Внеурочное занятие "Дал слово - держи!"
план-конспект

Добрынина Наталья Васильевна

Внеурочное занятие "Дал слово - держи!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

Дал слово – держи!

Тип урока:  изучение нового материала

Задача: формировать убеждение, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.
Цели: 
1
. Образовательные:
- обеспечить в ходе занятия закрепление ранее изученного материала
- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;
2.
 Развивающие:
- работать над развитием речи, мышления;
3.
Воспитательные:
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;
- формировать представление о честности, смелости, верности слову и обещанию;
Планируемые УУД:
познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;
коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности;
личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил, важности исполнения роли «хорошего человека»; развивать умение объяснять самому себе «что нужно обещание выполнять».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,  карточки с заданиями для работы в группах, карточки с пословицами, «Сердечко честности», карандаши, солнышки, плакат, клей, презентация.
Оформление доски: плакат для солнышек, девиз: «Добро желаешь – добро и делай».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация

Цель: вызвать интерес к преподаваемому предмету

Упражнение «Передай свою улыбку».

-  Когда встречаем мы рассвет, то говорим…..(привет)
С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой…..(привет)
При встрече через много лет вы крикните друзьям…..(привет)
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…..(привет)
И вы запомните совет: дарите всем друзьям……..(привет)
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы ……..(привет)
А теперь передайте своими улыбки друг другу, улыбнитесь нашим гостям.
Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца занятия.

Наблюдают, слушают.

Дети встают в круг.

Договаривают слово «привет». Настраиваются на позитивный ход урока.

  1. Тема урока.

Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы и постановке учебных задач.

Сегодняшнее занятие мы начнем с истории, которая произошла с ребятами. Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»
«Честное слово»
А дело было так. Ребята решили всей компанией пойти на представление в цирк. Собрали деньги на билеты и стали соображать, кому поручить их купить.
- Давайте мне, - заявил Петухов, - я там все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.
- А не подведёшь?- усомнилась Наташа. Она почему-то на Васю не очень надеялась.
- Что ты! Честное слово! – поднял Петухов руку.
Утром ребята начистились, нарядились и ровно в половине двенадцатого собрались около цирка. Васи ещё не было. Все понимали, что достать билеты в выходной день нелегко.
- Наверное, в очереди стоит,- посочувствовала Лена.
Прошло 5…10…минут. Вася не появлялся. Мимо проходили оживлённые, взволнованные мальчики и девочки. Они вынимали билеты из карманов и скрывались в дверях цирка.
У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов?
До начала представления оставалось 5 минут.
- А может быть, возьмём билеты сами? – робко предложила Лена. Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хватит и на 2 билета. Ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое.
Стрелка на больших часах у входа подошла к 12 часам. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвенел 3 звонок. Раздалась весёлая музыка. Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса.
Как обидно стоять и мёрзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слёзы. В этот момент показался деловитый и озабоченный Петухов.
- Ну, как? Все собрались? Сейчас мы всё организуем!
Но над кассой уже висело объявление: «На сегодня все билеты проданы».


Как, по вашему мнению, реагировали ребята на этот поступок Васи?
Какие чувства испытывали ребята в этой ситуации?
Что можно посоветовать Васе?
Что значит быть верным своему слову?
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой.

Предполагают, наблюдают, актуализируют знания.

Дети пытаются ответить на вопрос)
Тема – Дал слово- держи его.
Цель- научиться держать слово, если пообещал.

  1. Работа по теме урока

Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

  1. Ребята, давайте с вами вспомним   рассказ Л. Пантелеева «Честное слово».
    - Вам понравился герой этого рассказа?
    - Ребята, как вы считаете, нужно ли держать обещанное слово?
    - Трудно ли было мальчику оставаться верным долгу до конца?
    - С чем ты согласен в поведении малыша, а с чем нет?
    Как бы ты поступил сам?
    - Как вы понимаете, что такое обещание?
    - Правильно, данное обещание надо выполнять: обещал - сделал.
    - А прав ли мальчик, что дал честное слово незнакомым мальчикам?

 Вначале хорошо подумай, а  потом давай честное слово.
2.  Работа в группах:
Выберите из предложенного списка слова, которые характеризуют мальчиков
1 группа – первый случай мальчика Васю
2 группа – мальчика из рассказа «Честное слово»
Сравните эти две характеристики. Каким бы ты хотел стать? Почему? Объясни.
(Честный, пустозвон, безответственный, ответственный, нечестный, халатный, лживый, правдивый, обманщик, достойный человек, не умеет держать своё слово, умеет держать своё слово )
1группа: Пустозвон, безответственный, нечестный, лживый, обманщик, не умеет держать своё слово
2 группа: Смелый, честный, ответственный, умеет держать слово.


3. Давайте попробуем составить правила о том, как держать свое слово и обещание:
Не обещай не подумав.
• Если не смог сдержать слово, то честно признайся.
• Если трудно сдерживать слово, то начни с небольшого обещания, но обязательно доведи его до конца.
• Не перекладывай свои обязанности, свои дела, свою вину на другого.

