Публичное представление педагогического опыта педагогического работника
материал

Маркова Марина Юрьевна

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                 

                                                                           

Публичное представление собственного педагогического опыта

учителя начальных классов

МОУ «Центр образования «Тавла» -  СОШ №17»

Марковой Марины Юрьевны

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.

                                                                                                                      А. Дистерверг

                                                              Введение.

  1. Тема: «Совершенствование образовательной среды как условие развития активной мыслительной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

  1.    Я, Маркова Марина Юрьевна, имею высшее образование, закончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева.  Педагогический стаж работы 23 года, общий 24 года, в данной организации работаю 1 год.

  1.   Актуальность проблемы массовой практики решаемая автором.  

         Актуальным для каждого учителя -  научить ребенка так, чтобы ему пригодилось в жизни, чтобы данные знания он мог применить в дальнейшем. Но как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами “открывали” новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде?

        В этом смысле необходимо, чтобы обучение было направлено на формирование творческой личности. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Очень важно развивать у учащихся творческие способности, независимо от того, хорошо ребенок учиться или не очень. А такие способности есть у каждого ученика.

       Главной задачей учителя является выявление и поощрение стремления ребят заметить и поощрить их к творчеству и углублению способностей.

        В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость приведения школьного образования в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей. Важными целями образования в этих условиях становятся подготовка младших школьников к решению проблем, создание необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребенка, формирование его активной позиции.

         Сейчас я работаю над проблемой «Совершенствование образовательной среды как условие развития активной мыслительной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

 4. Основная идея опыта.  

         На идею формирования опыта оказали требования ФГОС НОО, изучение методической литературы, изучение опыта коллег, курсы повышения квалификации, анализ своего опыта работы.

        Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от других. Ребенок под руководством учителя учится оперировать научными понятиями. Результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие, приобретение новых способов действий с научными понятиями. Совершенствованию учебной деятельности способствует четкое определение ее структурных компонентов. По своей структуре учебная деятельность повторяет и воспроизводит строение всякой человеческой деятельности.

        Урок становится современным, а образовательный процесс развивающим, если:

  1. Мотивировать ученика, вызвать личностный интерес для освоения учебной деятельности.
  2. Создать психологический комфорт ученика, создавая условия для возникновения реальной «ситуации успеха» каждого ученика.
  3. Строить урок на применениях проблемных методов.
  4. Обеспечить организацию поисковой продуктивной деятельности учащихся на уроке.
  5. Строить взаимоотношения субъект – субъектного характера, использовать групповые формы организации учебного прогресса.

        Обучение должно создавать зону затруднений для учащихся и дарить радость ее преодоления.

  1. Теоретическая база опыта

       Многие ученые считают, что развитие мыслительной деятельности является главным условием развития творческой личности учащихся (Л.С.Выготский, Н.Ф.Талызина, С.Аренова и др.).  Успешное овладение познавательной деятельностью напрямую зависит от сформированности познавательных интересов у учащихся. В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».. Усвоение учащимися научных знаний, умений и навыков может протекать разному. Знания могут приобретаться формально и осмысленно, некие сведения могут заучиваться и творчески перерабатываться, они могут изучаться в отрыве от жизни и практики и в тесной связи с ними. Обучение учащихся в школе не может ограничиваться сообщением им нужных сведений, оно, не считая того, обязано сформировывать и развивать у них способность к самостоятельному приобретению знаний и творческому применению их в познавательной и публичной практике.
          Я стараюсь свои уроки строить таким образом, чтобы каждый ученик был занят решением какой – либо проблемы, создаю ситуации выбора: дифференцированные задания разной степени сложности. На уроке мне помогают ученики – консультанты, которые не только помогают учителю, но и учатся сами.

          Соблюдение данных условий позволяет не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование игровых моментов наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.

          Активизация учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Психологи, педагоги, методисты, учителя школ в настоящее время занимаются проблемой активизации познавательной деятельности учащихся.

            Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности у учащихся познавательных процессов и активном психическом состоянии.

6. Новизна, творческие находки автора.

