Музыкальная сказка как способ коррекции недостатков двигательной активности слепых и слабовидящих младших школьников средствами музыкально-образной драматизации.
статья по музыке (1, 2 класс) по теме

Кавелина Марина Олеговна

В данной статье я хочу поделиться своим опытом использования на уроках музыки в ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Владимира для слепых и слабовидящих детей»  такой формы деятельности, как музыкальная сказка. Также приведу примеры таких сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыкальные сказки48.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная сказка как способ коррекции недостатков двигательной активности слепых и слабовидящих младших школьников средствами музыкально-образной драматизации

В начальной школе (особенно в 1-2 классах) я часто обращаюсь к такой форме деятельности, как музыкальная сказка. Это понятие включает в себя такие виды деятельности как пение, сценическую игру, игру на музыкальных инструментах, ритмический рисунок, танец, комбинированные действия как приёмы музыкально-образной игры-драматизации. Их значение я подробно рассматриваю в теме самообразования «Коррекция недостатков двигательной активности слепых и слабовидящих младших школьников средствами музыкально-образной драматизации».

Естественно, в рамках нашей школы-интерната для слепых и слабовидящих детей, я учитываю психо-физические возможности ребят и индивидуальные особенности их развития. С младшими ребятами за основу берутся всеми известные народные сказки, дети постарше могут сочинить сказку сами (индивидуально, всем классом или совместно с учителем). Затем мы её разыгрываем.

Обычно получается «проиграть» по две сказки в четверти. Ребятам очень нравится этот вид деятельности, так как жанр сказки близок и доступен для восприятия младшему школьнику.

Этапы:

- вспоминаем (или придумываем) сюжет

- раздаём роли

- каждый «герой» получает свой музыкальный инструмент. Заранее обговаривается, какой инструмент лучше сочетается с  характером персонажа по тембру, высоте, силе звука (заодно вспоминаем основные характеристики музыкального звука),когда на нём играть

- по ходу сказки разучиваются маленькие попевки, характеризующие каждого героя, часто сопровождающиеся движениями. По сюжету ребята обычно сами понимают в какой момент нужно спеть свою попевку

- общие, более развёрнутые песенки, обычно разучиваются совместно или исполняются ранее известные ребятам песни, подходящие по сюжету

- в сказку включаются как отдельные движения (характеризующие персонажей или ситуацию), так и развёрнутые танцевально-ритмические композиции, которые ребята исполняют либо совместно с  собственным пение, либо делятся на группы «певцов» и «танцоров», либо я включаю аудиозапись или пою и играю на инструменте

- движения  и танцевально-ритмические композиции подбираются в соответствии с составом класса (слабовидящие, незрячие, смешанный класс).Также идёт корректировка заданий, связанных с индивидуальными особенностями учащихся.

Вид работы над движением подбирается  в соответствии с составом класса:
а) слабовидящие ребята повторяют движения за мной; 
б) в работе с тотально слепыми ребятами приходится пользоваться тактильно-вербальными методами, буквально «вручную» направлять движения рук, головы, ног, корпуса, естественно подкрепляя это словесными объяснениями и сравнениями. 

в) смешанный состав. 
Поясню подробнее. В пару ставится зрячий (в нашем случае слабовидящий) и незрячий ребёнок – один направляет движения  другого (тактильный метод). Если же это хоровод, шеренга или иное перестроение (в зависимости от художественного замысла), незрячие дети чередуются со слабовидящими, где первые – ведомые, вторые – направляющие.

Этот процесс очень важен для  развития коммуникативной деятельности, особенно для незрячих детей.  А слабовидящим ребятам с раннего детства прививается не только стремление помочь и готовность поддержать незрячего товарища, но и практические навыки о том, каким образом это лучше сделать ( какими словами объяснить, какими движениями показать). Они, даже можно сказать, становятся на протяжении занятия моими помощниками, так как за ограниченное время урока значительно сокращается возможность индивидуального показа для каждого из незрячих ребят.
Действительно, дети с нарушениями зрения отличаются меньшей подвижностью по сравнению со зрячими сверстниками, снижен темп выполнения 
движений, следственно, и скорость разучивания элементов и танцевальных 
композиций (особенно незрячие дети). Всё это приходится учитывать при организации 
и проведении занятий. Как я уже указывала, в работе с незрячими детьми элемент визуального показа полностью отсутствует, приходится опираться на тактильные и вербальные методы объяснения. Следственно, этот трудоёмкий процесс требует большего количества  времени, чем со зрячими детьми этого же возраста. И сам процесс запоминания именно движений для незрячего человека очень непрост, так как есть проблемы с координацией. Учитывая психо-физические возможности ребят и индивидуальные особенности их развития, в качестве разминок на уроках музыки  я нередко использую упражнениям на развитие координации и на ориентировку в пространстве (особенно для незрячих детей). Такие разминки обычно провожу под музыку (например, «Солнышко лучистое любит скакать», «Гимнастика» и др.)

Хочется отметить, что незрячих детей привлекает магия движения под ритмичную красивую музыку. Ориентироваться им в незнакомом опасном пространстве очень трудно, поэтому важно почувствовать удовольствие от своего красивого движения в известном пространстве.

Каждая сказка сопровождается музыкальной поддержкой фортепиано, либо фрагментами включается аудиозапись. Всегда есть возможность приостановить игру, заострив внимание на каком-либо виде деятельности

Хочется отметить, что, несмотря на физические недостатки, наши ребята активно участвуют в школьной и, прошу заметить, в городской и областной концертной деятельности! Любят сцену, зрителей, аплодисменты, и, конечно, свои собственные эмоции и ощущения от выступлений. 

Подготовленные ребятами музыкальные сказки нередко становились номерами на школьных мероприятиях.

Конечно же, сцена – испытание для ребят. Мы заранее договариваемся о репетиции в зале, чтобы «попробовать» сцену – расставить юных артистов, чтоб каждый знал, куда идти и где встать. 

Обычно незрячих выводят слабовидящие ребята или руководители. Это обговаривается и репетируется заранее. Чтобы не было накладок и потери времени на сцене, за каждым незрячим закреплён его видящий товарищ. Также на репетиции регулируется звук, свет, компьютерное оформление. Естественно, заранее с организаторами мероприятий обговариваются все детали.

Как отдельный  сценический приём отрабатывается поворот лицом к зрителям (по слуху или в соответствии с предварительной расстановкой).

Работа над мимикой и пантомимикой – отдельный этап к подготовке к разыгрыванию сказки или последующему выступлению. Этому уделяется особое внимание, так как от выразительности мимики, жестов и сценического движения героя зависит понимание другими участниками и, в итоге, зрителями происходящего действия.

Конечно, как и все ответственные артисты, ребята волнуются перед выступлением – «Всё ли получится?», «А вдруг что-нибудь забудем или перепутаем?»… На это мы всегда отвечаем – «Вы же готовились! Вы  всё умеете! Вы такие красивые в концертных костюмах!…У вас всё получится!»

По ходу сказки мы исполняем ранее известные композиции из нашего песенного репертуара или разучиваем их в процессе.

В каждой сказке для сценического (музыкально-ритмического) сопровождения слов или песни, в зависимости от вида класса (незрячие, слабовидящие, смешанный класс),  выбираются действия, соответствующие физическим и психологическим возможностям детей. Также, исходя из уровня подготовки ребят, варьируется показ некоторых композиций – движения заменяются на инструментальное сопровождение или на хлопки:

1 вариант - пение;

2 вариант - пение со сценическими движениями;

 3 вариант  - ритмический рисунок.  Короткие длительности (восьмые)  хлопаем в ладоши, четвертные – по коленям, половинные - топаем.  Я читаю, пою или включаю запись, а ребята хлопают.

4 вариант – пение +ритмический рисунок

5 вариант – сопровождение с  инструментами

Музыкальные сказки сопровождаются показом слайдов (для слабовидящих), также  включаются аудиозаписи звуков (шум дождя, скрип и т.д.).

Музыкальные сказки:

  1. На зелёном на лугу

Начинается сказка со слушания звуков природы (голоса птиц, жужжание пчёл). Также параллельно идёт показ слайдов-картинок обитателей лужайки, которые нам встречаются на пути.

Самостоятельное определение и показ детьми ритмического рисунка народной песни «На зелёном лугу» (ритмический рисунок)

На зелёном лугу, их-вох!
Раз нашёл я дуду, их-вох!
То не дудка была, их-вох!
Веселуха была, их-вох!

