Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" 1 - 4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сазонова Лилия Николаевна

В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования  в МБОУ СОШУИП №3, реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1–4 классах вводится факультатив «Экономика: первые шаги». На изучение данного факультатива отводится один час в неделю (33 часа в первом классе, по 34 часа во 2–4 классах).

Рабочая программа факультатива «Экономика: первые шаги» для 1–4 классов разработана на основе авторской программы «Экономика: первые шаги» для начальной школы О.С. Корнеевой. Рабочая программа для первого класса содержит материал программы «Семь шагов в мир экономики» организации «Достижения молодых».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomikapervye_shagi.docx399.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                        C:\Users\Сазонова\Desktop\ТИТУЛЬНИК\ТИТУЛЬНИК 001.jpg

                                                                        

                 Рабочая программа внеурочной деятельности

«Экономика: первые шаги»

(кружок)

1-4 классы

Составитель программы                                   Л.Н. Сазонова, учитель

                                                                           начальных классов МБОУ СОШУИП №3

г. Лабытнанги

2018

Пояснительная записка

Место факультатива в образовательном процессе

В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования  в МБОУ СОШУИП №3, реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1–4 классах вводится факультатив «Экономика: первые шаги». На изучение данного факультатива отводится один час в неделю (33 часа в первом классе, по 34 часа во 2–4 классах).

Рабочая программа факультатива «Экономика: первые шаги» для 1–4 классов разработана на основе авторской программы «Экономика: первые шаги» для начальной школы О.С. Корнеевой. Рабочая программа для первого класса содержит материал программы «Семь шагов в мир экономики» организации «Достижения молодых».

В силу того, что авторская программа О.С. Корнеевой рассчитана на 15 часов в первом классе, добавлены часы на изучение каждой темы (итоговые занятия по обобщению темы), а также добавлены занятия по программе «Семь шагов в мир экономики»:

  • в раздел «Я и моя семья» из программы «Наши семьи» (занятия «Что такое экономика», «Чудесное место для жизни», «Слова ,,хочу” и ,,надо”»);
  • отдельный раздел «Наш микрорайон» (8 часов).

Цели и задачи

Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка и его отношение к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы даже младший школьник знал, что такое потребности и ограничение возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный), выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Общая характеристика факультатива

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам.

  1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
  2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
  3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание факультатива «Экономика: первые шаги». Её изучение даёт возможность:

  • формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
  • обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи деятельности человека с её результатами;
  • развивать основы потребительской культуры;
  • расширять активный словарь учащихся, включать в него экономические термины;
  • способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей, таких как «покупатель», «потребитель», и функций, их характеризующих;
  • формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
  • показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения потребностей от уровня образования, от качества труда. Кроме того, они познают значение для человека природных богатств, вырабатывают бережное отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работу с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, ролевые, дидактические и имитационные игры, учебные задания.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. При изучении факультатива ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» затрагивает такой важный вопрос, как отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты обучения отражены в содержании программы.

Планируемые результаты

1 класс

К концу обучения в первом классе ученик узнает:

  • что такое семья;
  • что такое экономика;
  • что такое собственность;
  • почему люди трудятся;
  • какие бывают профессии;
  • какие есть зоны у микрорайона;
  • как нужно относиться к своей и чужой собственности.

К концу обучения в первом классе ученик сможет научиться:

  • самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду на природе.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошими/плохими хозяевами;
  • объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
  • обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;
  • обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
  • объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
  • проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
  • осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда на природе.
  • уважать труд людей разных профессий;
  • классифицировать профессии по предмету труда;
  • рассказывать о профессиях.

2 класс

К концу обучения во втором классе ученик узнает:

— какие бывают потребности;

— почему все потребности нельзя удовлетворить;

— какие бывают товары и услуги;

— где можно приобрести товары и услуги;

— почему потребность в образовании — одна из важнейших потребностей человека.

К концу обучения во втором классе ученик сможет научиться:

— соотносить свои потребности с потребностями своей семьи;

— различать товары и услуги.

Универсальные учебные действия:

различать потребности по видам;

— определять потребности домашних питомцев;

— формулировать свои потребности.

