Рабочие программы кружков "Кукольный театр" и "Капелька".
рабочая программа по теме

Кружок "Кукольный театр" рассчитан на учащихся начальных классов.

Цель кружка:

- эстетическое воспитание учащихся , создание атмосферы творческого взаимодействия, сотрудничества.

Занятия кружка помогут детям "войти в мир кукольного театра": познакомят с историей кукольного театра, научат изготавливать простейшие куклы, помогут освоить работу с куклой, дадут возможность ребёнку попробовать себя в роли артиста-кукловода, декоратора-оформителя, режиссёра-постановщика. 

Экологический кружок "Капелька" рассчитан на учащихся 1-2 классов.

На занятиях кружка дети научатся видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, задавать вопросы, проводить исследования простейших природных объектов и явлений при помощи опытов и наблюдений. Дети станут бережнее относиться к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukolnyy_teatr.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное общеобразовательное учреждение  -    

                                     Полужская основная

      общеобразовательная школа им. Ф.Е.Стрельца                        

        Программа  кружка

      «Кукольный  театр»

                         Разработала:    учитель начальных

                                                        классов  Пинчукова Е.Ф.

                                 2009-2010 уч.г.г.

 

  Пояснительная  записка.

    Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и пр. – только они ожили, задвигались, заговорили и стали ещё привлекательнее, интереснее. Кукольный театр доставляет много удовольствия, радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол только как развлечение. Очень важно показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и пр. Для осуществления этих кукольный  театр  обладает большими возможностями. Кукольный театр действует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – всё это вместе  взятое в силу наглядно-образного мышления младших школьников помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

           Дети очень впечатлительны и быстро поддаются  эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, заданные куклами, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности.  Эмоционально пережитый  спектакль помогает определить отношение к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, быть непохожим на отрицательных.

          Увиденное в  театре расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти: делятся впечатлениями о спектакле, рассказывают родителям. Это способствует развитию речи и умению выражать свои чувства.

          Творческие игры с игрушками развивают творческие силы и способности детей. Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные средства куклы, обладать музыкальностью.

            Кроме того, в процессе изготовления куклы учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами  и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.

            Кружок «Кукольный театр» рассчитан на учащихся начальных классов.

            Цель кружка – эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы детского  творчества, сотрудничества.

             Задачи кружка:

  1. Знакомство  детей с историей кукольного театра.
  2. Введение детей в мир кукольного театра (разновидность кукольных театров, виды кукол, профессии кукольного театра).
  3. Формирование навыков  театральной речи.        
  4.  Обучение изготовлению кукол разных видов .
  5. Изучение и освоение театральной работы с куклой.
  6. Знакомство с особенностями творческой деятельности  художников-оформителей, декораторов, режиссёров, сценаристов и др.
  7. Пробуждение интереса к чтению.
  8. Воспитание уважения и любви к русской народной сказке.
  9. Развитие творческих способностей.    

                         Организация процесса.                                                                                                                        

 В кружок принимаются все желающие с 7 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся в кружке 8 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая. Занятия проводятся 2 часа в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы кружка является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех членов кружка. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

              Содержание программы.

              Основные блоки

 Количество  часов

 1.

Вводное занятие  «За кулисами кукольного театра». Инструктаж по технике безопасности.

               1

2.

Знакомство с разными видами кукол. Изготовление кукол (куклы-перчатки,  куклы из бумаги, куклы на палец).

                                   

               18

3.

Мы – зрители кукольного театра.

 Мы – декораторы и оформители.

Мы – режиссёры и сценаристы.

              16

4.

Выбор пьесы и репетиционная работа.

              27

5

Показ спектаклей.

                6

Дата

№ п/п

          Тема занятия

 Основное содержание

1.

Вводное занятие «За кулисами кукольного театра».

Настольное кукольное представление «Колобок»

1 Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка.

2. Разнообразие кукольных театров, виды кукол, профессии кукольного театра.

3. Кукольное представление.

2- 3

«Теремок цифр».

1 Знакомство с пьесой

2. Разбор сценария.

