Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "ДОНОВЕДЕНИЕ".
рабочая программа (3 класс) на тему
Данная программа расчитана для внеурочной деятельности. Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде родного края.С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
1. Формирование первичных понятий о природных и социальных объектах и явлениях родного края, развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей, воспитание гуманного отношения к живому организму.
2. Развитие и укрепления познавательного интереса к истории своего края, осознание значимости исторических событий для края, для людей, проживающих в нём, формирование элементарной эрудиции ребёнка и его кругозора.
3. Расширение знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
Решение данных задач позволило нам выстроить содержание регионального компонента " ДОНОВЕДЕНИЕ" для начальной школы.
края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа составлена для изучения региона Дона. | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по Доноведению 3- з класса на 2014 -2015 учебный год.
Методические основы изучения
природы и истории родного края.
Мир, окружающий ребёнка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде. Основной целью предмета «Окружающий мир» в начальной школе является формирование у ребёнка целостного взгляда на окружающий мир и адекватное понимание места человека в нём. Данная цель определяет окружающий мир как далёкий, так и близкий для ребёнка. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
- Формирование первичных понятий о природных и социальных объектах и явлениях родного края, развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей, воспитание гуманного отношения к живому организму.
- Развитие и укрепления познавательного интереса к истории своего края, осознание значимости исторических событий для края, для людей, проживающих в нём, формирование элементарной эрудиции ребёнка и его кругозора.
- Расширение знаний о различных предметах и явлениях окружающего мира родного края, осознание зависимости благополучия среды от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
Решение данных задач позволило нам выстроить содержание регионального компонента для начальной школы.
края.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (68 часовч)
Я и окружающий мир (10ч)
Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Соседи Ростовской области. Города Ростовской области. История села (города): достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Донского края (23 ч)
Природные условия, процессы и явления характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края.
Водоёмы Донского края. Водоёмы. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, озеро Маныч - Гудило. Природная экосистема водоёма.
Рельеф родного края: равнина, овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области.
Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле).
Дикорастущие и культурные растения Донского края (различение).
Человек и природа (8 ч)
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь на Дону (23 ч)
Тайны Донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис – древний город.
Донской край – казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии 1 ч
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», -
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
Содержание регионального компонента направлено на ознакомление с разнообразием мира неживой и живой природы родного края; с жизнью людей в Ростовской области. В предлагаемом тематическом планировании выделены темы, близкие социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе, народные традиции и праздники как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой. Вопросы охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности также входят в содержание регионального компонента.
Следует отметить качественно разные уровни в раскрытии содержания регионального компонента для учащихся первого и последующего классов. Для первоклассников – это уровень конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2-4 классов – это уровень понятийных знаний о природе родного края, выявления закономерных связей природных явлений, опыт практической деятельности, микроисследований и самостоятельного формулирования выводов, формирование компетентностного подхода. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, могут выполнять проектные и исследовательские работы (сбор данных о природных объектах, имеющих несомненную значимость, о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п.) которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
Академик Д.Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».
Календарно – тематическое планирование по доноведению в 3 -з класс
№п\п | Колич. часов | Дата | Тема | Планируемые результаты. | |||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
1-2 | 2 | 01.09 08.09 | Край, в котором я живу | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности | Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда | |
3-4 | 2 | 15.09 15.09 | О городах и станицах родного края. | Познакомить с населёнными пунктами донского края | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа и края | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | |
5-6 | 2 | 22.0922.09 | С днём рождения, родной город. | Познакомить с историей города Ростова-на-Дону. С культурно – историческими памятниками, символами города. | . Проявлять интерес к культуре и истории своего народа и края | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
7-8 | 2 | 29.0929.09 | У природы нет плохой погоды. | Познакомить с особенностями климата и погоды родного края. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения | Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков | |
9-10 | 2 | 06.1006.10 | Живая вода. | Познакомить со свойствами воды, фильтрованием; формировать представления о водоёмах области. | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения. | Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. | |
11-12 | 2 | 13.10 13.10 | Разнообразие водоёмов родного края. | Познакомить с естественными и искусственными водоёмами донского края. его экологические проблемы | Проявлять интерес к особенностям родного края | Находить нужную информацию | |
13-14 | 2 | 20.1020.10 | Растения и животные водоёмов. | Изучение растений и животных водоема, находящегося вблизи населенного пункта; его экологические проблемы | Формирование принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения. | Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | |
15-16 | 2 | 27.1027.10 | Тайны донской земли. | Познакомить с историей родной земли, с древними поселениями. | Формирование осознания ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. | Осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. | |
17-18 | 2 | 10.1110.11 | Танаис – древний город. | Познакомить с историей родной земли, с древними поселениями. | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа и края | Умение пользоваться с различными источниками информации | |
19-20 | 2 | 17.1117.11 | Дикое поле. | Познакомить с первыми поселениями на донской земле. | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа и края | Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию | |
21-22 | 2 | 24.1124.11 | Донской край – казачий край. | Познакомить с историей возникновения казачества | Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, краю, городу, к стране. | Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем | |
23-24 | 2 | 01.1201.12 | Первые казачьи городки. | Познакомить с устройством первых казачьих городков, их названиями. | Проявлять уважение к ценностям Своего народа, истории края. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. | |
25-26 | 2 | 08.1208.12 | Жилище казака. | Познакомить с устройством жилища казака. – с казачьим куренем. Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания. | Проявлять интерес к культуре и истории своего края. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | |
27-28 | 2 | 15.1215.12 | Казачья семья. | Познакомить с обязанностями каждого члена казачьей семьи | Чтить семейные традиции и заповеди. Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения. | Анализировать собственную работу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. | |
29-30 | 2 | 22.1222.12 | История вещей. Одежда. | Познакомить с одеждой казака и казачки. | Выражать положительное отношение к процессу познания. | Характеризовать признаки объекта, писать небольшие рефераты( сообщения), используя полученную информацию.
