Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа почемучек" для учащихся 4 класса
методическая разработка (4 класс) на тему
Содержание факультативного курса «Школа Почемучек» направлено на воспитание интереса к предметам «Русский язык» и «Математика», развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Программа «Школа Почемучек» делится на два блока: КВМ (Клуб Веселых Математиков) на основе программы факультатива «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой и блока "В мире слов" на основе программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_pochemuchek_4_klass.docx | 106.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга | |||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по учебной работе _____________________И.О.Ф. (подпись) «___»______________ 20__ г. | РЕКОМЕНДОВАТЬ К УТВЕРЖДЕНИЮ методическим объединением учителей ____________________________ (наименование методического объединения) ____________________________ ____________________________ ____________________________ Протокол № ___ «___»___________ 20__ г. Председатель методического объединения _____________________И.О.Ф. (подпись) | УТВЕРЖДЕНА приказом ГБОУ Гимназии № 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга от «___» __________ 20___ г. №_______ Директор ГБОУ Гимназии № 295 _________________________ (подпись) А.С.Кураченков | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
курса «Школа почемучек»
для обучающихся 4 В и Г классов
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Муттонен Ольга Валерьевна
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Школа Почемучек», расширяющий кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Содержание факультатива «Школа Почемучек» направлено на воспитание интереса к предметам «Русский язык» и «Математика», развитие наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках русского языка и математики.
Общая характеристика факультатива.
Программа разработана на основе программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011. — 168 с.).
Программа «Школа Почемучек» делится на два блока: КВМ (Клуб Веселых Математиков) на основе программы факультатива «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой и блока «В мире слов» на основе программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой.
«Школа Почемучек» входит во внеурочную деятельность по направлению «Обще-интеллектуальное развитие личности».
Блок КВМ (Клуб Веселых Математиков) предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Факультатив «Школа Почемучек» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в блок КВМ (Клуб Веселых Математиков) включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Блок «В мире слов» рассматривает орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40–45 мин.
Программа факультатива соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний, а также дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
Блок КВМ (Клуб Веселых Математиков)
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения блока КВМ (клуб веселых математиков).
Личностными результатами изучения данного блока факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Блок «В мире слов»
Важными ориентирами содержания данного блока являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
— формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа
к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением
учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
— включение учащихся в практическую деятельность по изучению и
сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения блока «В мире слов».
В процессе изучения данного блока ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту
и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных об-
ращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить
материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);
аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что,
в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для
высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
— использовать возможности для становления навыков следования
научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам
общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Содержание программы
Блок КВМ (Клуб Веселых Математиков)
Числа. Арифметические действия. Величины
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
— выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
— воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
— моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
— конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
— моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Содержание программы
Блок «В мире слов»
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
— отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования;
— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
— проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
— составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств;
— осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
— лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
— игра «Меняемся ролями»;
— творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
— ролевая игра «Просить или приказывать?»;
— составление загадок с помощью глаголов;
— игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать использование числительных в речи;
— воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
— находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
— выступать перед одноклассниками;
— соблюдать нормы русского литературного языка в использовании
числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.
Практическая и игровая деятельность:
— проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории»,
«Мифы о числах»;
— викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Универсальные учебные действия:
— наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
— проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
— наблюдать особенности различных словосочетаний;
— сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
— создавать устное высказывание на предложенную тему;
— осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Словосочетания в пазлах»;
— ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
— конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
— творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
— итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
№ занятия | Дата план | Дата факт | Тема | Содержание работы | Вид деятельности | Планируемый результат | Контроль и оценка результатов |
КВМ (клуб веселых математиков). Занимательные задания с римскими цифрами. | Римские цифры. Правило мнемоники: Игра «Назови событие»: перевод римских цифр в арабские, соотнесение даты с событием. | Игра «Назови событие»; проект «Спрячь дату» | Ориентируется в римской нумерации, переводит римские цифры в арабские. | Практическая работа; презентация проекта. | |||
Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугол? Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). | Практическая и игровая деятельность. | Умеет читать и записывать многозначные числа в пределах миллиарда. | Чтение числовых палиндромов | |||
Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | Практическая и игровая деятельность. | Участвует в учебном диалоге, оценивает процесс поиска и результат решения задачи | Практическая работа по решению нестандартных задач | |||
Математический марафон | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | Выбирает наиболее эффективные способы решения. | Самопроверка | |||
В царстве смекалки. | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Поиск и отбор информации для стенгазеты; оформление газеты (работа в группах) | Выпуск математической стенгазеты. | Выставка готовых работ | |||
В мире слов. Смотрю, говорю, слушаю | Игры со звуками, словами и предложениями. Фонетические и графические правила и закономерности. | Игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»; | Решает задания олимпиад, связанные с фонетикой. | Решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад. | |||
Лексические загадки. | Слово, его значение и лексические нормы. Шутливые лингвистические вопросы. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. | Игры: «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»; | Умеет работать с разными видами словарей. | Практическая работа с интерактивной доской | |||
