Методическая разработка непрерывной непосредственно образовательной деятельности
методическая разработка по математике на тему
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по математике в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 51.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Начальная школа – детский сад № 4»
Методическая разработка непрерывной непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Необыкновенное путешествие»
Средняя группа
Фетисова Татьяна Николаевна,
воспитатель МКОУ ШР «НШДС № 4»
I квалификационная категория.
Пояснительная записка.
Тема: «Необыкновенное путешествие в Фигурград»
Направленность: Методическая разработка содержит рекомендации воспитателям ДОУ по актуализации у детей представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Предполагаемые результаты: В результате совместной деятельности у детей формируется умение применять свои знания, навыки в самостоятельной деятельности.
Методическая разработка построена в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода: воспитатель способствует пробуждению интереса детей к процессу познания посредством создания проблемной ситуации, поисковых вопросов. На всех этапах ННОД детям предоставляется возможность активно участвовать в деятельности. В результате дети учатся действовать самостоятельно, выбирать способ достижения цели, высказывать свое мнение, в чем реализуется принцип признания ребенка полноценным участником образовательной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность проводится в рамках лексической темы «Мой дом» с детьми среднего дошкольного возраста 3,5-4,5 года. Использование данной методической разработки поможет педагогам организовать и провести совместную образовательную деятельность с детьми по закреплению представлений о геометрических фигурах.
Цель: Актуализация представлений детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Задачи:
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.
Образовательные:
- Уточнять знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
- Закреплять умение сравнивать предметы по длине.
- Закреплять умение составлять целое из четырех частей.
- Развивать умение соотносить фигуры по одному - двум признакам (цвет, величина).
Развивающие:
- Способствовать развитию психических процессов: восприятие (формы, цвета, величины, пространства), мышления, внимания, памяти.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любознательность и самостоятельность.
Образовательные области в интеграции:
Речевое развитие:
Образовательная:
- Учить употреблять сравнительные прилагательные (короче, длиннее).
Развивающая:
- Способствовать развитию навыка монологической речи.
Воспитательная:
- Воспитывать умение слушать взрослых и сверстников.
Социально – коммуникативное развитие:
Образовательная:
- Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи.
Развивающая:
- Воспитывать умение работать в группе.
Воспитательная:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
В ходе образовательной деятельности рекомендуется использовать следующие методы:
- Методы повышения познавательной активности: сравнение, решение проблемных ситуаций.
- Методы повышения эмоциональной активности: игровые ситуации, сюрпризный момент, эмоциональная составляющая дидактических пособий.
- Методы по источнику получения знаний: практические задания.
- Методы по внешним признакам деятельности педагога и воспитанников: беседа, работа с иллюстративным материалом.
- Методы по логичности подхода: синтетический.
В ходе ННОД представлены следующие виды деятельности детей: игровая деятельность - Д/И «Открой ворота», Д/И «Найди 5 отличий», познавательная - Д/И «Построй мостик», Д/И «Найди недостающий грибок», коммуникативная - беседы, проговаривание детьми своих действий, счет, двигательная - музыкальная пауза «Мы скакали, мы скакали!», конструирование – Д/И «Построй дом».
При проведении НОД может быть задействована развивающая предметно-пространственная среда группы: центр развития речи (клубочки).
Используемое оборудование:
Письмо, клубок; ширма; игрушка Гном; белка; карточки к игре «Найди недостающий грибок»; геометрические человечки; предметы для имитации лесной поляны (искусственная ель, пень дупло белки; предметы для имитации болота (камыши, кувшинки, геометрические кочки); прямоугольные кочки (изготовленные из фольги), ворота с замками (ширма) - геометрическими фигурами; ключи-вкладыши; 2 картинки с пятью отличиями; схема дороги через болото; фигуры – кочки; дощечки-мостики; грибы для игры «Недостающий предмет»; наборы треугольников; карточки с образцом домика.
Предварительная работа
С детьми: беседа о геометрических фигурах, рассматривание иллюстраций «Найди отличия», отгадывание загадок, речевые игры, составление картин из геометрических фигур по опорным схемам, дидактические игры.
С родителями: выполнение родителями и детьми домашних заданий (совместное изготовление воспитателя и родителей ширмы, и геометрических фигур для ННОД)
С литературой и интернет источниками: подбор физкультминутки, материал для изготовления пособий к ННОД.
Используемая литература:
- Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие. – М: Центр педагогического образования, 2015. – 144
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васьльевой. МАЗАЙКА - СИНТЕЗ, Москва, 2015.
