Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
опыты и эксперименты (3 класс) на тему
Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_programma_4_kopiya.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
№ 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Срок реализации программы 4 года
Разработано:
Учитель начальных классов
Рябова Наталья Анатольевна
г. Сызрань 2014год
Содержание программы
1. Актуальность темы …………………………………………………………….3
2. Из опыта работы внедрения проектно - исследовательской деятельности
в учебно - воспитательный процесс…………………………………………….4
3. Цели и задачи эксперимента…………………………………………………...9
4. Планируемые результаты……………………………………………………….9
5. Перспективное планирование проектно – исследовательской работы с учащимися ………………………………………………………………………11
6. Результативность использования проектно–исследовательской деятельности…………………………………………………………………….13
7. Заключение…………………………………………………………………...16
8 . Список литературы………………………………………………………….17
1. Актуальность темы:
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя. Вместо понятия «обучение на всю жизнь» появилось другое– «образование через всю жизнь». Понятно, что ученик современной школы должен прогнозировать свою жизнь, уметь ее организовывать и конструировать будущее не после, а до окончания школы. Именно поэтому современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса; условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить свое индивидуальное «Я»; условий, которые позволят заложить в него механизмы саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления собственной личности, ее творческой индивидуальности, для взаимодействия с людьми, культурой, природой.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия ведущей учебной деятельности обучающихся и их индивидуальным особенностям и возрасту.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими, реализовывать. Одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать метод учебных проектов как технологии развития умений учиться.
2. Из опыта работы внедрения проектно- исследовательской деятельности
в учебно- воспитательный процесс
С 2011 по 2014 год я работала по учебно-методическому комплекту « Планета Знаний» Основной особенностью УМК « Планета знаний» является его целостность: единство структуры учебников; единство сквозных типовых заданий; единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности. На всех уроках учащиеся выполняют задания, пользуясь условными обозначениями:
- работа в паре; творческие задания; поиск информации в словарях, энциклопедиях; - интеллектуальный марафон.
В комплекте « Планета знаний» проектная деятельность организована в виде 2 взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
Темы проектов в учебниках предлагаются после изучения раздела. Например, окружающий мир 1 класс, раздел «Растения»: «Что мы сажаем, сажая леса…», « Комнатные растения в нашей жизни», « Искусство составления букетов», « Охрана растений», « Растения в жизни животных». Окружающий мир 2 класс, разделе «Живая природа» предлагают разработать проекты: «Что даёт лес?», «Животные и растения леса», «Какие бывают лема», «Охрана леса человеком».
Окружающий мир 3 класса в разделе «О царствах живой природы» были предложены следующие темы проектов: «Какие растения и животные встречаются там, где ты живёшь?» «Как животные питаются?», «Роль хищников на планете»
Чтобы развивать у детей познавательные навыки я использовала следующие типы проектов:
- исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, альбомы, кроссворда, буклеты и др.);
4. творческие (оформление результата в виде сценариев внеклассных мероприятий, КВНов, предметных недель и т.д.)
Данные виды проектов применялись мной на технологии, русском языке, окружающем мире, литературном чтении, математике. Ребятам предлагались темы исследований в конце изучения разделов учебных программ. Результаты проектной деятельности заслушивались на обобщающих уроках.
Основные требования, выдвигаемые к проекту учащихся:
1. наличие социально значимой задачи (проблемы): исследовательской, информационной, практической.
2. наличие плана действий по разрешению проблемы, проектирование самого проекта, определения вида продукта и формы презентации
3. наличие исследовательской деятельности учащихся, т.е. поиск, обработка, осмысление и представление информации ребенком или проектной группой.
4. наличие продукта деятельности.
5. наличие презентации готового продукта (умение представить его слушателям).
6. формирование Портфолио, т.е. папки, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Важное правило класса: продукт проектной деятельности должен использоваться на уроках и дополнительных занятиях; обязательное оформление тематических выставок по предметам.