— определять потребности своих близких;

— оценивать свои желания и возможности их реализации.

— соотносить виды товаров и место их приобретения;

— различать товары и услуги: понимать разницу между ними;

— кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

3 класс

К концу обучения в третьем классе ученик узнает:

— о деньгах и их роли в жизни человека и общества;

— о доходах и расходах в семье;

— о формировании бюджета семьи.

К концу обучения в третьем классе ученик сможет научиться:

— составлять свой бюджет;

— отличать российские деньги от иностранных;

— рассчитывать стоимость покупки и размер сдачи.

Универсальные учебные действия:

— раскрывать причины возникновения денег;

— различать российские и иностранные деньги.

— объяснять, как оплачивают товары и услуги;

— определять размер сдачи при осуществлении покупки.

— устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;

— выделять существенные характеристики товара.

— производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;

— осуществлять простейшие экономические расчёты;

— планировать результаты экономии и бережливости;

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

4 класс

К концу обучения в четвёртом классе ученик узнает:

— основные виды ресурсов;

— как производят товары;

— какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;

— почему налоги важны для существования государства.

К концу обучения в четвёртом классе ученик сможет научиться:

— определять ресурсы, необходимые для производства товара;

— объяснять важность меценатства и милосердия.

Универсальные учебные действия:

— определять источники формирования богатства;

— сравнивать возможные пути распоряжения богатством;

— различать материальные и нематериальные ценности;

— обосновывать важность меценатства и милосердия;

— объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда на природе.

— различать виды ресурсов;

— обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;

— уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.

Содержание программы факультатива

1 класс

1. Я и моя семья (8 часов)

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правило ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
  • объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

Практическая и игровая деятельность:

  • игра «Генеральная уборка»;
  • игра «Я хозяин большого дома».

2. Моё и чужое (5 часов)

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Универсальные учебные действия:

  • обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:

  • тема исследования «Как становятся собственниками»;
  • игра «Страна Обмения».

3. Почему люди трудятся (6 часов)

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий.

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия:

  • обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
  • объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
  • проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
  • осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

  • экскурсия в школьную столовую;
  • экскурсия в библиотеку;
  • экскурсия в художественный музей;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

4. Все работы хороши (6 часов)

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Универсальные учебные действия:

  • уважать труд людей разных профессий;
  • классифицировать профессии по предмету труда;
  • рассказывать о профессиях.

Практическая и игровая деятельность:

  • встреча с человеком интересной профессии;
  • рисование на тему профессий;
  • темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

5. Наш микрорайон (8 часов)

Микрорайон — это место, где есть условия для жизни и работы небольшой группы  людей. В группу людей, населяющей микрорайон, входят те, кто живёт по соседству, посещают одни и те же магазины, чтобы получить желаемое и действительное. В микрорайоне есть мастерские, парикмахерские, школа, поликлиника, банк, почта, библиотека.

Практическая и игровая деятельность:

  • экскурсия по микрорайону «Как живёт микрорайон»
  • экскурсия по микрорайону «Как работает  микрорайон»
  • сюжетно-ролевые игры, «Дерево решений»
  • рисование помещений, соответствующих выбранной деятельности.

2 класс

1. Что нам нужно для жизни (10 часов)

Потребности — это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: потребность в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев).

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Универсальные учебные действия:

  • различать потребности по видам;
  • определять потребности домашних питомцев;
  • формулировать свои потребности.

Практическая и игровая деятельность:

  • игры: «Собираемся в поход», «Собери портфель»;
  • рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».

2. «Хочу», «могу» и «надо» (8 часов)

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Универсальные учебные действия:

  • определять потребности близких;
  • оценивать свои желания и возможности их реализации.

Практическая и игровая деятельность:

  • рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?».

3. Как товары и услуги исполняют желания (16 часов)

Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары — предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Продовольственные (пища и питьё) и промышленные (одежда, обувь, мебель, игрушки и др.) товары. Товары приобретают в магазинах, на рынках, ярмарках.

Продавец — профессия человека, который продаёт товары. Покупатель — человек, покупающий товары.

Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья, быстрое перемещение и т. п.). Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Человек обращается за услугами в дом быта, школу, больницу, поликлинику, на почту и т. д.

Школа (вуз, колледж) как учреждение, которое предоставляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Универсальные учебные действия:

  • соотносить виды товаров и место их приобретения;
  • различать товары и услуги: понимать разницу между ними;
  • кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

Практическая и игровая деятельность:

  • изготовление изделий из природного материала для подарка;
  • игры: «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Магазин», «Ярмарка»;
  • экскурсия в магазин;
  • экскурсия на почту;
  • мастер-классы «Я умею и могу научить всех».

3 класс

1. Жила-была денежка (7 часов)

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство — то, в котором люди делают все необходимые вещи своими руками. Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

Необходимость обмена. Бартер.

Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная. Купюры — бумажные деньги. Рубли и копейки — деньги России. Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

Универсальные учебные действия:

  • раскрывать причины возникновения денег;
  • различать российские и иностранные деньги.

Практическая и игровая деятельность:

  • рисование страны Натурального Хозяйства;
  • рисование денег страны Экономики;
  • игра «Путешествие в страну Обмению»;
  • рассматривание коллекций разных монет.

2. У всякого товара есть цена (5 часов)

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы приобрести товар. Сдача — это разница между суммой, которую заплатил покупатель, и ценой купленного товара.

Как расплачиваться на кассе. О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять, как оплачивают товары и услуги;
  • определять размер сдачи при осуществлении покупки.

Практическая и игровая деятельность:

  • экскурсия в магазин;
  • игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

3. Что нужно знать, чтобы товары покупать? (5 часов)

Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом. Чек как документ, подтверждающий покупку.

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.

Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются?

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Универсальные учебные действия:

  • устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами;
  • выделять существенные характеристики товара.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

  • игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;
  • тема проекта «Реклама продукта»;
  • исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;
  • изготовление упаковки для подарка.

4. Доход не бывает без хлопот  ( 7 часов)

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений. Учёт доходов и расходов.

Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

Универсальные учебные действия:

  • производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета;
  • осуществлять простейшие экономические расчёты;
  • планировать результаты экономии и бережливости.

Практическая и игровая деятельность:

  • составление семейного бюджета, составление личного бюджета;
  • нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла;
  • экскурсия в банк;
  • игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;
  • рисование банковской карты.

5. Дом невелик, да лежать не велит (10 часов)

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи.

Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство.

Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства. Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло).

Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

Универсальные учебные действия:

  • планировать результаты экономии и бережливости;
  • взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

Практическая и игровая деятельность:

  • путешествие в страну Минуток.

4 класс

1. Богатство и бедность (11 часов)

Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

Универсальные учебные действия:

  • определять источники формирования богатства;
  • сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
  • различать материальные и нематериальные ценности;
  • обосновывать важность меценатства и милосердия;
  • объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

  • экскурсия в Краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
  • тема проекта «Как распорядиться богатством»;
  • тема доклада «Русские меценаты».

2. Труд основа жизни (11 часов)

Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ. Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

Универсальные учебные действия:

  • обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
  • проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
  • осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда на природе.

Практическая и игровая деятельность:

  • игра «Служба быта»;
  • встреча с человеком интересной профессии;
  • экскурсия в школьную столовую;
  • экскурсия в библиотеку;
  • экскурсия в художественный музей;
  • темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

3. Как товары производят (12 часов) 

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар.

Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров. Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.

Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

Универсальные учебные действия:

  • различать виды ресурсов;
  • обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
  • уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

  • прогулка в парк за природным материалом;
  • изготовление изделий из природного материала для подарка;
  • игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
  • экскурсия в магазин;
  • экскурсия на почту;
  • проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и др.;
  • рисование на темы проектов.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Часы учебного времени

1 класс

33 часа

1

Я и моя семья

8

2

Моё и чужое

5

3

Почему люди трудятся

6

4

Все работы хороши

6

5

Наш микрорайон

8

2 класс

34 часа

1

Что нам нужно для жизни  

10

2

«Хочу», «могу» и «надо»

8

3

Как товары и услуги исполняют желания

16

3 класс

34 часа

1

Жила-была денежка

7

2

У всякого товара есть цена

5

3

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

5

4

Доход не бывает без хлопот  

7

5

Дом невелик, да лежать не велит

10

4 класс

34 часа

1

Богатство и бедность

11

2

Труд основа жизни

11

3

Как производят товары

12

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Наименование раздела и тем занятий

Характеристика основной деятельности ученика

Я и моя семья

Введение

Объяснять значение слова экономика

Семья. Состав семьи

Составлять вместе со старшими родственниками генеалогическое древо на основе бесед с ними о поколениях.

