Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема внеурочного занятия: « Крылатые слова»
Цели и задачи:
- Познавательная: познакомить с понятием фразеологизм, крылатые слова.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: понятие фразеологизма, крылатые слова.
Уметь: находить фразеологизмы в тексте, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, опознавать крылатые слова.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в данных материалах .
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Основные понятия: Крылатые слова. Фразеологизмы
Раздаточный материал: карточки с заданием, фразеологические словари, смайлики, конверты с заданием, жетоны.
Аудиозапись: «Крылатые слова»
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем внимание.
Саша Вагин
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнём же, не будем зря время терять.
- Мы надеемся, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за наши успехи. Чтобы начать занятие, мы должны разбиться на группы. Для этого подойдите ко мне, станьте в круг, повернитесь спиной внутрь круга, каждый из вас получает листочек (курочка, кошка) Прочтите, что там написано и зажмите его в кулачке. Перевернитесь лицом в круг. По моей команде вы издаете тот звук, который издает животное, написанное у вас на листочках, и образуете группы по голосам. Теперь каждая группа займет свое место за партами. Вашу работу сегодня будет оценивать независимое жюри из учеников 4-ого класса, именно они будут вам ставить баллы за каждый конкурс. Наибольшее количество баллов, которое может набрать команда за 1 конкурс равна 1, за нарушение правил баллы могут забрать. Ну а сейчас я вам предлагаю выбрать капитана и название вашей команды.(Дети совещаются друг с другом). Поскольку сегодня вы будете работать в группах, давайте вспомним главные правила работы:
- Работать вместе, сообща
- Не выкрикивать, уметь слушать своих товарищей
- Не перебивать
- Вести себя культурно
- Соблюдать дисциплину и порядок
- Если группа готова ответить-взяться за руки и дружно поднять их вверх
2. Мотивация.
Начнем свою работу «с разминки ума», давайте поиграем с вами в игру «Чудесные превращения слов». У вас на столе лежат карточки под №1«Отгадай слово»
1 слайд -I-й конкурс «Отгадай слово»
1. Итак, возьмите корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыба» (Завязка)
2. Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъезжал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «стол». (Подснежник)
2 слайд - II -й конкурс : Анаграммы
Переставь местами буквы и образуй новые слова.
лучок , лышима, гадрупо, инкаснеж, касум(чулок, малыши, подруга, снежинка, сумка)
3 слайд - III-й конкурс: «Грамматическая арифметика»
Череп – п + муха =? (Черемуха)
Куртка – тка +ица=? (Курица)
Черный – ый + о + слива – а = ? (Чернослив)
Чистый – ый + о + тело –о = ? (Чистотел)
Сосна – на + ка = ? (Соска)
3. Введение в новую тему.
Разминка закончена, переходим к главному. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово – хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Предлагаю послушать стихотворение.
«Как работает слово»
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случилось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
- Не хватит ли воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет»!
А гуси и утки – сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Лентяй отдыхает, а время идет:
«Под камень лежачий вода не течет».
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего,
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!…»
(В.Суслов)
-У. Что использует поэт в своем стихотворении для большей выразительности?
-Д. Крылатые выражения. Какие выражения вы запомнили?
3. Информационный блок.
-Ребята, а много ли вы знаете крылатых выражений? (Нет)
-Я думаю, вы догадались, какая тема нашего занятия? (Учащиеся называют тему занятия.) Слайд 5
-Ребята, с какой целью мы будем изучать эту тему? (Познакомиться с крылатыми выражениями и украсить свою речь.)
Действительно, русский язык богат выразительными средствами. Одно из средств – крылатые слова или фразеологизмы.
ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение. Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова, рассказах, стихотворениях. Предлагаю вам познакомиться с фразеологизмами в баснях Крылова.
Слайды 6,7 (басни)
Не все крылатые слова понятны детям. Но эту проблему можно решить с помощью….? Как вы думаете чего? (фразеологического словаря) Каждой команде раздаются словари.
Словари нам сегодня пригодятся для работы.
Сейчас мы начнем с вами интересную и познавательную работу. Согласны? Каждая команда постарается проявить смекалку, находчивость и дружелюбное отношение к партнерам и соперникам.
За каждый конкурс команды будут получать жетоны разного цвета. Если ответ верный, то зеленый жетон, если есть ошибки –синий, а если ответ не верный , то красный
1 конкурс «Домашнее задание» (2 балла)
Каждой команде нужно было найти одно крылатое выражение и проиллюстрировать. (Выступление команд)
- Ребята, мне тоже было интересно поучаствовать в этом конкурсе. Предлагаю познакомиться с крылатым выражением «ободрать как липку». А может, быть кто-то знает это выражение? Найдите толкование в словарях.
