Публичное представление педагогического опыта педагогического работника
материал
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта
учителя начальных классов
МОУ «Центр образования «Тавла» - СОШ №17»
Марковой Марины Юрьевны
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.
А. Дистерверг
Введение.
- Тема: «Совершенствование образовательной среды как условие развития активной мыслительной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».
- Я, Маркова Марина Юрьевна, имею высшее образование, закончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Педагогический стаж работы 23 года, общий 24 года, в данной организации работаю 1 год.
- Актуальность проблемы массовой практики решаемая автором.
Актуальным для каждого учителя - научить ребенка так, чтобы ему пригодилось в жизни, чтобы данные знания он мог применить в дальнейшем. Но как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами “открывали” новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде?
В этом смысле необходимо, чтобы обучение было направлено на формирование творческой личности. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Очень важно развивать у учащихся творческие способности, независимо от того, хорошо ребенок учиться или не очень. А такие способности есть у каждого ученика.
Главной задачей учителя является выявление и поощрение стремления ребят заметить и поощрить их к творчеству и углублению способностей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка младших школьников к решению проблем, создание необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции.
Сейчас я работаю над проблемой «Совершенствование образовательной среды как условие развития активной мыслительной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».
4. Основная идея опыта.
На идею формирования опыта оказали требования ФГОС НОО, изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсы повышения квалификации, анализ своего опыта работы.
Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от других. Ребенок под руководством учителя учится оперировать научными понятиями. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие, приобретение новых способов действий с научными понятиями. Совершенствованию учебной деятельности способствует четкое определение ее структурных компонентов. По своей структуре учебная деятельность повторяет и воспроизводит строение всякой человеческой деятельности.
Урок становится современным, а образовательный процесс развивающим, если:
- Мотивировать ученика, вызвать личностный интерес для освоения учебной деятельности.
- Создать психологический комфорт ученика, создавая условия для возникновения реальной «ситуации успеха» каждого ученика.
- Строить урок на применениях проблемных методов.
- Обеспечить организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на уроке.
- Строить взаимоотношения субъект – субъектного характера, использовать групповые формы организации учебного прогресса.
Обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость ее преодоления.
- Теоретическая база опыта
Многие ученые считают, что развитие мыслительной деятельности является главным условием развития творческой личности учащихся (Л.С.Выготский, Н.Ф.Талызина, С.Аренова и др.). Успешное овладение познавательной деятельностью напрямую зависит от сформированности познавательных интересов у учащихся. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».. Усвоение учащимися научных знаний, умений и навыков может протекать разному. Знания могут приобретаться формально и осмысленно, некие сведения могут заучиваться и творчески перерабатываться, они могут изучаться в отрыве от жизни и практики и в тесной связи с ними. Обучение учащихся в школе не может ограничиваться сообщением им нужных сведений, оно, не считая того, обязано сформировывать и развивать у них способность к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их в познавательной и публичной практике.
Я стараюсь свои уроки строить таким образом, чтобы каждый ученик был занят решением какой – либо проблемы, создаю ситуации выбора: дифференцированные задания разной степени сложности. На уроке мне помогают ученики – консультанты, которые не только помогают учителю, но и учатся сами.
Соблюдение данных условий позволяет не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование игровых моментов наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.
Активизация учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Психологи, педагоги, методисты, учителя школ в настоящее время занимаются проблемой активизации познавательной деятельности учащихся.
Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности у учащихся познавательных процессов и активном психическом состоянии.
6. Новизна, творческие находки автора.
Пословица гласит: «Век живи, век учись». На протяжении всей своей жизни я стараюсь искать и применять на практике различные методики, методы и приемы в обучении, которые помогают мне разнообразить мою работу, сделать ее более интересной для учеников. Я часто посещаю уроки своих коллег, стараюсь следить за новизной в сетях Интернет, часто «заглядываю» в историческое прошлое советской педагогики. Мне интересно использовать все это на практике. Очень довольна, когда моя работа приносит результат, хотя бывает и так, что результат не превосходит ожидания.
Технология опыта.