Стал я в дудку играть, их-вох!
Стали все подпевать, их-вох!
Стали все подпевать, их-вох!
Да под дудку плясать, их-вох!

На зелёном лугу, их-вох!
Потерял я дуду, их-вох!
То не дудка была, их-вох!
Веселуха была, их-вох!

Стал я в дудку искать, их-вох!
Стали все помогать, их-вох!
Стали все помогать, их-вох!
По лужайке гулять, их-вох!

На зелёном лугу, их-вох!
Потерял я дуду, их-вох!
Шарил-шарил – не нашёл, их-вох!
Я заплакал и пошёл, их-вох!

- А сейчас мы взмахнём волшебной палочкой, уменьшимся в размерах и пойдём погуляем по нашему лугу. Кого же мы тут встретим?

В своей последовательности включаются запись звуков (ребята должны по звуку определить кто это), а также параллельно идёт показ слайдов-картинок обитателей лужайки, которые нам встречаются на пути. Из числа ребят выбираются соответствующие персонажи, которые впоследствии изображают движениями действия своего героя. Или же исполняем движения вместе или распределяемся по парам.

- Кто это к нам летит?

 - Комарик!  Изобразим голосом писк комара «Ззз…». Только комарик, точнее комариха, грустит. Давайте спросим, почему?  

 (Музыкально-образная драматизация народной песни «Я с комариком». Изображаем  парами).

-  А я по лугу, а я по лугу, Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.

Я с комариком, я с комариком, С комариком плясала, с комариком плясала.

Мне комар ножку,  мне комар ножку,  комар ножку отдавил, комар ножку отдавил!

Мне он ноженьку, Мне он ноженьку, Мне он ножку повредил, Мне он ножку повредил!

- Так вот что случилось! Кто же нам поможет развеселить комариху? (В ответ на вопрос включается «Песня бабочек» муз.Н.Елисеева, сл.Б.Заходера. Изображаем.)

- Играю мелодию «Песенка про кузнечика»(муз.В.Шаинского, сл. Н.Носова). Ребята подхватывают песню, исполняем до конца (можно также с показом). Эту композицию часто предлагаю подобрать по слуху на инструменте (фортепиано, ксилофон, цимбалы, гитара).

- Лягушка-лягушка, ты зачем съела кузнечика?

Лягушка: «Да не ела я его – мы с кузнечиком друзья! Это у нас с ним шутка такая! Вот он – целёхонький стоит! Давайте лучше вместе с моими смешными лягушатами  «Простую песенку» (В.Дементьев. В.Семернин) спойте и станцуйте!» (Музыкально-образная драматизация)

Лягушка: «А теперь мой друг кузнечик сам вам песенку споёт!» (Звучит песня «Маленький кузнечик» Муз. А.Волков, Сл.В. Щукин).

- Ребята, кто (в песне) прилетел послушать маленького музыканта? (Пчела. Изобразим голосом жужжание пчелы «Жжж…»)

-Она напевает  какую-то мелодию («Колыбельная пчелы»  сл.В. Плудониса, муз. Е. Подгайца). Как вы думаете, как называется эта песня и для чего она нужна? (Баюкать деток – колыбельная). Не будем ей мешать.

- Кто-то сверху спускается к нам на канате. Кто же это? (Делаем пальчиковую гимнастику под  попевку «Паучок ходил по ветке»
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают по предплечью)

 Затем подвигаемся под песенку «Паучок» Сл. Н. Пикулевой, Муз. Е. Попляновой.

- Прилетела Божья коровка. Она тоже хочет, чтобы про неё спели песенку. (Делаем пальчиковую гимнастику под  попевку):
По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку) 
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

Под песню «Коровка божья сядь сюда мне на ладонь» (Народная немецкая песня в обработке И.Брамс)

- Да, на волшебном лугу никто никого не обижает: ни кузнечика, ни божью коровку, ни даже малюсенького муравья. Мы же сейчас и сами с него ростом! (Песня «Не обижайте муравья» муз. Г. Гладков сл. В. Степанов. Пение, инсценировка)

-Теперь снова взмахнём волшебной палочкой, вырастем и посмотрим, кто там виднеется вдали? (Музыкально-образная драматизация песни «Кто пасётся на лугу» муз.А.Пахмутовой, сл.Ю.Черных)

- Попрощаемся с нашими новыми знакомыми под песню «Мир похож на цветной луг» (Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского), до новых встреч!

