Программа курса "Азбука нравственности"
методическая разработка (1 класс) по теме
В данном материале вы найдете программу кружка "Азбука нравственности" для 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_nravst.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
Направленность образовательной деятельности – социально-педагогическая
Новизна данной программы в том, что разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
- патриотические чувства гражданина России;
- гражданская идентификация;
- общечеловеческие ценности;
- поликультурный мир;
- личное нравственное самосовершенствование.
Актуальность: во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с четырьмя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных,
образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения,
утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Педагогическая целесообразность: формирование у младших школьников нравственных первоначальных знаний, представлений и понятий, усвоение детьми простых правил нравственности, а также создание воспитывающих нравственных ситуаций, способствующих эмоциональному переживанию полученных нравственных знаний, а значит их осознанию и закреплению.
Цель: духовно-нравственное и гражданское становление обучающихся, их ценностно-смысловое самоопределение.
Задачи:
1. Признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния;
2.Формирование национальной идентичности личности;
3.Формирование основ толерантного сознания обучающихся;
4.Формирование у школьников чувств собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека
5. Развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом)
6. Развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); сочувствия, сопереживания;
7. Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
8. Создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
9. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики.
Отличительные особенности образовательной программы: Программа реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:
1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям: признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.
3. Нравственная ценность отбора содержания. Тематика занятий касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления.
4. Принцип разнообразия и альтруистичности деятельности реализуется посредством организации разнообразной деятельности детей: участие в подготовке и организации труда, игры, общения, которые направлены на помощь, содействие, сопереживание объектам окружающего мира, проявление альтруистических чувств и бескорыстных поступков.
5. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли: освоение социальных ролей, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».
Программа работы по духовно-нравственному воспитанию опирается на особенности контингента учащихся, их уровень познавательных интересов.
Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграции урочной, внеурочной и внешкольной форм деятельности среди учащихся.
Содержание внеурочной и внешкольной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.
Активно и обильно используется наглядность. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки-разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Возраст учащихся: 7- 10 лет
Ожидаемые результаты: воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
– проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
– соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,
– использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
– краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
– сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Срок реализации образовательной программы – 4 года
Режим занятий – 1 час в неделю/ 36час в год.
В результате обучения по программе «Азбука нравственности» учащиеся должны лучше знать и уметь:
- Иметь первичные представления о нравственности в рамках понятий «добро – зло» и общего знакомства с понятиями о правде, честности, справедливости и ответственности;
- Уметь давать элементарные оценки поступкам и делам;
- Уметь правильно с точки зрения нравственных правил эмоционально реагировать в рамках понятий «хорошо – плохо»;
- Знать и применять правила культуры нравственного поведения и простые нормы нравственности.
Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности кружка по реализации программы «Азбука нравственности» проходит в конце учебного года. Для этого проводится диагностическая работа, целью которой является выяснение наличия у детей «набора» основных нравственных понятий, которые они наиболее часто употребляют в своем общении со сверстниками и взрослыми.