         Пословица гласит: «Век живи, век учись». На протяжении всей своей жизни я стараюсь искать и применять на практике различные методики, методы и приемы в обучении, которые помогают мне разнообразить мою работу, сделать ее более интересной для учеников. Я часто посещаю уроки своих коллег, стараюсь следить за новизной в сетях Интернет, часто «заглядываю» в историческое прошлое советской педагогики. Мне интересно использовать   все это на практике. Очень довольна, когда моя работа приносит результат, хотя бывает и так, что результат не превосходит ожидания.

Технология опыта.

1.Система конкретных педагогических действий, содержание, методы,  приёмы воспитания и обучения

              У младшего школьника наблюдаются возрастные особенности такие как: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-действенного мышления, повышенная двигательная активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

              Поэтому для поддерживания всего урока внимания детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.   Работая с учениками начальных классов часто убеждаюсь в том, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Именно он направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.

         Можно отметить различные пути активизации учебной деятельности:

- проблемное изложение материала;

- самостоятельная работа учащихся;

- творческая работа детей;

- формирование стимулов к учению.

Но можно выделить и другие способы активизации учебной деятельности: 

- игровые методы;

- моделирование;

- занимательность;

- проведение нетрадиционных уроков.

            В педагогической практике используются различные пути активизации мыслительной деятельности, основные из них разнообразие форм, методов, средств обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

-отстаивать свое мнение;

-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

-ставить вопросы своим товарищам и учителю;

-рецензировать ответы учащихся;

-оценивать ответы и письменные работы одноклассников;

-объяснять более слабым учащимся непонятные места;

-самостоятельно выбирать посильные задания;

-находить несколько вариантов возможного решения познавательных задач (проблемы);

-создавать ситуации самопроверки, анализ личных практических действий;

-решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Активизация мыслительной деятельности учащихся – это задача каждого учителя. Во главу обучения и воспитания ребенка всегда ставлю в первую очередь возрастные особенности учащихся.

 Результативность опыта.

           Наверное, результатом, в первую очередь, для меня является активная работа учеников на уроках. Мне важно, чтобы ребенок научился находить правильное решение, безбоязненно его выдавал среди своих одноклассников, умело доказывал свою правильную позицию.

Некоторые учащиеся из нашего класса являются победителями и призерами муниципальных, региональных конкурсов и олимпиад. В целом отмечается повышение интереса учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах разного уровня, рост показателей качества знаний по предмету, стремление учеников к созданию собственных творческих проектов и, как следствие, успешное выступление.

  1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

При работе встречаются трудности и проблемы, которые иногда «приводят» к ошибкам. Но не секрет, что «на ошибках учатся». При использовании данного опыта, я столкнулась с большим объемом информации, которую необходимо было систематизировать, осмыслить, структурировать, обобщить.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта

На странице сайта МОУ «ЦО «Тавла» - СОШ №17» (Педагогический (научно-педагогический) состав)

   Социальная сеть работников образования  https://nsportal.ru/marinamarckova

  1. Перспективы применения в массовой практике

Своим педагогическим опытом работы я стараюсь делится на методических объединениях школы, педагогических советах школы, принимаю участие в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровня, провожу открытые уроки и мастер-классы, посещаю уроки коллег, посещаю мастер - классы профессиональных педагогов. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети.

Список литературы:

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога – 1998, № 4
  2. Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От ученика – к творческому замыслу урока – М.: Просвещение, 1990
  3. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа Казахстана - 2001, № 10
  4. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках. // Начальная школа – 1995. № 6.
  5. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. // Вопросы психологии – 1994, № 5
  6. Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М. Матюшкина – М., 1991
  7. Источник: http://refleader.ru/jgejgeatyjgeqas.html


Методическая разработка  урока

Маркова Марина Юрьевна

Предмет: окружающий мир

Класс: 2        

Тема урока: Рыбы (Раздел «Животные», номер урока 3).

Цель урока:  учиться находить отличительные признаки рыб от других животных; развивать умение анализировать и обобщать.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение характерных признаков  рыб, умение их описывать, называть отличительные признаки.

