Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_2a_pechatat.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
4.Авторская программа по курсу «Азбука нравственности» (авторы:
Э. Козлова, В. Петровая, И. Хомякова)
5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ лицея № 5;
6.Положение о рабочей программе МБОУ лицей №5
7.План внеурочной деятельности МБОУ лицея №5 на 2018-2019
учебный год ;
8.Календарный учебный график МБОУ лицея № 5 на 2018-2019 учебный год;
9.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»СанПиН 2.4.2821-10
Цель : сформировать внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения, стремление следовать этим правилам, помочь перейти от социального контроля (учитель, родители, сверстники) к самоконтролю.
Задачи:
- Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
- Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
- Научить навыкам общения и сотрудничества
- Развивать коммуникативные умения в процессе общения.
Общая характеристика курса:
Данная программа предполагает знакомство детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться уже в младшем школьном возрасте. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Занятия проводятся с яркой эмоциональной окраской, используются игровые элементы и ситуации, наглядность, известные детям художественные образы в искусстве и литературе. Необходимо широко использовать наглядные средства (художественные образы, живые примеры, ролевые игры, ручной труд). Художественное произведение открывает окно во внутренний мир человека, народная мудрость используется как обобщение, выраженное кратко и назидательно, как своеобразная формула нравственной нормы. Важно обеспечить активность учащихся: рисование, сочинение, отгадывание загадок, инсценирование, выполнение различных творческих работ, организация мастерских. Во 2 классе уделяется пристальное внимание социальной позиции ученика. Если раньше дети воспринимали ее на эмоциональном уровне, то теперь способны осознанно отнестись к ее социальной сущности. Доступный материал углубляет понимание существа нравственных явлений.
Еще одной особенностью программы является нравственное воспитание не как совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе. Эта особенность реализуются и в содержании программы:
- ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;
- знакомство с основными этическими категориями и нравственными качествами человека;
- формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы нравственных убеждений;
- формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение;
- воспитание толерантности;
- развитие чувств патриотизма;
- воспитание законопослушного гражданина.
В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности во время занятий, учитывая возраст школьников.
В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Место курса «Азбука нравственности»
На изучение программы курса «Азбука нравственности» 2 класс отводится 1ч в неделю, всего 34 часа. Курс изучения программы рассчитан на учащихся начальных классов.
На основании календарного учебного графика МБОУ лицея № 5 на 2018-2019уч.год, программа скорректирована на 31 час.
Последовательность изучения тем:
Раздел № 1 «Культура общения»-9 часов
Раздел№2 «Общечеловеческие нормы нравственности»- 4 часа
Раздел№3 «Дружеские отношения» -11 часов
Раздел№4 «Понять другого»-7 часов
Описание ценностных ориентиров содержания курса:
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Раздел 2.Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
-ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
-знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
-понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им.
-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;
- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;
- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
Метапредметные результаты:
-Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
-Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
-Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
-Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
-Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- Адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
-Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
. -Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
-.Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
-Уметь формировать свою позицию и точку зрения.
Предметные:
-Формулировать требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
-Формулировать заповеди и правила этикета.
-Знать о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
- Приводить примеры афоризмов.
- Исполнять заповеди.
- Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
-Соблюдать нормы общения.
-Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
-Исполнять зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов.
1.Библиотечный фонд
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2013.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2013. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2013-2014.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2013. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2013. 50 с.
2. Печатные пособия
Энциклопедии, таблицы и технологические карты, предметные рисунки
3. Технические средства обучения
оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
4.Экранно-звуковые пособия
Материалы на CDи DVD носителях.
