Рабочая программа внеурочной деятельности "Моделирование и конструирование" 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Сударева Ольга Сергеевна

Программа «Моделирование и конструирование» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_i_konstruirovanie_1_klass.docx35.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Моделирование и конструирование»

1 класс

Рабочая программа по моделированию и конструированию для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  •  Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (ред. От 07 мая 2013 года) «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373  "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"),

  • Приказ  Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;

  • Программа С.И.Волковой , О.Л.Пчелкиной «Математика и конструирование»,Москва: Издательство «Просвещение», 2012 г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Курс «Моделирование и конструирование» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуального  развития личности.

I.Планируемые результаты.

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении;
  • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
  • любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
  • мышления.

Метапредметные результаты

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

II. Содержание курса

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.

Угол. Прямой угол. Построение прямого угла. Изготовление моделей различных углов.

Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. Многоугольник - замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник.

Прямоугольник. Квадрат.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, метр.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону.

Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.

Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертёж, Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная(обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок . Изготовление аппликаций по технологическому рисунку.

III. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

1

Знакомство учащихся с основным содержанием курса.

1

С 01.09 по 07.09

2

Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге.

1

С 08.09 по 14.09

Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости.

Замкнутая и незамкнутая кривая. Ставить точки, проводить линии.

Чертить прямую по линейке.

Различать замкнутые и незамкнутые

кривые.

3

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая,

шероховатая, белая, цветная и их назначение.

1

С 15.09 по 21.09

Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по

шаблону, резание бумаги ножницами,

соединение деталей из бумаги с помощью клея. Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу ножницами.

Склеивать бумажные детали.

4

Практическая работа с бумагой.

1

С 22.09 по 28.09

Получать перегибанием бумаги прямую,

пересекающиеся и непересекающиеся прямые.

Иллюстрировать основное свойство

прямой.

5

Основное свойство прямой.

1

С 29.09 по 05.10

Проводить прямую по линейке.

Показывать на чертеже различные

расположения прямых на плоскости. Линейка, использование которой

необходимо при проведении прямой. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вертикальные, горизонтальные,

наклонные прямые.

6

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки.

1

С 06.10 по 12.10

Чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур. Преобразование фигур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям.

7

Обозначение геометрических фигур

буквами. Изготовление бумажных полосок разной длины.

1

С 13.10 по 19.10

Обозначать буквами изученные

геометрические фигуры.

Вырезать по заготовкам бумажные полоски разной длины.

8

Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок.

1

С 20.10 по 26.10

Конструировать модели объектов по

образцам.

Конструировать модели объектов по

образцам, когда требуется изготовление дополнительных деталей.

9

Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок.

1

С 27.10 по 09.11

10

Луч. Вычерчивание Луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

1

С 10.11 по 16.11

Чертить луч.

11

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способами. Упорядочивание отрезков по длине.

1

С 17.11 по   23.11

Сравнивать и упорядочивать отрезки по длине.

12

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков

1

С 24.11 по 30.11

Чертить отрезок-сумму и отрезок разность двух отрезков.

13

Угол. Прямой угол. Непрямые углы.

Изготовление модели прямого угла.

1

С 01.12 по 07.12

Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла.

14

Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Изготовление моделей различных углов.

1

С 08.12 по 14.12

Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла.

15

Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной.

Изготовление модели ломаной из проволоки.

1

С 15.12 по 21.12

Распознавать и чертить ломаные.

16

Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной.

1

С 22.12 по 28.12

Определять длину ломаной разными

способами.

17

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Треугольник,

четырёхугольник, пятиугольник и др.

1

С 29.01 по 11.01

Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины.

18

Классификация многоугольников по числу сторон.

1

С 12.01 по 18.01

19

Прямоугольник. Свойство

противоположных сторон

прямоугольника.

1

С 19.01 по 25.01

Выделять прямоугольник из множества

четырехугольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге.

20

Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников.

1

С 26.01 по 01.02

Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров.

21

Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник.

1

С 02.02 по 08.02

Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в модель квадрата.

22-23

Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины.

2

С 09.02 по 01.03

Работать с бумагой.

24

Изготовление геометрического набора

треугольников.

1

С 02.03 по 07.03

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).

25

Изготовление аппликаций «Домик» с использованием геометрического

набора треугольников.

1

С 09.03 по 15.03

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).

26

Изготовление аппликаций «Чайник» с использованием геометрического

набора треугольников.

1

С 16.03 по

22.03

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).

27

Изготовление аппликаций «Ракета» с использованием геометрического

Набора треугольников.

1

С 30.03 по 05.04

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).

28

Изготовление набора «Геометрическая

мозаика». Изготовление аппликаций с

использованием набора

«Геометрическая мозаика».

1

С 06.04 по 12.04

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).

29

Изготовление аппликации с использованием заготовки.

1

С 13.04 по 19.04

Изготавливать аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).

30-31

Изготовление узоров, составленных из

геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению.

2

С 20.04 по 03.05

Определять правило, по которому

составлен узор, и продолжать его с

использованием вырезанных геометрических фигур.

32-33

Знакомство с техникой «Оригами».

Изготовление изделий в технике

«Оригами» с использованием базовой

заготовки - квадрата

С 04.04  по

24.05

Читать схемы и изготавливать изделия в технике «Оригами»

«РАССМОТРЕНО»                                                                                                            «ПРОВЕРЕНО»

На заседании ШМО                                                                                              Зам. Директора по УВР

 « ___ »    _____________ 2018 г.                                                                         « ___ »  _______________ 2018 г.

Протокол № __ от  « ___ »  _____________ 2018 г.                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...