Знакомиться со словарями личных имён и фамилий, со значениями имён и фамилий своей семьи (рода)

Дом, в котором мы живём, — место для семьи

Отстаивать свою позицию при выборе между «хочу» и «надо»

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье

Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием

«Хочу» и «Надо»

Анализировать, выяснять, где можно получить необходимое и желаемое.

Отстаивать свою позицию при выборе между «хочу» и «надо»

Экономика как правило ведения домашнего хозяйства

Объяснять значение слова «экономика»

Где найти то, что должны и хотят иметь наши семьи?

Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием

Профессии наших семей

Описывать особенности жизни семьи, профессии семьи

Моё и чужое

Собственность человека

Уметь определять собственность человека

Как человек становится собственником?

Анализировать, выяснять, как человек становится собственником

Личные вещи человека

Анализировать, выяснять, как человек становится собственником

Отношение к своей и чужой собственности

Обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности

Итоговое занятие по теме «Моё и чужое»

Участвовать в игровых ситуациях

Почему люди трудятся

Труд — это полезная деятельность людей

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

Блага, которыми надо дорожить

Уметь дорожить благами

Ценность труда людей разных профессий

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

Важность домашнего труда для ведения хозяйства

Анализировать важность домашнего труда для ведения хозяйства

Учение — это тоже труд

Анализировать важность учения для достижения дальнейших целей

Итоговое занятие по теме «Почему люди трудятся»

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности

Все работы хороши

Каждый человек имеет профессию

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

Какие бывают профессии по предмету труда

Характеризовать  профессии людей по предмету труда

Как люди выбирают профессию

Анализировать методы выбора профессии

Профессии членов семьи

Готовить рассказ о профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями

Как люди получают профессию

Анализировать методы выбора профессии

Итоговое занятие по теме «Все работы хороши»

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности

Наш микрорайон

Что такое микрорайон?

Уметь определять микрорайон

Как живёт микрорайон?

Анализировать, как живёт микрорайон

Как работает микрорайон?

Анализировать работу микрорайона

Кондитерская фабрика

Описывать, анализировать  работу кондитерской фабрики

Дерево решений

Анализировать этапы решения проблемы

Путешествие рубля

Анализировать путешествие рубля

Итоговое занятие по теме «Наш микрорайон»

Уметь определять места, где можно найти желаемое

Экскурсия по микрорайону

Наблюдения за работой и жизнью микрорайона

Календарно-тематическое планирование

2 класс

Тема занятия

Характеристика основной деятельности ученика

Что нам нужно для жизни

1

Потребности — это всё то, что требуется для жизни

Различать потребности по видам.

Формулировать свои потребности.

Работать с информацией: составлять таблицу своих необходимых потребностей

2

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

Моделировать ситуацию. Использовать таблицу своих необходимых потребностей. Оценивать свою деятельность

3

Игра «Собери портфель»

Составить список необходимых в школьном портфеле предметов.

Осуществить самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения предметов в портфеле  по составленному списку

4

Потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни)

Моделировать ситуации.

Составить памятку безопасного поведения в школе, общественных местах, во время игр

5

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов

Различать потребности по видам.

Формулировать свои потребности.

Уметь высказывать своё мнение, слушать товарищей, приходить к общему решению

6

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев)

Различать потребности по видам.

Определять потребности домашних питомцев.

Уметь высказывать своё мнение, слушать товарищей, приходить к общему решению.

7

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и разные профессии

Уметь высказывать своё мнение, слушать товарищей, приходить к общему решению.

8

Социальные потребности

 Различать потребности по видам. Необходимость социальных связей, чувства, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки

9

Потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения)

Различать потребности по видам.