Раздел 3.Содержание курса( 31 час)
Раздел 1: Культура общения ( 9 часов)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)
Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна. Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (7 часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
Учебно-тематический план
Раздел № | Формы организации видов деятельности | Количество часов |
Раздел № 1 «Культура общения» |
| 9 часов |
Раздел№2 «Общечеловеческие нормы нравственности» | 4 часа | |
Раздел№3 «Дружеские отношения» | 11 часов | |
Раздел№4 «Понять другого» | 7 часов |
Календарно-тематическое планирование 2 «А» класс
№ п/п | Наименование тем занятий | Вид деятельности | Количество часов | Дата проведения |
Раздел № 1 Культура общения | 9 часов | |||
Этикет (повторение). | Беседа | 1 | 7.09 | |
Устное и письменное приглашение на день рождения.(правила этикета) | Наблюдение | 1 | 14.09 | |
Устное и письменное приглашение на день рождения.(ролевые игры) | Игра | 1 | 21.09 | |
Встреча и развлечение гостей.( правила этикета) | Инсцентрование | 1 | 28.09 | |
Встреча и развлечение гостей.(игры, конкурсы, викторины) | Викторина | 1 | 5.10 | |
Поведение в гостях.( правила этикета) | Беседа | 1 | 12.10 | |
Поведение в гостях.(сценки) | Инсценирование | 1 | 19.10 | |
Как дарить подарки.( правила этикета) | Творческая работа | 1 | 26. 10 | |
Практическая работа № 1 «Как дарить подарки. Как принимать подарки.» | Инсценирование | 1 | 9.11 | |
Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности | 4 часа | |||
Заповеди.( правила этикета) | Просмотри мультфильма | 1 | 16.11 | |
Заповеди. (сценки) | Инсценирование, беседа | 1 | 23.11 | |
Дал слово держи.« Честное слово» | Викторина | 1 | 30.11 | |
Практическая работа № 2 «Дал слово- держи» | Творческая работа | 1 | 7.12 | |
Раздел № 3 Дружеские отношения | 11 часов | 14.12 | ||
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | Беседа | 1 | 21.12 | |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». (конкурс пословиц и поговорок) | Конкурсы | 1 | 11.01 | |
Преданный друг. | Наблюдение | 1 | 18.01 | |
О доброте и бессердечие. | Просмотр мультфильмов, беседа | 1 | 25.01 | |
О доброте и бессердечие.(викторина) | Викторины | 1 | 1.02 | |
Об уважительном отношении к старшим. | Беседа, инсценирование | 1 | 8.02 | |
О зависти и скромности. | Игра | 1 | 15.02 | |
О зависти и скромности. Чтение и обсуждение рассказа С. Баруздина «Морской кортик» | Просмотр мультфильмов | 1 | 22.02 | |
О доброте и жестокосердии. | Наблюдение | 1 | 1.03 | |
В мире мудрых мыслей. | Творческая работа | 1 | 15.03 | |
Практическая работа № 3 «В мире мудрых мыслей.» | Праздник | 1 | ||
Раздел №4 Понять другого | 7 часов | 22.03 | ||
Золотые правила. | Беседа, игра | 1 | 5.04 | |
Золотые правила народной культуры. | Праздник | 1 | 12.04 | |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | Викторина | 1 | 19.04 | |
Как понять друг друга без слов. | Конкурс | 1 | 26.04 | |
О тактичном поведении | Беседа | 1 | 17.05 | |
Практическая работа № 4 «О тактичном и бестактном поведении.» | Конкурсы | 1 | 24.05 | |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Мир эмоций. | Инсценирование | 1 | 22.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Азбука нравственности"
В данном материале вы найдете программу кружка "Азбука нравственности" для 1-4 классов....
Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс
Программа создана для 2 класса.Цель программы: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненн...
Занятие "Помни о других - ты не один на свете" (курс "Азбука нравственности")
В данной разработке представлен материал курса "Азбука нравственности" для обучающихся подготовительных - 4 классов. Занятие по данному курсу в 4 классе "Помни о других - ты не один на свете", из разд...
Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Азбука нравственности,, 1 класс
внеурочная деятельность...
Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)
Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе....
Программа внеурочной деятельности " Азбука нравственности"- 4 класс
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Азбука нравственности» в соответстви...
Конспект урока по курсу «Азбука нравственности» для учащихся 4 класса Тема: Наши имена
Цель: Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств. Задачи: • познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека. • развивать познавательные...