Личностные:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов, дополнительных сведений.

Регулятивные: самостоятельно формулировать задание; определять цель, планировать алгоритм выполнения.

Материально – техническое обеспечение урока: учебник "Окружающий мир" 2 класс, часть 2., хрестоматия  

 «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы 2 класс, часть 2.  (авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов);  карточки для групповой и самостоятельной работы, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Рыбы".

Технологическая карта урока

Формы

организации

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, желает интересной и плодотворной работы на уроке.

мотивация к изучению нового материала

2. Актуализация знаний

Индивидуальная, парная

Беседа:

– Ребята,  вспомните,  с какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке? (Насекомые).

- Перед вами, у каждой группы, находятся  листы - утверждения о насекомых.  Вам нужно  исправить ошибки в данных утверждениях.

Исправьте ошибки  в высказываниях:

1. У насекомых 8 пар ног.

2. Тело поделено на 2 части: голову и грудь.

3. На брюшке у  насекомого находится  пара усиков.

(Дети совещаются, исправляют, дают ответы, дополняют ответы одноклассников).         СЛАЙД 2

На доске появляются пословицы с пропущенными словами:

Без труда не вытащишь и _______________ из пруда.

Не учи ____________________ плавать. СЛАЙД 3

-  Работа в парах. -Какие слова вставили? (рыбку, рыбу) - Как вы понимаете значение пословиц? (ответы детей).  - Как называется  тема нашего урока? (Рыбы) СЛАЙД 4

–  Посмотрите, пожалуйста, какое многообразие рыб существует. А что вы знаете об этой группе животных?  (ответы учеников).

знать какими отличительными признаками обладают насекомые

П: находить и выделять информацию, необходимую для выполнения задания; 

К: высказывать мотивированное, аргументированное суждение

                        индивидуальная                                   фронтальная

Проблемная ситуация:

– Вы молодцы, и достаточно много знаете о рыбах?

 - Почему их отнесли  в общую группу? (Ответы детей).

–  Хотите  точнее узнать? (Да)

– Какова же  цель нашего урока? (Узнать что общего у  рыб, какие признаки их объединяют и т.д.)

Использование  карточек с выводами:

Ребята, посмотрите, у каждого из вас есть карточка  с выводами. Те, выводы, которые вы сделаете в ходе изучения этой темы,  зафиксируйте на этом листе. (Выполняют во время изучения темы).

Выводы:

1. Рыбы живут ____________________________ .

2. Рыбы имеют __________________ и  покрыты _______________________.

3. Рыбы дышат ________________________.

4. Рыбы по способу питания делятся:

на ____________________________,  

на ___________________________,

на ___________________________.

Уметь находить

ответы на вопросы, обобщать полученную информацию, анализировать ее.

Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 
К: 
высказывать мотивированное суждение, грамотно формулировать высказывание.

3. Изучение нового материала

Фронтальная,

индивидуальная

- Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы, давайте посмотрим, какую информацию нам даёт учебник.

- Откройте в учебнике статью под названием «Рыбы» (стр. 12 – 13) Рассмотрите рисунки. Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил.)

- Что объединяет этих  животных? (Жизнь этих животных связана с водой.)  -  Ребята, сделайте соответствующий вывод.  Дети записывают первый вывод.

 - Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Рыбы имеют плавники и хвост.)

 -  Ребята, сделайте соответствующий вывод. Дети записывают второй вывод.

У большинства рыб тело удлинённое, сжатое с боков. Голова  плавно переходит  в туловище, туловище – в хвост. Шеи у рыб нет. СЛАЙД 5

- Как вы думаете, почему так создана рыба?

- Найдите в тексте ответ на этот вопрос (стр. 12)  

  - Посмотрите, чем покрыто тело рыбы?

 - Как  располагается  на теле рыбы чешуя? Информацию о чешуе рыб вы можете найти на карточках. (Дети читают и рассказывают, дополняя ответы одноклассников). Дети записывают третий вывод. СЛАЙД 6

- Почему рыбы могут жить только в воде, а на суше погибают? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

- А чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы выполним задание из тетради на печатной основе. (Дети выполняют задание № 9.)

