Рабочая программа "Маленькие актеры большого театра"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие актеры большого театра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка,
ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: but-school@mail.ru
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/УстименкоЮ.А./ Протокол № 1 от « » августа 2017г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР МБОУ Бутурлиновская СОШ ________/ Кочура А.В. « » августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Бутурлиновская СОШ _______/Климова С.В./ Приказ № 164 от« 30 » августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Маленькие актеры большого театра»
Уровень образования (класс) начальное общее, 2 класс
2017-2018 учебный год
Разработчик программы – Правдивцева Ольга Васильевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Программа разработана на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта;
- письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» ;
- авторской программы Генераловой, И.А «Театр». Методические рекомендации. – М. :Баласс, 2013.
Г. Бутурлиновка, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Маленькие актеры большого театра» общекультурного направления разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и с учётом
программы основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Бутурлиновская СОШ; авторской программы Генераловой И.А «Театр». Методические рекомендации. – М. :Баласс, 2013.; годового учебного календарного графика на 2018-2019 учебный год.
Влияние искусства на становление личности младшего школьника и его развитие очень велико. Особенность искусства заключается в отражении действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают познавать окружающий мир в своей целостности. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, оценить прекрасное не только в театральных постановках, но и во всем окружающем мире, в природе, в быту.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку познать окружающий мир.
Попадая в новую среду- школа, ребенок впервые начинает осознавать себя, с одной стороны, как неповторимую индивидуальность, а с другой – как часть социума. Формирование личности ребенка происходит через отношения с другими людьми- одноклассниками, учителями. Ребенок познает себя как индивида через другого, себе подобного, потому, что другой, как и он, является носителем общественных отношений.
Театрализованная деятельность оказывает влияние на становление личности обучающегося. В театральных постановках ребенок играет определенную роль. И это помогает ему не только представить, но и переживать поступки своего героя. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он ранее и не замечал. Он передает их при помощи мимики, движений, жестов. Обучающегося, склонного к агрессии, необходимо чаще ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго,- это дает возможность зафиксировать в подсознании разные позиции, принять ценность именно неагресивного поведения.
В театрализованной деятельности расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей. Театрализованная игра дает возможность обучающемуся решать многие проблемные вопросы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость. Проводя анализ сюжетов, поступков персонажей, дети анализируют и собственное поведение. Это дает возможность задуматься о последствиях своих поступках, об их влиянии на окружающих. Школьник начинает осознавать ответственность за свое поведение. Ролевые игры способствуют закреплению положительных эмоций, переключению с отрицательных эмоций на позитив радости, спокойствия, удовлетворения.
На занятиях ребята имеют возможность реализовать свои способности в художественных мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, рисуют, режут, клеят, создают декорации и маски и т.д. У школьника появляется возможность выступить в роли актёра или музыканта, художника или декоратора. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент.
Теоретико-методологические основы данной программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Данный курс предполагает достижение следующей цели: развитие творческой личности обучающихся и обеспечение их эмоционального благополучия.
Достижение заявленной цели связывается нами с решением таких задач, как:
- приобщение детей к театральной культуре;
- ознакомление с различными видами театра (детский, театр зверей, кукольный, театр теней);
-формирование осознания собственных эмоций и чувств окружающих;
- развитие эмпатии и позитивной самооценки;
- обучение детей элементам художественно- образных выразительных средств (мимика, пантомимика, интонация).
Формы проведения занятий:
- игра;
- беседа;
- мастерская образа;
- мастерская костюма, декораций;
- инсценирование прочитанного произведения;
- постановка спектакля;
- работа в малых группах;
- актёрский тренинг.
В соответствии с планом внеурочной деятельности на 2017-2018 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
В результате освоения программы «Маленькие актеры большого театра»
обучающийся научится:
- создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений;
- пользоваться жестами;
- сочинять этюды по сказкам;
- «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
- выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её;
обучающийся получит возможность научиться:
- умению сопереживать, стремлению помочь, верить в свои силы;
- умению видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании;
- умению работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности;
- овладению навыками правильного произношения и культурой речи;
- определять отличия театрального искусства от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.
Содержание курса
Раздел 1. Знакомство (2 ч)
Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство.
Раздел 2. Мы в театре (5 ч) Театральные профессии. Зрительный зал и сцена. Этика поведения в театре. Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис».
Игровые упражнения «Запутанные истории», «Путаница», «Сундучок», «Превращения квадрата».
Раздел 3. Путешествие по театральным мастерским. (7 ч)
В мастерской костюмера и художника. Мастерская актера и режиссера. Театральные маски. Назначение афиши и театральной программки.
Раздел 4. Театр и другие виды искусства (5 ч)
Театр и литература. Театр и музыка. Театр и живопись. Театр и история. Художники-декораторы. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники-декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.