Словесный конструктор. Шарады и логогрифы. | Игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов». Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. | Игры на превращения слов; составление и разгадывание шарад и логогрифов. | Решает задания олимпиад, связанные со словообразованием. | Разгадывание шарад и логогрифов. | |||
Брейн – ринг по русскому языку. | Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. | Игра брейн - ринг | Формулирует собственное мнение, аргументирует его, договаривается и приходит к общему решению при совместном обсуждении проблемы. | Участие в игре. | |||
КВМ (клуб веселых математиков). Числовые головоломки. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | Математическая карусель: работа в «центрах» деятельности | Решает и составляет числовые ребусы | Решение числового кроссворда | |||
«Спичечный» конструктор. | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание не- скольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | Конструирование | Решает задачи, формирующие геометрическую наблюдательность | Практическая работа по конструированию | |||
Математические фокусы. | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | Практическая и игровая деятельность | Находит способ быстрого поиска суммы | Практическая работа | |||
В мире слов. О существительных по существу. | Может ли род быть общим? Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? Как быть, если нет окончания? Один, два, много. | Практическая и игровая деятельность: круглый стол. | Воспринимает на слух и понимает информационный текст; составляет небольшое устное монологическое высказывание | Выступление на круглом столе | |||
Падежи - работники. | Почему именительный падеж назвали именительным? Как «работает» родительный падеж? «Щедрый» падеж. Винительный падеж — великий маскировщик. Падеж-работяга. Любимая «работа» предложного падежа. | Проектная деятельность. | Самостоятельно планирует действия по выполнению учебного проекта. | Презентация проекта: «Что рассказали падежи о себе» | |||
Кому принадлежат имена собственные? | Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий. Значение имён. | Творческая работа | Составляет небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств | Мини-сочинение «Собственные имена в моей семье» | |||
Праздник творчества и игры. | Творческие задания для формирования орфографической зоркости, вычислительных навыков. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку и математике. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | Выдвигать гипотезы, находит аргументы для их доказательства | Участие в игре «Умники и умницы» | |||
КВМ (клуб веселых математиков). Секреты задач. | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. | Игра–квест: ситуации, работа с таблицей «Старинные русские меры длины» | Анализирует текст задачи: ориентируется в тексте, выделяет условие и вопрос, данные и искомые числа (величины) | Игра - квест | |||
Мир занимательных задач. | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | Практическая деятельность | Конструирует последовательность шагов (алгоритм) решения за- Дачи. | Практическая работа по решению задач | |||
Блиц-турнир по решению задач. | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | Игровая деятельность | Участвует в учебном диалоге, оценивает процесс поиска и результат решения задачи; | Участие в турнире | |||
Математическая копилка. | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. | Проектная деятельность | Выпуск сборника «Математическая копилка» | Презентация сборника | |||
Математический лабиринт. | Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | Интеллектуальный марафон. | Аргументирует свою позицию в коммуникации, учитывает разные мнения, использует критерии для обоснования своего суждения; | Составление рейтинга. | |||
В мире слов. Такие разные признаки предметов. | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. «Красны девицы» и «добры молодцы». Всё познаётся в сравнении. Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. Что из чего и для чего? Что кому принадлежит? | Игры: «Сделай комплимент», «Строим дом» | Соблюдает нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных | Викторина «Самый-самый» | |||
Сокровища бабушкиного сундука. | Устаревшие слова. Почему слова устаревают. Значения устаревших слов. Использование устаревших слов в современном языке. Старые и новые значения. Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре. Как появляются новые слова. Игра «В музее слов» | Проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова» | Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. | Презентация проекта. | |||
Пора действовать! Для чего нужны глаголы? | Лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?»; игра «Меняемся ролями». Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. Глаголы в пословицах и загадках. | Практическая и игровая деятельность: лингвистический эксперимент | Сравнивает структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования | Составление загадок с помощью глаголов | |||
Делать и сделать — не одно и то же. | Лингвистический эксперимент «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?» | Практическая и игровая деятельность: лингвистический эксперимент | Составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств | Творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…» | |||
Вчера, сегодня, завтра. | Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола. Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени. Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола. | Практическая и игровая деятельность | Проводит мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте | Игра-соревнование «Орфографический поединок». | |||
КВМ (клуб веселых математиков). Выбери маршрут. | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. Определяем расстояния между городами и сёлами. | Практическая работа в группах | Составляют карту-маршрут | Выставка маршрутов | |||
Геометрический калейдоскоп. | Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? | Конструирование | Конструируют многоугольники из заданных элементов. | Практическая работа | |||
Занимательное моделирование. | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео- метрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь- ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икоса- эдр (по выбору учащихся). | Моделирование из разных материалов. | Знают объёмные фигуры; создают модель одной из фигур (по выбору). | Выставка моделей. | |||
От секунды до столетия. | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. | Проектная деятельность. | Самостоятельно работают над проектом, презентуют его. | Презентация проекта «Что происходит за одну минуту» | |||
В мире слов. Числа и слова. | Для чего нужны числительные? Как используются числительные в речи. Обозначение дат и времени с помощью числительных. Числительные во фразеологизмах и пословицах. Нормы употребления имён числительных. Исправление речевых ошибок. | Игровая деятельность | Соблюдает нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролирует соблюдение этих норм в собствен- ной речи и в речи собеседника. | Викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов». | |||
Прочные связи. | Как связаны слова в словосочетании. Словосочетания свободные и связанные. конструирование словосочетаний по моделям . | Игра «Словосочетания в пазлах». Ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем». | Сравнивает и классифицирует словосочетания с различными ти- пами связи (простейшие случаи) | Практическая работа: конструирование словосочетаний по моделям | |||
Итоговый конкурс «Любимые игры со словами». | Орфографический поединок. | Соревнование на проверку знаний по русскому языку. | Осуществляет учебное сотрудничество и взаимодействие, умеет до- говариваться, распределять роли в игровой деятельности. | Творческая работа «Путешествие туда и обратно» | |||
Математический праздник | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. | Оценивает правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания. | Участие в празднике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности с учащимися первых классов.
Внеурочная деятельность наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность органи...
Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса.
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности для 1 класса....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...