4. Физминутка
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко, рассказывает о своем выполненном обещании, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.
Учитель: А теперь нас ждет следующая работа.


5. Работа в парах.
Продолжи пословицы.
1.
Слово давать, так слово держать.
2. Не давши слово – крепись, а давши – держись.
3. Уговор дороже денег.
4. Будь своему слову хозяин.
5. Слово держать – не по ветру бежать.
6.Нет большего позора, как не выполнить уговора
7. Не корми завтраками, а сделай сегодня.
8. Помогай не словом, а делом.

Учитель: А теперь подумайте, и вычеркни лишние предложения:
Дал слово – можно забыть о нем.
Объясните, почему вы выбрали это предложение

Регулятивные, познавательные.

Коммуникативные умения

Узнают

Работают в группах.

Ответы детей: Если раз солгал, не сдержал слово, то в другой раз тебе не поверят. Тебя не будут уважать. С тобой никто не захочет дружить…
Не нужно обещать, не обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь другому.
Верность слову, обещаниям невозможно без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом

Работа в парах. Предполагают, (Каждая пара получает слова и из них собирает пословицы)

  1. Рефлексия

Формировать представление о честности, смелости, верности слову и обещанию.

Я хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно прислушайтесь к моему совету.
Если клялся народу солдат, что в бою не отступит назад,-
Твёрдо знают российские люди: - Будет насмерть стоять он. Будет!
Если мастер уральский сказал, что досрочно он сварит металл,-
Твёрдо знают российские люди: - Будет плавка до срока. Будет!
Если слово колхозник даёт, что двойной урожай соберёт,-
Твёрдо знают российские люди: - Будет хлеб в закромах. Будет!
Так держи своё честное слово, так же честно и так же сурово,
Как на пашне твой брат, на заводе отец.
Как сдержал своё слово на фронте боец.
Чтобы знали российские люди: - Как сказал ученик, - так и будет.
Если нынче отличником быть обещал, пусть на завтра пятёрка украсит журнал,
Если нынче дал слово расти закалённым, завтра выйди на яркий ковёр стадиона.
Чтобы рядом стояли слова и дела, чтоб Отчизна тобою гордиться могла!
- Какие слова вам показались самыми главными?
- О чем мы сегодня говорили?

Фронтальная

Анализируют, предполагают, высказывают свое мнение. Предполагаемые ответы детей:

верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.

  1. Итог:

Цель: выявить степень достижений планируемых результатов

Рисунок «Солнышко»
Ребята, а теперь нарисуйте солнышко, но без лучиков и повесьте свой рисунок на стенд. А теперь вспомните цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия и если вы считаете, что вы достигли результата, то нарисуйте к своему солнышку один лучик. Это будет значить, что данное слово в начале урока вы сдержали. Вот теперь, когда вы будете, давать слово или обещание всегда будете вспоминать о своем солнышке и стараться держать слово, поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В следующий понедельник, мы по солнечным лучикам посчитаем, сколько раз ваше солнышко помогло быть честными.

Наблюдал

Сравнивал

Изучал

  1. Не обещай не подумав.
  2. Если не смог сдержать слово, то честно признайся.
  3. Если трудно сдерживать слово, то начни с небольшого обещания, но обязательно доведи его до конца.
  4. Не перекладывай свои обязанности, свои дела, свою вину на другого.

Честный, пустозвон, безответственный, ответственный, нечестный, халатный, лживый, правдивый, обманщик, достойный человек, не умеет держать своё слово, умеет держать своё слово.

Честный, пустозвон, безответственный, ответственный, нечестный, халатный, лживый, правдивый, обманщик, достойный человек, не умеет держать своё слово, умеет держать своё слово

Честный, пустозвон, безответственный, ответственный, нечестный, халатный, лживый, правдивый, обманщик, достойный человек, не умеет держать своё слово, умеет держать своё слово

Слово давать,       так слово держать.


Не давши слово – крепись,    а давши – держись.


Уговор дороже      денег.


Будь своему слову      хозяин.


Слово держать –       не по ветру бежать.

Нет большего позора,     как не выполнить уговора.

 
Не корми завтраками,     а сделай сегодня.


Помогай не словом,     а делом.

Дал слово –     можно забыть о нем.

Я дал слово,      я его и заберу обратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие кружка внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по теме "Дал слово- держи его"

Данное занятие учить детей держать данное слово и обещание.Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специа...

внеурочное родное слово

внеурочное родное слово...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово" 2 класс

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык. 1-4 классы» (авторы...

Этическая беседа "Дал слово - держи его" с презентацией и самоанализом

  Формировать убеждение, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.Степень занимательности, увлекательности и необычности используемого материала была высокой, так...

Конспект внеклассного занятия "Дал слово - держи"

Формирование у детей чувство долга, различать ложь и правду....

Классный час "Дал слово - держи", 2 класс

Конспект классного часа в начальной школе на нравственную тему...

"Дал слово - держи"

Внеурочное воспитательное мероприятие "Дал слово - держи", 2 классЦели: формирование убеждения, что если дал слово, то его надо держать. Формирование представления о честности, смелости...