Основы проблемы по сохранению здорового образа жизни (ЗОЖ) у младших школьников. История вопроса
статья по зож

Шахова Ольга Владимировна
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_problemy_po_sohraneniyu_zdorovogo_obraza_zhizni.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Основы проблемы по сохранению здорового образа жизни (ЗОЖ) у младших школьников. История вопроса

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России.

В конце ХVIII в. И.И.Бецкой, основоположник и руководитель детских учреждений (воспитательных домов), отмечая неблагополучие со здоровьем своих воспитанников, главную роль в этом отводил порочной системе обучения, которая не учитывала правила гигиены и физического воспитания.

Начиная с середины ХIХ в. ряд врачей, физиологов и педагогов в России посвящают свои работы изучению состояния здоровья школьников, разработке рекомендаций по его сохранению и укреплению. С этого времени начинает накапливаться большой фактический материал, включающий результаты не только наблюдений, но и специальных исследований.  Его анализ позволяет выделить два основных подхода к решению данной проблемы.

Представители одного из них ведущую роль в ухудшении здоровья школьников отводили несоблюдении гигиенических требований  к условиям обучения. Так Ф.Ф. Эрисман (1870), изучая состояние остроты зрения у школьников и констатируя его ухудшение с каждым последующим годом обучения, главную причину видел в плохой освещенности. Этого мнения придерживались и Е.М. Белостоцкая (1960), А.Г. Цейтлин и Г.К. Топорова (1959). Указывая на возрастание случаев нарушений осанки школьников от младших к старшим классам, они связывали это с низким уровнем освещенности учебных помещений и несоответствием парт росту учащихся.

Представители другого традиционного подхода главную причину в ухудшении здоровья школьников видели  в несоблюдении гигиенических требований к режиму обучения, в частности, большой объем учебной

нагрузки. Еще в1882 г. В.Г. Нестеров отмечал прогрессивное нарастание нервных расстройств от младших к старшим классам в 3-9 раз, связывая это с чрезмерным обременением учащихся учебной работой. В исследованиях М.В. Антроповой (1969), посвященных изучению работоспособности учащихся к поиску средств ее повышения, значительная роль в предупреждении умственного утомления отводится приведению в соответствие учебной нагрузки и возрастных психофизиологических  возможностей детей.

 В связи с многочисленными фактами негативного влияния школы на здоровье детей многими передовыми общественными деятелями России высказывалась идея необходимости осуществления коренной реформы учебно - воспитательного процесса с целью оздоровления подрастающего поколения.

С первых лет советской власти охране здоровья школьников в процессе обучения была придана государственная значимость. При Комиссариате по

просвещению начал работать руководимый В.М. Бонч–Бруевичем «школьно-гигиенический отдел». Открылись воспитательно-оздоровительные учреждения: детские оздоровительные трудовые колонии, лесные школы, школы для детей с дефектами развития.

В начале 30-х годов решением партии и правительства было введено всеобщее обязательное обучение. В этой связи принято специальное постановление, направленное на охрану здоровья школьников и регламентирующее продолжительность учебных занятий, перемен и каникул.

После Великой Отечественной войны в нашей стране были возобновлены и интенсифицированы исследования по изучению состояния здоровья школьников, в частности, сектором школьной гигиены НИИ возрастной физиологии и физвоспитания АПН СССР, руководимым М.В. Антроповой. Проведенные исследования свидетельствовали о том, что нагрузка, обусловленная действующим учебным планом и программами, не

соответствует силам и возможностям даже здоровых детей и подростков и способствует возникновению стойких отклонений в состоянии здоровья (близорукость, нарушений осанки, повышенному артериальному давлению, неврозам).

В этой связи особую актуальность приобрело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней образовательной школы» (1966). В нем обращалось особое внимание на необходимость преодоления перегрузки учащихся учебными занятиями, посредством ее перевода на новые учебные планы и программы, регламентирующие количество обязательных учебных часов.

