Рабочая программа кружка - Театральное искусство
рабочая программа (2 класс)
Программа «Театральное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_-_teatralnoe_iskusstvo.docx | 51.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Театральное искусство»
(художественное направление)
Возраст обучающихся- 7-10 лет
Нормативный срок освоения программы- 1 год
Информационная карта
- Направленность – художественно-эстетическая
- Функциональное назначение – коммуникативное, развивающее, социализирующее
- Масштаб реализации – муниципальный
- Возрастной диапазон – учащиеся 2 класса
- Продолжительность реализации – 1 год
Пояснительная записка
Программа «Театральное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус.
Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. Т.е. для познания искусства недостаточно овладения определенным набором ЗУНов, познание искусства возможно с помощью языка, на котором говорит само искусство.
Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает театр как форма внеурочной деятельности. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов, филологией; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений.
Данная программа, отличается от большинства других прог рамм тем, что делает упор на развитие личности ребенка, а не на его профессиональную подготовку как актера. Программа направлена на формирование ключевых компетенций с помощью средств театрально го творчества.
Новизна программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности.
Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить задачи.
Курс внеурочной деятельности «Театральное искусство» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций сформированы цели и задачи.
Цель программы: Создание условий для гармоничного развития ребенка, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. Формирования общей культуры, самореализации и самоопределения обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи:
- формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами;
- развитие эмоциональной сферы ребенка,
- воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
- формирование интереса к театру как средству познания жизни,
- духовному обогащению;
- развитие творческих способностей.
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
- ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс обучения рассчитан на 1 год - 4 часа в неделю (128 часов в год), адресован учащимся 2 класса.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты освоения курса
- стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.
- понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей дея тельности;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учите- ля позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные универсальные учебные действия:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении за даний;
- проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям, инсценировании.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной дея тельности, приходить к общему решению;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю щих.
Предметные
Учащиеся будут знать
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спек такля;
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся будут уметь
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интона циями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
План воспитательной работы
№ п.п | Наименование мероприятия | Сроки | Место проведения |
1. | «Давайте познакомимся» | Октябрь | МАОУ «Токаевская СОШ» |
2. | «Бал- маскарад» | Декабрь | МАОУ «Токаевская СОШ» |
3. | «А ну- ка, мальчики!» | Февраль | МАОУ «Токаевская СОШ» |
4. | «А ну –ка, девочки!» | Март | МАОУ «Токаевская СОШ» |
Учебно-тематический план
Подразделы и темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Вводное занятие. | 4 | 2 | 2 |
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | ||
Роль театра в культуре | 26 | 13 | 13 |
Понятие «театр», история возникновения театра. Театр «Петрушки», лубочный театр. | 2 | 24 | |
Театрально-исполнительная деятельность | 13 | 2 | 11 |
Игры «Маски», «Иностранец», Прикосновения». | 2 | 11 | |
Занятие сценическим искусством | 13 | 2 | 11 |
Участие в этюдах для выработки выразительной сценической жестикуляции («Немое кино», «Мультяшки- анимашки»). | 2 | 11 | |
Культура и техника речи | 13 | 2 | 11 |
Правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию. | 2 | 11 | |
Работа над серией мини спектаклями | 56 | 9 | 47 |
Рабо та с пальчиковыми куклами, осваива- ние пространство, размещение в пространстве сцены. | 9 | 47 | |
Итоговое занятие | 3 | 3 | |
Итого | 128 |
Календарно - тематическое планирование
Неделя месяц | Подразделы и темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. | 4 | 2 | 2 | ||
1 неделя октября | Знакомство с обучающимися. Ознакомление с программой. | 2 | 2 | ||
Роль театра в культуре | 28 | 2 | 26 | ||
2 неделя октября | Здравствуй, театр! | 2 | 2 | ||
3 неделя октября | Игры и упражнения: «На что похоже?» «Пластилиновая кукла» | 4 | |||
4 неделя октября | Игры и упражнения: «Я ваза», «Ледяная кукла» | 4 | |||
1 неделя ноября | Игры и упражнения: «Кукла марионетка», «Разговор предметов» | 2 | |||
Репетиция сказки «Теремок» | 2 | ||||
2 неделя ноября | Репетиция сказки «Теремок» | 2 | |||
В мире пословиц | 2 | ||||
3 неделя ноября | Игры и упражнения: «Слушаем тишину» | 2 | |||
Игры и упражнения: «Бусы из слов», «Угадай, что я ем?» | 2 | ||||
4 неделя ноября | Игры и упражнения: «Где я был не скажу, но покажу» | 2 | |||
Игры и упражнения: «Где я был не скажу, но покажу» | 2 | ||||
Театрально-исполнительная деятельность | 8 | 2 | 6 | ||
1 неделя декабря | Виды театрального искусства | 2 | 2 | ||
2 неделя декабря | Правила поведения в театре | 2 | |||
Кукольный театр | 2 | ||||
Занятие сценическим искусством | 24 | 2 | 22 | ||
3 неделя декабря | Чтение произведения К. Чуковского «Айболит» | 2 | 2 | ||
4 неделя декабря | Чтение произведения «Перчатки» | 2 2 | |||
1 неделя января | Скороговорка с разной ин тонацией: сплетничаем, хвалимся, жалуемся, болеем… | 2 | |||
Мимика и жест | 2 | ||||
2 неделя января | Упражнения на дыхание «Сплетня», «Чистоговорка в образе» в движении | 2 | |||
Упражнения на дыхание «Егорка» «Резиновая Зина» - в движении | 2 | ||||
3 неделя января | Чтение произведения С. Михалкова «Сами виноваты» | 2 | |||
Чтение произведения С. Михалкова «Сами виноваты» | 2 | ||||
4 неделя января | Чтение стихов «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается | 2 | |||
Чтение стихов «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» | 2 | ||||
Культура и техника речи | 20 | 2 | 18 | ||
1 неделя февраля | Инсценирование постановки | 2 | 2 | ||
2 неделя февраля | Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)» | 2 | |||
Упражнения «Надуваем щёки» | 2 | ||||
3 неделя февраля | Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). | 2 | |||
Ритмопластика | 2 | ||||
4 неделя февраля | Ритмопластика | 2 | |||
Создание образов с помощью жестов, мимики. | 2 | ||||
1 неделя марта | Образы животных с помощью выразительных пластических движений. | 2 | |||
Чтение в лицах стихов А. Барто, Токмаковой, Э.Успенского | 2 | ||||
Работа над серией мини спектаклями | 40 | 1 | 39 | ||
2 неделя марта | Инсценирование сказки «Любяная избушка» | 1 | 1 | ||
Инсцениро вание сказки «Лубяная избушка» | 2 | ||||
3 неделя марта | Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Михалкова «Сами виноваты» | 4 | |||
4 неделя марта | Инсценирование произведения С. Михалкова «Сами виноваты» | 4 | |||
1 неделя апреля | Подготовка декораций к инсценированию произведения С. Маршака «Волк и лиса» | 4 | |||
2 неделя апреля | Инсценирование произведения С. Маршака «Волк и лиса». Театральная игра | 4 | |||
3 неделя апреля | Подготовка декораций к инсценированию произведения М. Пляцковского «Солнышко на память» | 4 | |||
4 неделя апреля | Инсценирование произведения М. Пляцковского «Солнышко на память». | 4 | |||
1 неделя мая | Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью | 4 | |||
2 неделя мая | Подготовка к заключительному концерту | 4 | |||
3 неделя мая | Заключительный концерт | 4 | |||
Итоговое занятие | 4 | 4 | |||
4 неделя мая | Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок | 4 | |||
Итого | 128 |
Рекомендации по проведению занятий и методическое обеспечение программы
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии. Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Организация работы в группе строится с учета ряда условий: учет индивидуальности каждого ребенка, возможности его психики, эмоционального благополучия,поддержания интереса к деятельности, систематического посещения занятий.
