Влияние здорового образа жизни на социализацию младших школьников.
статья по зож
Данный материал поможет определить степень значимости ЗОЖ на социализацию младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_zozh_na_sotsializatsiyu_mladshego_shkolnika.docx | 15.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
К социальному опыту человек приобщается посредством образования. Закон РФ «об образовании» трактует образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней».
В современных условиях уровень культуры общества немыслим без культуры здоровья, а картина мира не будет полной без понимания сути здоровья человека, которая исходит из сущности самого человека как биопсихосоциального существа. Обучение здоровью должно способствовать формированию культуры здоровья, которая является частью культуры общества. Культура охватывает всю совокупность проявлений социальной жизни индивидов и социума. Социальный компонент – это осознание себя лицом определенного пола, способ взаимодействия в социуме. Также должны выступать факторы, которые обеспечивают социальную комфортность – это субъект – субъектные отношения в системе учитель – ученик, соблюдение принципов взаимного уважения в системах ученик – ученик, родитель – ученик, учитель – ученик. В организации учебно-воспитательного процесса нужно идти по пути формирования соматического и психического статуса личности. А для этого надо создавать:
- Оптимальные условия двигательного режима учащихся: подвижные перемены, динамические часы, музыкальные физические минутки на уроках, глазо-двигательная гимнастика.
- Формировать навыки здоровьесберегающего поведения: заботливое отношение к одноклассникам, педагогам и родителям, исключающие травматизм игры на переменах и после занятий, осуждение привычки к курению и алкоголю. Вот это и можно назвать социальными факторами.
Важным является социальная адаптация на протяжении всей начальной школы. Социальная адаптация сводится к выработке у ребенка нормативно – поведенческих установок путем усвоения им социальных норм, ценностей, элементов культуры и т. д. социальная адаптация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность, происходит усвоение определенной системы социальных ролей и культуры. В реальном процессе социальной адаптации индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также и постигают науку создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир. Особенно заметно появление своеобразного «чувства взрослости», выражающегося в стремлении младшего школьника к самостоятельности, в желании добиться, чтобы взрослые считались с его мнением. При этом, переоценивая свои «взрослые» возможности, ребенок приходит к неверному убеждению, что он, в сущности, уже ничем не отличается от взрослого и претендует на то, чтобы взрослые относились к нему как к равному. Этим определяется стремление детей к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки взрослых умалить достоинство младшего школьника, принизить взрослость, недооценить его права. Все это взаимосвязано со здоровым образом жизни. А главным взрослым является учитель, который должен так построить учебный процесс, чтобы ребенок желал учиться и развиваться.
Социализация – это процесс усвоения личностью норм, правил, ценностей, принятых в обществе, а также социальных ролей, выполняемых каждым в жизни. В ходе социализации личность приспосабливается, адаптируется к выполнению своих социальных функций, поэтому социализацию называют «вторым, социокультурным рождением человека». Учителя в массе «школоцентричны», а взгляд на школу как на часть социальной системы, институт социализации позволяет им осознать границы ее возможностей, что в свою очередь помогает лучше реализовать образовательные и воспитательные цели во взаимодействии со всеми социализирующими факторами. Средствами формирования ЗОЖ являются методы убеждения и организации деятельности детей.
Помощь в процессе социализации определяется, как сознательная попытка помочь человеку в приобретении знаний и навыков, в развитии установок, самосознания, в самоопределении и самоутверждении и представляет собой не только сопровождение процессов воспитания и обучения, но и особый педагогический процесс, направленный на саморазвитие ребенка. Помощь ребенку в социализации и развитии на уровне конкретных социальных групп (класса) и отдельных индивидов становится предметом социально – педагогической деятельности, объектной областью которой является ситуации риска растущего человека, нарушения его взаимодействия со средой во всем многообразии обуславливающих их факторов, а также явления социально-психологической дезадаптации вне зависимости от характера причин, их порождающих. Социально-педагогическая деятельность как неотъемлемая, органичная составляющая социального воспитания призвана помочь педагогам квалифицированно работать с детскими проблемами, которые обусловлены особенностями ребенка, связанными с функциональным состоянием его здоровья, познавательной и личностной сферы, с условиями воспитания. Мудрик считает, что воспитание – единый целенаправленный процесс, в который сливаются образование, организация социального опыта детей и индивидуальная помощь каждому ребенку в его развитии и самоопределении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Опыт работы поданной теме поможет учителям начальных классов научить детей беречь и укреплять свое здоровье, усвоить понятия здорового образа жизни....
статья "Влияние уклада школьной жизни на личность младшего школьника"
Уклад школьной жизни...
презентация "Влияние здорового образа жизни на школьника"
Влияние здорового образа жизни на школьника...
Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
Родительское собрание на тему:"Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника"...
Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
Выступление на родительском собрании"Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника"...
Основы проблемы по сохранению здорового образа жизни (ЗОЖ) у младших школьников. История вопроса
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России....
ВЛИЯНИЕ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Введение стандарта второго поколения вносит большие изменения в школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, но...