Формирование образов природного мира у слабовидящих младших школьников
статья на тему

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и меж анализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_obrazov_prirod_mira_u_svd.odt18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Формирование образов природного мира

у слабовидящих младших школьников

Подготовила:  Плетнёва  Е. В.

Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы (сенсорно-перцептивное отражение является основой становления и развития образов представлений, памяти, мышления, языка и речи), глубины и характера поражения зрения.

Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и меж анализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы.

Однако какая бы сенсорная система ни доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она является сложной организацией, отражающей взаимодействие различных анализаторов и их взаимное влияние в процессе формирования образов, а сам образ является "центром" мощного комплекса частно научных психологических понятий..." и представляет собой "знание об oкpужающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, представлений, мыслей..." (Петровский А., Ярошевский М. История психологии. Российский государственный гуманитарный университет - М., 1994. - С. 285, 289).

Формирование образов внешнего мира основывается на синтезе данных всей сенсорной системы, включая и нарушенную зрительную, которая развивается в процессе деятельности ребенка и имеет компенсаторное значение. Умение пользоваться информацией, получаемой с помощью каждого анализатора, расширяет познавательные возможности детей с нарушением зрения и облегчает ориентировку в окружающем мире.

Вместе с тем многие дети с нарушением зрения, как и нормально видящие, имеют обедненный запас слуховых, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. представлений, слабо дифференцируют звуки, ощущения от прикосновений, запахи и т. д., не осознают возможностей анализаторных функций органов зрения, слуха, обоняния и других видов чувствительности. Поэтому необходимо как можно раньше развивать у детей с нарушением зрения все сохранные анализаторы, используя для этих целей как специальные коррекционные, так и общеобразовательные занятия.

Целью занятий, направленных на развитие различных видов чувствительности, является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков активного использования слуха, осязания, обоняния как источника дополнительной информации о предметах, объектах растительного и животного мира, явлениях и действиях.

Работа по развитию меж анализаторных связей должна быть подчинена решению таких задач, как

- формирование интереса к миру звуков, запахов, осязательных и вкусовых ощущений, использование разной чувствительности для получения качественной информации;

- обучение дифференциации признаков и свойств объектов, воспринимаемых посредством зрения (светлоты, цвета, величины, формы, покоя, движения, направления, удаления, телесности), осязания (величины, формы, покоя, движения, направления, удаления, телесности, сдавливаемости, веса, тепла, холода); звуков (речевых, музыкальных), шумов (бытовых, природных); запахов (пищи, животных, человека), запахов леса, луга, реки, запахов в разные время суток; вкусовых свойств (сладкий, приторный, сладковатый; кислый, прокисший, кисловатый; соленый пересоленый, солоноватый; горький, вкуса хины, горьковатый; пресный; острый (горчица, красный перец); вяжущий (черемуха, кора дуба); терпкий (чай, кофе); пряный (укроп, петрушка); металлический (вкус меди, железа) и др.);

- развитие способности определять источник света, звука, запаха, его направление и удаленность, формировать умение в его локализации;

- развитие образной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической, обонятельной, вкусовой);

- формирование умения использовать различные виды чувствительности в познавательной деятельности;

- обогащение речи словами, характеризующими зрительные, осязательные, вкусовые стимулы, звуки, запахи различных предметов и явлений окружающего мира;

- обучение использованию различных видов чувствительности в процессе общения и при ориентировке в окружающей среде.

Зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые образы многомерны, сложны и включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический (Б.Ф. Ломов, 1985; В.А. Пономаренко, 1986), что необходимо учитывать при формировании образов внешнего мира у детей.

Е.И. Игнатьевым (1963), Э.А. Фарапоновой (1960), Е.Н. Кабановой- Меллер (1970) и др. рассматривались вопросы, связанные с возрастными особенностями формирования образов. Было установлено, что способность воспринимать мир в виде образов складывается и совершенствуется в жизненном опыте человека. Для каждой фазы развития личности ребенка характерны свои способы познания действительности, а следовательно, и свои формирования зрительных образов.

