Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "ДОНОВЕДЕНИЕ".
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная программа расчитана для внеурочной деятельности. Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде родного края.С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
1. Формирование первичных понятий о природных и социальных объектах и явлениях родного края, развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей, воспитание гуманного отношения к живому организму.
2. Развитие и укрепления познавательного интереса к истории своего края, осознание значимости исторических событий для края, для людей, проживающих в нём, формирование элементарной эрудиции ребёнка и его кругозора.
3. Расширение знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
Решение данных задач позволило нам выстроить содержание регионального компонента " ДОНОВЕДЕНИЕ" для начальной школы.
края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по Доноведению 3- з класса на 2014 -2015 учебный год.
Методические основы изучения
природы и истории родного края.
Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде. Основной целью предмета «Окружающий мир» в начальной школе является формирование у ребёнка целостного взгляда на окружающий мир и адекватное понимание места человека в нём. Данная цель определяет окружающий мир как далёкий, так и близкий для ребёнка. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
- Формирование первичных понятий о природных и социальных объектах и явлениях родного края, развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей, воспитание гуманного отношения к живому организму.
- Развитие и укрепления познавательного интереса к истории своего края, осознание значимости исторических событий для края, для людей, проживающих в нём, формирование элементарной эрудиции ребёнка и его кругозора.
- Расширение знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
Решение данных задач позволило нам выстроить содержание регионального компонента для начальной школы.
края.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (68 часовч)
Я и окружающий мир (10ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (23 ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч - Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (8 ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (23 ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии 1 ч
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», -
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
Содержание регионального компонента направлено на ознакомление с разнообразием мира неживой и живой природы родного края; с жизнью людей в Ростовской области. В предлагаемом тематическом планировании выделены темы, близкие социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе, народные традиции и праздники как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой. Вопросы охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности также входят в содержание регионального компонента.
Следует отметить качественно разные уровни в раскрытии содержания регионального компонента для учащихся первого и последующего классов. Для первоклассников – это уровень конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2-4 классов – это уровень понятийных знаний о природе родного края, выявления закономерных связей природных явлений, опыт практической деятельности, микроисследований и самостоятельного формулирования выводов, формирование компетентностного подхода. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, могут выполнять проектные и исследовательские работы (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п.) которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
Академик Д.Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
Календарно – тематическое планирование по доноведению в 3 -з класс
№п\п | Колич. часов | Дата | Тема | Планируемые результаты. | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
1-2 | 2 | 01.09 08.09 | Край, в котором я живу | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности | Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда | |
3-4 | 2 | 15.09 15.09 | О городах и станицах родного края. | Познакомить с населёнными пунктами донского края | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа и края | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | |
5-6 | 2 | 22.0922.09 | С днём рождения, родной город. | Познакомить с историей города Ростова-на-Дону. С культурно – историческими памятниками, символами города. | . Проявлять интерес к культуре и истории своего народа и края | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
7-8 | 2 | 29.0929.09 | У природы нет плохой погоды. | Познакомить с особенностями климата и погоды родного края. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
9-10 | 2 | 06.1006.10 | Живая вода. | Познакомить со свойствами воды, фильтрованием; формировать представления о водоёмах области. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. | |
11-12 | 2 | 13.10 13.10 | Разнообразие водоёмов родного края. | Познакомить с естественными и искусственными водоёмами донского края. его экологические проблемы | Проявлять интерес к особенностям родного края | Находить нужную информацию | |
13-14 | 2 | 20.1020.10 | Растения и животные водоёмов. | Изучение растений и животных водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологические проблемы | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | |
15-16 | 2 | 27.1027.10 | Тайны донской земли. | Познакомить с историей родной земли, с древними поселениями. | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | |
17-18 | 2 | 10.1110.11 | Танаис – древний город. | Познакомить с историей родной земли, с древними поселениями. | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа и края | Умение пользоваться с различными источниками информации | |
19-20 | 2 | 17.1117.11 | Дикое поле. | Познакомить с первыми поселениями на донской земле. | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа и края | Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию | |
21-22 | 2 | 24.1124.11 | Донской край – казачий край. | Познакомить с историей возникновения казачества | Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, краю, городу, к стране. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | |
23-24 | 2 | 01.1201.12 | Первые казачьи городки. | Познакомить с устройством первых казачьих городков, их названиями. | Проявлять уважение к ценностям Своего народа, истории края. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | |
25-26 | 2 | 08.1208.12 | Жилище казака. | Познакомить с устройством жилища казака. – с казачьим куренем. Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания. | Проявлять интерес к культуре и истории своего края. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | |
27-28 | 2 | 15.1215.12 | Казачья семья. | Познакомить с обязанностями каждого члена казачьей семьи | Чтить семейные традиции и заповеди. Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Анализировать собственную работу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. | |
29-30 | 2 | 22.1222.12 | История вещей. Одежда. | Познакомить с одеждой казака и казачки. | Выражать положительное отношение к процессу познания. | Характеризовать признаки объекта, писать небольшие рефераты( сообщения), используя полученную информацию.