1-й этап: находят животных, тело которых покрыто чешуёй (жерех, скат, белуга, бычок.)

2-й этап: записывают названия рыб в кроссворд. И в выделенном столбике могут прочитать, что помогает рыбам дышать в воде. (Жабры.)

Вывод: Дышат рыбы кислородом, растворённым в воде. Помогают им в этом жабры. А если жабры не омываются водой, рыба дышать не может. (Вот почему рыба погибает на берегу, хотя в воде тоже есть кислород.)

Дети записывают четвертый вывод.

знать признаки распределения в группы, группировать по заданным признакам, находить сходство и различие между объектами.

П: извлечение необходимой информации из иллюстраций и статей; 
использование извлеченной информации; 

Физкультминутка:

 - Посмотрите задания на карточках. Переставив буквы, вы получите слова  - названия рыб.  (Учитель называет названия рыб и показывает их изображение, дети поочередно встают, услышав название рыбы).

4. Первичное закрепление нового

Индивидуальная,

парная,

фронтальная

Проверочная работа.  "Строение рыбы"

– Найдите карточки  с изображением рыб. Посмотрите и подпишите  те части, которые вы знаете.

Взаимопроверка.

- А что вы знаете о том, что едят рыбы?

- Как вы думаете, все ли рыбы одинаково питаются?

- Прочитайте  о способах питания рыб. (Стр. 13-14, читает ученик.)

- На какие группы по способу питания делятся все рыбы? (Хищники, всеядные, растительноядные.)

- Чем питается каждая группа рыб?

- С какой группой животных, уже знакомой нам, совпадает способ питания  рыб? (Насекомые.)  

В хрестоматии на стр. 75 прочитайте статью "Что едят рыбы?"

1 ряд: выпишите названия рыб, которые относятся к растительноядным.

2 ряд: выпишите названия рыб, которые относятся к хищным.

3 ряд: выпишите названия рыб, которые относятся к всеядным.

Проверка.  СЛАЙД 7

Дети записывают пятый вывод. 

Сравнение

– Продолжим нашу работу, откройте, пожалуйста, печатные тетради на стр. 8, №11.

– Прочитайте задание, выполните его.

 Проверка. СЛАЙД 8

- Большое разнообразие рыб существует в нашем мире. Некоторые названия очень  интересны.

(На доске слайды с изображением рыб, о которых рассказывают ученики) СЛАЙДЫ 9, 10

уметь  обобщать полученную информацию, использовать свой жизненный опыт.

Р:контроль собственных действий; 
П: 
использование извлеченной информации; 

Р: 
последовательная реализация поставленной задачи; 
П: 
использование извлеченной информации.

Физкультминутка.

Учитель называет животных. Если среди них дети слышат названия  насекомых - поворачиваются вправо, если названия рыб - влево.

5. Итог урока

Индивидуальная,

фронтальная

Знал(а) – Узнал (а)

 - Ребята, пришло время подытожить нашу работу. Перед  вами лежат рыбки трех цветов: красного, зеленого и жёлтого цвета. (С обратной стороны рыб таблица). Подумайте,  вспомните и заполните таблицу.

Знал(а) о рыбах

Узнал(а)

Обобщать полученную информацию

Р: определение и формулирование цели деятельности на уроке.
П: 
осуществление анализа и синтеза; 
К: умение
выслушивание других.

5. Домашнее задание

- Выясните, каких рыб можно встретить в водоемах Мордовии

Стр. 12 - 14, прочитать текст, запомнить выводы.

 Р.:  совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

6. Рефлексия

Выберите соответствующую рыбку (по цвету), оцените свою работу.

(Дети выбирают рыбку, оценивания свою работу: зеленый - "отлично", желтый - "хорошо", красный - " удовлетворительно").

К: адективно оценивать свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление педагогического опыта...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Публичное представление педагогического опыта Шелтуковой Т.Б.

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Публичное представление педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного опыта....

Публичное представление педагогического опыта.

Публичное представление педагогического опыта....