Методическая разработка читательской культурно - образовательной практики.
методическая разработка (2 класс)

Розонова Ольга Николаевна

Данная разработка поможет создать иллюстрации через анализ художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn_i_illyustrirovanie.docx841.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла "Музыка" Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка читательской культуры образовательной практики,  спроектированной на основе изучения произведения

Роальда Даля «Жирафа, и Пелли, и я».

Автор: Розонова  Ольга Николаевна

Учитель начальных классов.

                                       Санкт- Петербург

Пояснительная записка

Что толку в книжке, – подумала Алиса
э– если в ней нет ни картинок, ни разговоров?
«Приключения Алисы в стране чудес»

Во все времена дети одинаково любят книжки с картинками, и чем больше в них интересных картинок, тем ярче становятся их фантазии, тем лучше они понимают смысл еще непонятных вещей, с неимоверной скоростью «впитывая» всё то новое, что видят глаза и слышат уши. Основным средством эстетического развития ребенка является детская иллюстрированная книга - синтез литературных текстов и иллюстрации. Иллюстрированная книга - особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей.

В своем классе, на тот момент первый, с группой детей,  я проводила цикл занятий по изучению произведения Роальда Даля «Жирафа, и Пелли, и я». Целью моей работы является прочтение книги глазами художника. Я поставила перед собой и решала следующие задачи:

  • создать иллюстрации, помогающие понять содержание произведения.
  • показать понимание произведения (отдельного эпизода) с помощью иллюстрации.

Возраст группы: 8 лет.

Основная часть

Содержание:

  1. Изучение понятия иллюстрация.
  2. Анализ иллюстраций художников – иллюстраторов по известным учащимся произведениям.
  3. Знакомство с произведением «Жирафа, и Пелли, и я» и их героями.      
  4. Выбор сюжетов для иллюстрирования.
  5. Выбор техники, выполнение набросков  и эскизов, выбор художественных материалов.
  6. Выполнение окончательного варианта иллюстраций.

Описание практики.

1.С самого начала работы я с ребятами выяснила что такое иллюстрация, кто такой художник - иллюстратор.

-Кто же такой иллюстратор?

- В первую очередь иллюстратор – это художник. Мультфильмы, рекламные ролики, рисунки в книгах, графика в компьютерных играх, фильмах, обои для рабочего стола, дизайны сайтов, открыток – это все дело рук иллюстратора.

-Нужны ли иллюстрации?  Помогают ли они сделать зримыми идеи и образы писателя, помогают понять содержание, обогатить или объединить текст?

-Книга — сама по себе  занимательная и интересная. Однако, для того, чтобы читатель лучше представил, понял текст, великие люди придумали такую вещь как иллюстрации.

2.Дальше детям предлагалось рассмотреть иллюстрации по произведениям Роальда  Даля. Смотрели дети работы разных художников одного произведения. Сравнивали. Объясняли авторский замысел. (Приложение 1)

3.Уточнили, что художник может спорить с автором, предлагать свой, совсем неожиданный вариант толкования произведения.

Затем ученики познакомились с произведением «Жирафа, и Пелли, и я».

а) Определяли  героев.

б) Находили описание внешности героя в книге.

Пелли : «какая- то странная большущая птица выпорхнула; огромный жёлтый клюв…».

Жирафа: « смотрит на меня большими крупными карими глазами; ногами - на первом этаже, а головой на верхнем; шея длинная…»

Мартыш: «тощий, как будто его сделали из пушистой проволоки…»

 в) В тексте подчеркивали карандашом те слова, которые помогали понять настроение, чувства героя.

Пелли : «простите, не понял; ношу воду для мойки окон; пулей вылетел…»

Билли: « сам пустился в пляс, каждому принес в подарок сладостей; мне ужасно хочется посмотреть; такими замечательными друзьями…»

Жирафа: « если вы хотите поддерживать добрые отношения с Жирафой, никогда - никогда! – не говорите ей ничего неприятного относительно её шеи. Жирафы больше всего на свете гордятся своими шеями…»

Мартыш: «выскочил, стал отплясывать джигу, танцор – прямо изумительный; ни секунды безделья, я вам обещаю…»

г) Рассказ о герое. (Приложение 2)

 д) Краткий  пересказ  самых  захватывающих  моментов  книги.

Дети из моей группы выделили два момента:

1. Момент знакомства друзей.

2. Момент, когда герои счастливо стояли у замка, радовались свой  работе и наконец – то кушали.

е) Главная мысль произведения.