1.Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
У младшего школьника наблюдаются возрастные особенности такие как: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-действенного мышления, повышенная двигательная активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.
Поэтому для поддерживания всего урока внимания детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Работая с учениками начальных классов часто убеждаюсь в том, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Именно он направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.
Можно отметить различные пути активизации учебной деятельности:
- проблемное изложение материала;
- самостоятельная работа учащихся;
- творческая работа детей;
- формирование стимулов к учению.
Но можно выделить и другие способы активизации учебной деятельности:
- игровые методы;
- моделирование;
- занимательность;
- проведение нетрадиционных уроков.
В педагогической практике используются различные пути активизации мыслительной деятельности, основные из них разнообразие форм, методов, средств обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
-отстаивать свое мнение;
-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
-ставить вопросы своим товарищам и учителю;
-рецензировать ответы учащихся;
-оценивать ответы и письменные работы одноклассников;
-объяснять более слабым учащимся непонятные места;
-самостоятельно выбирать посильные задания;
-находить несколько вариантов возможного решения познавательных задач (проблемы);
-создавать ситуации самопроверки, анализ личных практических действий;
-решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Активизация мыслительной деятельности учащихся – это задача каждого учителя. Во главу обучения и воспитания ребенка всегда ставлю в первую очередь возрастные особенности учащихся.
Результативность опыта.
Наверное, результатом, в первую очередь, для меня является активная работа учеников на уроках. Мне важно, чтобы ребенок научился находить правильное решение, безбоязненно его выдавал среди своих одноклассников, умело доказывал свою правильную позицию.
Некоторые учащиеся из нашего класса являются победителями и призерами муниципальных, региональных конкурсов и олимпиад. В целом отмечается повышение интереса учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах разного уровня, рост показателей качества знаний по предмету, стремление учеников к созданию собственных творческих проектов и, как следствие, успешное выступление.
- Трудности и проблемы при использовании данного опыта
При работе встречаются трудности и проблемы, которые иногда «приводят» к ошибкам. Но не секрет, что «на ошибках учатся». При использовании данного опыта, я столкнулась с большим объемом информации, которую необходимо было систематизировать, осмыслить, структурировать, обобщить.
- Адресные рекомендации по использованию опыта
На странице сайта МОУ «ЦО «Тавла» - СОШ №17» (Педагогический (научно-педагогический) состав)
Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/marinamarckova
- Перспективы применения в массовой практике
Своим педагогическим опытом работы я стараюсь делится на методических объединениях школы, педагогических советах школы, принимаю участие в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровня, провожу открытые уроки и мастер-классы, посещаю уроки коллег, посещаю мастер - классы профессиональных педагогов. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети.
Список литературы:
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога – 1998, № 4
- Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От ученика – к творческому замыслу урока – М.: Просвещение, 1990
- Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа Казахстана - 2001, № 10
- Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках. // Начальная школа – 1995. № 6.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии – 1994, № 5
- Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М. Матюшкина – М., 1991
- Источник: http://refleader.ru/jgejgeatyjgeqas.html
Методическая разработка урока
Маркова Марина Юрьевна
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: Рыбы (Раздел «Животные», номер урока 3).
Цель урока: учиться находить отличительные признаки рыб от других животных; развивать умение анализировать и обобщать.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение характерных признаков рыб, умение их описывать, называть отличительные признаки.
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов, дополнительных сведений.
Регулятивные: самостоятельно формулировать задание; определять цель, планировать алгоритм выполнения.
Материально – техническое обеспечение урока: учебник "Окружающий мир" 2 класс, часть 2., хрестоматия
«Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы 2 класс, часть 2. (авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов); карточки для групповой и самостоятельной работы, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Рыбы".
Технологическая карта урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление педагогического опыта...
Публичное представление педагогического опыта работы
Опыт моей работы...
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"
В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...
Публичное представление педагогического опыта Шелтуковой Т.Б.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...
Публичное представление педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного опыта....
Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Алешковой Елены Николаевны
Представлен опыт работы учителя...
Публичное представление педагогического опыта.
Публичное представление педагогического опыта....