Конспект внеурочного занятия "Сложные слова"
план-конспект занятия (3 класс)
Цели:
- создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала;
- научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные –о, -е в сложных словах, т.е. решать учебную задачу;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova.docx | 71.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА:
«СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Новикова Анжелика Евгеньевна
Апрель, 2020 год
Цели:
- создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала;
- научить детей через составленный алгоритм правильно писать соединительные гласные –о, -е в сложных словах, т.е. решать учебную задачу;
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать;
- развивать практические умения: работать с алгоритмами, опорными схемами;
- развивать память, внимание, речь учащихся;
- создавать эмоционально-ценностное отношение к предмету.
Оборудование:
- схема-карта для каждого учащегося;
- карточки с заданиями;
- модель урока на доске;
- разноцветные специальные карточки для учащихся;
- предметные картинки.
Ход занятия.
- Актуализация опорных знаний.
- Знакомство с эпиграфом занятия.
«Российскому патриоту любой подвиг в охоту» - это эпиграф нашего занятия.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Кого можно назвать патриотом? (Того, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине)
- О каком подвиге идёт речь? (Защита Родины, труд, знание истории, культуры, народных традиций)
- Сегодня очень много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом своей Родины. Ведь только тогда страна становится могучей, крепкой.
Родина – это не только страна. Что ещё можно назвать Родиной? (Город, дом).
Сегодня на занятии мы поговорим и о Родине, и о труде, и о доме.
Работа предстоит серьёзная. Настроение должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.
- Моделирование урока.
- Сегодня занятие – исследование. Вот модель нашего занятия.
Научиться исследовать – это значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение занятия вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. (Учащиеся получают маршрутные листы).
Маршрутный лист.
Отлично (красный) – кр. Сомневаюсь (жёлтый) – ж. Не получается (синий) – с.
- Актуализация новых знаний.
- Прочитайте записанные на доске слова:
домик
домработница
домище
дом
- Что можно сказать об этих существительных? (однокоренные, сущ., м/ж. р., ед.ч., одуш/неодуш., нариц/собств.)
- Какое слово лишнее? (Домработница)
- Почему? (Т.к. сложное, состоит из двух основ)
Учащиеся выходят к доске, выделяют основы.
- Зачитайте значение слова «сложный». Какое понятие относится к нашей теме? (Состоящий из нескольких элементов, частей).
- Сложные слова будут в центре нашего внимания и сегодня. Тема занятия – Сложные слова.
- Оцените свою работу на данном этапе.
- Посмотрите на доску. Какое задание можно предложить по предложенной записи?
хозяйка
дом сед
владелец
(Составьте другие сложные слова с этим же корнем, соединяя только основы).
Вывод – проблема.
-Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получились сложные слова?
-Какова цель занятия? (Узнать, как нужно соединить две основы. Чтобы получилось сложное слово).
- Как решать эту проблему? (Провести наблюдение – исследование)
- Оцените, насколько хорошо вы поняли цель занятия.
-Отгадайте и запишите слова, которые мы будем исследовать.
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
Стоит толстячок,
Подбочивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
(Самовар)
Он отлично варит кашу,
У него особый дар.
Кто нас кормит кашей с маслом?
Ну, конечно, … (кашевар)
Снова солнце печёт сильно,
Снова солнечный денёк.
Назовите сложным словом:
«Печёт солнце» - …… (солнцепёк)
- Расскажите, как вы исследовали слова.
- Какой вывод можно сделать?
- Что соединяет основы? (Чтобы получились сложные слова, нужны соединительные гласные)
-Обратите внимание на запись.
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ
О Е
-Когда пишется о? е?
- Давайте отдохнём, а потом составим алгоритм наших действий для определения соединительных гласных в сложных словах.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Итак, что мы планировали сделать? (Составить алгоритм)
-РАБОТАЕМ В ПАРАХ.
-С чего начнём? Какой итог будет первым? Что делаем затем? (Все шаги обозначаем на карточках, которые вывешиваются на доску)
___________________...?_______________________
___________________...?_______________________
______О______ _______Е_______
-Сформулируйте правило, когда пишется соединительная гласная О, когда – Е.
