Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа почемучек" для учащихся 4 класса
методическая разработка (4 класс) на тему

Муттонен Ольга Валерьевна

Содержание факультативного курса «Школа Почемучек» направлено на воспитание интереса к предметам «Русский язык» и «Математика», развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Программа  «Школа Почемучек» делится на два блока:  КВМ (Клуб Веселых Математиков) на основе программы факультатива «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой и блока "В мире слов" на основе программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_pochemuchek_4_klass.docx106.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Гимназия № 295

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по учебной работе

_____________________И.О.Ф.

(подпись)

           «___»______________ 20__ г.

РЕКОМЕНДОВАТЬ

 К УТВЕРЖДЕНИЮ

методическим объединением учителей

____________________________

(наименование методического объединения)

____________________________

____________________________

____________________________

Протокол № ___

           «___»___________ 20__ г.

Председатель методического объединения

_____________________И.О.Ф.

(подпись)

УТВЕРЖДЕНА

приказом ГБОУ Гимназии № 295

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

от «___» __________ 20___ г.

№_______

Директор ГБОУ Гимназии № 295

_________________________

(подпись)

А.С.Кураченков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

курса  «Школа почемучек»

для обучающихся 4  В и Г классов

на 2014 - 2015 учебный год

Составитель: учитель начальных классов

Муттонен Ольга Валерьевна

Санкт-Петербург

2014

 


Пояснительная записка

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Школа Почемучек», расширяющий кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Содержание факультатива «Школа Почемучек» направлено на воспитание интереса к предметам «Русский язык» и «Математика», развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках русского языка и математики.

Общая характеристика факультатива.

Программа разработана на основе программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой  (Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.).

Программа  «Школа Почемучек» делится на два блока:  КВМ (Клуб Веселых Математиков) на основе программы факультатива «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой и блока «В мире слов» на основе программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой.

«Школа Почемучек» входит во внеурочную деятельность по направлению «Обще-интеллектуальное развитие личности».

Блок КВМ (Клуб Веселых Математиков) предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Факультатив «Школа Почемучек» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в блок КВМ (Клуб Веселых Математиков) включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности  в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Блок «В мире слов» рассматривает орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40–45 мин.

Программа факультатива соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний, а также дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:

Блок КВМ (Клуб Веселых Математиков)

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения блока КВМ (клуб веселых математиков).

Личностными результатами изучения данного блока факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные  результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Блок «В мире слов»

Важными ориентирами содержания данного блока являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

— формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа

к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением

учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и

сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения блока «В мире слов».

В процессе изучения данного блока ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту

и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных об-

ращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить

материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);

аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что,

в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для

высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

— использовать возможности для становления навыков следования

научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам

общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Содержание программы

Блок КВМ (Клуб Веселых Математиков)

Числа. Арифметические действия. Величины

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы

для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

 — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

— выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных

и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

— воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по

собственному замыслу).

Объёмные фигуры:  цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

— конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,

«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

— моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Содержание программы

Блок «В мире слов»

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.

Практическая и игровая деятельность:

— фонетические и графические задачи;

— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

— шутливые лингвистические вопросы;

— отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Пора действовать!

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;

— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;

— проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;

— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;

— составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;

— осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;

— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Практическая и игровая деятельность:

— лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

— игра «Меняемся ролями»;

— творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;

— ролевая игра «Просить или приказывать?»;

— составление загадок с помощью глаголов;

— игра-соревнование «Орфографический поединок».

Числа и слова

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать использование числительных в речи;

— воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

— находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;

— выступать перед одноклассниками;

— соблюдать нормы русского литературного языка в использовании

числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.

Практическая и игровая деятельность:

— проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории»,

«Мифы о числах»;

— викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения  в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;

— проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;

— наблюдать особенности различных словосочетаний;

— сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);

— создавать устное высказывание на предложенную тему;

— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Словосочетания в пазлах»;

— ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

— конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

— творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

— итоговый конкурс «Любимые игры со словами».


