Рабочая программа "Маленькие актеры большого театра"
рабочая программа (2 класс) на тему

Правдивцева Ольга Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие актеры большого театра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

                          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области    

397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка,

ул. Дорожная, 71  тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,

эл.  адрес: but-school@mail.ru

 РАССМОТРЕНО

  Руководитель МО

         _______/УстименкоЮ.А./

  Протокол № 1

  от «   »   августа   2017г.

СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР

             МБОУ Бутурлиновская СОШ ________/ Кочура А.В.

  «     »   августа   2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Бутурлиновская СОШ

_______/Климова С.В./

 Приказ № 164

 от« 30 » августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по внеурочной деятельности «Маленькие актеры большого театра»

                           Уровень образования (класс) начальное общее,   2 класс     

                                           

2017-2018 учебный год

Разработчик программы – Правдивцева Ольга Васильевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Программа разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта;

          - письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной  деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» ;

            -  авторской программы Генераловой, И.А «Театр». Методические рекомендации. – М. :Баласс, 2013.

                                                  Г. Бутурлиновка, 2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Маленькие актеры большого театра» общекультурного направления разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с учётом

программы основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Бутурлиновская СОШ; авторской программы Генераловой И.А «Театр». Методические рекомендации. – М. :Баласс, 2013.; годового учебного календарного графика на 2018-2019 учебный год.

Влияние искусства на становление личности младшего школьника и его развитие очень велико. Особенность искусства заключается в  отражении действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают  познавать окружающий мир в своей целостности. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять,  оценить прекрасное не только в театральных постановках, но и во всем окружающем мире, в природе, в быту.

Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку познать окружающий  мир.                

           Попадая в новую среду- школа, ребенок впервые начинает осознавать себя, с одной стороны, как неповторимую индивидуальность, а с другой – как часть социума. Формирование личности ребенка происходит через отношения с другими людьми- одноклассниками, учителями. Ребенок познает себя как индивида через другого, себе подобного, потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений.

               Театрализованная деятельность оказывает влияние на становление личности обучающегося. В театральных постановках ребенок играет определенную роль. И это помогает ему не только представить, но и переживать поступки своего героя. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он ранее и не замечал. Он передает их при помощи мимики, движений, жестов. Обучающегося, склонного к агрессии, необходимо чаще ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго,- это дает возможность зафиксировать в подсознании разные позиции, принять ценность именно неагресивного поведения.

                В театрализованной деятельности расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей. Театрализованная игра дает возможность обучающемуся решать многие проблемные вопросы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость. Проводя анализ сюжетов, поступков персонажей, дети анализируют и собственное поведение. Это дает возможность задуматься о последствиях своих поступках, об их влиянии на окружающих. Школьник начинает осознавать ответственность за свое поведение. Ролевые игры способствуют закреплению положительных эмоций, переключению с отрицательных эмоций на позитив радости, спокойствия, удовлетворения.

На занятиях ребята имеют возможность реализовать свои способности в художественных мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, рисуют, режут, клеят, создают декорации и маски и т.д. У школьника появляется возможность выступить в роли  актёра или музыканта, художника или декоратора. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент.

Теоретико-методологические основы данной программы строятся на системно-деятельностном подходе.

 Данный курс предполагает достижение следующей цели: развитие творческой  личности обучающихся и обеспечение их эмоционального благополучия.

Достижение заявленной цели связывается нами с решением таких задач, как:

 - приобщение детей к театральной культуре;

- ознакомление с различными видами театра (детский, театр зверей, кукольный, театр теней);

-формирование осознания собственных эмоций и чувств окружающих;

- развитие эмпатии и позитивной самооценки;

- обучение детей элементам художественно- образных выразительных средств (мимика, пантомимика, интонация).

Формы проведения занятий:

  • игра;
  • беседа;
  • мастерская образа;
  • мастерская костюма, декораций;
  • инсценирование прочитанного произведения;
  • постановка спектакля;
  • работа в малых группах;
  • актёрский тренинг.

В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

                   

Планируемые результаты

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности  можно оценить  по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):  овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной  реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение  школьником опыта самостоятельного общественного  действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

В результате освоения программы «Маленькие актеры большого театра»  

обучающийся научится:

  • создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;
  • пользоваться жестами;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
  • выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её;

обучающийся получит возможность научиться:

  • умению сопереживать, стремлению помочь, верить в свои силы;
  •  умению видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании;
  • умению работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности;
  • овладению навыками правильного произношения и культурой речи;
  • определять отличия театрального искусства от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.

                                 Содержание курса

Раздел 1. Знакомство (2 ч)

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство.

Раздел 2. Мы в театре (5 ч) Театральные профессии. Зрительный зал и сцена. Этика поведения в театре. Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

  Игровые упражнения «Запутанные истории», «Путаница», «Сундучок», «Превращения квадрата».