Как показывают экспериментальные данные, качество формирующихся образов внешнего мира у детей с каждым годом улучшается. Основной причиной улучшения создающихся зрительных образов является постепенное количественное увеличение впечатлений, приобретаемых в процессе жизненных встреч, и постепенное развитие всей совокупности познавательных процессов в ходе формирования личности ребенка, которое, в свою очередь, вызывает изменение и самих способов и приемов познания окружающего. Дети переходят от разрозненного и глобального восприятия к анализирующему восприятию, основанному на четком анализе отдельных качеств, их синтезе в системный образ, адекватно отражающему воспринимаемый объект.

Однако повышение количественных и качественных показателей в формировании образов внешнего мира у детей с нарушением зрения возможно  только при специально организованной коррекционно-развивающей работе, учитывающей первичные дефекты и вторичные отклонения.

Е.Н. Кабанова-Миллер утверждает, что образ создается тремя различными способами:

- путем «проб и ошибок»;

- постепенным путем — когда ребенок анализирует и сопоставляет детали, проекции и на их основе создает образ;

- «с места», когда ребенок сразу мысленно «видит» объект.

Способы создания образа зависит также и от того, в каком порядке рассматривается заданный наглядный материал, с каких элементов начинают создавать образ, какие при этом используются знания (ранее сформированные понятия, представления и т.д.).

А.В. Запорожец (1971) подчеркивал значение тесного взаимодействия между усвоением систем сенсорных эталонов формированием обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования предметов зависит структура образов и особенности их функционирования. Чем универсальные функциональные возможности сформированного образа, тем большую роль он может сыграть в умственном и в первую очередь сенсорном развитии ребенка.

Среди разнообразных действий человека большую группу составляют материальные воздействия на предметы окружающей его среды. Одна из важных психологических характеристик этих действий заключается в том, что субъект действия рассматривает в них предмет своего действия как некоторую систему. Система в данном случае понимается в самом широком смысле слова — как совокупность взаимосвязанных элементов. Связи, существующие между элементами предмета, образуют его структуру. Для действующего человека объектом его внимания становится именно структурные особенности предмета (Д.А. Ошанин, Л.Р. Шебек, 1968).

Согласно данному утверждению при создании образа какого-либо предмета следует учитывать именно осознание его структурных особенностей. т.е. его содержательную сторону.

Как показано Н.Н. Поддьяковым (1969), процесс продуктивной деятельности разрывается в определенной последовательности — одни части объекта могут быть воссозданы только на основе и после создания других частей.

Для правильного воспроизведения образа предмета ребенку необходимо мысленно воспроизвести, проанализировать его части в адекватной последовательности.

Для этого необходимо сформировать у детей умение обследовать внешние признаки и свойства предмета. Для этого их нужно научить выделять соответствующие параметры, по которым развертывается процесс анализа и синтеза этих признаков и свойств. Только при сформированном обобщенном способе обследования формы предметов имеется возможность построения целостно-расчлененного образа, который становится важным условием формирования мыслительных процессов. Начиная с простейших аналитико — синтетических перцептивных действий с предметами. У ребенка постепенно формируется способность к различным обобщенным способам обследования, дифференциации и интеграции признаков и свойств предметов, а затем уже к созданию целостного образа предмета, что становится основой для мыслительных действий и операций.

Как отмечают Д.А. Ошанин и Л.Р. Шебек (1968) отмечают, для того чтобы совершить предметное действие, ребенок должен отразить в форме оперативного образа оперативную структуру объекта. Они указывают, что формирование оперативного образа является задачей далеко не всегда простой. Даже в тех случаях, когда оперативная структура сама по себе предельно элементарна, выявление и адекватное отражение ее может быть существенно затруднено.