Формулировать свои потребности.

Уметь высказывать своё мнение, слушать товарищей, приходить к общему решению

10.

Итоговое занятие на тему: «Что нам нужно для жизни?»

Формулировать  потребности.

Составлять  план «Что нам нужно для жизни?».

Оценивать свою деятельность

«Хочу», «могу» и «надо»

11.

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение

Анализировать, выяснять, где можно получить необходимое и желаемое. Отстаивать свою позицию при выборе между «хочу» и «надо»

12.

Делаю выбор. Желания (потребности) членов семьи, которые необходимо удовлетворять в первую очередь

Определять потребности своих близких.

Уметь делать выбор между желаемым и необходимым

13.

Ценность желаний, направленных на других людей
(из таких желаний рождаются открытия и изобретения)

Определять ценность желания.

Уметь высказывать своё мнение, слушать товарищей, приходить к общему решению

14.

 Рисование на темы:  «Мои желания», «Что я изобрету для того, чтобы помочь людям?»

Оценивать свою деятельность.

Уметь высказывать своё мнение, слушать товарищей, приходить к общему решению

15.

Хочу и могу. Желания (потребности) членов семьи, которые необходимо удовлетворять в первую очередь

Оценивать свои желания и возможности их реализации.

Определять потребности своих близких

16.

Работа и профессия членов семьи.

Оценивать свои желания и возможности их реализации.

Готовить рассказ о профессиях членов семьи.

Представлять необходимые атрибуты профессии

17.

Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний?

Определять потребности своих близких.

Уметь помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Изготовление подарка из природного материала

18.

Итоговое занятие по теме «,,Хочу”, ,,могу” и ,,надо”»

Использовать информацию, полученную по теме, для создания проекта «Мои желания и возможности»

Как товары и услуги исполняют желания

19.

Что такое деньги, их происхождение

Выделять из прочитанного необходимую информацию о происхождении денег.

Формулировать определение денег

20.

Потребности людей в деньгах

Определять значение денег в жизни человека.

Характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги

21.

Доходы семьи

Составлять с родителями таблицу доходов семьи.

Узнавать, услугами каких учреждений пользуются члены семьи

22.

Твой вклад в доходы семьи

Определять свой вклад в доход семьи.

Устанавливать,  услугами каких учреждений ты пользуешься

23.

Расходы семьи

Характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

Составлять  с родителями таблицу расходов семьи

24.

Товары, услуги и цены

Различать товары и услуги: понимать разницу между ними.

Соотносить виды товаров и место их приобретения

25.

Где покупают товары?

Характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

Соотносить виды товаров и место их приобретения

26.

Почему цены разные?

Выяснять значение слова «цена».

Соотносить товары, которыми пользуются члены семьи с ценами на них

27.

Что значит экономить?

Анализировать понятия «экономия», «бережливость», «скупость»

Находить информацию об ограниченности  ресурсов.


Учиться экономному использованию всех видов ресурсов.

Стремиться к разумной экономии в семье и социуме

28.

Как вести учет доходов и расходов?

Анализировать таблицы доходов и расходов семьи.

Уметь слушать одноклассников и высказывать своё мнение

29.

Мы идем за покупками

Соотносить виды товаров и место их приобретения

30.

Покупатель — продавец

Представлять  необходимые атрибуты  профессии продавца. Определить права и обязанности покупателя. Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Магазин»

31.

Игра «Магазин»

Участвовать в игровой ситуации.

Анализировать свою деятельность.

Оценивать действия одноклассников

32.

Услуги — действия, которые оказывают человеку различные люди и организации

Характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры.

Игры «Парикмахерская», «Больница»

33.

Образовательные услуги

Характеризовать учреждения, оказывающие образовательные услуги.

Называть профессии людей, работающих в образовательных учреждениях, и давать  характеристику их деятельности. 

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Школа»

34.

Итоговое занятие «Экономический калейдоскоп»

Составлять рекомендации для друзей «Как товары и услуги выполняют желания».