При подготовке каждого занятия педагог должен:
оценить сформированность у каждого ребенка необходимых знаний и умений;
предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, индивидуальная).
Список литературы для учителя:
- Р. Ганелин Программа обучения детей основам сценического искусства Школьный театр . ...
- biblioteka.teatr-obraz.ru
- Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
- Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
- Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы теат рального искусства».
- Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников.
- Методический конструктор» пособие для учителей https:(//studfiles.net/download.php?id=1622320&code=7183c36b615847f2 2c9cf865281083d8)(распечатка с интернет ресурса)
- А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной дидактики”, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика
- А. П. Ершова. Театральная педагогика
- Театральная педагогика | Театральная библиотека: пьесы, книги
- biblioteka.teatr-obraz.ru › Книги / Статьи › Актерское мастерство Самоучитель актерского мастерства: Монолог | Театральная ... biblioteka.teatr-obraz.ru › Актерское мастерство
- театральная педагогика в современной школе - Издательская ...
- www.e-osnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925.pdf
- Гиппиус «Гимнастика чувств» (распечатка с интернет ресурса) З.Я.Караготский «Этюд и школа»
Список литературы для детей:
- К.С.Станиславский «Работа актера над собой»
- К.С.Станиславский «Работа актера над ролью»
- Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.: «Просвещение», 1968.
Учебно-методический и дидактически комплекс внеурочной деятельности
«Театральное искусство» 1-4 класс
Обра- зова- тельная область | Программное обеспечение | Методическое обеспечение | Дидактиче- ское Обеспечение | Дидактическое Обеспечение |
Вне- урочная деятель тель- ность «Теат- ральное искус- ство» | Рабочая про- грам- ма вне- урочной дея- тельности «Театральное искусст- во» разра- ботана для обучающих- ся 1-4 клас- сов на основе - программы курса «Те- атр» для на- чальной школы. Ав- тор И.А. Ге- нералова (Образова- тельная сис- тема «Школа 2100» Сбор- ник про- грамм. До- школьное образование. Начальная школа (Под научной ре- дакцией Д.И. Фельдштей- на). М.: Ба- ласс, 2008. И на основе | Р . Ганелин Программа обуче- ния детей основам сценическо- го искусства Школьный театр . ... biblioteka.teatr-obraz.ru Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник про- грамм. Дошкольное образование. Начальная школа (Под науч- ной редакцией Д.И. Фельдштей- на). М.: Баласс, 2008. Похмельных А.А. Образо- вательная программа «Основы театрального искусства». /dyts/programs/2009/o_tea.doc Д.В Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» пособие для учителей https:(//studfiles.net/download.php? id=1622320&code=7183c36b6158 47f22c9cf865281083d8)(распечат ка с интернет ресурса) . А.П.Ершова, В.М.Букатов “Театральные подмостки школьной дидактики”, Исто- рия социоигровой педагогики, драмогерменевтика А. П. Ершова. Театральная пе- дагогика izumzum.ru›health…ershova- teatralenaya-pedagogika… Театральная педагогика | Те- атральная библиотека: пьесы, книги ... biblioteka.teatr-obraz.ru › Книги / Статьи › Актерское мастерст- во | Сказки: «Те- ремок», «Пых», «Лу- бяная избуш- ка», «3 поро- сенка» Басни И.Крылова: «Волк и ягне- нок», «Стре- коза и мура- вей», «Квар- тет», «Слон и Моська», «Ворона и Лисица», «Зеркало и обезьяна» Репродук- ции: «Опять двой- ка», «Прибыл на побывку», «Пятерка» Карточки С диалогами Со словами для подбора рифмы С пословица- ми Для диалога с инопланетя- нином С заданием | Презентации «История теат- ра» «Виды и жан- ры театра», «Виды теат- рального ис- кусства» «Театры г.Челябинска» «Пословицы и поговорки в картинках «Маски» «Мир закули- сья» Флэш карта С подбором музыки для со- провождения этюдов, мини- спектаклей |
