Рабочая программа кружка Театральный
рабочая программа на тему
Программа кружка разработана в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_teatralnyy.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
объединения дополнительного образования
«Театральный»
Руководитель: Вавилова Н. Н.
2018-2019 уч. год.
Программа кружка «Театральный»
Программа кружка рассчитана на 1 год занятий с детьми 3 класса с расчётом 2 час в неделю (68 ч.).
Вид программы: авторская.
Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;
театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;
театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.
Программа кружка «Театральный» построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;
Развитие творческого начала личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
В воспитании:
Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
Привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе;
Воспитать художественный вкус;
В развитии:
Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
Развивать пластические и речевые данные воспитанников;
Развивать воображение, фантазию и память.
В обучении:
Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.
Формировать умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Формировать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе кружка «Театральный»:
правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;
выполнять организаторскую функцию;
Знать
- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.
- Игры и упражнения актерского тренинга.
- Основы сценической грамоты, правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене.
Уметь
- Исполнить роль в постановке.
- Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,
- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.
- Четко и выразительно говорить,
- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,
- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.
Овладеют средствами творческого самовыражения
- Основами выразительной речи, пластики, движения.
Будут сформированы
- Навыки общения.
- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.
- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
Способы проверки результата:
1.Педагогическое наблюдение.
2.Собеседование.
3.Самооценка.
4.Отзывы детей и родителей.
5.Коллективное обсуждение работы.
6.Участие в концертах, фестивалях и конкурсах.
7.Анкетирование.
8.Тестирование
9.Творческая практика.
10. Сценарии постановок.
11. Постановки.
12.Коллективная рефлексия.
13.Самоанализ.
Способы фиксации результата.
1.Фото-видеоотчеты.
2 Грамоты, дипломы.
3.Сценарии.
4.Анкеты.
5.Тесты.
6.Портфолио.
7.Отзывы.
8.Афиши.
9.Презентация творческого альбома «Мои достижения»
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ спектаклей;
- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы: .
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2. Принципы:
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
- организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Организационные формы:
- Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
- Парная — рассчитать работу на двоих.
- Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Содержание программы (68 часов)
1 раздел. (1 час) Вводное занятие.
2 раздел. ( 10 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. ( 9 часов) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. ( 10 часов) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. ( 5 часов) Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. ( 32 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. ( 1 час) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.
Литература, используемая для написания программы:
- Гарбузова С. А. "Театр, в котом играют дети"
- Новикова Т.В. «Театральная мастерская».
- Таберко Н.М. «Интерактивный театр»
- Сарафанова Е.Н. Программа театральной студии «Карусель»
- Андрющенко А.И. Театральная студия. Журнал. Начальная школа. 2009. №12. 72с.
- Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
- Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. – Журнал – Начальная школа. 2009. №12.- 68с.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
- С.С. Богданова, В.И. Петрова «Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов» М. «Просвещение» 1990 г.
- Сурина Т.Б. Театральная работа в классе: год за годом. – Журнал. Начальная школа. 2009. №12. – 71 с.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
1 раздел. Вводное занятие. (1 час) | ||
Вводное занятие. | ||
2 раздел. Театральная игра. ( 10 часов) | ||
Упражнение «Зеркало» | ||
Упражнение «Зеркало» | ||
Упражнение «Зеркало» | ||
Игра, Игра! | ||
Игра, Игра! | ||
Упражнение «Зонтик» | ||
Упражнение «Зонтик» | ||
Упражнение «Зонтик» | ||
Упражнение «Пальма» | ||
Упражнение «Пальма» | ||
3 раздел. Ритмопластика. ( 9 часов) | ||
«Расскажи стихотворение» | ||
«Расскажи стихотворение» | ||
«Расскажи стихотворение» | ||
Роль реквизитов в инсценировке | ||
Роль реквизитов в инсценировке | ||
Игра «Цветик-семицветик» | ||
Игра «Цветик-семицветик» | ||
Игры-пантомимы | ||
Игры-пантомимы | ||
4 раздел. Культура и техника речи. ( 10 часов) | ||
Сценическая речь. Работа над скороговорками. | ||
Сценическая речь. Работа над скороговорками. | ||
Готовимся к Новому Году. | ||
Готовимся к Новому Году. | ||
Готовимся к Новому Году. | ||
Готовимся к Новому Году. | ||
Готовимся к Новому Году. | ||
Готовимся к Новому Году. | ||
Готовимся к Новому Году. | ||
Готовимся к Новому Году. | ||
5 раздел. Основы театральной культуры. ( 5 часа) | ||
Музыкальные пластические игры и упражнения | ||
Музыкальные пластические игры и упражнения | ||
Музыкальные пластические игры и упражнения | ||
Музыкальные пластические игры и упражнения | ||
Посещение кукольного театра | ||
6 раздел. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой). (30 часов) | ||
Игра «Шляпа джентельмена» | ||
Игра «Шляпа джентельмена» | ||
Игра «Шляпа джентельмена» | ||
Игра «Шляпа джентельмена» | ||
Готовимся к Масленице! | ||
Готовимся к Масленице! | ||
Готовимся к Масленице! | ||
Готовимся к Масленице! | ||
Готовимся к Масленице! | ||
Готовимся к Масленице! | ||
Сценическая речь. Инсценировки о школе. | ||
Сценическая речь. Инсценировки о школе. | ||
Сценическая речь. Инсценировки о школе. | ||
Сценическая речь. Инсценировки о школе. | ||
Сценическая речь. Инсценировки о школе. | ||
Музыкальные постановки. | ||
Музыкальные постановки | ||
Музыкальные постановки | ||
Музыкальные постановки | ||
Придумываем афишу. | ||
Придумываем афишу. | ||
Пишем сценарий. | ||
Пишем сценарий. | ||
Оставь свой след | ||
Оставь свой след | ||
Игра «Цветик-семицветик» | ||
Игра «Цветик-семицветик» | ||
Подготовка концерта ко Дню Именинника. | ||
Подготовка концерта ко Дню Именинника. | ||
Подготовка концерта ко Дню Именинника. | ||
Подготовка концерта ко Дню Именинника. | ||
Проведение Дня Именинника. | ||
7 раздел. Заключительное занятие. ( 1 час) | ||
Заключительное занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по театральному кружку "Маски"
Программа разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школыПрограмма разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начал...
Программа кружка "Театральный зонтик"
Программа кружка для 3 класса "Театральный зонтик"...
Программа кружка «Театральная мастерская»
Программа кружка "Театральная Мастерская"...
Рабочая программа занятий театрального кружка
Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....
Программа кружка "Театральная студия"
Программа кружка «Театральная студия» для учащихся младшей школы 1-4 классов имеет социально-педагогическое направление. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13 - 14 летсрок реализа...
Рабочая программа кружка - Театральное искусство
Программа «Театральное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования....