Рабочая программа по внеурочной деятельности Клуб Почемучки
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_klub_pochemuchki_2016-17.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБСУЖДЕНО НА МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель МО зам.директора по УВР директор ГБОУ лицея №150
__________________ ______________ ________________
«___»______20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
____по_курсу «Клуб _Почемучка», 2 класс_____________
(предмет, класс, ступень обучения)
Рассохиной Марии Владимировны
(ФИО)
_учителя начальных класов___
2016 – 2017 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы внеурочной деятельности «Я - исследователь» Носовой О.М., требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по УМК для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у них познавательные интересы средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врожденной любознательностью младших школьников. Занимательность - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось, все ясно и понятно на первый взгляд.
Чему можно научить ребенка в раннем возрасте? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы. На развитие таких умений и навыков направлена предлагаемая программа кружковой работы «Клуб Почемучки» для учащихся 2 класса. Предлагаемый кружок разработан с усилием линии на развитие познавательных способностей учащихся. Он расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь.
Цель и задачи кружка
Одной из основных целей стало создание действительных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширение кругозора. Познавательная деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции.
Задачи:
- Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
- Развивать познавательные процессы и интересы личности;
- Развивать основные нравственные качества личности ребёнка;
- Развивать коммуникативные отношения ребёнка;
- Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
- Сплотить коллектив родителей и детей;
- Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
- Воспитывать полезные привычки.
Место кружка в учебном плане
Кружок рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часа в год.
Формы работы
Основной формой организации кружка является игра. И связано это, как доказано психологами, с тем, что доминирующей формой деятельности 6-10-летних детей является игра. Во время практических занятий работа не должна носить скучный, однообразный характер.
В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения занятий, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках кружковой деятельности:
- кружок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
- темп и ритм факультатив должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными;
- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на факультативе должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
- особе место на кружке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;
- главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал урока.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Раздел II. Содержание обучения (68ч., 2 часа в неделю)
Основное содержание кружка представлено блоками:
Окружающий мир
- Вселенная. Наша планета - Земля
- Неживая природа
- Живая природа. Растения
- Живая природа. Животные
- Моё здоровье
Программа включает две составляющие:
- теоретическую часть, в которой содержатся основные понятия предметов математики, русского языка, окружающего мира и литературного чтения;
- практическая часть, направленная на приобретение умений и навыков работы по основным разделам обучения, а так же на развитие познавательной активности учащихся.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Что представляет собой Солнечная система? | 2 |
2 | Что такое звезды? | 1 |
3 | Что будет, если Земля остынет? | 1 |
4 | Где находится Край Света? | 1 |
5 | Почему Луну видно днём? | 1 |
6 | Луна и месяц. | 1 |
7 | Какой материк нашей планеты самый холодный? | 1 |
8 | Сколько на земле океанов? | 1 |
9 | Откуда берется дождь? | 1 |
10 | Из чего сделаны облака, и можно ли потрогать небо? | 1 |
11 | Почему самолёт оставляет на небе белый след? | 1 |
12 | Почему появляются солнечные зайчики? | 1 |
13 | Почему небо голубого цвета? | 1 |
14 | Почему бывает радуга? | 1 |
15 | Почему снег белый? | 1 |
16 | Почему снег скрипит? | 1 |
17 | Что такое полезные ископаемые? | 2 |
18 | Почему вода в море солёная? | 1 |
19 | Можно ли пить морскую воду? | 1 |
20 | Почему ветер воет? | 1 |
21 | Что такое смерч и торнадо? | 2 |
22 | Что такое цунами? | 2 |
23 | Почему вода тушит огонь? | 1 |
24 | Как устроено растение? | 2 |
25 | Как растения дышат? | 2 |
26 | Почему осенью листья желтеют? | 2 |
27 | Как деревья сбрасывают листья? | 2 |
28 | Почему арбуз - ягода? | 1 |
29 | Кто такие земноводные? | 2 |
30 | Чем лягушка отличается от жабы? | 1 |
31 | Где и как живут рыбы? | 1 |
32 | Как спят рыбы? | 1 |
33 | Зачем птицам перья? | 2 |
34 | Как птицы делают гнезда? | 2 |
35 | Почему птицы улетают на юг? | 1 |
36 | Как птицы находят дорогу домой? | 1 |
37 | Зачем животным хвост? | 2 |
38 | Зачем слону хобот? | 1 |
39 | Почему у кошки глаза светятся в темноте? | 1 |
40 | Что такое "крокодиловы слезы"? | 2 |
41 | Интересные факты о животных | 2 |
42 | Почему выпадают молочные зубы? | 1 |
43 | Как устроен человеческий мозг? | 1 |
44 | Почему голова круглая? | 1 |
45 | Почему людям надо спать? | 1 |
46 | Почему люди зевают? | 1 |
47 | Почему у человека две руки и две ноги? | 1 |
48 | Почему человек дышит? | 1 |
49 | Почему люди плачут? | 1 |
50 | Из-за чего урчит в животе? | 1 |
51 | Почему вредны чипсы? | 2 |
52 | Зачем укреплять здоровье? | 1 |
53 | Итоговое занятие. Викторины и игры. | 1 |
Итого 68 часов |
Раздел III. Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- Ожидаемые результаты:
- Повышение качества обучения учащихся;
- Сплочение родителей и детей;
- Развитие индивидуальности учащихся;
- Развитие интереса к изучаемым предметам;
- Развитие самостоятельности;
- Научить работать с литературой;
- Воспитание полезных привычек.
Раздел IV. Описание УМК и материально-технического сопровождения
Для реализации цели и задач обучения по данной программе используется УМК по окружающему миру издательства «Баласс» и дополнительно
Для учащихся:
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192 с.
- Кропочева Т.Б.Родной край: Учебное пособие для учащихся начальных классов.-Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2006.-126с.
- Шамионов Р.М. Я и мир вокруг меня: тетрадь для занятий.-Волгоград: Учитель, 2010, 39 с.
Для учителя:
- Окружающий мир. (наша планета Земля). 2 класс. Методические рекомендации для учителя. Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова М.: Баласс; 2012.
- Скребцова М.Д. Природа – глазами души.:М.:1999, 48 с.
- Томилина М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006, 64 с.
- Устройство дистанционного обучения с обратной связью VirtualMimioTeacy.
- Сайт «Все для детей» страничка «Почемучка» http://allforchildren.ru/why/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка"
Программа по внеучебной деятельности "Почемучка" составлена в соответствии с требованиями ФГОС для 2 класса на основе программы "Учись учиться" Е.В.Языкановой. Цель программы: развитие логики, познава...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучки"
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Почемучка» Направление «Интеллектуальное» для 3 класса
Программа данного кружка введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Про...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Почемучка» 2 - 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "ПОЧЕМУЧКА" 2 - 4 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Почемучка"
Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почемучка " 2 кл
Рабочая программа внеурочной деятельности "Почемучка" 2 класс...