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Ярмарка»

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема занятия

Характеристика основной деятельности ученика

Жила-была денежка

1

Натуральное хозяйство

Рисовать страну Натурального хозяйства

2

Как появились ремёсла

Собирать информацию из разных источников о появлении ремёсел

3

Бартер. Игра «Путешествие в страну Обмению»

Определять причины возникновения бартера.

Участвовать в игре.

4

Что такое деньги, их происхождение

Раскрывать причины возникновения денег.

5

Рубли и копейки — деньги России

Рассматривать  коллекции разных монет, сравнивать и группировать монеты

6

Деньги в разных странах

Работа с информацией.

Сбор информации  о деньгах в разных странах

7

Фондовая биржа

Представлять основные функции фондовой биржи

У всякого товара есть цена

8.

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг

Объяснять, как оплачивают товары и услуги, используя личный опыт

9.

Цена товара

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Магазин».

Определять цену товара

10.

Сдача

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Магазин».

Определять размер сдачи при покупке

11.

Как расплачиваться на кассе

Объяснять, как оплачивают товары и услуги, используя личный опыт

12.

О чём может рассказать чек?

Анализировать чек.

Понимать, что в чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

13.

Свойства товаров: цена и качество

Устанавливать зависимость между ценой и определяющими её факторами. 

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Магазин»

14.

Права покупателя

Выделять существенные характеристики товара.

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Где выгоднее покупать?»

15.

Чек как документ, подтверждающий покупку.

Анализировать чек.

Представлять  значение чека, как документа

16.

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел».

Изготавливать  упаковку для подарка

17.

Выгодная покупка

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»

Доход не бывает без хлопот

18.

Доходы семьи

Осуществлять простейшие экономические расчёты.

Планировать результаты экономии и бережливости.

Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие

19.

Расходы семьи

Осуществлять простейшие экономические расчёты.

Планировать результаты экономии и бережливости: деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Моделирование: нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества или тепла

20.

Бюджет семьи

Осуществлять простейшие экономические расчёты.

Планировать результаты экономии и бережливости: составлять с родителями личный бюджет на неделю. Производить выбор товаров в условиях ограниченности семейного бюджета

21.

Как и где хранят деньги

Экскурсия в банк.

Представлять  значение банка, используя полученную информацию во время экскурсии.

22.

Банк или домашний сейф

Осуществлять простейшие экономические расчёты при хранении денег в банке.

Моделирование: рисовать банковскую карту

23.

Акции и другие ценные бумаги

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры:  игра  «Банк». Называть акции и ценные бумаги

24.

Что такое кредит?

Осуществлять простейшие экономические расчёты: понимать что такое кредит и на каких условиях можно взять кредит в банке.

Взаимодействовать и договариваться во время игры: игра «Кредит и предприниматели»

Дом невелик, да лежать не велит

25

Дом, домашнее хозяйство

 Планировать результаты экономии и бережливости.

Устанавливать  разграничение понятий семья и домашнее хозяйство.

26.

Усадьба, приусадебное хозяйство

Устанавливать  связь между домашним и приусадебным хозяйством.

Определять  роль приусадебного хозяйства  в домохозяйстве

27.

Распределение обязанностей в семье

Планировать результаты экономии и бережливости.

Распределение ролевых обязательств в семье и домашнем хозяйстве

28.

Собственность

Представлять  формы собственности

29.

Частная собственность

Анализировать:  какие существуют виды частной собственности

30.

Фермерское хозяйство

Устанавливать  взаимосвязь между промышленностью и сельским хозяйством.

Представлять  значение понятия «фермерское хозяйство»

31.

Государственная собственность

Выделять существенные признаки  государственного регулирования  экономики.  что такое государственная собственность.

32.

Экономия и бережливость

Планировать результаты экономии и бережливости.

33.

Способы экономии

Планировать результаты экономии и бережливости: способы экономии

34.

Игра «Путешествие в страну Минуток»

Взаимодействовать и договариваться в процессе игры

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема занятия

Всего часов

Богатство и бедность

1.

Как создаётся богатство

Определять источники формирования богатства

2.

Источники богатства государства

Различать материальные и нематериальные ценности

3.

Местное хозяйство твоего края

Работа с информацией: подготовка сообщения о хозяйстве Белгородской области.

