Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)
рабочая программа по орксэ (1 класс) по теме
Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ) | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса
«Азбука нравственности»
(в рамках курса ОРКСЭ)
1 класс
1. Пояснительная записка
к курсу «Этика: азбука добра» авт. И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (33ч.)
Рабочая программа внеурочной деятельности курса « Этика: азбука добра» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.);
3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Лицей №1 им. Г.С.Титова г.о. Краснознаменск Московской области;
4.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 24.11.2015);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 05.07.2017 № 629)
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Этика: азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Для оценки планируемых результатов освоения программы возможно использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Школьный этикет (7ч.) (понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (11ч.).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии (6ч.).
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида (4ч.).
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет (5ч.).
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
4.Тематическое планирование
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика по теме | Плановые сроки | Фактические сроки |
Школьный этикет 7ч | ||||
Мы пришли на урок. | Выполнять правила поведения во время урока. Готовить рабочее место к уроку. Выполнять правила поведения на перемене. Применять изученные игры во время школьных перемен. Разработать и применять режим дня школьника. Выполнять правилами поведения в школьной столовой, за столом. | |||
Правила поведения на уроке | ||||
Зачем нужны перемены? | ||||
Правила поведения на перемене | ||||
Мы – в школьной столовой. | ||||
Правила поведения в столовой | ||||
Как быть прилежным и старательным. | ||||
Правила общения 11ч | ||||
Зачем нужны «вежливые» слова | Формулировать правила общения с товарищами, учителями, взрослыми, правила общения по телефону. Анализировать представленные ситуации из фильмов, книг и т.д. Участвовать в инсценировке отрывков книг. Обсуждать с одноклассниками проблемные вопросы. Давать оценку своим действиям и действиям товарищей. | |||
Доброжелательность | ||||
Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | ||||
Общение по телефону | ||||
Мой учитель. | ||||
Общение со взрослыми | ||||
Добро и зло. | ||||
Думай о других: сочувствие – как его выразить? | ||||
Эмоции. | ||||
Наши имена. | ||||
Моя семья. | ||||
О трудолюбии 6ч | ||||
Старательность - помощник в учебе | Формулировать правила ученика. Анализировать представленные ситуации из фильмов, книг и т.д. Участвовать в инсценировке отрывков книг. Приводить в порядок учебные вещи на столе, в портфеле. Давать оценку своим действиям и действиям товарищей. | |||
Старательность - помощник в учебе | ||||
Как мы трудимся: в школе и дома. | ||||
Как мы трудимся: в школе и дома. | ||||
Бережливость: каждой вещи своё место | ||||
Бережливость: каждой вещи своё место | ||||
Культура внешнего вида 4ч | ||||
Основные правила Мойдодыра. | Формулировать правила здорового образа жизни. Анализировать представленные ситуации из фильмов, книг и т.д. Участвовать в инсценировке отрывков книг. Давать оценку своим действиям и действиям товарищей. | |||
Основные правила Мойдодыра. | ||||
Учимся не болеть. | ||||
Каждой вещи свое место. | ||||
Внешкольный этикет 5ч | ||||
Правила поведения на улице. | Формулировать правила поведения в гостях, в транспорте, на улице. Анализировать представленные ситуации из фильмов, книг и т.д. Участвовать в инсценировке отрывков книг. Давать оценку своим действиям и действиям товарищей. | |||
Правила поведения в транспорте. | ||||
31. | Правила поведения в гостях. | |||
32. | Правила поведения в общественных местах. | |||
33. | Правила поведения в общественных местах. |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Перечень материально-технического обеспечения
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с двумя тумбами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Азбука нравственности"
В данном материале вы найдете программу кружка "Азбука нравственности" для 1-4 классов....
Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса
Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации федерального государственного образовательного станда...
Календарно-тематическое планирование «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)
Календарно-тематическое планирование Внеурочной детельности "Азбука нравственности" ( в рамках курса ОРКСЭ) 1 класс...
Рабочая программа ВНД. "Азбука нравственности", 1-4 классы
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся...
Рабочая программа курса "Азбука вежливости"
Главное назначение данного курса– формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие це...
Рабочая программа кружка "Азбука нравственности" для 4 класса
Рабочая программа "Азбука нравственности" предназначена для 4 класса...
Рабочая программа курса «Азбука здоровья»
Внеурочная деятельность (ФГОС)в 1 классена 2018 – 2019 учебный год(1 час в неделю, всего 33 урока)...