| |
31-32 | 2 | 29.1229.12 | История вещей. Посуда. | Знакомить учащихся с разновидностью посуды на Дону. | Выражать положительное отношение к процессу познания. | Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы | |
33-34 | 2 | 12.0112.01 | Славен Дон! | Знакомить с историческим прошлым казачества и их ратными подвигами. Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков; боевое мастерство степняков. | Проявлять интерес к прошлому страны, своего края. | Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу | |
35-36 | 2 | 19.0119.01 | Весенние обряды на Дону. Сретение. Сороки. | Познакомить с традициями Донского края, их духовной ценностью | Проявлять интерес к культуре и истории своего края. | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | |
37-38 | 2 | 26.0126.01 | Международный день птиц. | Познакомить с заповедниками и заказниками РО, их ролью в охране окружающей среды, Красная книга | Сравнивать разные точки зрения, проявлять интерес и желание больше узнать. | Составлять небольшие монологические высказывания. | |
39-40 | 2 | 02.02 02.02 | Весенние обряды на Дону. Пасха. | Познакомить с традициями Донского края, их духовной ценностью | Проявлять интерес к культуре и истории своего края. | Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. | |
41-42 | 2 | 09.0209.02 | Природная поверхность нашего края. | Познакомить с особенностями поверхности родного края: естественными - холмистой равниной, оврагами, искусственными - курганами, терриконами | Выражать положительное отношение к познанию. | Формировать навыки работы с физической картой. | |
43-44 | 2 | 16.0216.02 | Из недр Донской земли. | Рассмотреть свойства полезных ископаемых, их значение для человека, проживающего в Ростовской области | Оценивать собственную учебную деятельность. | Сравнивать различные объекты:, выявлять сходство и различие, классифицировать объекты по группам. | |
45-46 | 2 | 23.0223.02 | Почвы родного края. | Познакомить с видами почв Ростовской области: черноземы, каштановые, луговые. Определить значение почвы для края. Рассмотреть сельскохозяйственную деятельность человека в крае. | Применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения | Формировать умения делать опыты и проводить исследования. | |
47-48 | 2 | 02.0302.03 | Цвети, мой край родной! | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида: клён, тополь, берёза, акация; шиповник, барбарис, боярышник, садовый жасмин; полынь, одуванчик, шалфей, крапива и др.) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) | Формирование принятия ценности природного мира, природо охраны, здоровье сберегающего поведения | Формировать навыки работы с физической картой, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме | |
49-50 | 2 | 16.0316.03 | Природная экосистема степи. | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида: клён, тополь, берёза, акация; шиповник, барбарис, боярышник, садовый жасмин; полынь, одуванчик, шалфей, крапива и др.) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) | Формирование принятия ценности природного мира, природо охраны, здоровье сберегающего поведения | Формировать навыки работы с физической картой, строить небольшие сообщения в устной и письменной форме | |
51-52 | 2 | 30.0330.03 | Природная экосистема луга. | Дать общие представления о природных сообществах РО: лугом, полем. Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество. | Формирование принятия ценности природного мира, природо охраны, здоровье сберегающего поведения | Характеризовать признаки объекта. | |
53-54 | 2 | 06.0406.04 | Природная экосистема леса. | Дать общие представления о природном сообществе леса .Систематизировать знания о взаимосвязях между растениями и животными в сообществе; показать влияние (положительное и отрицательное) человека на сообщество. | Формирование принятия ценности природного мира, природо охраны, здоровье сберегающего поведения | Характеризовать признаки объекта | |
55-56 | 2 | 13.0413.04 | Донская земля – житница России. | Познакомить с отраслями сельского хозяйства Дона. | Выражать положительное отношение к процессу познания | Составлять небольшие монологические высказывания | |
57-58 | 2 | 20.0420.04 | Земледелие. | Познакомить в видами зерновых культур. Выращиваемых на Дону. | Проявлять интерес к деятельности тружеников донского края. | Составлять небольшие монологические высказывания | |
59-60 | 2 | 27.0427.04 | Животноводство. | Познакомить учащихся с отраслями животноводства края. | Проявлять милосердие, доброжелательность. | Составлять небольшие монологические высказывания. | |
61-62 | 2 | 04.0504.05 | Славься, наш край! (викторина) | Закрепить изученные знания о родном крае. | Формирование осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей | |
63-64 | 2 | 11.0511.05 | Вместе дружная семья | Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей. Развитие дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области. | Мотивировать свои действия, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики., проявлять доброжелательность, внимание. Доверие. Помощь. | Строить сообщение в соответствии с учебной задачей, удерживать логику повествования. | |
65-66 | 2 | 18.0518.05 | Экскурсия по городу. | ||||
67-68 | 2 | Итоговый урок. Повторение изученного | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...