Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Бельчич Инна Сергеевна

Рабочая  программа  по курсу «Азбука нравственности»  для 2 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_2a_pechatat.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.Пояснительная записка

Рабочая  программа  по курсу «Азбука нравственности»  для 2 класса составлена и реализуется на основе следующих документов:

1. ФЗ  № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

4.Авторская программа по курсу «Азбука нравственности» (авторы:

Э. Козлова, В. Петровая, И. Хомякова)

5. Основная образовательная программа  начального общего образования МБОУ лицея № 5;

6.Положение о рабочей программе  МБОУ лицей №5

7.План внеурочной деятельности  МБОУ лицея №5 на 2018-2019

учебный год ;

8.Календарный учебный график МБОУ лицея № 5 на 2018-2019 учебный год;

9.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»СанПиН 2.4.2821-10

Цель  : сформировать внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения, стремление следовать этим правилам, помочь перейти от социального контроля (учитель, родители,  сверстники) к самоконтролю.

Задачи:

  • Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
  • Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
  • Научить навыкам общения и сотрудничества
  • Развивать коммуникативные умения в процессе общения.

Общая характеристика курса:

Данная программа предполагает  знакомство детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться уже в младшем школьном возрасте. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

     Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

  Занятия проводятся с яркой эмоциональной окраской, используются игровые элементы и ситуации, наглядность, известные детям художественные образы в искусстве и литературе. Необходимо широко использовать наглядные средства (художественные образы, живые примеры, ролевые игры, ручной труд). Художественное произведение открывает окно во внутренний мир человека, народная мудрость используется как обобщение, выраженное кратко и назидательно, как своеобразная формула нравственной нормы. Важно обеспечить активность учащихся: рисование, сочинение, отгадывание загадок, инсценирование, выполнение различных творческих работ, организация мастерских.  Во 2 классе уделяется пристальное внимание социальной позиции ученика. Если раньше дети воспринимали ее на эмоциональном уровне, то теперь способны осознанно отнестись к ее социальной сущности. Доступный материал углубляет понимание существа нравственных явлений.

           Еще одной особенностью программы является нравственное воспитание не как совокупность определенных качеств, а нравственное развитие с опорой на положительное представление о себе. Эта особенность реализуются и в содержании программы:

  • ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;
  • знакомство с основными этическими категориями и нравственными качествами человека;
  • формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы нравственных убеждений;
  • формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение;
  • воспитание толерантности;
  • развитие чувств патриотизма;
  • воспитание законопослушного гражданина.

В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности во время занятий, учитывая возраст школьников.

     В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

     Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Место курса «Азбука нравственности»

На изучение программы курса «Азбука нравственности» 2 класс отводится 1ч в неделю, всего 34 часа. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся начальных классов.

На основании календарного учебного графика МБОУ лицея № 5 на 2018-2019уч.год, программа скорректирована на 31 час.

Последовательность изучения тем:

Раздел № 1  «Культура общения»-9 часов

Раздел№2 «Общечеловеческие нормы нравственности»- 4 часа

Раздел№3 «Дружеские отношения» -11 часов

Раздел№4 «Понять другого»-7 часов

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Раздел 2.Планируемые результаты  освоения курса

Личностные результаты:

-ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;

-знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;

- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;

-понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им.

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

Метапредметные результаты:

-Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

-Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

-Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

-Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

-Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

- Адекватно воспринимать обоснованную  критику учителя,  товарищей, родителей, других людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

- Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

-Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

. -Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

-.Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

-Уметь формировать свою позицию и точку зрения.

Предметные:

-Формулировать требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

-Формулировать заповеди и правила этикета.

-Знать о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

- Приводить примеры афоризмов.

- Исполнять заповеди.

- Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

-Соблюдать нормы общения.

-Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

-Исполнять  зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

Учебно-методические пособия, используемые для достижения планируемых результатов.

1.Библиотечный фонд

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2013.- 151 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2013. 25 с.
  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2013-2014.- №1-9.  
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2013. 204 с.
  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2013. 50 с.

2. Печатные пособия

Энциклопедии, таблицы и технологические карты, предметные рисунки

3. Технические средства обучения

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

4.Экранно-звуковые пособия

Материалы на CDи  DVD носителях.

