программа исследовательской деятельности в начальной школе
учебно-методическое пособие на тему

Ищенко Валентина Ильинична

программа исследовательской деятельности в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nashi_issledovaniya.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

                             Программа

внеурочной исследовательской деятельности в начальной школе

«Наши исследования»

           

                   

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области.

Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми у нас в гимназии:  деятельность научных исследовательских обществ, различных творческих объединений: художественных студий, кукольных театров, клубов КВН.

Такая организация работы  позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся  привлекаются к совместной работе .

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, и учиться вместе со сверстниками, и оставаться включенным в привычные социальные взаимоотношения, и вместе с тем качественно углублять свои знания, выявляя свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

 

                                                       Цель программы:

       Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Основные задачи:

      осуществление  индивидуального творческого подхода в обучении и воспитании учащихся, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития ;

       создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития  детей;

      внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

     сотрудничество в работе с одаренными детьми  начальной школы: учитель-ученик-родитель

                          Актуальность  

В свете Концепции модернизации Российского образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в  случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя и семьи.

Деятельность педагога по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.

Хочется так же отметить увеличения интереса детей к занятиям исследовательской деятельности. Наблюдается увеличение числа  участников  районного этапа, а также республиканского и Российских этапов  научно-практических конференций. Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы на всех этапах конференций.

Выявление одаренных детей должно начинаться  в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школ.

Формы работы с одаренными учащимися:

        творческие мастерские;

        групповые занятия  с сильными учащимися;

                  занятия исследовательской деятельностью;

        конкурсы;

        интеллектуальный марафон;

        научно-практические конференции;

        участие в олимпиадах;

План работы с одарёнными и талантливыми детьми

в начальной школе

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных  методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.

постоянно

Учитель

2

Создание и пополнение базы данных одаренных детей класса

постоянно

учитель

Зам.директора 

3

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

постоянно

Педагог-психолог

Зам.директора 

4

Организация исследовательской деятельности: 

  • Выбор темы ,ее конкретизация;
  • Определение целей ,задач;
  • Проведение  НПК в классе;
  • Формирование  проектов ;
  • Промежуточные отчеты учащихся о проделанной работе (обсуждения, корректировка, встречи с родителями);
  • Доработка проекта  с учетом замечаний и предложений;
  • Подготовка к публичной защите;
  • Публичная защита( в классе, в школе, перед родителями);

 В течение года

Учитель

Зам директора по науке

6

Участие школьников в районных, республиканских Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах

постоянно

Учитель

7

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов  среди одаренных школьников

По особому плану в течение периода

Руководитель ШМО

8

Составление календаря мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Ежегодно

Учитель  

9

Публикации  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

в течение периода

 Учитель

10

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

В теч года

Зам.директора

11

Создание «Портфолио» ученика начальной школы

постоянно

Учитель начальных классов

12

       Выявление учащихся в 1-х-4-х классах, составление диагностической карты;

       Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми ;

        Проведение занятий с детьми ;

         Отработка форм, методов, приёмов работы;

-     Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

 

постоянно

 

 

 

 

Педагог-психолог, учитель начальных классов

 

                                  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Развитие талантливых и высокомотивированных детей начальной школы в рамках общеобразовательного учреждения;
  • Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности;
  • Выбор дальнейшего творческого развития;
  • Выход на республиканский и Всероссийский уровень;
  • Преемственность начальной, средней и  старшей школы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа "ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...