Учебно-тематический план
1. Учебно- тематический план 1 год обучения(36 час)
№ | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
Правила поведения в школе (8 час) | ||||
1 | Правила поведения на уроке и на перемене. | 2 | 1 | 1 |
2 | Правила поведения в гардеробе. | 1 | 1 | |
3 | Правила поведения в столовой | 1 | 1 | |
4 | Правила поведения в библиотеке | 1 | 1 | |
5 | Правила поведения на школьном дворе. | 1 | 1 | |
О добром отношении к людям (10 час) | ||||
1 | Что такое добро и зло. | 2 | 1 | 1 |
2 | «Ежели вы вежливы…» Волшебные слова | 2 | 1 | 1 |
3 | Добрые и недобрые дела | 2 | 1 | 1 |
4 | Ты и твои друзья | 2 | 1 | 1 |
5 | Помни о других – ты не один на свете | 2 | 1 | 1 |
Как стать трудолюбивым (7 час) | ||||
1 | Ученье – свет, а неученье - тьма | 1 | 1 | |
2 | Как быть прилежным и старательным | 2 | 1 | 1 |
3 | Наш труд в классе | 2 | 1 | 1 |
4 | Мой ежедневный труд дома | 2 | 1 | 1 |
Правила опрятности и аккуратности (5 час) | ||||
1 | Культура внешнего вида | 3 | 2 | 1 |
2 | Каждой вещи свое место | 2 | 1 | 1 |
3 | Умей ценить время – свое и чужое | 1 | 1 | |
Правила культуры поведения на улице и дома (2 час) | ||||
1 | Как вести себя на улице и дома? | 2 | 1 | 1 |
Школьный этикет (4 час) | ||||
1 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 2 | 1 | 1 |
2 | Чему нас научили уроки нравственности | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 36 часов |
2. Учебно-тематический план 2 год обучения( 36 час)
№ | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
Поведение в школе ( 2 час) | ||||
1 | Правила школьной дисциплины | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Как заботиться о своем классе и школе | 2 | 1 | 1 |
Как быть аккуратным ( 5час) | ||||
1 | Соблюдай правила гигиены | 2 | 1 | 1 |
2 | Опрятность и аккуратность в одежде | 1 | 1 | |
3 | Как быть бережливым | 2 | 1 | 1 |
Правила вежливости ( 7 час) | ||||
1 | Уважай свое время и время других | 2 | 1 | 1 |
2 | Как быть предупредительным | 3 | 2 | 1 |
3 | Когда говорят «извините» | 2 | 1 | 1 |
Как быть трудолюбивым ( 3 час) | ||||
1 | Культура и дисциплина труда | 2 | 1 | 1 |
2 | Учусь правилу: «Все дела сам» | 1 | 1 | |
Базовые моральные представления ( 3 час) | ||||
1 | Честность и правдивость | 2 | 1 | 1 |
2 | Доброжелательность – что это значит | 1 | 1 | |
Общение с окружающими ( 3 час) | ||||
1 | Как оценить поступки других | 1 | 1 | |
2 | Ты и твои друзья | 1 | 1 | |
3 | Всегда держи свое слово | 1 | 1 | |
Школьный этикет ( 7 час) | ||||
1 | Обращение с просьбой и извещение о новостях | 2 | 1 | 1 |
2 | Правила поведения в театре и кино | 3 | 2 | 1 |
3 | Обращение к другу | 2 | 1 | 1 |
Культура поведения ( 6 час) | ||||
1 | Правила поведения на природе | 6 | 4 | 2 |
Всего: | 36 часов |
3. Учебно-тематический план 3 год обучения ( 36 час)
№ | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
Поведение в школе (6 час) | ||||
1 | Общее дело – забота каждого | 2 | 1 | 1 |
2 | Как понимать «взаимопомощь»? Что это значит? | 2 | 1 | 1 |
3 | Как помогать друг другу | 2 | 1 | 1 |
Как быть аккуратным (4час) | ||||
1 | Как беречь свои книги, вещи, школьное имущество? | 2 | 1 | 1 |
2 | Правила точности и обязательности – в чем их суть? | 1 | 1 | |
3 | Правила точности и обязательности | 1 | 1 | |
Правила вежливости (2 час) | ||||
1 | Вежливые поступки – что это такое? | 1 | 1 | |
2 | Против лжи и нечестности | 1 | 1 | |
Как быть трудолюбивым (2 час) | ||||
1 | Как надо помогать людям? | 1 | 1 | |
2 | Почему труд кормит, а лень портит? | 1 | 1 | |
Базовые моральные представления (2час) | ||||
1 | Что такое справедливость? | 2 | ||
Общение с окружающими (9 час) | ||||
1 | Правила для всех | 3 | 2 | 1 |
2 | Надо быть бескорыстным | 2 | 1 | 1 |
3 | Уважение к людям – что это значит? | 2 | 1 | 1 |
4 | Будь внимательным и предупредительным | 2 | 1 | 1 |
Школьный этикет ( 6 час) | ||||
1 | Правила поведения в гостях | 3 | 2 | 1 |
2 | Разговор по телефону, его этикет | 3 | 2 | 1 |
Культура поведения ( 5 час) | ||||
1 | Слово лечит, слово и ранит | 2 | 1 | 1 |
2 | Что такое правила «Нельзя»? | 2 | 1 | 1 |
3 | Визит к малознакомым и чужим людям | 1 | 0,5 | 0,5 |
Всего: | 36 часов |
4. Учебно-тематический план 4 год обучения ( 36 час)
№ | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
Правила поведения в школе (6 час) | ||||
1 | Нравственные правила на уроке | 2 | 1 | 1 |
2 | Как контролировать свои поступки | 2 | 1 | 1 |
3 | Забота о младших – наш долг | 2 | 1 | 1 |
Как быть аккуратным (3 час) | ||||