Однако перевод школы на новые учебные планы, как показало время, не улучшил положение дел со здоровьем школьников в той степени, как это ожидалось. В медицинской и педагогической литературе продолжали  появляться сведения о неблагоприятном влиянии занятий на состояние здоровья учащихся.

В 1984г. был принят очередной документ «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в котором предписывалось устранение чрезмерной усложненности учебного материала и перегрузки учащихся и начало систематического обучения детей в школе с 6-летнего возраста.

Как показало время, переход детей на более ранний срок обучения обострил проблему сохранения их здоровья. К концу 80-х годов в педагогической и медицинской литературе появился ряд тревожных сообщений, указывающих на неблагополучие физического и психического здоровья школьников (А.А. Солнцев, 1985; И.С. Дронов, 1985; С.М. Громбах, 1988; А.А. Баронов, Н.А. Матвеева, 1989). Более раннее начало систематического обучения детей в школе способствовало увеличению числа отклонений в состоянии ведущих органов и систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, органов зрения, опорно-двигательного аппарата).

За последние 10 лет министерствами здравоохранения и образования проведена определенная работа по формированию нормативной базы, дающей возможность более эффективно заботиться о здоровье подрастающего поколения.

В 1992г. выходит в свет закон Российской Федерации об образовании. Впервые были узаконены образовательные стандарты, в рамках которых стало возможным обучение по индивидуальным планам, введение дополнительных образовательных услуг, новых форм обучения и т. д. Как показывает анализ публикаций, появившихся в медицинской и педагогической литературе, и эти нововведения не сняли остроту проблемы здоровья школьников.

В 1992г. вышел совместный приказ двух министерств, который часто называют «революционным» и согласно которому значительно улучшилась система диагностики состояния здоровья школьников.

В 1995г. была введена специальность «валеология», после чего в школах появились соответствующие специалисты, на которых была возложена ответственность за работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В 1995г. состоялась коллегия Министерства образования Российской Федерации, посвященная здоровью школьников, где было констатировано крайне неблагополучное его состояние. Так, уже в 1 классе 15% детей – с хронической патологией, 80% - с морфофункциональными отклонениями и лишь 5% детей – практически здоровых. Но за годы обучения еще более снижается количество здоровых школьников.

В то же время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Недаром В.А. Сухомлинский, в равной степени внимательный

как к интеллектуальному развитию учеников, так и к их здоровью, отмечал, что замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания. Исследованиями М.В. Антроповой и ее соавторов установлено, что дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. Указывается также связь показателей здоровья, умственной работоспособности и успешности овладения детьми школьной программой.

В 2000г. приказом № 241 Министерство здравоохранения утвердило «Медицинскую карту ребенка» для образовательных учреждений.

В Федеральном законе № 51 - ФЗ «Об утверждении федеральной программы  развития образования» (2000) на образовательные учреждения законодательством РФ возложена ответственность за «… жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения». В Федеральном

законе «Об образовании» отдельно прописаны четкие требования по охране здоровья обучающихся и воспитанников.

В рамках Федеральной целевой программы «Дети России» с 2003г. введена в действие программа «Здоровый ребенок».

В 2002г. появился совместный приказ Министерства образования и здравоохранения № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации», в котором был намечен ряд конкретных мер по активизации работы школ по охране и укреплению здоровья учащихся.

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников фактически определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска (ШФР), предусматривает разработку и апробацию перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...

Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Опыт работы поданной теме поможет учителям начальных классов научить детей беречь и укреплять свое здоровье, усвоить понятия здорового образа жизни....

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА

1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья  школьников с интеллектуальной   недостаточностью, его влияние на успешность обучени...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

Эффективность обучения младших школьников основам правильного питания и здорового образа жизни

         В обществе всегда существует проблема снижения уровня показателей здоровья детей и подростков. Сегодня самое важное - научить человека быть здоровым с детства....

Влияние здорового образа жизни на социализацию младших школьников.

Данный материал поможет определить степень значимости ЗОЖ на социализацию младших школьников....