Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб Почемучки»
рабочая программа (1 класс) на тему

Филиппова Ирина Фёдоровна

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Клуб Почемучки», для учащихся 1 кассов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_klub_pochemuchki.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

на заседании МО учителей

зам. директора по УВР

директор МБОУ ООШ № 8

Рук. МО

/Е.Г. Егорова/

/И.В.Малышева/

Протокол №

от

«_____»____________20__ г.

«_____»____________20__ г.

«_____»____________20__ г.

 

__________________________________________________________

   

 

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

«Клуб Почемучки»

                                                     ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

                                             1-Х КЛАССОВ

                                                     

                                           

                                                           

                                                                 Кл. руководитель: Филиппова И.Ф.

                                                                Учитель начальных классов

 

              Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования.  

Помочь учащимся в полной мере проявить свои  способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у них познавательные интересы средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врожденной любознательностью младших школьников. Занимательность - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось, все ясно и понятно на первый взгляд.

     Чему можно научить ребенка в раннем возрасте? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы. На развитие таких умений и навыков направлена предлагаемая программа кружковой работы  «Клуб Почемучки» для учащихся 1 класса. Предлагаемый кружок  разработан с усилием линии на развитие познавательных способностей учащихся. Он расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь.

  1. Цель и задачи кружка

  Одной из основных целей стало создание действительных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширение кругозора. Познавательная деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающие, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции.

Задачи:

  • Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
  • Развивать познавательные процессы и интересы личности;
  • Развивать основные нравственные качества личности       ребёнка;
  • Развивать коммуникативные отношения ребёнка;
  • Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
  • Сплотить коллектив родителей и детей;
  • Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
  • Воспитывать полезные привычки.
  1. Основное содержание

Основное содержание кружка представлено блоками:

Окружающий мир

  • Вселенная.  Наша планета - Земля
  • Неживая природа
  • Живая природа. Растения
  • Живая природа. Животные
  • Моё здоровье

Программа включает две составляющие:

  • теоретическую часть, в которой содержатся основные понятия предметов математики,  русского языка, окружающего мира и литературного чтения;
  • практическая часть, направленная на приобретение умений и навыков работы по основным разделам обучения, а так же на развитие познавательной активности учащихся.

  1. Место кружка в учебном плане

Кружок  рассчитан на 1 час в неделю по 35 минут, всего 34 часа в год. Кружок является дополнением к занятиям внеурочной деятельности «Я – исследователь».

  1. Формы работы

Основной формой организации кружка является игра. И связано это, как доказано психологами, с тем, что доминирующей формой деятельности 6-10-летних детей является игра. Во время практических занятий работа не должна носить скучный, однообразный характер.

В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения занятий, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках кружковой деятельности:

  • кружок  должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  • темп и ритм факультатив должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными;
  • необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на факультативе должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  • доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  • по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  • особе место на кружке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;
  • главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал урока.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания кружка

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

 

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий  .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами являются формирование следующих умений.

  •  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  
  1. Ожидаемые результаты:
  • Повышение качества обучения учащихся;
  • Сплочение родителей и детей;
  • Развитие индивидуальности учащихся;
  • Развитие интереса к изучаемым предметам;
  • Развитие самостоятельности;
  • Научить работать с литературой;
  • Воспитание полезных привычек.

  1. Календарно-тематическое планирование 2 класс

Тема занятия

дата

примечания

Вселенная.  Наша планета - Земля

1

Что представляет собой Солнечная система?

2

Что такое звезды?

3

Какой материк нашей планеты самый холодный?

4

Сколько на земле океанов?

Неживая природа

5

Откуда берется дождь?

6

Почему появляются солнечные зайчики?

7

Почему небо голубого цвета?

8

Почему бывает радуга?

9

Почему снег белый?

10

Что такое полезные ископаемые?

11

Почему вода в море солёная?

12

Что такое смерч и торнадо?

13

Что такое цунами?

Живая природа. Растения

14

Как устроено растение?

15

Как растения дышат?

16

Почему осенью листья желтеют?

17

Как деревья сбрасывают листья?

18

Почему ель зимой и летом одним цветом?

19

Почему арбуз - ягода?

Живая природа. Животные

20

Кто такие земноводные?

21

Чем лягушка отличается от жабы?

22

Где и как живут рыбы?

23

Как видят насекомые?

24

Как птицы делают гнезда?

25

Почему птицы улетают на юг?

26

Зачем животным хвост?

27

Зачем слону хобот?

28

Почему у кошки глаза светятся в темноте?

29

Что такое "крокодиловы слезы"?

30

Интересные факты о животных

Мое здоровье

31

Как мы видим?

32

Почему выпадают молочные зубы?

33

Как устроен человеческий мозг?

34

Почему вредны чипсы

Итого 34 часа

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности клуба "Почемучки"

«Известно, что в русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая забот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Экологический клуб «Почемучки»

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе...

Рабочая программа интеллектуального клуба "Почемучка"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС клуб"Почемучки"

Программа клуба «Почемучки» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в обл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Клуб Почемучки

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс...

Программа внеурочной деятельности клуба "Почемучки" 4 класс

Рабочая программа социальной направленности экологического клуба «Почемучки» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального о...