-Вернёмся к словам, которые создали проблему в начале занятия. Объясните их написание.
-Проверим, как вы поняли основное правило урока.
- Почему мы использовали слова, связанные с нашим домом? (Это малая родина)
- Предлагаю совершить путешествие по нашей Родине в разные уголки страны, туда, где люди совершают свой трудовой подвиг.
РАБОТАЕМ В ГРУППАХ.
- Выберите, в какую отрасль производства вы бы хотели отправиться.
1. Животноводство.
2. Растениеводство.
3. Градостроение.
4.Земледелие.
5. Приборостроение.
6. Машиностроение.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП.
- Выпишите сложные слова. Выделите основы, подчеркните соединительную гласную.
ПАСТУХ СКОТОВОД
СВИНОПАС ЖИВОТНОВОД
ПОРОСЁНОК КОНЕВОД
ПТИЦЕВОД КОНЮХ
ПТИЧНИК ОВЦЕВОД
ПЧЕЛОВОД БАРАШЕК
- Запишите одним словом.
- Человек, который разводит цветы.
- Человек, который выращивает, разводит овощи.
- Человек, который выращивает, разводит чайные кусты.
- Человек, который выращивает, разводит сады.
- Человек, который выращивает, разводит картофель.
- Хранилище овощей.
- Вставьте соединительную гласную.
САМ…СВАЛ ХЛЕБ…РОБ
СТАЛ…ВАР ХЛЕБ…УБОРКА
ГРАД…СТРОИТЕЛЬ СЕН…КОС
МНОГ…ЭТАЖКА ЗЕМЛ…ПАШЕЦ
ГРУЗ…ПЕРЕВОЗКИ ЗЕМЛ…ДЕЛЕЦ
БЕТОН…МЕШАЛКА ЗЕРН…ВОЗ
4.Составьте сложные слова.
МЫШЬ МОЛКА
ЗУБ О ТУШИТЕЛЬ
ДЫР ЛОВКА
СТЕКЛ Е ЧИСТКА
КОФ РЕЗ
ОГН КОЛ
- Оцените, как вы поняли основное правило занятия.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (разноуровневые задания)
- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
- Выберите уровень и покажите соответствующий сигнал.
1-ый уровень
Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пёк, мор…ход.
- Списать, вставить соединительную гласную. Выделить основу, корень.
2-ой уровень.
- Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.
3-ий уровень.
- Придумайте по два слова с соединительными гласными –О-, -Е-.Составьте и запишите предложения с этими словами.
-Оцените свою работу.
3.Итог.
-Какова была цель занятия? Мы её достигли? Воспроизведёте по алгоритму правило?
-Что вам понравилось на занятии? Что показалось трудным?
- Вспомните эпиграф занятия. Почему на занятии использовались слова, связанные с домом, профессией, трудом людей? (Дом – это маленькая родина, труд – это тоже подвиг)
- Оцените свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....
План-конспект внеурочного занятия "Вежливые слова"
Внеурочное занятие для 1 класса ( "Занимательный русский язык") на данном занятии обучающиеся знакомятся с "волшебными" словами, на практике учатся их применять....
Конспект урока "Перенос слов с мягким знаком в середине слова"
Цели: обеспечить усвоение учащимися знания переноса слов с мягим знаком в середине слова....
Методическая разработка. Конспект занятия " Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова".
конспект занятия...
конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс. Программа "Школа России"....
Конспект внеурочного логопедического занятия по теме: «Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами»
Логопедическое внеурочное занятие с группой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с нарушениями устной и письменной речи, обусловленными нед...
Конспект внеурочного занятия «Актер ёр» (суффикс в словах дирижер, дублер), (3 класс)
Курс «Юный грамотей»Направленность внеурочной деятельности: лингвистическаяКласс / возраст детей: 3-14 класс, 9-10 летТема: «Актер ёр» (суффикс в словах дирижер, дублер).П...