Если ребенок не овладел обобщенным приемом создания образа, то или создается неадекватный образ (не отвечающий образцу), или у ребенка при попытке представить объект образ исчезает, что оказывает отрицательное влияние на решение поставленной задачи. Формирование обобщенных приемов создания образов является важнейшим условием умственного развития детей.

А.В. Савин (1971) подчеркивал, что формирование образов есть активный целенаправленный процесс, решение определенной познавательной задачи. Именно в зависимости от стоящей перед субъектом задачи происходит отбор и упорядочение информации при создании образа. Процесс отбора связан в первую очередь с «установкой» индивидуума. Последняя проявляется в направленности внимания на те свойства и отношения вещей, которые имеют объективное значение для практической деятельности.

Таким образом, процесс работы над образом довольно сложный. Он требует от человека не только внимания, волевых усилий. Сосредоточенности, наблюдательности, эмоционального напряжения, но и владения способами (технологией) создания образа, оперирования им. Как показывают исследования, овладение этими способами происходит в значительной степени стихийно.

Итак, исходя из вышесказанного, могут быть определены этапы работы и ее специфика со слабовидящими детьми по формированию у них комплексных образов внешнего мира.

Первый этап: формирование глобального образа объектов предметного и природного мира. Следует отметить, что основой для создания образа является восприятие. От характера и глубины восприятия зависит качество соответствующих образов. Именно на этом этапе важно использовать всего арсенала сохранных анализаторов и функций нарушенного зрения. Это этап образования сенсорной базы для формирования представлений об объектах окружающего мира: создание зрительного, слухового, тактильного образа объекта с использованием разнообразного наглядного материала: иллюстративного, графического, схематического и др.

Задачей второго этапа является анализ структуры глобального образа. Этому способствует работа по выделению в каждом объекте признаков и свойств с подключением разных видов чувствительности. На этом этапе активно используются мыслительные способности детей к анализу и синтезу, умение оперировать представлениями в умственном плане. На этапе дифференциации представлений дети проводят сравнение различных объектов по их общему впечатлению, а также цвету, форме, величине, структурному составу, пространственному положению элементов и т.д.

Именно эта методическая работа с использованием компенсаторных процессов мышления, речевого обозначения, связи с конкретными представлениями предметного и природного мира подводят к третьему этапу.

Третий этап: формирование четких дифференцированных образов внешнего мира. На этом этапе детям предлагаются задания:

- на построение образа, воспроизведение его структуры по сенсорно-перцептивному образцу;

- на построение образа по определению, когда ребенку дается образец с установкой на запоминание, и он воспроизводит его по памяти;

- на построение образа на основе его словесного описания.

При проведении работы по формированию образов следует помнить, что дети должны обладать широкой языковой базой, отражающей их жизненный опыт. Кроме того, у них должны быть сформированы желание узнавать новое и такие качества личности, как внимание, активность, умение слушать и выполнять указания взрослого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографического навыка у слабовидящих младших школьников.

Нарушение зрения приводит к ограничению получения информации из окружающего мира, изменению способов коммуникации, нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального оп...

«Развитие орфографической зоркости у слабовидящих младших школьников"

Педагогическая практика подтверждает, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости и запоминания, проявляется в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического ра...

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Музыкальная сказка как способ коррекции недостатков двигательной активности слепых и слабовидящих младших школьников средствами музыкально-образной драматизации.

В данной статье я хочу поделиться своим опытом использования на уроках музыки в ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и...

Влияние здорового образа жизни на социализацию младших школьников.

Данный материал поможет определить степень значимости ЗОЖ на социализацию младших школьников....

Основы проблемы по сохранению здорового образа жизни (ЗОЖ) у младших школьников. История вопроса

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России....

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при реализации программы "Разговор о правильном питании и здоровом образе жизни"

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании и здоровом образе жизни", тематическое планирование, анализ результативности программы....