Представление педагогического опыта в рамках конкурса "Учитель года 2018"
материал на тему

Горбунова Елена Владимировна

Представление педагогического опыта в рамках конкурса "Учитель года 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые члены жюри и все присутствующие. Я – учитель начальных классов начальной школы – детского сада № 72. Зовут меня Горбунова Елена Владимировна.

          Еще в 1970 году американский социолог Элвин Тоффлер заговорил о шоке будущего – психологической реакции человека на стремительные изменения в мире, вызванные технологическим прогрессом. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять. Это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

          Изменения в мире привели к изменениям в образовании и коснулись роли учителя в частности. Учитель эволюционировал от оракула, истины в одной инстанции, говорящей головы, до наставника, фасилитатора, помощника.

        Федеральный государственный образовательный стандарт, в частности начального общего образования, устанавливает требования к результату обучения – овладение ребенком ряда универсальных учебных действий, которые позволят ему быть успешным на следующих уровнях образования и конкурентоспособным в дальнейшей жизни. Значит, моя основная задача как учителя создать условия для формирования и практического использования компетенций успешного человека.

         Эксперты Центра образовательных разработок биснес-школы Сколково опубликовали топ5 ведущих компетенций будущего. Возглавляет рейтинг умение коммуницировать, сотруднипчать. Наиболее эффективным инструментом для развития этого умения являются, на мой взгляд, активные методы обучения.

         Мой педагогический опыт позволяет сделать вывод, что они побуждают каждого ребенка к практической и мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом, дети из пассивных слушателей превращаются в самостоятельную личность. Кроме того, разнообразные формы работы дают возможность получить необходимую информацию детям с различными ведущими модальностями; а постоянная смена видов деятельности не дает заскучать гиперактивным детям – их потребность в движении не скована привычными  рамками.

             В настоящее время все наши дети имеют свои особенности: медлительные и гиперактивные, одаренные и с задержкой развития, часто болеющие и имеющие  инвалидность. Для проведения грамотного анализа класса очень важно сотрудничество со специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед).

             В силу того, что я учитель в учреждении комплексного типа, где есть дошкольный и начальный уровень образования, есть возможность сопровождать своих будущих учеников с 3-летнего возраста и диагностировать психические и физические особенности детей до поступления в 1 класс.

 Мои нынешние ученики в большинстве своем кинестетики. А это значит, что на уроке таким детям необходима активная деятельность, они должны сами все  попробовать и достичь результата. Поэтому уроки строю на основе многосенсорного обучения, чтобы дети получали информацию по нескольким каналам восприятия.

        Общеизвестно, что умение коммуницировать эффективно формируется  при использовании групповых форм работы. Вариантов много, я чаще всего использую метод «6х6х6» или «мозаичные» группы.  Очень важно, что состав групп должен быть сменным, чтобы дети смогли научиться делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения.

       Мною любимы и чрезвычайно эффективны для развития коммуникативных  навыков методы  «На линии огня» или «Стенка на стенку» Эти методы развивают критическое мышление, учат аргументировать, задавать вопросы, активизируют большое количество участников, учат культуре дискуссии.

         Активных методов достаточно много. За время практики я использовала и уроки-конференции, и уроки-суды, и интегрированные уроки. В настоящее время я осваиваю технологию бриколажа, основной принцип которой брать то, что под рукой и создавать из старого новое. Познакомившись с ней, я поняла, что  с ее элементами работаю уже давно. Например, много лет увлекаюсь фотографированием ошибок в объявлениях, витринах, ценниках и использую их в работе: в начале урока как нетрадиционное начало урока, во внеклассной работе – на турнирах, викторинах. А сейчас я поняла, что накопленный материал может дать детям возможность создать новый интересный продукт. Таким образом, технология бриколажа позволяет выстроить сотрудничество в совместной учебной и творческой деятельности  .

             Учитывая высокую мобильность современного общества, я не могла пройти мимо дистанционного обучения. Об этой стороне образования говорил и наш президент: «Дистанционное обучение у нас внедряется, внедряется широко, всё шире и шире… Нам необходимо сделать это образование доступным, развивать современные технологии». Сейчас, закончив курсы дистанционного обучения, я имею возможность работать со своими детьми, где бы они не находились.

Не секрет, что среди ребят есть дети, стесняющиеся публичных выступлений, волнующихся перед аудиторией. Для таких я ввела проверку домашнего задания в режиме видеосообщений. Ученики, находясь дома, раскрепощаются и свободно выступают. Часто, для поднятия самооценки ребенка,  демонстрирую  эти записи всему классу.

Согласно требованиям ФГОС, а теперь и профессионального стандарта педагога, мы должны уметь вовлечь в процесс обучения и воспитания всех учеников, независимо от их индивидуальных особенностей.

Поэтому в классе я создала маленькую модель государства. Наша школа называется «Солнечная страна», наш класс – город Солнечноморск. Как положено в любом городе, у нас есть мэр, заместитель мэра и несколько министерств. Кандидаты на должность мэра представляют свою предвыборную программу, отвечают на вопросы одноклассников, а потом проходят честные выборы.

Все это дает ребятам почувствовать себя самостоятельными, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права, формировать гражданскую позицию.

Родители являются помощниками в формировании коммуникативных компетенций детей. Специфика учреждения позволяет выстраивать непрерывные доверительные отношения с родителями от младшего дошкольного до младшего школьного возраста.  Мы общаемся с ними посредством электронного журнала, смс-сообщений, но ничто не заменит живого общения. В нашем учреждении существует родительский клуб «СемьЯ», в котором регулярно собираются родители для обсуждения тех проблем, что их волнуют. Особенностью работы клуба является возможность посещать собрания в режиме on-line. 

Результаты  работы по развитию коммуникационных компетенций моих учащихся легко отследить по их достижениям. У нас есть победы в различных конкурсах, где нужно проявить себя как талантливого оратора, умеющего донести свои мысли до публики (Одаренные дети, защита проектов), а также в конкурсах, где для достижения победы необходимо проявить свои лучшие качества в командной работе (Край мой, гордость моя, мир, в котором я живу, безопасное колесо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта на конкурсе "Учитель года 2011"

Ключевые позиции на которые я опираюсь в своей работе....

Статья «Представление своего опыта» на конкурс «Учитель года»

Данный материал поможет молодому специалисту представить свой опыт на педсоветах, методических объединениях, на конкурсах....

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...

Представление педагогического опыта в рамках Единого районного методического дня учителей иностранного языка

Представление педагогического опыта по теме: Изучение иностранных языков в раннем возрасте.Задачи мастер – класса: представить методы и формы работы по изучению немецкого языка в рамках работы м...