2) Мы попали под дождь 

Показ слайда с картиной А.К.Саврасова «Перед грозой»

- Ребята! Наша картина вдруг ожила! Посмотрите, в какие цвета окрашено предгрозовое небо? Какие звуки мы слышим?

- Поднялся ветер (изображаем ветер, тем самым выполняя упражнения на укрепление певческого дыхания – вдыхаем воздух, затем медленно выдыхаем, издавая звук «С»)

- Загрохотал гром! Ребята, как мы можем изобразить раскаты грома? (топаем ногами) А на каких музыкальных инструментах? (барабан, колотушка, рубель). Теперь споём «Громкую песенку» (муз.Г.Струве, сл.В.Викторова), чётко произнося каждое слово, предварительно прохлопав пунктирный ритм этой песни. Раскаты грома то усиливаются  (вводим понятие крещендо), то затихают (диминуэндо). Изобразим усиливающиеся и затихающие звуки грома.

- Затем, капелька за капелькой пошёл дождь. Как мы можем изобразить стук дождя? (отрывистые хлопки). Вводим термин стаккато. На каких музыкальных инструментах? (металлофон, пианино, треугольник)

- Вспомним известную нам песню «Неприятность эту мы переживём» (муз. Б.Савельева). Только ли эта песня про смену погоды? Только ли от погоды зависит настроение человека?

- Так всегда ли дождик – это плохо? Какое настроение, например, у песенки «Дождик песенку поёт» (муз.О. Юдахиной, сл.Б.Заходера) или у песни «Что делать после дождичка»( муз.Н.Елисеева, сл.В.Данько) (выполняем ритмические движения)

- И ещё, если б дождик не поливал землю, не вырос бы урожай! Споём песню «Урожай собирай» (муз. А. Филиппенко,сл. Т.Волгиной) с показом простых движений.

- Знаете ли вы, что дожди часто бывают «грибными»? Слушаем и выполняем сценические ритмические движения под песню «По грибы».

Сказка про гриб, который… (по мотивам сказки Сутеева В.Г. «Под грибом»)

Распределяем роли, я читаю сказку, после появления каждого нового героя все вместе исполняем композиции под предлагаемые песни. Выбираются варианты исполнения (указаны вначале).

Муравей (Песня «Не обижайте муравья» муз. Г. Гладков сл. В. Степанов).

Бабочка («Песня бабочек» муз.Н.Елисеев, сл.Б.Заходера)

 Мышка (песня-игра «Кот и мыши» или «Мышь и часы» Е.Железнова )

 Воробей (песня «А воробьи чирикают» муз.Н.Елисеева, сл. В.Степанова или «Воробейчик, воробей» муз.Н.Елисеева, сл.М.Пожаровой)

Заяц (песня-игра «Заинька, выйди в сад»)

Лиса (песня-игра «Лисонька-лиса»)

Лягушка («Простая песенка» В.Дементьев. В.Семернин или песня «Лягушонок Евстигней» муз.Н.Елисеев, сл.Н.Матвеевой)

В заключении сказки - песня «Грибы» муз.Т. Попатенко, сл. А. Кузнецовой. (музыкально-образная драматизация)

 - Как вы думаете,  кроме героев нашей сказки, какие обитатели лесов, полей и рек также рады дождю?

- Повеселимся вместе с «Упрямыми утятами»  (Е.Крылатов - М. Пляцковский) (музыкально-образная драматизация) или исполним «Танец маленьких утят».

Смотрим песню-мультик «Дождя не боимся» (слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова). Если не устали, исполняем танцевальную зарисовку к песне.

  1. Колобок

В начале урока распределяем роли : Дед, Бабка, Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса. Ребятам раздаётся текст (незрячим по Брайлю), который они читают перед исполнением своей реплики. Разучиваются короткие несложные попевки, на мотив которых накладываются слова персонажей.

Дед

Ох, умаялся! Устал!
Я сегодня рано встал,
Бабка, скоро ли обед?

Бабка (весело)

А его, дедочек, нет!

Дед

Ты по коробу скреби,

По сусекам помети.
Собери муку в совок,
Испеки нам колобок.

Бабка

Я по коробу скребу,
По сусекам помету!
Соберу муку в совок,
Испеку нам колобок!

