Внеурочная деятельность: Общеинтеллектуальное направление «Почемучка»1-4 классы
рабочая программа на тему
Личностные результаты
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchka.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеинтеллектуальное направление
«Почемучка»
1. Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений.
- Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Личностные результаты и универсальные учебные действия
1 год обучения.
Личностные: сформированность у детей любознательности, интереса к учению.
Регулятивные: определение цели учебной деятельности с помощью учителя, поиск средств и пути их осуществления.
Познавательные: умение определять, какая нужна информация; отбор необходимых источников: книги, словари, справочная литература, электронные носители; отбор, классификация полученной информации.
Коммуникативные: организация взаимодействия в группе, умение договариваться друг с другом; распределять роли.
Планируемые результаты.
Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.
В начале и в конце каждого года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.
Ожидаемые результаты.
- Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.
- Рост личностных достижений.
- Создание атмосферы успеха.
- Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
- Накопление опыта творческой деятельности.
- Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру.
2. Содержание программы внеурочной деятельности
Программа «Почемучка» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность. Курс «Почемучка» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Состав группы постоянный, до 25 человек.
Связь с другими программами. Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык». Основные виды деятельности на занятиях кружка: игровая, познавательная. Разделы, составляющие программу, повторяются каждый год обучения и построены по принципу «от простого к сложному». Принципы построения программы. 1) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; 2) увеличение объёма материала; 3) наращивание темпа выполнения заданий; 4) смена разных видов деятельности. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. |
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, интеллектуальная и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки, а в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.
Место программы внеурочной деятельности «Почемучка» в учебном плане.
Программа «Почемучка» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в объеме 33 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов раздела | Содержание раздела | Тема занятия | Кол-во часов уроков |
1-4 | 5 ч | Тайны за горизонтом | *Какой остров самый большой в мире? *Существует ли остров похожий на блюдце? *Какая страна самая маленькая в мире? *Как древние находили путь? *Практические работы с картой | 1 1 1 1 1 |
5-10 | 5 ч | Жили-были динозавры и не только они? | *Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? *Почему люди не летают? *Крокодилы. *Какое животное первым появилось на суше? *Как черепахи дышат под водой. | 1 1 1 1 1 |
11-14 | 4 ч | Тайны камней | *Когда были открыты драгоценные камни? *Что такое песок? *Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? *Как образуется золото? | 1 1 1 1 |
15-19 | 5 ч | Загадки растений | *История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. *Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. *Где растут орехи? *Почему крапива жжется? *Как растет банановое дерево? | 1 1 1 1 1 |
20-22 | 3 ч | Эти удивительные животные | *Потомки волка. *Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. *Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают | 1 1 1 |
23-26 | 4 ч | Планета насекомых | *Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. *Как пауки плетут свою паутину? *Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? *Охрана насекомых | 1 1 1 1 |
27-32 | 6 ч | Загадки под водой и под землей | *Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? *Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? *Каково происхождение золотой рыбки? *Почему майские жуки забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные. | 1 1 1 1 1 1 |
33 | 1 ч | Растения-рекордсмены Заключение | Что мы узнали и чему научились за год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности кружка "Почемучка".
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеу...
Занятие по внеурочной деятельности клуба "Почемучки"
«Известно, что в русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая забот...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа почемучек" для учащихся 4 класса
Содержание факультативного курса «Школа Почемучек» направлено на воспитание интереса к предметам «Русский язык» и «Математика», развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждат...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб Почемучки»
Рабочая программа внеурочной деятельности«Клуб Почемучки», для учащихся 1 кассов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Клуб Почемучки
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "Почемучка" на тему "КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "Почемучка" на тему "КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?"ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с интересными фактами из жизни ...
Программа внеурочной деятельности клуба "Почемучки" 4 класс
Рабочая программа социальной направленности экологического клуба «Почемучки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального о...