3. Распределение ролей.

4. Считка.

5. Игры-пантомимы.

4.

5.

Рисованные куклы-цифры.

Изготовление декораций для ширмового  спектакля.

1 Знакомство с рисованными куклами.

2. Инструктаж по техниуке безопасности «Работа с колющими и режущими предметами».

3. Практическая работа по изготовлению кукол для спектакля «Теремок цифр».

4. Знакомство с ширмой и способами работы за ширмой.

5. Практическая работа по изготовлению декораций ( теремок, деревья, оформление ширмы).

6 - 7

Работа над спектаклем  «Теремок цифр».

1 Вхождение в образ.

2. Обучение работе с куклой, стоя за ширмой.

3.  Репетиция спектакля.

8.

Кукольно – ширмовое представление «Теремок цифр».

1  Выступление перед воспитанниками дошкольной группы и учащимися начальной школы.

9-10.

Куклы-перчатки.

Изготовление головок для кукол в технике папье-маше.

1 Знакомство с куклами-перчатками.

2. Знакомство с техникой папье-маше.

3. Практическая работа по изготовлению головок для кукол.

11.

Куклы-перчатки. Роспись головок для кукол (лиса, волк, медведь, заяц, дед, бабка)

1 Практическая работа по изготовлению головок для кукол.

12-13

Куклы-перчатки.

Работа с тканью.

1 Инструктаж по технике безопасности «Работа с иголкой».

2. Учимся делать платье-перчатку для куклы (выкройка на ткани, сшиваем детали, приклеиваем головку к платью).

14.

«Мы – кукловоды».

Мини-спектакли «Сценки из любимых сказок».

1 Обучение работе с куклами-перчатками.

2. Показ-импровизация отрывков из известных сказок (умение передавать характер персонажа с помощью  голоса, управления куклой).

15-16

Работа над спектаклем «Колобок».

1 Обучение работе с куклами-перчатками

2. Распределение ролей.

3. Репетиция спектакля.

17-18

«Мы – художники – оформители и декораторы».

1 Изготовление декораций для спектакля.

2. Ремонт кукол.

19.

Репетиция спектакля «Колобок».

Завершение работы над спектаклем.

21.

Кукольно - ширмовое представление «Колобок».

Выступление перед воспитанниками дошкольной группы.

22.

Начало работы над новогодним представлением «Новогодняя сказка».

1 Знакомство со сценарием.

2. Распределение ролей.

3. Считка текста.

4. Работа над характером героя.

23-24

«В бутафорской мастерской»

Работа по изготовлению кукол (Дед Мороз и Снегурочка).

25.

Продолжение работы по подготовке спектакля.

1 Работа над запоминанием слов.

2. Разучивание песен.

3. Репетиция сцен.

26-27

Работа над спектаклем.

Репетиция спектакля.

28-29

«Мы художники-оформители и декораторы».

Изготовление декораций для спектакля.

30-31

Генеральная репетиция спектакля «Новогодняя сказка».

1 Обучение работе с куклами-перчатками.

2. Учимся быть артистами (запоминаем роль, передаем характер героя, работаем с партнёрами).

32.

Кукольно-ширмовое представление  «Новогодняя сказка».

Выступление перед  зрителями.

33-34

Теневой кукольный театр.

Мини-зарисовки «Мы – артисты театра теней».

1 Знакомство с теневым театром.

2. Развитие фантазии и воображения (придумывание  теневых кукол).

3. Показ-импровизация отрывков из известных сказок.

35-36

Куклы на палец.

Настольный кукольный театр из большой коробки.

1 Знакомство с новым видом кукол.

2. Изготовление кукол на палец (люди, звери, птицы, сказочные существа).

37-38

Настольный кукольный театр «Готовим кукольное представление».

1 Подготовка русских народных сказок к демонстрации в настольном кукольном театре (групповое творчество детей).

39.

Путешествие в музей кукол.

1 Знакомство с новыми видами кукол  (куклы би-ба-бо, куклы на деревянных ложках, верёвочные куклы, тростевые куклы).