- Помораева И. А, Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. М. МАЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2006 – 2010
Этап / Продолжительность (мин) | Содержание ННОД | Целевые ориентиры | Комментарии | |
Вводная часть | 2 | Организационный момент. Воспитатель: Что это за стук? Пойду, посмотрю, кто к нам пришел! Ребята, на наш адрес пришло письмо. Кому интересно, подходите ко мне, прочтем его вместе. Оно какое-то странное! Ребята, какие чувства оно у вас вызывает? Дети: Грустное, печальное. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему грустил автор этого письма? Дети: Может ему не подарили подарок на день рождения! Он, наверное, заболел! Может у кого – то случилось горе, неприятность. Воспитатель: Да, у меня он тоже вызывает тревогу, давайте посмотрим, что в нем. «В городе геометрических фигур в Фигурграде случилось несчастье: сильный ураган разрушил мосты, дороги и дома жителей. Помогите, кто может!!!» |
проявляет любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной деятельности.
устной речью, использует речь для выражения своих мыслей. | Методом повышения эмоциональной активности выступает сюрпризный момент. Раздается стук. Воспитатель обращает внимание детей на стук, переключает внимание детей на предстоящую деятельность, стимулирует интерес к ней, создает эмоциональный настрой на предстоящую работу. Приложение 1 Воспитатель демонстрирует принесенное письмо (конверт мрачный, на конверте лицо девочки круглой формы со слезами на глазах). Заинтересовавшиеся дети подходят к воспитателю, воспитатель не принуждает детей к совместной деятельности. Воспитатель побуждает детей к размышлению, выдвижению предположений. Воспитатель читает детям письмо |
Основная часть | 15 | Воспитатель: А что это за город геометрических фигур? Кто в нём живёт? Дети: В этом городе живут геометрические фигуры. Воспитатель: Ребята, а мы в силах помочь жителям Фигурграда? Дети: Да! Воспитатель: Как поможем? Дети: Нужно отправиться туда, и узнать, какая помощь нужна. Воспитатель: Молодцы! Правильно! А как вы думаете, как можно отправиться в волшебный город? Дети: Сказать волшебные слова. Воспитатель: Да, в сказочный город можно попасть по-разному, но раз это город геометрических фигур, то и попасть в него можно с помощью какого-то предмета, напоминающего геометрическую фигуру. Ребята посмотрите! Здесь есть подсказка: нам нужен волшебный предмет. Какой формы? Вспомните, какой круглый предмет помогает найти дорогу в сказках? Дети: Клубочек. Воспитатель: Правильно – это клубочек! А где мы можем его взять? Дети: Он есть в уголке! Воспитатель: Артур, принеси, пожалуйста, клубочек! Как может он показать нам дорогу? Дети: Нужно его покатить. Сказать волшебные слова. Воспитатель: Правильно! Молодцы! Чтобы попасть в Фигурград, нужно покатить клубок, и произнести волшебные слова: 1,2,3 в Фигурград нас приведи! И клубок покажет нам дорогу, произнесём волшебные слова! Дети: Да! Воспитатель: Вот мы и добрались до города. Здесь находится вход в город Фигурград. Ребята, посмотрите, на воротах висят замки, а ключи ветром разметало. Чтобы пройти через ворота, нужно открыть замки, подобрав ключи к замкам, и назвать найденную фигуру. Это квадрат, у него четыре угла и одинаковые стороны. Я открою замок с большим зеленым квадратом. Дети: Это квадрат, у него четыре угла и одинаковые стороны. Я открою замок с маленьким красным квадратом. Воспитатель: Молодцы, ребята, все замки открыли. Теперь можно заходить в город, пройти в ворота. Дети: Ура!!! Мы открыли ворота! Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это встречает нас в городе фигур? Дети: Нас встречают гномы. Воспитатель: Чтобы гномы пропустили нас в царство геометрических фигур, мы должны найти 5 отличий. Тогда гномы расскажут, какие беды приключились в Фигурграде и подарят нам карту – подсказку, как пройти через болото. Она нам поможет выбрать правильную дорогу. Дети: Я нашел! У гнома справа пряжка на ремне прямоугольной формы, а у гнома слева пряжки нет на ремне и т.д. Воспитатель: У нас есть карта дороги через болота, план. Нам надо восстановить мосты через болото, помочь белочки и построить новые дома. Справимся ребята? Дети: Да, справимся! Воспитатель: Тогда мы можем двигаться дальше! Дети: прощаются с гномом. Воспитатель: Ребята мы подошли к болоту. Действительно, ураган разрушил мостки? Как нам пройти через болото? Дети: Нужно проложить мостики от кочки к кочке. Воспитатель: Но если мостики проложить неправильно, мы можем провалиться в болото и погибнуть? Дети: Гном нам подарил план. Воспитатель: Хорошо! Молодцы! Давайте посмотрим на план, как пройти через болото! Ребята, чтобы нам не провалиться, нужно быть очень внимательными. С какой кочки начинаем движение? К какой кочке нужно перекинуть мостик? Дети: От круга к квадрату – самая короткая дощечка, от квадрата к треугольнику – самая длинная дощечка, от треугольника к кругу длиннее самой короткой, но короче самой длинной. Воспитатель: Ну, вот и перебрались через болото. Все перешли, никто не провалился? Дети: Все! Воспитатель: Устали? Дети: Да! Воспитатель: Смотрите, какая замечательная полянка! Давайте передохнем на полянке, поиграем. Мы скакали, мы скакали, Мы чуть – чуточку устали, Мы немножко отдохнём, И опять скакать начнем! Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Посмотрите, кто это? Дети: Это белочка. Воспитатель: Давайте спросим у нее, что случилось? Белочка говорит, что она делала запасы на зиму, в каждую корзинку складывала разные грибочки со шляпками из геометрических фигур. А ураган, который налетел внезапно, перевернул корзинки, и грибочки просыпались. Теперь белочка не может найти, грибок с какой шляпкой с геометрической фигурой выпал из корзинки. Ребята, давайте поможем белочке? Игровое упражнение «Найди недостающий грибочек» Воспитатель: Молодцы ребята! Помогли белочки! Прощайтесь! Нам пора отправляться дальше в путь. Дети: До свидания! Воспитатель: Посмотрите, какие необычные человечки живут в городе геометрических фигур. Как жаль, что у них ураган снес дома. Они очень расстроены! Ребята как мы можем им помочь? Дети: Построить новый дом. Воспитатель: Молодцы! Правильно! Из чего можно построить им дома? Дети: Мы можем построить из бревен! Воспитатель: Да, но нужно помнить, что это необычный город, значит, и дома у них должны быть не совсем обычные. Дети: Мы можем построить им дом из геометрических фигур. Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте, построим домики из геометрических фигур. Что это за фигуры? Дети: Эти фигуры треугольники. Воспитатель: Сколько их? Дети: У меня четыре треугольника. Воспитатель: Какого цвета у нас треугольники? Дети: У меня треугольники красного цвета, у меня треугольники синего цвета…. Воспитатель: приступайте к работе Воспитатель: Какого цвета получились ваши домики? Дети: У меня получился домик красного цвета, у меня получился домик синего цвета…. Воспитатель: А теперь расселите человечков по домам соответствующего цвета. Геометрические человечки очень рады своим новым домам. Ребята, мы всем помогли, кому нужна была помощь? Дети: Да! Воспитатель: Вот и все наше путешествие подошло к концу. Нам надо возвращаться в детский сад! Возьмем наш волшебный клубочек и произнесем волшебные слова 1. 2. 3. В детский сад нас приведи! |
эмпатию по отношению к другим, готов прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
условную и реальную ситуации.
устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, русские народные сказки.
устанавливать причинно-следственные связи;
геометрические фигуры
знает геометрические фигуры, размер, цвет.
умение слышать других.
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
проявляет любознательность, пытается самостоятельно добывать знания.
владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей
развита крупная моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
умеет конструировать из геометрических фигур по образцу.
умеет отвечать на вопрос «Сколько», знает счет в пределах пяти. | Воспитатель побуждает детей к выстраиванию логических цепочек: в Фигурграде помощниками могут быть геометрические фигуры, делают выводы: нам может помочь предмет геометрической формы. Например: круглой формы
Воспитатель показывает на конверт, где изображен круг (похожее на лицо, из глаз которого капают слезы). Возможно, дети не смогут ответить, какой круглый предмет помогает найти дорогу в сказках, в этом случае педагог предлагает вспомнить русские народные сказки, если в этом случае не могут вспомнить, дает варианты русских народных сказок. Например: сказка «Царевна – лягушка». Дети приносят клубок из речевого центра. Дети выполняют инструкцию (воспитатель направляет клубочек к дверям спальни, где находятся ворота в Фигурград). Дети следуют за клубочком. Воспитатель открывает дверь: перед детьми стоят ворота, сделанные из большой ширмы, на которой прикреплены геометрические фигуры, а ключи (геометрические фигуры на липучке) разбросаны на полу. Игра «Открой ворота» Приложение 2
Воспитатель дает образец правильного полного ответа. Выполняют практическое задание: ищут ключи, соотнося геометрические фигуры (ключи) с геометрическими фигурами (замками) на воротах по двум признакам (цвет, величина), открывают ворота (проговаривая свои действия по образцу воспитателя). Воспитатель при необходимости помогает детям сформулировать правильное высказывание. Проходят через ворота, перед ним стоит переносная магнитная доска, на которой находятся два изображения гномов, игрушка гном. Игра «Найди пять отличий» Приложение 3 Выполняют практическое задание, находят 5 отличий, проговаривая вслух и считая, сколько отличий нашли. Воспитатель берет план – подсказку (полученный от гнома), в которой перечислены все задания. Зачитывает, какие беды приключились, какая помощь требуется, чтобы дети знали объем работы и определили свои силы. Вежливо прощаются с гномами и благодарят за план – подсказку. Двигаются дальше и видят впереди имитацию болота (камыши, кувшинки, 3 кочки похожие на геометрические фигуры). Дети находят дощечки – мостики, которые лежат рядом на берегу болота. Дети рассматривают схему дорожки, нарисованную на листе и определяют план своих действий. Игровое упражнение «Построй мостик» Приложение 4 Дети выполняют практическое задание. Воспитатель побуждает детей к использованию слов «длиннее, короче». Дети по очереди кладут дощечки, действуя по схеме, подбирают дощечки - мостики по длине, определяют, как пройти через болото.