Проектная деятельность младших школьников способствует:
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и активности учащихся;
- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Развивается, помимо логики и мышления, культура речи. Интересно и то, что в проекты вовлекаются и родители, что тоже немаловажно. Они проявляют заинтересованность, помогают советом, информацией, участвуют на разных этапах проектной деятельности.
Исходя из анализа своей работы в данном направлении, считаю организовывать обязательный выход с проектами в социум: лучшие проекты демонстрируются по параллели начальной школы, на родительском собрании, принимают участие в окружных конкурсах исследовательских проектов. В результате у ребят появляется стимул в дальнейшей исследовательской деятельности.
Так, за два последних учебных года 3 лучших работы моих учеников приняли участие в конкурсе проектов «Гулливер»
Учебный год | Школьный уровень | Окружной уровень |
2012 -2013 2 класс 2013-2014 3 класс | Участие Вихаревой Владлены в окружном конкурсе проектов младших школьников «Гулливер (окружающий мир) (тема проекта «Комнатные растения» | |
Участие Кузнецовой Натальи в конкурсе проектов младших школьников «Гулливер» (Технология) (тема проекта: «Жемчужные фантазии») | ||
Проведение викторины «Летательные аппараты» Щеблыкиным Сергеем, Пономарёвым Артёмом, для учеников начальных классов ГБОУ СОШ №2. | Участие Лавренюк Анны в окружном конкурсе проектов младших школьников «Гулливер (Окружающий мир) (тема проекта: « Здоровое питание – что это такое?») | |
Проведение викторины « Растения планеты» Блохиной Ариной, Кониной Ксенией, Лавренюк Анной, для учеников начальных классов ГБОУ СОШ №2. | ||
Проведение новогодней викторины «Новогодний каллейдоскоп» для учеников 3-г класса Пономаревым Артёмом Проведение классных часов в 1-3 классах на тему «Здоровое питание- что это такое?» Лавренюк Анной, Пономарёвым Артёмом. | ||
Выпуск стен-газет «Секреты здорового питания», «Здоровое питание- что это такое», «Рецепты вкусной и полезной пищи» | ||
Разработка проекта и презентации «Как животные питаются» Лавренюк Анной | ||
Работа над проектом «Роль хищников на планете» Пономарёв Артём |
Работа учителя начальных классов заключается в поиске наиболее эффективных методов и способов «закладки фундамента» знаний. Поэтому, начиная работу с первым классом, в 2011 учебном году следовало пересмотреть:
- структуру урока;
- формы и методы преподавания;
- портфолио достижений ученика.
Для того чтобы начать работу по новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, необходимо было проделать огромную работу:
- пройти курсовую подготовку;
- создать экспертную группу;
- написать основную образовательную программу начального общего образования;
- выбрать учебно – методический комплект, соответствующий требованиям ФГОС.
Одним из первых учебно – методических комплектов для начальной школы я отметила для себя УМК «Планета знаний», в котором чётко прослеживается исследовательская проектная деятельность, направляющая ребёнка на добывание знаний самостоятельно. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования:
- проблематизации,
- целеполаганию,
- организации и планировании деятельности,
- самоанализу и рефлексии,
- презентации,
- коммуникативности,
- умению принимать решения.
Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребёнка и развивает его индивидуальные интересы.
Срок реализации программы исследовательской проектной деятельности - 4 года. Поэтапное формирование универсальных учебных действий с 1 по 4 класс.
Цели и задачи эксперимента
Цель программы – выявление наиболее одарённых учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей через исследовательскую и проектную деятельность.
Исходя из цели, я наметила следующие задачи:
- воспитывать интерес к углубленному изучению предметов;
- развивать навыки научно- исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- поддерживать контакт с родителями, помогать и корректировать полученный результат.
