Представление педагогического опыта на конкурсе "Учитель года 2011"
презентация к уроку на тему

Трубаева Алина Сергеевна

Ключевые позиции на которые я опираюсь в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта                                                                                                           Трубаевой Алины Сергеевны. (1 слайд)

       Важной стратегической задачей модернизации российской школы является воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

От успешности ученика – к успешной личности, таковы требования времени.

(2 слайд)

Цель: создание условий для развития личности каждого учащегося.

(3 слайд)

Задачи:

  • изучить личностные особенности учащихся;
  • формировать у учащихся систему научных знаний и освоение ими способов учебной деятельности;
  • формировать основы умения учиться и способность к организации своих действий;
  • развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память, воображение) и познавательные интересы (готовность к выполнению различных умственных действий (анализ, синтез), установлению причинно-следственных связей, делать различные умозаключения);
  • содействовать ребенку в формировании положительной  Я-концепции;
  • отследить уровень развития личности учащихся.                            

        

О развитии личности в образовательном процессе начали писать и рассуждать уже давно. Многие психологи (Асмолов А.Г., К.Роджерс, В.В.Давыдов, Якиманская И.С., А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский и др.) задумывались о том, как школа влияет на формирование и развитие личности учащихся. При этом термин «личностно-ориентированного подхода» появился сравнительно недавно, когда К.Роджерс заговорил о принципиально новом для того времени отношении между учителями и учениками в школах. К.Роджерс впервые предположил, что «важно создать ситуацию успеха на уроке». Одним из путей достижения этого он видел создание богатого, развивающего воображение материала. При этом К.Роджерс отмечал, что одной из трагедий существующей системы обучения является то, что в ней в качестве основного признается только интеллектуальное развитие, без учета развития личности человека. К.Роджерс выделяет два возможных полюса в образовании: традиционное авторитарное и человекоцентрированное (личностно-ориентированное).

        (4 слайд) К.Роджерс выделяет и анализирует основные установки учителя, который работает в рамках личностно-ориентированного подхода, среди которых:                                                                                                                               - открытость учителя межличностному общению с учащимися;                                 - внутренняя уверенность учителя в каждом ученике, его возможностях и способностях:                                                                                                                        - видение учителем внутреннего мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позиции, его глазами.                                                                      К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. К. Роджерс утверждает, что учитель может создать в классе нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями (5 слайд): 

  • Демонстрация полного доверия к ученикам.
  • Учитель признает уникальность каждого ученика.
  •  Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека.
  • Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений.
  • Стремление к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
  • Помощь учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности
  • Развитие внутренней мотивации к обучению.

      Исходя из этого положения (по К.Роджерсу), определены принципы               (6 слайд) педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:

  • создание ситуации успеха;
  • создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности;
  • опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
  • использование дифференцированного и индивидуального подходов;  
  • возможность поделиться своими успехами и достижениями;
  • возможность каждого ученика видеть свой рост.

          Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.  

        Первое, что мною было сделано, при помощи школьного психолога, проведена диагностика высших психических функций учащихся на момент, поступления в первый класс и конец года. Рост уровня можно увидеть на диаграмме. (7 слайд)                                                                                        При построении образовательного процесса, я, как учитель, всегда стараюсь учитывать индивидуальные особенности, возможности и потребности учащихся.  Каждая деятельность планируется таким образом, чтобы ребёнок верил в себя, был мотивирован на развитие и самообразование.                                                                                                                     (8 слайд).  Мониторинг учебного процесса за последние два года показывает стабильный рост качества образовательного процесса при 100% успеваемости.                                                                                           (9 слайд) Мои дети являются постоянными участниками международных конкурсов «Русский Медвежонок» (по русскому языку) (2009 г. – 8 чел., 2010 г. – 12 чел.)  и «Кенгуру» (по математике) (2009 г. – 8 чел., 2010 г. – 12 чел.), дистанционных конкурсов по русскому языку «Перспектива» и «Snail»,Зимние интеллектуальные игры.  Участвуя в школьных творческих конкурсах, мои ученики также занимают призовые места.                                                                                                      В своей работе я также опираюсь на родителей. Невозможно представить развитие ребёнка, ограничивая его деятельность только школьным обучением. Для меня важно, чтобы родители были заинтересованы в успехе своих детей, всячески способствовали их развитию.  По окончании первого класса, школьными психологами было проведено анкетирование родителей по степени удовлетворённости образовательным процессом. Одним из вопросов был: «Что, на ваш взгляд, способствовало развитию вашего ребёнка?»  (10 слайд) Исходя из общего числа опрошенных участников, 85%  выделили, что на развитие ребёнка оказала влияние моя работа. 15% выделили другие аспекты работы школы.                                 Нельзя давать развитие другим, не развиваясь при этом самому. Поэтому я постоянно повышаю свой уровень.  Мною были пройдены дистанционные курсы по образовательной программе «Психологические особенности детей младшего школьного возраста». Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова  г. Москва (Удостоверение №311125-12003),  прослушала учебный модуль курсов повышения квалификации по теме: «Внедрение ФГОС на ступени начального образования» на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Участвовала в V Всероссийской видеоконференции по темам: «Личностно-ориентированные технологии аттестации и контроля учащихся», «Новые образовательные стандарты: проблемы реализации».  Я являюсь членом клуба «1 Сентября», регулярно печатаю свои работы в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Участвовала в региональной научно-практической конференции по теме: «Профессия педагога в условиях модернизации образования». Принимала участие в первом школьном конкурсе «Учитель года» в 2008 году, став призёром. Давала мастер-класс на городском семинаре по теме: «Социокультурная адаптация детей-мигрантов: проблемы и перспективы».                                                                            Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся. Для этого применяются следующие способы:

  • индивидуальные задания обучающимся;
  • открытые задания, предполагающие выполнение их индивидуально;
  • предложение обучающимся составить план занятий для себя: индивидуальную образовательную программу на обозримый период времени.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трубаева Алина Сергеевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 Личностно- ориентированное обучение в начальной школе

Слайд 2

Цель: создание условий для развития личности каждого учащегося.

Слайд 3

Задачи: изучить личностные особенности учащихся; формировать у учащихся систему научных знаний и освоение ими способов учебной деятельности; формировать основы умения учиться и способность к организации своих действий; развивать познавательные психические процессы и познавательные интересы; содействовать ребенку в формировании положительной Я-концепции; отследить уровень развития личности учащихся.

Слайд 4

Основные установки учителя (по К. Роджерсу) : открытость учителя межличностному общению с учащимися; внутренняя уверенность учителя в каждом ученике, его возможностях и способностях; видение учителем внутреннего мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позиции, его глазами.

Слайд 5

Положения для развития личности (по К.Рождерсу) : Демонстрация полного доверия к ученикам. Учитель признает уникальность каждого ученика. Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека. Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений. Стремление к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника. Помощь учащимся в формировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности Развитие внутренней мотивации к обучению.

Слайд 6

Принципы личностно-ориентированного подхода (по К. Роджерсу) : создание ситуации успеха; создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности; опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся; использование дифференцированного и индивидуального подходов; возможность поделиться своими успехами и достижениями; возможность каждого ученика видеть свой рост.

Слайд 7

Уровень развития высших психических функций у первоклассников

Слайд 8

Качество успеваемости учащихся

Слайд 9

Участие в дистанционных конкурсах Русский Медвежонок (по русскому языку) (2009 г. – 8 чел., 2010 г. – 12 чел.) «Кенгуру» (по математике ) (2009 г. – 9 чел., 2010 г. – 14 чел.) «Перспектива» (по русскому языку) « Snail » (по русскому языку) Зимние интеллектуальные игры

Слайд 10

Степень удовлетворённости работой учителя

Слайд 11

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".

Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...

Представление педагогического опыта

Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....

Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)

В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования  учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...

Представление педагогического опыта в рамках конкурса "Учитель года 2018"

Представление педагогического опыта в рамках конкурса "Учитель года 2018"...

Публичное представление педагогического опыта педагогического работника

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.Аристипп...