по дням…(а по часам)

Мастер на все…(руки).

8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12

Простая истина

Живите ближнего любя!

Ведь это просто и понятно:

Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться

А как войти потом обратно?

Вход и выход

В жизни есть тропинки, есть пути…

Выбирай их очень осторожно!

Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)

Выйти из него мгновенно можно!

- Какие фразеологизмы вы услышали?

4. Подведение итогов.

Подсчет баллов в командах.

Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».

- Ребята, дайте оценку нашему занятию.

- Что понравилось? Что вызвало затруднение?

- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?

5. Рефлексия

У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.

6. Задание по желанию

Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)

1. Об очень большой тесноте.

2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.

3. Об очень счастливом человеке.

4. О полной тишине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеурочного занятия "Вежливые слова"

Внеурочное занятие для 1 класса ( "Занимательный русский язык") на данном занятии обучающиеся знакомятся с "волшебными" словами, на практике учатся их применять....

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие "Дал слово - держи!"

Внеурочное занятие "Дал слово - держи!"...

Конспект внеурочного занятия "Сложные слова"

Цели: создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала;научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные –о, -е в сложн...

Технологическая карта по внеурочному занятию "Вежливые слова"

Цель: ознакомление  с вежливыми словами, употребляемыми в речи, их классификацией;   употреблять эти слова в своей речи    привитие умения находить  и употреблять эти сло...

Внеурочное занятие "Волшебные слова"

Технологическая карта занятия...