терства: Монолог | Театраль- ная ... biblioteka.teatr-obraz.ru › Актер- ское мастерство театральная педагогика в со- временной школе - Издатель- ская ... www.e- osnova.ru/PDF/osnova_17_8_2925 Гиппиус «Гимнастика чувств» (распечатка с интернет ресурса) З.Я.Караготский «Этюд и шко- ла» dramateshka.ru›…methods…z- ya-korogodskiyj…nachalo Авторы: К: Корогодский З.Я., Театральная библиотека... theatre- library.ru›authors/k/korogodskiy В.Стеценко «100 уроков театра»htpss//studiofiles.net/ Сборник занятий по сцениче- ской речи и актерскому... infourok.ru›sbornik-zanyatiy- po…rechi…masterstvu… Сборник игр и упражнений по актёрскому мастерству Феофанова davaiknam.ru›text/sbornik-igr-i- uprajnenij-po… Актерское мастерство - 4Brain https://4brain.ru/akterskoe- masterstvo/ Юмористические игры для детей. Содержание... booklot.ru›genre/detskie/detskaya |
Список детей кружка «Театральное искусство»
на 2023-2024 учебный год
№ | Ф.И.О. | Дата рождения | Класс | Ф.И.О. родителей |
Айсын Юсуф Ильфатович | 19.10.2015 | 2 класс | Айсына Гузель Экреметдиновна | |
Айсына Амина Ирековна | 25.01.2016
| 2 класс | Айсына Гелия Экреметдиновна | |
Гайнетдинова Азалия Азатовна | 30.07.2015 | 2 класс | Гайнетдинова Диляра Ирековна | |
Гильманов Айшат Рустемович | 24.04.2015 | 2 класс | Гильманова Гульшат Измаиловна | |
Зарипова Адиля Ильгизовна | 26.05.2015 | 2 класс | Зарипова Лейсен Селимзяновна | |
Зинатуллина Гелсу Рестемовна | 29.01.2016 | 2 класс | Зинатуллина Назия Хасиятулловна | |
Салахутдинова Камила Маратовна | 28.10.2015 | 2 класс | Салахутдинова Динара Рафиковна | |
Хабибуллин Камил Ирекович | 30.04.2015 | 2 класс | Хабибуллина Эльвира Тагировна | |
Хайртдинов Ранил Маратович | 12.05.2015 | 2 класс | Хайртдинова Гельфия Расыховна | |
Хайртдинова Камиля Рустемовна | 21.06.2015 | 2 класс | Хайртдинова Гузель Миназимовна | |
Хайртдинова Ралине Маратовна | 12.05.2015 | 2 класс | Хайртдинова Гельфия Расыховна | |
Хайрутдинов Карим Алмазович | 14.07.2015 | 2 класс | Хайрутдинова Гельнара Минифаиковна | |
Хуснутдинова Камиля Ильнаровна | 17.09.2015 | 2 класс | Хуснутдинова Алсу Миналимовна | |
Шайдуллина Алима Рустемовна | 23.09.2015 | 2 класс | Шайдуллина Лейсан Рафаеловна | |
Шайхолов Алмаз Наелович | 08.12.2015 | 2 класс | Шайхолова Алсу Жямиловна | |
Шакурова Азалия Риназовна | 14.05.2015 | 2 класс | Шакурова Лейсан Фазыловна | |
Ямалутдинова Мерьям Ниязовна | 09.10.2015 | 2 класс | Ямалутдинова Чулпан Фидаиловна |
_________ /Багаутдинова Г.Г./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
Рабочая программа по театральному кружку "Маски"
Программа разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школыПрограмма разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начал...
Рабочая программа занятий театрального кружка
Программа написана для занятий с детьми 6,5 - 8 лет. Первый год бучения. Включает в себя тесты, описание деятельности, методические формы работы....
Рабочая программа кружка "Бумажное искусство"
Планирование кружка "Бумажное искусство" 1 год обучения 1-2 класс...
Рабочая программа кружка Театральный
Программа кружка разработана в соответствии с ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13 - 14 летсрок реализа...