| |
31-32 | 2 | 29.1229.12 | История вещей. Посуда. | Знакомить учащихся с разновидностью посуды на Дону. | Выражать положительное отношение к процессу познания. | Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы | |
33-34 | 2 | 12.0112.01 | Славен Дон! | Знакомить с историческим прошлым казачества и их ратными подвигами. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков; боевое мастерство степняков. | Проявлять интерес к прошлому страны, своего края. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | |
35-36 | 2 | 19.0119.01 | Весенние обряды на Дону. Сретение. Сороки. | Познакомить с традициями Донского края, их духовной ценностью | Проявлять интерес к культуре и истории своего края. | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | |
37-38 | 2 | 26.0126.01 | Международный день птиц. | Познакомить с заповедниками и заказниками РО, их ролью в охране окружающей среды, Красная книга | Сравнивать разные точки зрения, проявлять интерес и желание больше узнать. | Составлять небольшие монологические высказывания. | |
39-40 | 2 | 02.02 02.02 | Весенние обряды на Дону. Пасха. | Познакомить с традициями Донского края, их духовной ценностью | Проявлять интерес к культуре и истории своего края. | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | |
41-42 | 2 | 09.0209.02 | Природная поверхность нашего края. | Познакомить с особенностями поверхности родного края: естественными - холмистой равниной, оврагами, искусственными - курганами, терриконами | Выражать положительное отношение к познанию. | Формировать навыки работы с физической картой. | |
43-44 | 2 | 16.0216.02 | Из недр Донской земли. | Рассмотреть свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области | Оценивать собственную учебную деятельность. | Сравнивать различные объекты:, выявлять сходство и различие, классифицировать объекты по группам. | |
45-46 | 2 | 23.0223.02 | Почвы родного края. | Познакомить с видами почв Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Определить значение почвы для края. Рассмотреть сельскохозяйственную деятельность человека в крае. | Применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения | Формировать умения делать опыты и проводить исследования. | |
47-48 | 2 | 02.0302.03 | Цвети, мой край родной! | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида: клён, тополь, берёза, акация; шиповник, барбарис, боярышник, садовый жасмин; полынь, одуванчик, шалфей, крапива и др.) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) | Формирование принятия ценности природного мира, природо охраны, здоровье сберегающего поведения | Формировать навыки работы с физической картой, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме | |
49-50 | 2 | 16.0316.03 | Природная экосистема степи. | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида: клён, тополь, берёза, акация; шиповник, барбарис, боярышник, садовый жасмин; полынь, одуванчик, шалфей, крапива и др.) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) | Формирование принятия ценности природного мира, природо охраны, здоровье сберегающего поведения | Формировать навыки работы с физической картой, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме | |
51-52 | 2 | 30.0330.03 | Природная экосистема луга. | Дать общие представления о природных сообществах РО: лугом, полем. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество. | Формирование принятия ценности природного мира, природо охраны, здоровье сберегающего поведения | Характеризовать признаки объекта. | |
53-54 | 2 | 06.0406.04 | Природная экосистема леса. | Дать общие представления о природном сообществе леса .Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество. | Формирование принятия ценности природного мира, природо охраны, здоровье сберегающего поведения | Характеризовать признаки объекта | |
55-56 | 2 | 13.0413.04 | Донская земля – житница России. | Познакомить с отраслями сельского хозяйства Дона. | Выражать положительное отношение к процессу познания | Составлять небольшие монологические высказывания | |
57-58 | 2 | 20.0420.04 | Земледелие. | Познакомить в видами зерновых культур. Выращиваемых на Дону. | Проявлять интерес к деятельности тружеников донского края. | Составлять небольшие монологические высказывания | |
59-60 | 2 | 27.0427.04 | Животноводство. | Познакомить учащихся с отраслями животноводства края. | Проявлять милосердие, доброжелательность. | Составлять небольшие монологические высказывания. | |
61-62 | 2 | 04.0504.05 | Славься, наш край! (викторина) | Закрепить изученные знания о родном крае. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей | |
63-64 | 2 | 11.0511.05 | Вместе дружная семья | Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей. Развитие дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области. | Мотивировать свои действия, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики., проявлять доброжелательность, внимание. Доверие. Помощь. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей, удерживать логику повествования. | |
65-66 | 2 | 18.0518.05 | Экскурсия по городу. | ||||
67-68 | 2 | Итоговый урок. Повторение изученного | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...