Самые странные и удивительные мечты можно исполнить, если только запастись энтузиазмом, трудолюбием и верными друзьями.

4. Далее проводилось словесное описание обложки.

- Расскажи художнику, который будет рисовать иллюстрацию, что бы ты хотел изобразить.

5.Выбор техники.

Вспомнили  техники рисования:

  • Акварель
  • Аппликация
  • Рисунок
  • Линогравюра
  • Гравюра на дереве

Остановили свой выбор на аппликации.

 6.Выполнение набросков  и эскизов, выбор художественных материалов.

 Дети нарабатывали эскизный материал, занимались поисками композиционного решения.

Ребята предлагали в эскизах различные варианты композиции, искали смысловое и стилистическое решение. Далее учащиеся выбирали композицию из наработанного эскизного материала. Прорабатывали композицию, занимались поиском образа.

-Какие материалы можно использовать в создании иллюстрации обложки?

       -Для создания иллюстраций можно использовать всё что угодно: карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, цветную бумагу…так же иллюстрации можно создавать с помощью различных компьютерных программ с использованием графического планшета.

     Наша группа  выбрала карандаш.

7.Выполнения окончательного варианта иллюстрации.

Заключение

В ходе реализации практических занятий, дети  познакомились с новыми понятиями, с новой книгой, работали с текстом.  Получили массу положительных впечатлений. Учились взаимодействовать в группе.  Как результат, получились иллюстрации  и своей работой ученики были довольны.

Список электронно-образовательных ресурсов

  • Живопись. Словарь терминов

http://bibliotekar.ru/slovarZhivopis

  • О художниках и их иллюстрациях

http://www.bibliogid.ru/authors/hud

  • Иллюстрирование книги

http://obzor.com.ua

  • Википедия

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

  • https://infourok.ru/illyustrirovanie_hudozhestvennogo_proizvedeniya_kak_sredstvo_povysheniya_interesa_k_literature-159737.htm

 

Приложение 1

E:\Дизайн и иллюстрация\5883f2e3b2ef1d66f3fadf9e2d62d78e1355_o.jpg

E:\Дизайн и иллюстрация\Matilda.JPG

Приложение 2

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

  1. Расскажи  о  понравившемся  герое.

Начни так … Мне  очень  понравился( ась)… Мне  очень  запомнился(ась)… Мне  показался  интересным… Я  восхищаюсь… Мне  очень  не  понравился(ась)

  1. Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения ).
  2. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
  3. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
  4. Расскажи  о  его  взаимоотношениях  с  другими  персонажами.
  5. Назови  героев  других  произведений,  которые  в  чем-то  схожи  с  этим  персонажем.
  6. Подумай  и  скажи,  в  чем  тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить  на  этого  героя?
  7. Если  бы  ты  был  художником,  то  в  какой  момент  изобразил  бы  своего  любимого  героя,  какое  бы  у  него  было  выражение  лица,  как  бы  ты  его  одел,  что  было  бы  вокруг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Введение в образовательную пограмму" по Истокам + презентация

Данная методическая разработка представляет собой проект открытого занятия по дополнительной образовательной программе «Истоки» социально-педагогического направления и состоит из следующих разделов: ...

Методическая разработка непрерывной непосредственно образовательной деятельности

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по математике в средней группе...

Методическая разработка "Внедрение новых образовательных технологий"

Цель  методической разработки: показать возможности использования QR-кодов в образовательной и воспитательной деятельности педагогов в школе на уроках и во внеурочной деятельности – возможн...

Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области (в рамках регионального проекта «Культурная суббота)

Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области(в рамках регионального проекта «Культурная суббота)...

Методическая разработка "Организация инклюзивной образовательной среды в условиях образовательной школы"

Данная разработка поможет учителям начальной школы организовать работу с детьми в инклюзивном классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРЕДМЕТУ «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» ТЕМА «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО» Для обучающихся 1 класса коррекционной школы (с интеллектуальными нарушениями)

Данная разработка предназначена для учащихся коррекционной школы (для 1 класса). Задачи урока  - развитие устной связной речи у учащихся. Развитие слухового восприятия. Пополнять и обогащать пасс...

Методическая разработка урока по речевой практике на тему: Ролевые игры: «Я звоню другу», «Я звоню в поликлинику», «Я звоню бабушке», «Я звоню учителю»

Цель урока: создать условия для закрепления умения вести разговор по телефону в различных ситуациях. Задачи: Образовательные-закрепить правила общения по телефону;-уточнение и расширение словарного за...