4. Планируемые результаты проектно – исследовательской деятельности у учащихся начальных классов
Рефлексивные умения: | - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; |
Поисковые (исследовательские) умения | - умение самостоятельно привлекать знания из различных областей; |
Навыки оценочной самостоятельности | -умение оценить свою работу и работу своего товарища |
Умения и навыки работы в сотрудничестве | - умение коллективного планирования; |
Коммуникативные умения | - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; |
Презентационные умения и навыки | - навыки монологической речи; |
5. Перспективное планирование проектно – исследовательской работы с учащимися 1- 3 класса
Класс | Математика | Русский язык | Литературное чтение | Окружающий мир |
1 | «Любимое число» «Симметрия» | «Русский язык - твой помощник в семье, на отдыхе, в магазине» | «Устное народное творчество» | «Одежда» «Растения» «Животные» |
2 | «Как родилась геометрия» «Свойства площади» | «Народные праздники» «Мои летние открытия» «Поздравления» «Ребусы и кроссворды» | «Народные песни» «Сказки народов России» «Сказки народов мира» «Пословицы» | «Аквариумные рыбки» «Пернатые питомцы» «Всё о кошках» «Всё о собаках» |
3 | «Что такое масса» «Стенд «Самый лёгкий и самый тяжелый» «Викторина «Что тяжелее? Что легче?» Как зависит сила притяжения от массы предмета» | «Путешествие в страну слов» «Заметки в газету». «Создаём художественный журнал» «Создаём сборники орфографических заданий» | «Народные песни» «Тема дружбы в художественных произведениях» «Авторские сказки» «Рассказы о детях и для детей | «Что тебе известно о знаменитых спортсменах России» «Как животные питаются?» «Роль хищников на планете» |
4 | «Игры и головоломки» «Игры с числами» «Жизнь и творчество знаменитых математиков» | «Создаем газету» «Готовим задания к олимпиаде» «Проводим викторины по разделам русского языка» | «Тема Родины в художественных произведениях» «Создаём конкурсную программу по сказкам Пушкина, Андерсена» Выпускаем газету о любимом писателе | «Солнечная система» «Голубая планета Земля» «Учёные древности» «Ученые России. Их жизнь и творчество» |
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Мои задачи как педагога по формированию исследовательских навыков учащихся на ступени начальной школы
1 класс Ставить проблему и намечает пути решения, но само решение предстоит найти учащемуся. | 2 класс Ставить проблему, но метод решения ученик ищет самостоятельно. | 3 класс Ученик совместно с учителем ставит проблему, ищет методы исследования. | 4 класс Ученик самостоятельно ставит проблему, продумывает пути решения и предоставляет полученный результат. |
6. Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.
Метод проектного обучения помогает мне решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда. Формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.
Мои ученики верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Я поощряю творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять творческие идеи учащихся, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд. У детей виден интерес к познанию всего, что их окружает. Родители стали частыми гостями в классе. Детям нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. Дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.
В своей педагогической практике я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими возможностями, так как я изначально выступаю в роли научного руководителя проекта.
Поскольку для меня три года назад организация проектов было делом новым, то, изучив методику проведения проектов, я попробовала разработать и провести с детьми ряд проектов.
Другим долгосрочным проектом стал исследовательский проект « Здоровое питание – что это такое?». Работу над темой мы начали на уроке окружающего мира, где мы познакомились с темой «Питание». Между детьми разгорелся спор: одни утверждали, что есть нужно только полезную пищу, другие - что любая пища приносит пользу. Решили изучить вопрос питания, и сделать вывод о пользе здоровой пищи и вреде некоторых продуктов в нашей торговле. В ходе исследования дети пришли к выводу, что употребление овощей, фруктов, кисломолочных продуктов благотворно влияет на организм, а употребление фасфудов, Пепси, чипсов отравляет наш организм и приводит к заболеваниям внутреннх органов. Самым интересным этапом работы стал опрос учащихся начальных классов. Дети из других классов с удовольствием отвечали на вопросы. Все ответы учащиеся заносили в сводную таблицу. В процессе совместного обсуждения результатов проекта мы подошли к выводам, чтобы быть здоровым, умным и красивым, нужно кушать много разных витаминов. Этих витаминов много есть повсюду – очень много в фруктах и других продуктах. Любят ребятишки яблоки и груши, но и свёклу тоже надо чаще кушать. Да, полезны, дети, творог и сметана. А для мозгов и силы - рыба и бананы. Чтобы быть здоровым, умным и красивым, навсегда запомни: КУШАЙ ВИТАМИНЫ!