- Колобок спрыгнул с подоконника на лавку, с лавки на крылечко, с крылечка на дорожку и…покатился по дорожке…

Бабка  и Дед (изумленно)

Посмотри, он укатился,
Даже с нами не простился!

И куда теперь пойдет?
Пропадет он, пропадет!

- Катится колобок, а на встречу ему Заяц.

Заяц

Я – зайка, зайчишка
Бегаю вприпрыжку!
И тебя-колобка

Покусаю я слегка!

Ты ведь свеженький совсем!
Колобок, тебя я съем!

(игра «Заинька, выйди в сад»)

- Колобок ему и отвечает (песня):

Я – колобок, колобок,

По коробу скребён, по сусеку метён,

на сметане мешён, да в масле пряжён, на окошке стужён.

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, Зайка, уйду!

(Исполнение народной песни «Заинька, выйди в сад»)

- Катится колобок, а на встречу ему Серый Волк!

Волк

Хочет ухватить волчок
Всех зубами за бочок.
Ты ведь свеженький совсем!
Колобок, тебя я съем!

(Потом танцуем под песню «Волк Волчище»)

- Колобок ему и отвечает … (песня Колобка)

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, Волк, уйду!

- Катится колобок, а на встречу ему Медведь:

Медведь

Любит мишка косолапый

Мёдом мазать свои лапы.
Ты же свеженький совсем!
Колобок, тебя я съем!

(Подвижная игра «Сидели два медведя»)

Сидели два медведя на тоненьком суку

Один читал газету, другой молол муку

Раз ку-ку, два ку-ку – оба шлёпнулись в муку!

Нос в муке, хвост в муке, уши в кислом молоке!

- Колобок ему и отвечает … (песня Колобка)

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, Медведя, уйду!

- Катится колобок, а на встречу ему Лиса-рыжая краса:

Лиса (вкрадчиво)

Я – Лиса-плутовка

Хитрая и ловкая!

Ты ведь свеженький совсем!
Колобок, тебя я съем!

(песня-игра «Лисонька-лиса»)

- Колобок ей и отвечает … (песня Колобка)

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, и от тебя, Лисичка, уйду!

Лиса

Славно, колобок, поешь,
Только слов не разберешь.
Сядь ко мне на язычок,
И пропой ещё разок.

(Показываем плавные движения рукой (элементы дирижирования) под попевку «уж как шла лиса по травке, нашла цветик у канавки»)

Сел Колобок лисе на носок, а она его «Ам!»….и съела…

 В конце урока все вместе исполняем песню «Колобок»  (Слова В. Татаринова, Музыка Г. Струве)

  1. Теремок

В начале урока распределяем роли : Мышка, Лягушка,  Заяц, Волк, Медведь, Лиса. Ребятам раздаётся текст (незрячим по Брайлю), который они читают перед исполнением своей реплики. Разучиваются короткие несложные попевки, на мотив которых накладываются слова персонажей.

Проигрыш (в это время ребята выполняют движения под музыку или играют на музыкальных инструментах)

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полюшку  мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит:
 — Тук-тук-тук!
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Никого нет…Значит я буду здесь жить!

(песня-игра «Кот и мыши» или «Мышь и часы» Е.Железнова )

Проигрыш

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Уж как по полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и стучит:
 — Тук-тук-тук!
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
 — Я мышка-норушка! А ты кто?
 — Я лягушка-квакушка!

 — А что ты умеешь делать?

 — Я петь умею!

(«Простая песенка» В.Дементьев. В.Семернин или песня «Лягушонок Евстигней» муз.Н.Елисеев, сл.Н.Матвеевой)

 — Иди ко мне жить!
Прыгнула лягушка в теремок. Стали они с мышкой жить-поживать — песни распевать.

Проигрыш

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок не высок, не высок.
Как по полю зайчишка бежит,
У дверей остановился и стучит:

 — Тук-тук-тук!
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

— Я мышка-норушка!
 — Я лягушка-квакушка! А ты кто?
 — А я - зайчик-попрыгайчик!
 — А что ты умеешь делать?

 — Я частушки петь умею и в игры играть!

(частушки, игра «Заинька, выйди в сад»)
— Иди к нам жить!
 Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать — песни распевать.

Проигрыш

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю лисичка бежит,
У дверей остановилась и стучит:
 — Тук-тук-тук!