№ занятия

Дата план

Дата факт

Тема

Содержание работы

Вид деятельности

Планируемый результат

Контроль и оценка результатов

КВМ (клуб веселых математиков).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Римские цифры. Правило мнемоники: 
Мы Дарим Сочные Лимоны, Хватит Всем Их.

Игра  «Назови событие»: перевод римских цифр в арабские, соотнесение даты с событием.

Игра «Назови событие»; проект «Спрячь дату»

Ориентируется в римской нумерации, переводит римские цифры в арабские.

Практическая работа; презентация проекта.

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол? Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом

шахматного коня и др.).

Практическая и игровая деятельность.

Умеет читать и записывать многозначные числа в пределах миллиарда.

Чтение числовых палиндромов

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство:  найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Практическая и игровая деятельность.

Участвует в учебном диалоге, оценивает процесс поиска и результат решения задачи

Практическая работа по решению нестандартных задач

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

Выбирает  наиболее эффективные способы  решения.

Самопроверка

В царстве смекалки.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Поиск  и отбор информации для стенгазеты; оформление газеты (работа в группах)

Выпуск математической стенгазеты.

Выставка готовых работ

В мире слов.

Смотрю, говорю, слушаю

Игры со звуками, словами и предложениями.

Фонетические и графические правила и закономерности.

Игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

Решает задания олимпиад, связанные с фонетикой.

Решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад.

Лексические загадки.

Слово, его значение и лексические нормы.  Шутливые лингвистические вопросы. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Игры: «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

Умеет работать с разными видами словарей.

Практическая работа с интерактивной доской

Словесный конструктор. Шарады и логогрифы.

Игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,

«Наоборотки», «Неразрывная цепь слов». Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов.

Игры на превращения слов; составление и разгадывание шарад и логогрифов.

Решает задания олимпиад, связанные со словообразованием.

Разгадывание шарад и логогрифов.

Брейн  – ринг по русскому языку.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Игра  брейн - ринг

Формулирует собственное мнение, аргументирует его, договаривается и приходит к общему решению при совместном обсуждении

проблемы.

Участие в игре.

КВМ (клуб веселых математиков).

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Математическая карусель: работа в «центрах» деятельности

Решает и составляет числовые ребусы

Решение числового кроссворда

«Спичечный» конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание не-

скольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

Конструирование

Решает  задачи, формирующие геометрическую наблюдательность

Практическая работа по конструированию

Математические фокусы.

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

 «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько

последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;

12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Практическая и игровая деятельность

Находит способ быстрого поиска суммы

Практическая работа

В мире слов.

О существительных по существу.

Может ли род быть общим?

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

Как быть, если нет окончания?

Один, два, много.

Практическая и игровая деятельность: круглый стол.

Воспринимает  на слух и понимает информационный текст; составляет  небольшое устное монологическое высказывание

Выступление на круглом столе

Падежи - работники.

Почему именительный падеж назвали именительным?

Как «работает» родительный падеж?

«Щедрый» падеж.

Винительный падеж — великий маскировщик.

Падеж-работяга.

Любимая «работа» предложного падежа.

Проектная деятельность.

Самостоятельно планирует действия по выполнению учебного

проекта.

Презентация проекта: «Что рассказали падежи о себе»

Кому принадлежат имена собственные?

Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.

Значение имён.

Творческая работа

Составляет  небольшое монологическое высказывание

с помощью заданных языковых средств

Мини-сочинение «Собственные имена в моей семье»

Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости, вычислительных навыков. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку и математике.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Выдвигать гипотезы, находит аргументы для их доказательства

Участие в игре «Умники и умницы»

КВМ (клуб веселых математиков).

Секреты задач.

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,

«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).  Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Игра–квест: ситуации, работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

Анализирует  текст задачи: ориентируется  в тексте, выделяет

условие и вопрос, данные и искомые числа (величины)

Игра - квест

Мир занимательных задач.

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде

таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом

условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв

в условной записи.