40.

Начало работы над спектаклем «Заюшкина избушка».

1 Знакомство с пьесой.

2.  Распределение ролей.

3. Определеление характерных особенностей своего героя.

4. Считка текста.

41-42.

«В бутафорской мастерской».

1 Изготовление недостающих кукол для спектакля (петушок).

2. Изготовление декораций.

3. Учим детей выбирать дело по интересу .

43-45

Мы – артисты – кукловоды.

Репетиция спектакля «Заюшкина избушка».

46.

Кукольное представление «Заюшкина избушка»

Выступление перед зрителями.

47.

Куклы из бумаги.

1 Знакомство с новым видом кукол.

2. Изготовление бумажных птиц в технике оригами.

48.

Начало работы над спектаклем-игрой «Как птицы Весну искали».

1 Знакомство с пьесой.

2. Распределение ролей.

3. Считка текста.

49.

Путешествие в музей кукол.

1 Знакомство с новыми видами кукол (куклы – кульки, куклы из помпонов, тряпичные куклы).

2. Изготовление игрушек из помпонов  (цыплёнок).

50-51

Мы – артисты- кукловоды.

Репетиции спектакля «Как птицы Весну искали».

52-54

«За кулисами кукольного  театра».

Подготовка спектакля  (работа по группам, выбравшим конкретный вид деятельности : изготовление тряпичной куклы Маши, рисуем декорации, оформляем ширму, подбираем музыку, учим песни)

55.

Окончание работы над спектаклем.

Репетиция спектакля.

56.

Кукольное представление «Как птицы Весну искали»

Показ игры-сказки .

57-58

«Мы – зрители кукольного театра».

Поездка в кукольный театр.

59-60

«В бутафорской мастерской»

1 Ремонт кукол.            2. Изготовление новых кукол.

61.

Спектакли-импровизации

Групповая работа по подготовке и показу спектаклей с выбранными куклами.

62-67

Работа над спектаклем «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршак.

1 Знакомство с пьесой.

2. Работа над ролью

3. Репетиции сцен

4. Подготовка кукол.

68

Итоговое занятие «Моя любимая кукла».

Творческие отчёты детей.

     Муниципальное общеобразовательное учреждение  -                      

                                 Полужская основная

      общеобразовательная школа им. Ф.Е.Стрельца                                                                                        

               Программа

   экологического кружка

             «Капелька»

 Разработала учитель начальных классов Пинчукова Е.Ф.

                         

                                  2010-2011 уч.г.г

                         Пояснительная  записка.   

                                                                                                                  Экология как наука появилась ещё в конце 19 века. Однако долгое время она интересовала только учёных. И только с середины 20 века экология приобрела известность. Это связано с тем, что люди ощутили ту опасность, которая угрожает всему живому на Земле.

          У детей в младшем школьном возрасте в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать фундамент экологической культуры. Именно у детей 6-8 лет развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственной позиции личности, поэтому в этом возрасте можно научить ребёнка правильно относиться к природе, его окружающей, к вещам и материалам природного происхождения, которые он использует.

         Главная задача экологического воспитания и образования детей младшего школьного возраста состоит в приобретении детьми знаний о предметах  и явлениях, а также в формировании навыков бережного отношения к природе, её объектам, неразрушающего обращения с ними, желания активно улучшать окружающую обстановку.

        Формы и методы работы по привитию  детям основ экологической культуры разнообразны. В своём выступлении я остановлюсь на организации простейших опытов и экспериментов и практической деятельности в природе.

        Передача готовых знаний о мире далеко не главная задача в воспитании и обучении ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Этому способствует и неуёмная любознательность маленького человека, его множество «Как?», «Зачем?» и «Почему?», которые он задаёт постоянно. Поэтому так важно организовать совместную исследовательскую деятельность с детьми. Ничто не увлекает и не приносит столько радости и такого восторга, познавательного удовлетворения, как опыты. Занятия, на которых дети самостоятельно ставят простейшие опыты, пытаются объяснить их, задавать вопросы, как  правило, проходят успешно. Кроме того, нужно помнить, что любовь к той или иной деятельности формируется у ребёнка чаще всего, если она организуется и проводится совместно со взрослыми.

Занятия экологического кружка «Капелька» организуются для учащихся 1-2 классов  в течение учебного года 1 раз в неделю.

Основные задачи курса:

  1. Помощь детям в их естественном восприятии окружающей природы, в познании простейших её явлений.
  2. Развитие  умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, задавать вопросы, возникающие на основании наблюдений и опытов, выдвигать версии-ответы.
  3. Познавательное исследование простейших природных объектов при помощи опытов и наблюдений.
  4. Воспитание бережного отношения к природе, желания сохранять и преобразовывать своё окружение.

Содержание курса.

Дата

№ п/п

                Тема занятия

Форма провед.

1.

Осенние цветы нашего участка.

Экскурсия

2.

Путешествие в осень.

Как заполнять календарь природы.

Прогулка

Беседа

Практ. работа

3.

Осенние листья. Почему они желтеют и опадают?

Наблюдение

проблем.беседа

4.

Сбор природного материала (листьев, шишек, желудей, семян, веточек и др)

Прогулка

5.

В мастерской застывшей природы (изготовление поделок из природного материала).

Практическое занятие

6.

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Могут ли овощи приносить вред нашему здоровью?

Познавательная игра-путешествие

7.

Куда осень пропадают насекомые?

Поисковая деятельность

8.

Перелётные птицы.

Почему птицы улетают на юг?

Наблюдение

Проблемная беседа

9.

Кто в лесу главный?

Как лесные звери к зиме готовятся?

Игра – путешествие

10.

В гостях у очень нужного Невидимки.

Игры с соломинками и воздушными шариками.

Исследовательская деятельность (опыты)

11.

Вода – волшебница.

Исследовательская деятельность (опыты)

12.

Чистый воздух и вода – богатство страны.

Очищение воды.

Проблемная беседа, опыты.

13.

Волшебные превращения воды.

Делаем цветные льдинки.

Исследовательская практическая деятельность (опыты)

14.

Что такое снег?

Рассмотрим и нарисуем снежинки.

Наблюдения, беседа, опыты.

15-16.

Станем юными защитниками природы. «В гостях у ёлочки».

Акция «Зелёная ёлочка – живая иголочка».

Беседа, проектная деятельность.

17.

Как живут растения зимой.

Экскурсия, наблюдения.

18.

Столовая для птиц.

Проектная деятельность.

19.

Наблюдение за гостями кормушки.

Гости с севера (снегирь).

Наблюдения, творческая деятельность

20.

Путешествие в царство комнатных растений «Что растёт на подоконнике».

Уход за растениями зимой.

Игра-путешествие наблюдения, практическая деятельность.

21.

В гостях у доктора Айболита «Как сохранить своё здоровье».

Игра-сказка.

22.

Проращивание семян гороха (бобов) «Что необходимо растениям для жизни».

Исследовательская деятельность (эксперимент)..

23.

«Огород на окне» (посадка лука).

Практическая деятельность, наблюдения.

24.

«В гостях у Солнечных зайчиков»

Игра-путешествие опыты.

25.

Наблюдение за распусканием почек на срезанных ветках

(тополь – сирень;

берёза – черёмуха).

Наблюдения.

26.

Выращиваем рассаду (посев семян огурцов, помидоров, цветов).

Проектная деятельность.

27.

Уход за комнатными растениями весной.

Беседа, практическая деятельность.

28.

Весенние первоцветы (мать -и – мачеха, одуванчики).

Наблюдения.

29.

«Что мы сажаем, сажая леса?»

 Птицы – защитники леса.

Проблемная беседа творческая деятельность

 

30.

Зачем нужны насекомые?

Есть ли ненужные животные?

Проблемная беседа познавательная сказка

31.

Наш маленький огород.

Проектная деятельность

32.

Песочные струйки.

Исследовательская деятельность (опыты).

33.

«Напоминающие знаки» (или «Как вести себя в природе»).

Дидактическая игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...