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

— Я мышка-норушка!
 — Я лягушка-квакушка!
 — Я зайчик-попрыгайчик! А ты кто?
 — А я лисичка сестричка.
 — А что ты умеешь делать?

 — Я с вами в игру поиграю и станцую!
 (песня-игра «Лисонька-лиса», танец)

Забралась лиса в теремок. Стали они теперь четверо жить-поживать — песни распевать.
 Проигрыш

Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю волчишка бежит,
У дверей остановился и стучит:
— Тук-тук-тук!

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
 — Я мышка-норушка!
 — Я лягушка-квакушка!
 — Я зайчик-попрыгайчик!
 — Я лисичка-сестричка. А ты кто?
 — А я волк –зубами щёлк!
  — А что ты умеешь делать?

 — Я  вам на ложках (на барабане, балалайке и др.) сыграю!

(игра на музыкальных инструментах)

Залез волк в терем. Стали они все вместе жить-поживать — песни распевать.

Проигрыш
Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю медведюшка бредет,
У дверей остановился и ревет:
— Тук-тук-тук!

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
 — Я мышка-норушка!
 — Я лягушка-квакушка!
 — Я зайчик-попрыгайчик!
 — Я лисичка сестричка!
 — Я волк –зубами щёлк! А ты кто?
 — А я медведь Косолапый! Я с вами в игру поиграю!
(игра «Сидели два медведя»)

-Ох, Медведь, иди ко ты отсюда!
Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался.

-Эй, ты – Косолапый! Давай нам новый теремок теперь строй!

Проигрыш

  1.  Курочка-ряба

В начале урока делимся на три группы ( Дед, Баба, Курочка). Ребятам раздаётся текст (незрячим по Брайлю), который они читают перед исполнением своей реплики. Разучиваются короткие несложные попевки, на мотив которых накладываются слова персонажей.

Разучивание песни «Курочка-рябушечка»

Все (пение со сценическими движениями):

Жили-были дед, да баба,

Курочка-то с ними – Ряба,

В погребе у них темно

И мышей полным-полно.

Курочка Ряба

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
На нанесте я сижу!
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Я яичко вам снесу.

1 вариант -пение со сценическими движениями

 2 вариант  - ритмический рисунок

Дед бил-бил – не разбил,

Баба била – не разбила!

По столу бежала мышь,
Её гнали: «Кыш-кыш-кыш!»
Хвостиком махнула,
Все перевернула,
И яичко покатилось…
Ой, разбилось! Ой, разбилось!

(поём гамму c-moll вверх и вниз все вместе или по цепочке - каждый споёт на своей нотке «Ой!»)

Дед плачет, баба плачет…

- Ребята, давайте попробуем развеселить  деда и бабу песней «Ах, вы сени» (ритмический рисунок: две восьмые – четверть, постепенно ускоряя темп исполнения)

Курочка кудахчет:

Полно плакать и рыдать,
Перестаньте причитать.
Я снесу для вас другое –
Не простое, золотое!
Купите яиц мешок
И все будет хорошо!

(поём гамму c-dur вверх и вниз все вместе или по цепочке - каждый споёт на своей нотке «Да!»)

Повторяем понятия:  минор -мажор (грустно - весело  в сказке), смена настроения.

Повтор песни «Курочка-рябушечка». В конце сказки слушаем «Балет невылупившихся птенцов» М.П.Мусоргского.

В нашем репертуаре ещё много музыкальных сказок.

Буду рада, если мой опыт Вам пригодится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки.

В данном материале освещена проблема духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыкального искусства и приведены примеры использования методов воспитания в практике....

Информационно-методический модуль (обобщение опыта работы) "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра".

Опыт работы по теме "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра был обобщен на уровне ВИПКРО в 2007 г....

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников

Тема самообразования "Использование технологии  игровых форм  обучения  как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников"...

Социальное ориентирование младших школьников средствами внеклассных мероприятий.Проблемы и способы их решения.

Так какой должна быть воспитательная система сегодня?На мой взгляд, это воспитательная система, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные понятия, где происходит единство...

Статья "Влияние недостатка двигательной активности на здоровье детей младшего школьного возраста".

Данная статья раскрывает влияние недостатка двигательной активности на здоровье учеников начальной школы. Нельзя рассчитывать только на спонтанную двигательную активность только на уроке физкультуры. ...