4.

Экономические ресурсы твоей местности

Экскурсия в краеведческий музей: «Природные богатства нашей местности»

5.

Источники богатства человека

Выяснить  источники богатства человека

6.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий

Выяснить роль открытий и изобретений, новых технологий в создании  богатства государства

7.

Ценности материальные и нематериальные

Различать материальные и нематериальные ценности.

Разработка  проекта «Как распорядиться богатством»

8.

Родословная книжечки

Мини-исследование «Родословная книжечки»

9.

Богатство и культура

Работа с информацией: подобрать пословицы и поговорки о богатстве и бедности, о важности образования

10.

Богатство и милосердие. Меценаты

Сравнивать возможные пути распоряжения богатством.

Подготовка  доклада  «Русские меценаты»

11.

Налоги

Объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.

Труд основа жизни

11.

Ценность и значимость труда

Обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей

12.

Оценка труда. Почему разный труд оплачивается по-разному?

Выяснить причины различий в оплате труда (уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы)

13.

Важность учебного труда школьников

Выяснить степень важности учебного труда школьников.

Установить зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе

14.

Все работы хороши

Экскурсия в  библиотеку: получение информации о различных профессиях

15.

Как рубашка в поле выросла?

Создание проекта « Как рубашка в поле выросла»

16.

Как хлеб к нам на стол пришёл?

Создание  проекта  «Как хлеб к нам на стол пришёл» 

17.

Мастер «золотые руки»

Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы. Экскурсия в школьную столовую

18.

Результат труда людей

Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей

19.

Местная сфера услуг

 Взаимодействовать и договариваться в процессе игры «Служба быта»

20.

Твой родной край, его достопримечательности, обычаи и традиции

Экскурсия в  художественный музей: «Как создаётся произведение искусства»

21.

Трудовые награды

Подготовка сообщения «Трудовые награды в моей семье»

22.

Безработица

Выяснить причины возникновения безработицы.

Анализ ситуации: «Кого можно отнести к безработным»

Как производят товары?

Различать виды ресурсов.

Обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей.

Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров

23.

Природные ресурсы

Различать виды ресурсов

24.

Природные ресурсы твоей местности

Экскурсия в краеведческий музей.

Сбор в парке природного материала для изделия

25.

Материальные ресурсы

Составление таблицы используемых материальных ресурсов, необходимых для производства  товаров (оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека)

26.

Требования, предъявляемые к изделиям

Определять требования, предъявляемые к изделиям. 

Изготовление  подарка из природного материала

27.

Местная промышленность твоего края, её основная продукция

Подготовка сообщения о промышленности твоего края и ее основной продукции

28.

Трудовые ресурсы

Определять  критерии, позволяющие выделить из всего населения трудовые ресурсы

29.

Важность труда людей разных профессий

Уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.

Подготовить сообщение на тему «Кем я хочу стать»

30.

Транспорт, связь

Различать  виды транспорта и их использование.

Экскурсия на почту

31.

Что такое управление?

Выяснить сущность и функции процесса управления.

Ознакомиться с высшими органами государственного управления предприятиями и организациями

32.

Общественный порядок

Выяснить, люди каких профессий поддерживают общественный порядок

33.

Люди каких профессий нужны твоему городу?

Подготовить сообщение о профессиях своих родителей. Составление таблицы профессий, нужных твоему городу

34.

Фабрика, завод — места, где производят товары

Обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей

Литература

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы /  под редакцией
    Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2012.
  1. Землянская Е.  «Экономика для младших школьников».
  2. Ермакова И.В. и др. Начала экономики: Учебное пособие. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2007.
  3. Журнал «Начальная школа» № 1/1998.
  4. «Начальная школа». Приложение к газете «Первое сентября» апрель № 13–15/2000.
  5. «Начальная школа». Приложение к газете «Первое сентября» апрель № 19–20/2002.
  6. Е.Г. Фирсов. «Интеллектуальные игры для школьников. Экономика». Ярославль, 1998.
  7. Словари, справочные и энциклопедические издания.
  8. А.Райзберг «Твоя экономика». Москва, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...

рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза  В.А. Стёпина»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"

Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...