Раздел 3. Путешествие по театральным мастерским. (7 ч)

В мастерской костюмера и художника.  Мастерская актера и режиссера. Театральные маски. Назначение афиши и театральной программки.

Раздел 4. Театр и другие виды искусства (5 ч)

Театр и литература. Театр и музыка. Театр и живопись. Театр и история. Художники-декораторы. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

Раздел 5. Учимся актёрскому мастерству (8 ч)

Постановка спектакля «Пан Котофей».

Постановка спектакля «Волк и козлята».

Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Волк и козлята», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства.

Раздел 6. Виды театра (7ч)

Театр пантомимы. Театр теней. Театр кукол.

Постановка кукольного спектакля «Теремок». Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй.

                               

                           Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Планируемые результаты (показатели сформированности УУД)

1

Знакомство.

2

Фронтальная,

дифференцированно-групповая.

Личностные: осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Регулятивные:  постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. составление плана и последовательности действий. 

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное.

2

Мы в театре.

5

Парная,

фронтальная,

групповая.

Личностные: целостность взгляда на мир средствами театрального искусства.

Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в совместной  деятельности.Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность.

3

Путешествие по театральным мастерским.

7

Парная,

индивидуальная,

фронтальная.

Личностные: бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в совместной  деятельности.

Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Установление причинно-следственных связей.                                                                                    

4

Театр и другие виды искусства.

5

Парная,

фронтальная,

групповая

дифференцированно-групповая.

Личностные: этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы

Регулятивные: осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Установление причинно-следственных связей.                                                                                    

5

Учимся актерскому мастерству.

8

Индивидуальная,

фронтальная,

дифференцированно-групповая.

Личностные: этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы

Регулятивные:  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой

Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при чтении по ролям и инсценировании.  

Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных,  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению

6

Виды театра.

7

Фронтальная.

Личностные: этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы. Регулятивные: Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности Познавательные:

 анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности,

 - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.

Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных,  приходить к общему решению.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература

  1. Генералова, И.А «Театр». Методические рекомендации. – М. :Баласс, 2013.
  2. Гонелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2011 г.

                     МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • интерактивный стол.
  • клей;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • куклы-марионетки;
  • мультимедийный проектор;
  • ножницы;
  • пластилин;
  • скотч;
  • цветной картон и цветная бумага;

                                      Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Тема

Количество часов

Форма проведения занятий

Дата

1

Знакомство.

Театр как вид искусства.

1

Беседа

игра

2

Дорога в театр.

1

Беседа

игра

3-4

Мы в театре.

Театральные профессии.

2

Беседа

работа в малых группах

5

Зрительный зал и сцена.

1

Беседа

игра

6

Этика поведения в театре.

1

Беседа

игра

7

Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

1

Бесед

 работа в малых группах а

8-9

Путешествие по театральным мастерским.

В мастерской костюмера и художника.

2

Беседа

работа в малых группах

10

Мастерская актера и режиссера.

1

Беседа

игра

мастерская образа

11-12

Театральные маски.

2

Беседа

работа в малых группах

мастерская образа

13-14

Назначение афиши и театральной программки.

2

Беседа

работа в малых группах

15

Театр и другие виды искусства.

Театр и литература.

1

Беседа

художественная мастерская

16

Театр и музыка.

1

Беседа

игра

17

Театр и живопись.

1

Беседа

художественная мастерская

18

Театр и история.

1

Беседа

игра

19

Художники-декораторы.

1

Беседа

работа в малых группа мастерская костюма, декораций х

20-23

Учимся актерскому мастерству.

Постановка спектакля «Пан Котофей».

4

Беседа

работа в малых группах

постановка спектакля

актёрский тренинг

24-27

Постановка спектакля «Волк и козлята».

4

Беседа

постановка спектакля

28

Виды театра.

Театр пантомимы.

1

Беседа

работа в малых группах

актёрский тренинг

29

Театр теней.

1

Беседа

актёрский тренинг

30

Театр кукол.

1

Беседа

работа в малых группах

актёрский тренинг

31-34

Постановка кукольного спектакля «Теремок».

4

Беседа

постановка спектакля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы кружков "Кукольный театр" и "Капелька".

Кружок "Кукольный театр" рассчитан на учащихся начальных классов.Цель кружка:- эстетическое воспитание учащихся , создание атмосферы творческого взаимодействия, сотрудничества.Занятия кружка помогут д...

презентация "Большой театр"

в презентации рассказывается история Большого театра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»

программа внеурочной деятельности для начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"

программа  и тематическое планирование для началбьной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и мы" для 2 класса

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС 2 поколения . Направлена на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности, на развитие задатков и творческих способностей младших школьников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театр на английском"

Программа внеурочной деятельности «Театр на английском»  имеет общекультурную направленность, разработана как целостная система работы с детьми, неразрывно связана с урочной программой по ...