Раздел 3.Содержание курса( 31 час)

Раздел 1: Культура общения ( 9 часов)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)

Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна. Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (7 часов)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

Учебно-тематический план

Раздел №

Формы организации видов деятельности

Количество часов

Раздел № 1

«Культура общения»

  1. Беседа
  2.  Игра
  3.  Творческие работы
  4. Наблюдение
  5. Просмотр мультфильмов
  6. Конкурсы
  7. Праздники
  8. Инсценирование
  9. Викторины

9 часов

Раздел№2

«Общечеловеческие нормы нравственности»

4 часа

Раздел№3

«Дружеские отношения»

11 часов

Раздел№4

«Понять другого»

7 часов

Календарно-тематическое планирование 2 «А» класс

№  п/п

Наименование тем занятий

Вид деятельности

Количество часов

Дата проведения

Раздел № 1

Культура общения

9 часов

Этикет (повторение).

Беседа

1

7.09

Устное и письменное приглашение на день рождения.(правила этикета)

Наблюдение

1

14.09

Устное и письменное приглашение на день рождения.(ролевые игры)

Игра

1

21.09

Встреча и развлечение гостей.( правила этикета)

Инсцентрование

1

28.09

Встреча и развлечение гостей.(игры, конкурсы, викторины)

Викторина

1

5.10

Поведение в гостях.( правила этикета)

Беседа

1

12.10

Поведение в гостях.(сценки)

Инсценирование

1

19.10

Как дарить подарки.( правила этикета)

Творческая работа

1

26. 10

 Практическая работа № 1 «Как дарить подарки. Как принимать подарки.»

Инсценирование

1

9.11

Раздел № 2

Общечеловеческие  нормы  нравственности

4 часа

Заповеди.( правила этикета)

Просмотри мультфильма

1

16.11

Заповеди. (сценки)

Инсценирование, беседа

1

23.11

Дал слово держи.« Честное слово»

Викторина

1

30.11

Практическая работа № 2 «Дал слово- держи»

Творческая работа

1

7.12

Раздел № 3

Дружеские отношения

11 часов

14.12

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

Беседа

1

21.12

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». (конкурс пословиц и поговорок)

Конкурсы

1

11.01

Преданный друг.

Наблюдение

1

18.01

О доброте и бессердечие.

Просмотр мультфильмов, беседа

1

25.01

О доброте и бессердечие.(викторина)

Викторины

1

1.02

Об уважительном отношении к старшим.

Беседа, инсценирование

1

8.02

О зависти и скромности.

Игра

1

15.02

О зависти и скромности. Чтение и обсуждение рассказа С. Баруздина «Морской кортик»

Просмотр мультфильмов

1

22.02

О доброте и жестокосердии.

Наблюдение

1

1.03

В мире мудрых мыслей.

Творческая работа

1

15.03

Практическая работа № 3 «В мире мудрых мыслей.»

Праздник

1

Раздел №4

Понять другого

7 часов

22.03

Золотые правила.

Беседа, игра

1

5.04

Золотые правила народной культуры.

Праздник

1

12.04

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

Викторина

1

19.04

Как понять друг друга без слов.

Конкурс

1

26.04

О тактичном поведении

Беседа

1

17.05

Практическая работа № 4 «О тактичном и бестактном поведении.»

Конкурсы

1

24.05

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. Мир эмоций.

Инсценирование

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Азбука нравственности"

В данном материале вы найдете программу кружка "Азбука нравственности" для 1-4 классов....

Программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 2 класс

Программа создана для 2 класса.Цель программы: формирование у школьников представления об общепринятых нравственных понятиях, ценностях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненн...

Занятие "Помни о других - ты не один на свете" (курс "Азбука нравственности")

В данной разработке представлен материал курса "Азбука нравственности" для обучающихся подготовительных - 4 классов. Занятие по данному курсу в 4 классе "Помни о других - ты не один на свете", из разд...

Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)

Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе....

Программа внеурочной деятельности " Азбука нравственности"- 4 класс

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Азбука нравственности» в соответстви...

Конспект урока по курсу «Азбука нравственности» для учащихся 4 класса Тема: Наши имена

Цель: Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств. Задачи: • познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека. • развивать познавательные...