Раздел 5. Учимся актёрскому мастерству (8 ч)
Постановка спектакля «Пан Котофей».
Постановка спектакля «Волк и козлята».
Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Волк и козлята», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства.
Раздел 6. Виды театра (7ч)
Театр пантомимы. Театр теней. Театр кукол.
Постановка кукольного спектакля «Теремок». Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов | Формы организации познавательной деятельности учащихся | Планируемые результаты (показатели сформированности УУД) |
1 | Знакомство. | 2 | Фронтальная, дифференцированно-групповая. | Личностные: осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Регулятивные: постановка учебной задачи (целеполагание) на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. составление плана и последовательности действий. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё собственное. |
2 | Мы в театре. | 5 | Парная, фронтальная, групповая. | Личностные: целостность взгляда на мир средствами театрального искусства. Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в совместной деятельности.Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. |
3 | Путешествие по театральным мастерским. | 7 | Парная, индивидуальная, фронтальная. | Личностные: бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в совместной деятельности. Познавательные: Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Установление причинно-следственных связей. |
4 | Театр и другие виды искусства. | 5 | Парная, фронтальная, групповая дифференцированно-групповая. | Личностные: этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы Регулятивные: осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Установление причинно-следственных связей. |
5 | Учимся актерскому мастерству. | 8 | Индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая. | Личностные: этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы Регулятивные: анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению |
6 | Виды театра. | 7 | Фронтальная. | Личностные: этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы. Регулятивные: Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности, - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения. Коммуникативные: работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных, приходить к общему решению. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература
- Генералова, И.А «Театр». Методические рекомендации. – М. :Баласс, 2013.
- Гонелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2011 г.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- интерактивный стол.
- клей;
- компьютер с учебным программным обеспечением;
- куклы-марионетки;
- мультимедийный проектор;
- ножницы;
- пластилин;
- скотч;
- цветной картон и цветная бумага;
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Тема | Количество часов | Форма проведения занятий | Дата |
1 | Знакомство. | Театр как вид искусства. | 1 | Беседа игра | |
2 | Дорога в театр. | 1 | Беседа игра | ||
3-4 | Мы в театре. | Театральные профессии. | 2 | Беседа работа в малых группах | |
5 | Зрительный зал и сцена. | 1 | Беседа игра | ||
6 | Этика поведения в театре. | 1 | Беседа игра | ||
7 | Театральный словарик: «инсценировка», «аплодисменты», «бис». | 1 | Бесед работа в малых группах а | ||
8-9 | Путешествие по театральным мастерским. | В мастерской костюмера и художника. | 2 | Беседа работа в малых группах | |
10 | Мастерская актера и режиссера. | 1 | Беседа игра мастерская образа | ||
11-12 | Театральные маски. | 2 | Беседа работа в малых группах мастерская образа | ||
13-14 | Назначение афиши и театральной программки. | 2 | Беседа работа в малых группах | ||
15 | Театр и другие виды искусства. | Театр и литература. | 1 | Беседа художественная мастерская | |
16 | Театр и музыка. | 1 | Беседа игра | ||
17 | Театр и живопись. | 1 | Беседа художественная мастерская | ||
18 | Театр и история. | 1 | Беседа игра | ||
19 | Художники-декораторы. | 1 | Беседа работа в малых группа мастерская костюма, декораций х | ||
20-23 | Учимся актерскому мастерству. | Постановка спектакля «Пан Котофей». | 4 | Беседа работа в малых группах постановка спектакля актёрский тренинг | |
24-27 | Постановка спектакля «Волк и козлята». | 4 | Беседа постановка спектакля | ||
28 | Виды театра. | Театр пантомимы. | 1 | Беседа работа в малых группах актёрский тренинг | |
29 | Театр теней. | 1 | Беседа актёрский тренинг | ||
30 | Театр кукол. | 1 | Беседа работа в малых группах актёрский тренинг | ||
31-34 | Постановка кукольного спектакля «Теремок». | 4 | Беседа постановка спектакля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы кружков "Кукольный театр" и "Капелька".
Кружок "Кукольный театр" рассчитан на учащихся начальных классов.Цель кружка:- эстетическое воспитание учащихся , создание атмосферы творческого взаимодействия, сотрудничества.Занятия кружка помогут д...
презентация "Большой театр"
в презентации рассказывается история Большого театра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»
программа внеурочной деятельности для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"
программа и тематическое планирование для началбьной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр"
ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и мы" для 2 класса
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС 2 поколения . Направлена на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности, на развитие задатков и творческих способностей младших школьников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театр на английском"
Программа внеурочной деятельности «Театр на английском» имеет общекультурную направленность, разработана как целостная система работы с детьми, неразрывно связана с урочной программой по ...