1 | Культура внешнего вида | 1 | 1 | |
2 | Будничная и праздничная одежда | 2 | 1 | 1 |
Правила вежливости (6 час) | ||||
1 | Основные правила вежливости | 2 | 1 | 1 |
2 | Как быть заботливым | 2 | 1 | 1 |
3 | Игра «Путешествие по стране Вежливости» | 2 | 1 | 1 |
Как быть трудолюбивым (1 час) | ||||
1 | Почему человек становится лучше, когда трудится? | 1 | 1 | |
Базовые моральные представления (2 час) | ||||
1 | Ответственность – это главное? | 2 | 1 | 1 |
Общение с окружающими (6 час) | ||||
1 | Верность слову и обещанию | 2 | 1 | 1 |
2 | Что значит быть хорошим товарищем? | 2 | 1 | 1 |
3 | Как и когда надо помогать окружающим? | 2 | 1 | 1 |
Школьный этикет (6 час) | ||||
1 | Как встретить и отметить праздник ? | 2 | 1 | 1 |
2 | Подарки к торжественным праздникам | 2 | 1 | 1 |
3 | Приглашение на праздник | 2 | 1 | 1 |
Культура поведения (6 час) | ||||
1 | Тон и стиль нашей речи в общении | 2 | 1 | 1 |
2 | Всегда ли вы согласны с поведением других? | 2 | 1 | 1 |
3 | Чувства в общении: какие они (сдержанность, скромность или другие)? | 2 | 1 | 1 |
Всего: | 36 часов |
Содержание программы
Основные модули программы:
1 класс – «Истоки нравственности и этики» - основное внимание уделяется ознакомлению детей с начальными представлениями о нравственности и с правилами культуры поведения.
2 класс – «Законы морали» - главный акцент делается на обосновании необходимости следования нравственному правилу. Расширяется круг этих правил, усложняются ситуации, где их надо применять, обогащаются нравственные представления детей.
3 класс – «Мораль: сознание и поведение» - главный акцент направлен на мотивацию поведения, т.е. внутреннюю сущность нравственного поведения.
4 класс – «Здоровье души» - учащиеся осваивают не только нормы и правила нравственного поведения, осознают его связь с определенными качествами личности, существенным проявлением которых является мотив поведения, создают представление о нравственных особенностях своей личности.
Методическое обеспечение:
- Помещение классной комнаты.
- Теле-, видео- и аудиоаппаратура.
- Дополнительно: компьютерный класс.
- Формы проведения занятий:
- экскурсии, беседы и сообщения;
- просмотр видеофильмов и прослушивание аудиозаписей;
- организация просветительских массовых устных журналов.
Список источников и литературы:
1. Азбука нравственности. 1 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.
2. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 класса/ под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.
3. Азбука нравственности. 2 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО« Филология», 2001.Электронная книга.
4. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001. Электронная книга.
5. Азбука нравственности. 3 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов .- М.: ИОСО РАО« Филология» , 2008.Электронная книга.
6. Азбука нравственности. Методические указания учителям/ Э. В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова. Журнал «Сельская школа» №1, 2002, стр. 51.
7. Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям начальной школы по проведению уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2007. Электронная книга.
8. Азбука нравственности. Методические указания учителю по поведению уроков./ В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова.М.: Журнал «Сельская школа» №2, 2002, стр. 51.
9. Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик. Изучение норм и ценностей учащихся 1-4 классов/ Е.Н. Белова.- М.: Классный руководитель, № 8, 2007, стр.29.
10. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 3 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2008.Электронная книга.
11. Азбука нравственности. 4 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов - М.: Российская академия образования - М.: ИОСО РАО« Филология» , 2008.Электронная книга.
12. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное посо ИОСО РАО ИОСО РАО « Филология» , 2008. Электронная книга.
13. А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся 1-2-х классов (методическое пособие): Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.
14. А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся (3-ий год обучения). Методическое пособие для учителей начальной шкколы: Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...
Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».
Современное российское общество переживает период долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формиров...