2 конкур «Найди соответствия» Слайд 8
Начинаем следующий конкурс, который называется «Найди соответствия». На доске вывешены крылатые выражения и их толкования, но все они перемешаны, вам нужно как можно быстрее найти соответствия
- обманывать (водить за нос…)
- замолчать (прикусить язык…)
- засыпать (клевать носом…)
- преувеличивать (делать из мухи слона…)
- сплетничать (чесать языки…)
- бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)
Проверка задания
3 конкурс называется «Замени выражение одним словом» (словари). Я даю по 3 выражения каждой команде. Когда та или иная команда будет готова- прошу показать
Во весь дух – (быстро),
морочить голову – (обманывать),
рукой подать – (близко),
зарубить на носу – запомнить;
куры не клюют – много;
душа в пятки ушла – испуг.
Проверка задания. Слайд 9
Физминутка «Ёлка»
4 конкурс «Вспомни сказку». По 3 выражения каждой команде .
- встань передо мной, как лист пред травой;(Сивка-бурка)
- битый не битого везет;(Лиса и волк)
- по щучьему велению, по моему хотению.(По щучьему велению, по моему хотению)
Проверка задания. Слайд 10
5 конкурс «Самый внимательный слушатель»
Аудиозапись «Крылатые слова». Ученики записывают услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений
6 конкурс «Узнай животного» (вопрос – ответ). По 2 выражения каждой команде. Слайд 11
- голоден, как …(волк)
- хитер, как … (лис)
!- надут, как … (индюк)
!- труслив, как…( заяц)
- неповоротлив, как …( медведь)
!- нем, как …(рыба)
- Как вы понимаете отмеченные выражения?
7 конкурс «Закончи выражение» (устно)
Сколько лет…(сколько зим)
Добро…(пожаловать)
Не тут-то …(было)
Идти нога…(в ногу)
Не по дням…(а по часам)
Мастер на все…(руки).
8 конкурс « Крылатые слова в стихах» Слайд 12
Простая истина
Живите ближнего любя!
Ведь это просто и понятно:
Не трудно выйти из себя, (лишиться самообладания, душевного равновесия, сильно раздражаться
А как войти потом обратно?
Вход и выход
В жизни есть тропинки, есть пути…
Выбирай их очень осторожно!
Тяжело в доверие войти – ( чтобы верили и доверяли)
Выйти из него мгновенно можно!
- Какие фразеологизмы вы услышали?
4. Подведение итогов.
Подсчет баллов в командах.
Все участники молодцы! Я рада, что вы « не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «ловили все на лету» и «язык был хорошо подвешен».
- Ребята, дайте оценку нашему занятию.
- Что понравилось? Что вызвало затруднение?
- Ребята, достигли ли мы цель нашего урока?
5. Рефлексия
У каждого есть смайлики – веселые и грустные. Если вам было интересно и познавательно, то положите в кармашек веселый, а если ничего нового не узнали и было скучно, то грустный смайлик. Кому хочется еще побывать в мире фразеологизмов, то возьмите конверт с заданием.
6. Задание по желанию
“Как об этом говорят?” (замени фразеологизмом, крылатым выражением)
1. Об очень большой тесноте.
2. О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.
3. Об очень счастливом человеке.
4. О полной тишине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеурочного занятия "Вежливые слова"
Внеурочное занятие для 1 класса ( "Занимательный русский язык") на данном занятии обучающиеся знакомятся с "волшебными" словами, на практике учатся их применять....
Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)
Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...
Конспект урока по дисциплине –внеурочная деятельность. Тема внеурочного занятия: «9 МАЯ-День Победы!»
Тема внеурочного занятия: «9 МАЯ-День Победы!»...
Внеурочное занятие "Дал слово - держи!"
Внеурочное занятие "Дал слово - держи!"...
Конспект внеурочного занятия "Сложные слова"
Цели: создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала;научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные –о, -е в сложн...
Технологическая карта по внеурочному занятию "Вежливые слова"
Цель: ознакомление с вежливыми словами, употребляемыми в речи, их классификацией; употреблять эти слова в своей речи привитие умения находить и употреблять эти сло...
Внеурочное занятие "Волшебные слова"
Технологическая карта занятия...