Двигательное упражнение Звучит песня «Мы скакали, мы скакали!» Дети, выполняют движения под песню. (Дети выполняют подскоки по кругу, друг за другом) (Занимают место на любом из прямоугольников, разложенных на полу по кругу). Дети повторяют игру 2 раза. Слышится плач белочки.
Приложение 5 Ребята делятся на 3 группы, работают с 3-мя корзинами, где наклеены квадраты, разбитые на клеточки с изображением грибов с разными геометрическими фигурами (шляпками). Дети рассматривают квадраты, состоящие из 9 маленьких квадратов (клеточек), в каждом маленьком квадрате изображен гриб со шляпкой из геометрической фигуры. Дети находят закономерности: по горизонтали гриб с овальной шляпкой, с треугольной шляпкой, круглой шляпкой. По вертикали гриб с овальной шляпкой, с треугольной шляпкой, круглой шляпкой. В каждой линии, каждого гриба по одному. Все двигаются дальше (к столам) На каждом рабочем месте перевернутый вниз изображением образец домика, на нем в беспорядке набор из 4 треугольников (сломанный дом) Дети видят на столах разноцветных геометрических человечков и разбросанные треугольники- дома. Приложение 6 Воспитатель побуждает детей к размышлению, выдвижению предположений. Каждый ребенок считает свои наборы треугольников, проговаривает счет в пределах 4, цвета, геометрической фигуры (треугольник).
Сидя за столами, ребята конструируют дома из треугольников по образцу. Учатся составлять целое из четырех частей. Воспитатель оказывает помощь детям, затрудняющимся в самостоятельном конструировании.
Дети рассаживают человечков в свои новые дома, соответствующего цвета. Воспитатель и ребята катят клубок и произносят волшебные слова. Подведение к заключительной части. |
Заключительная часть Подведение итогов. | 2 мин | Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Дети: Да! Воспитатель: Какие добрые дела мы сегодня сделали? Дети: Помогли белочке, построили дома, открыли ворота, отремонтировали мостики. Воспитатель: Молодцы! Правильно! Ребята, а все жители города Фигурграда отправили вам в благодарность за вашу помощь очень интересную игру, которая называется «Геометрические фигуры». |
ребенок обладает установкой положительного отношения к самому себе. | Подведение итога, воспитатель побуждает детей к оценке своих действий, привлекает детей к участию в беседе.
Ребята начинают рассматривать игру, подаренную жителями города, изучать вместе с воспитателем правила игры. Затем дети играют самостоятельно в игру. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".
Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека, представление о функциональном назначении...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области "Коммуникация"
Цель: формирование интереса у детей в познании диких животных. Задачи: Активизировать словарь по теме «дикие животные» Развивать связную речь детей через рассказывание стихов, проговаривание потеше...
Методическая разработка. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область:занятие-экскурсия в средней группе"Профессия-Повар"
Познакомить детей с трудом повара и с помещением ,где он работает.1.Знать ,как зовут повара.2.В чем особенности ее труда.3.Показать ,где находится кухня,что в ней есть.Воспитывать уважение к труду пов...
Непрерывно непосредственно образовательная деятельность подготовительная группа познавательное развитие «Какой он, Новосибирск»
Непрерывно непосредственно образовательная деятельность подготовительная группа познавательное развитие «Какой он, Новосибирск»...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...
Разработка занятия непосредственно образовательной деятельности для воспитанников средней и старшей группы.
Аннотация. Данное занятие позволяет расширить кругозор знаний о разнообразном и увлекательном мире профессий, о важности каждой профессии, помогает воспитывать у детей чувство уважения к труду других ...
Методическая разработка, конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Как ребята весну выручаем» для детей старшей группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Как ребята весну выручаем» для детей старшей группы...