Практическая деятельность

Конструирует последовательность шагов (алгоритм) решения за-

Дачи.

Практическая работа по решению задач

Блиц-турнир по решению задач.

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих

несколько решений.

Игровая деятельность

Участвует  в учебном диалоге, оценивает  процесс поиска и результат решения задачи;

Участие в турнире

Математическая копилка.

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для

составления задач.

Проектная деятельность

Выпуск сборника «Математическая копилка»

Презентация сборника

Математический лабиринт.

Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Интеллектуальный марафон.

Аргументирует  свою позицию в коммуникации, учитывает разные мнения, использует критерии для обоснования своего суждения;

Составление рейтинга.

В мире слов.

Такие разные признаки предметов.

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

«Красны девицы» и «добры молодцы».

Всё познаётся в сравнении.

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

Что из чего и для чего?

Что кому принадлежит?

Игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»

Соблюдает нормы русского литературного языка в образовании

и использовании степеней сравнения имён прилагательных

Викторина «Самый-самый»

Сокровища бабушкиного сундука.

Устаревшие слова.

Почему слова устаревают.

Значения устаревших слов.

Использование устаревших слов в современном языке.

Старые и новые значения.

Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом  словаре.

Как появляются новые слова. Игра «В музее слов»

Проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай

историю слова»

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения

учебного задания с использованием учебной литературы.

Презентация проекта.

Пора действовать!

Для чего нужны глаголы?

Лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии,

не используя глаголы?»;  игра «Меняемся ролями». Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Практическая и игровая деятельность: лингвистический эксперимент

Сравнивает структуру и языковые особенности текста-описания

и текста-повествования

Составление загадок с помощью глаголов

Делать и сделать — не одно и то же.

Лингвистический эксперимент «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»

Практическая и игровая деятельность: лингвистический эксперимент

Составлять устное монологическое высказывание с использованием

заданных языковых средств

Творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»

Вчера, сегодня, завтра.

Использование временных  форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Практическая и игровая деятельность

Проводит  мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте

Игра-соревнование «Орфографический поединок».

КВМ (клуб веселых математиков).

Выбери маршрут.

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое

кольцо» России, города-герои и др. Определяем расстояния

между городами и сёлами.

Практическая работа в группах

Составляют карту-маршрут

Выставка маршрутов

Геометрический калейдоскоп.

Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения

на части; заданного в уменьшенном масштабе. Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).

Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

Конструирование

Конструируют многоугольники из заданных элементов.

Практическая работа

Занимательное моделирование.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео-

метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных

фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-

ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,

усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса-

эдр (по выбору учащихся).

Моделирование из разных материалов.

Знают объёмные фигуры; создают модель одной из фигур (по выбору).

Выставка моделей.

От секунды до столетия.

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.

Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за

одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает

сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих

родственников.

Проектная деятельность.

Самостоятельно работают над проектом, презентуют его.

Презентация проекта «Что происходит за

одну минуту»

В мире слов.

Числа и слова.

Для чего нужны числительные?

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Игровая деятельность

Соблюдает нормы русского литературного языка в использовании

числительных в речи, контролирует соблюдение этих норм в собствен-

ной речи и в речи собеседника.

Викторина «Числа в названиях художественных произведений,

кинофильмов, мультфильмов».

Прочные связи.

Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные.

конструирование словосочетаний по моделям .

Игра «Словосочетания в пазлах». Ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем».

Сравнивает и классифицирует словосочетания с различными  ти-

пами связи (простейшие случаи)

Практическая работа: конструирование словосочетаний по моделям

Итоговый конкурс «Любимые игры со словами».

Орфографический поединок.

Соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Осуществляет учебное сотрудничество и взаимодействие, умеет до-

говариваться, распределять роли в игровой деятельности.

Творческая работа «Путешествие туда и обратно»

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи

в стихах. Игра «Задумай число».

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон.

Оценивает правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания.

Участие в празднике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности с учащимися первых классов.

Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность органи...

Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса.

Разработка  рабочей программы внеурочной деятельности для 1 класса....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...