Результаты проекта были презентации на эту тему и оформлены стенгазеты «Здоровое питание – что это такое», «Рецепты вкусной и полезной пищи», «Секреты здорового питания». С проектом выступили на окружном конкурсе «Гуливер», провели классные часы для учеников начальной школы, выступили перед родителями класса.
В этом году с третьеклассниками мы организовали выпуск ежемесячной газеты класса. Издание газеты « Перемена» - это информационный проект. Дети сами создают тексты, рисунки, фотографии, кроссворды, которые мы и публикуем. Учащиеся обсуждают содержание номеров газеты, предлагаемые публикации, готовят статьи, рисунки, фотографии в газету, работают над её оформлением. Этот проект увлекает, развивает, сплачивает детей. Выпуск газеты - это идеи, это творчество. Газета может:
- сообщать новости, которые происходят в классе, школе и за ее пределами;
- рассказывать о том хорошем, что есть в школе и классе;
- выявлять недостатки с целью их устранения;
- обсуждать волнующие проблемы;
- рассказывать о достижениях;
- быть средством отдыха и развлечений;
- пропагандировать литературное творчество;
- расширять кругозор учащихся, пробуждать интерес к новым знаниям.
Дети знакомятся с профессиями людей, которые выпускают газеты. У нас есть свои редакторы, редакционный совет, корреспонденты, художники, фотограф. Учатся самостоятельно находить и отбирать информацию, учатся планировать содержание деятельности, время, вести интервью.
Прекрасная природа Великой России достойна того, чтобы ее охраняли. Именно поэтому и функционируют в стране многочисленные заповедники, в которых охраняются не только животные и растения из Красной книги, но и уникальные природные объекты, которые можно по праву назвать ценностью всего человечества.
В течение года мы участвовали в проекте «В дружбе сила». В рамках данного проекта с детьми был проведен цикл занятий «Монолог о дружбе»; «Друзья познаются в беде» - сказка; тест-анкета для учащихся; «Секрет дружбы»; презентация «Пожелания друзьям».
Эта работа проходила на кружках, в группе продлённого дня, когда мы ходили на беседы в библиотеку. В процессе работы над проектом раскрывались понятия: дружба, взаимное уважение, доброта, такт и деликатность, взаимопомощь, толерантность. В процессе занятий формируется понятие уступчивости как признака силы (а не слабости), чувства собственного достоинства, воспитанности, хорошего характера, как формы поведения в коллективе, в семье, кругу друзей. Результатом проекта стало формирование духовно-нравственных позиций: умение различать красоту истинную и искусственную, дружбу настоящую и фальшивую; пользоваться контактными этикетными формулами: совет, извинение, согласие, одобрение. В конце учебного года учащиеся предложили создать презентацию для публикации в социальных сетях
7. Заключение.
Подводя итоги, следует отметить, что именно в проектной деятельности ребёнок раскрывается, максимально используя свои возможности, работает в группе, отстаивает свою точку зрения, заинтересовывает ребят продуктом. Принимая участие в исследовательских конкурсах ребята получают различные сертификаты, дипломы, грамоты, что положительно влияет на их учебную мотивацию, добавляя при этом их в портфолио, которое является обязательным в условиях реализации ФГОС.
Как показывает опыт работы, проектно – исследовательский метод наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах, делая обучение развивающим и интересным.
7. Список литературы:
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
4.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
5.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
6.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
7.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС
формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры...
Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.
Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....
Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.
В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС
Особенности развития детей в начальной школе дают возможность широко внедрять элементы проектно-исследовательской деятельности в процесс обучения. Рассмотрению возможных проблем, возникающих в ходе пр...
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на разных уроках: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир...