Методическая разработка "Внедрение новых образовательных технологий"
методическая разработка
Цель методической разработки: показать возможности использования QR-кодов в образовательной и воспитательной деятельности педагогов в школе на уроках и во внеурочной деятельности – возможности, которые могут показаться несколько необычными, нетрадиционными, которые станут исходной, отправной точкой для развития идеи использования этой новой современной информационной технологии в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_novyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx | 343.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования МР «Печора»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» п. Каджером
Номинация: «Методическая разработка»
Тема работы: Внедрение новых образовательных технологий.
Автор:
Мокроусова Наталья Ивановна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ» п.Каджером
2019 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Что такое QR – код? ………………………………………………………………4
- Как создать QR – код?…………………………………………………….............4-6
- Использование QR – кода на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения…………………………………………………7-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...22
ВВЕДЕНИЕ
1.Актуальность темы.
Сегодня развитие информационных технологий не стоит на месте. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Нередко бывает, что ученики осведомлены о новинках электронного мира лучше, чем педагог; их умение схватывать на лету IT-новинки и использовать их в повседневности удивляет.
С одной стороны, это хорошо, так как умение обращаться с техникой – это требование времени, а с другой стороны, педагогу становится сложнее заинтересовать ученика, втянуть в учебный процесс, мотивировать на дальнейшее познание предмета.
Подобный расклад вещей держит педагога в тонусе и постоянном поиске новых идей и форм подачи темы. Результатом одного из таких поисков стало использование QR-кода на уроках. Тема QR-кодов заинтересовала меня сравнительно недавно Работаю над данной темой на протяжении одного года.
2.Цель методической разработки: показать возможности использования QR-кодов в образовательной и воспитательной деятельности педагогов в школе на уроках и во внеурочной деятельности – возможности, которые могут показаться несколько необычными, нетрадиционными, которые станут исходной, отправной точкой для развития идеи использования этой новой современной информационной технологии в образовательном процессе.
3.Область применения:
Данную технологию можно использовать при проведении практических занятий любой темы.
4. Ожидаемые результаты применения QR – кода:
•Углубление и повышение качества знаний обучающихся;
•Прививают познавательный интерес к предмету.
•Повышают интерес к обучению.
•Привлекают обучающихся к самостоятельному закреплению знаний, овладению навыками и умениями.
•Учат самостоятельно добывать знания..
•Повышают активную деятельность в ходе проверки знаний.
•Прививают навыки самостоятельной работы.
•Отличное настроение и позитивный настрой;
•Ситуация успеха для каждого обучающегося;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Что такое QR – код
QR – код. Что это за код такой, как его распознать и использовать в своей работе - давайте разберемся.
Эти квадратики - так называемый QR-код – в переводе означает «быстрый отклик - это разновидность штрих кода. Изобрели его в 1994 году в Японии. Оттуда и началось его шествие по миру.
Как вы думаете, а можно самим создать такой код, закодировав информацию?
Да, это сделать очень легко. Несомненным достоинством QR-кода является простота создания. Это позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных уроках. Любой урок можно украсить и разнообразить подобным методом, а впоследствии можно научить учащихся делать самим такие коды на практических занятиях.
2.Как создать QR – код?
Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия:
1.Пройдите на сайт http://www.qrcoder.ru.
2. Выберите, какой вид информации вы хотите преобразовать в QR-код. Предлагается 4 вида: текст, ссылка на сайт, визитная карточка, sms-сообщение. По умолчанию выбран пункт «любой текст». Введите слово, число или текст, который Вы бы хотели зашифровать, в специальное окошко:
Это можно сделать с клавиатуры, поместив сначала в указанное поле курсор мыши , а потом напечатать текст; а можно – скопировав и вставив уже готовый текст, например, с сайта с методическими материалами по предмету или из документа, открытого в текстовом редакторе.
Если вам требуется с помощью QR-кода зашифровать ссылку на страницу в Интернете – сайт, блог, изображение, видеофрагмент, то щелкните на «ссылку на сайт» и впишите или вставьте с помощью действий копировать/вставить в текстовое поле адрес вэб-страницы.
3. Выберите размер итогового изображения QR-кода. Размер можно выбрать с помощью «радиокнопок» - от 1 до 6. Размер 3 соответствует наименьшему изображению, 6 – наибольшему
4.Нажмите на кнопку «создать код (ctrl+enter)».
5. С правой стороны экрана появится ваш qr-код
6. Сохраните код в качестве изображения или на рабочем столе, или в документе Ворд.
7. Наведя на данный QR-код смартфон или планшет с установленной программой считывания кодов, Вы сможете прочитать зашифрованный текст.
Чтобы прочитать (распознать) QR- код нужны: доступ в Интернет, специальная программа, установленная на любом мобильном устройстве (компьютере, планшете, телефоне), которую Вы предварительно скачиваете бесплатно по запросу «Программа сканирования QR- кода бесплатно скачать».
Область применения данной технологии ограничена только вашей фантазией! С помощью QR – кода можно закодировать:
•Вопросы, загадки, анаграммы;
•номера задания, страниц, и т.д.;
•координаты какого-либо места;
•числовые выражения;
• задания или, напротив, ответы;
• кодировать то и другое. Задача - совместить вопрос с ответом;
• даты с событиями;
• выражения с их значениями.;
• ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с
информацией, помогающий решить определённую задачу и т.д.
И вот теперь начинается самое интересное!!! Мы с Вами знаем, как и что можно зашифровать внутри QR-кода, мы можем его считывать, настало время подумать, а как его можно применять на уроках!?
3..Использование QR – кода на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения
QR-коды можно использовать на различных этапах урока, в качестве постановки цели, раздаточного материала или домашнего задания. Учащихся можно включать в различные формы работы, как индивидуальные, парные и групповые. Выбранные формы зависят от количества гаджетов, которые может использовать учитель на уроке.
Предлагаемый материал разработан в соответствии с программными требованиями образовательной программы «Школа России» и рассчитан для учащихся 4 класса. Он включает темы курса, предусмотренные программой.
Уроки литературного чтения
1.Фрагмент урока литературного чтения в 4 классе с использованием технологии QR – кода. Тема:А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Технологическая карта урока
Тема | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
Цель | Обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания. |
Оборудование: | Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями. |
Тип урока | Урок закрепления изученного. |
Ход урока:
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение. | Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные УУД: Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе. Познавательные УУД: Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге. | Формирование системы нравственных ценностей, уметь отличать добро от зла, уметь ценить доброе отношение к ближнему. |
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Прозвенел уже звонок. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
2 | Актуализация знаний. | Учитель читает строки из сказки А.С. Пушкина - Ребята, скажите кто автор этих строк? «…Царь с царицею простился, Мы с вами прочитали сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сегодня нам предстоит закрепить наши знания и узнать насколько понята сказка, вспомним признаки сказки и поговорим о характерах главных героев. Давайте проверим насколько внимательно вы её читали. Перед вами на столах лежат кроссворды. Сосредоточьтесь и ответьте на вопросы, работая в парах | Внимательно слушают учителя. - Александр Сергеевич Пушкин (Слайд 1) Решают кроссворды в парах. (можно в группах). |
Кроссворд по сказке А. С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" с заданиями, которые зашифрованы в QR-коды.
Детям выдаётся карточка с вопросами в виде QR – кода и карточка для записи ответов. (Можно наоборот распечатать карточки с вопросами, карточки для записи ответов и дать зашифрованные в QR-коды ответы для самоконтроля).
1 вариант
2 вариант
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Любимый собеседник мачехи. 2. Что царевна вынесла Чернавке? 3. Сколько торговых городов было дано царевне в приданое? 4. Как звали пса? 5. Жених царевны. 6. Под каким деревом в лесу должна была оставить Чернавка царевну? 7. Что видела в окно царица, ожидая мужа? 8. Что было в яблоке? 9. Кто помог Елисею разыскать невесту? |
2) Пример литературной командной игры с использованием QR-кодирования по сказке П.П.Ершова «Конёк-горбунок»
Оборудованием для учащихся служат распечатанные QR-коды и книги с текстом произведения.
Цель: более детально изучить авторский текст
Задачи урока :
- Расширение кругозора учащихся.
- Совершенствование навыков работы в команде.
Ход работы:
1 Учащиеся делятся на команды и вытягивают карточку с QR-кодом..
2.После раскодирования команды узнают вопросы, на которые им предстоит ответить:
Тема1: Как
Тема2:
Тема3: Сможет ли средний брат поймать вора? Почему?
Тема4:
Тема5:
3.После дешифровки кодов командам выдаётся ещё одна карточка с QR-кодом, где надо прочитать цитату из сказки (начало строфы), с помощью которой в данной строфе и последующих будут найдены текстовые подтверждения ответам. То есть расшифрованные строки будут своеобразным путеводителем для поиска ответов и их текстовых подтверждений.
Цитата к теме 1.
3. Команда разрабатывает план ответа и подбирает подтверждающие цитаты из текста произведения.
4.При общей готовности команд по очереди выступают их представители с дешифрованным тематическим материалом и собственными выводами, подтверждёнными цитатами.
3. Опрос домашнего задания. самостоятельная работа, диктант или тест, с применением кодов.
Уроки русского языка
1.Индивидуальные рабочие листы
Учащиеся выполняют задания рабочего листа и самостоятельно проверяют ответы, используя QR-код. Учащиеся, выполняя самопроверку с помощью знака +/-, оценивают правильность выполнения задания.
В рабочем листе указаны баллы и отметка за количество правильных ответов.
Рабочий лист № 1. Окончания имён прилагательных.
Вставь пропущенные окончания имён прилагательных и укажи падеж. готовлюсь к математическ_____ олимпиаде (_____п.) стоит у голуб _____ озера ( _____ п.) заметил на верхн____ этаже( _____п.) освещён мягк_____ светом (_____п.) | 8 баллов – 5 6-7 баллов – 4 4-5 баллов- 3 3 балла - 2 |
Рабочий лист № 2. Окончания имён существительных.
Вставь пропущенные окончания имён существительных, укажи падеж и склонение. подобрался к пещер ___ (____п., _____скл.) чертил циркул ____ ( _____п., ____скл.) сидим в центр ____ ( ______п., _____скл.) разлил на скатерт _____ ( _____п., _____скл.) | 12 баллов -5 9 -11 баллов -4 6-8 баллов – 3 5 баллов - 2 |
2.Использование QR-кода на примере отрывка занятия по русскому языку для 4 классов по теме «Собственные и нарицательные имена существительные».
Работа в парах:
Каждая пара получает QR-код с заданием. Нужно построить и разыграть диалог. Тема, вопросы, либо ответы зашифрованы в QR-код.
Уроки математики
1.Тема «Решение задач» Самостоятельная работа.
Реши задачи. Проверь себя.
2).Что выгоднее купить 30 тетрадей или 5 альбомов по 144 рубля и одну тетрадь? |
Сколько покупатель заплатит за 7 шариковых ручек и 7 тетрадей по цене 12 рублей? |
Хватит ли одной пачки для распечатки контрольных работ для 4 классов в количестве 95 человек, если контрольная состоит из 3 листов? |
| |
| |
| |
.
Уроки окружающего мира
1.Проверка домашнего задания по теме»Тундра». Работа в парах.
-Вы читаете высказывания, если согласны с ними, ставьте плюс, если не согласны – минус. Проверка по QR-коду.
«Верно ли, что…»
1.зона тундры протянулась с запада на восток по побережью (+);
2.природные условия тундры суровы: холодная зима и короткое прохладное лето (+);
3.главное занятие коренного населения - это земледелие (-);
4.в тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения (-);
5.в тундре обитают песцы, лемминги, волки (+);
6.растения тундры высоко тянутся к солнцу (-);
7.дикие северные олени обычно живут стадами (+);
8.в тундре добывают нефть и природный газ (+);
9. летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек(+).
Ключ:
1.+
2.+
3.-
4.-
5.+
6.-
7.+
8.+
9.+
2.Дополнительное домашнее задание по теме «Леса России»
(Кодирование ссылки, которая направляет учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу)
https://www.youtube.com/watch?time_continue=20&v=D90w2JjML8Q&feature=emb_logo
3.Как мозг различает сигналы от разных органов чувств? Найди в тексте ответ на этот вопрос.
Задачи по математике с практическим содержанием
- Шариковая ручка стоит 30 рублей.
- Сколько покупатель заплатит за 7 шариковых ручек и 7 тетрадей по цене 12 рублей?
- В пачке бумаги 250 листов формата А4.
- Хватит ли одной пачки для распечатки контрольных работ для 4 классов в количестве 95 человек, если контрольная состоит из 3 листов?
Помимо учебного процесса QR-коды можно использовать в воспитательной работе. С помощь них можно проводить беседы, квест-игры, популяризовать школьную библиотеку, такая работа помогает вовлекать ребят в образовательный процесс и мотивировать на поисковую деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование QR-кода поможет не только закрепить и углубить предметные знания учащихся, но и повысить учебную мотивацию в сфере освоения новых коммуникационных технологий.
Обращу внимание только на вопрос целесообразности применения этой технологии в каждом конкретном случае, ведь личное общение, самостоятельный поиск информации, исследование остается первостепенным.
Результатом вышесказанного являются итоги исследовательской деятельности учащихся:
2019 г.(4 класс) II место в муниципальном конкурсе проектов в номинации «». Был представлен проект «QR – код. Что это такое?»»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- список использованной литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания с учетом требований ГОСТ 7.1. - 2003;
- тезаурус (если необходим);
- приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы - конспекты занятий и т. д.).
5.2.3. Требования к оформлению:
Методическая разработка должна быть выполнена на листе формата А4. При оформлении следует придерживаться следующих правил: текст в электронном виде должен читаться в MS Word. Поля со всех сторон 20 мм. Название файла должно совпадать с фамилией автора разработки. Шрифт – Times New Roman, 13(14) пт, междустрочный интервал – 1, текст выровнен по ширине.
Библиографический список и ссылки
В этом списке должны быть приведены все материалы, которыми вы пользовались во время создания собственной методической разработки.
— Материалы, опубликованные в прессе (статьи, книги, учебные пособия и т.п.);
— Материалы, размещенные на Интернет-сайтах (в том случае приводится адрес материала в сети, например Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. [WWW-документ] URL http://trizminsk.org/e/2312.htm )
— Материалы, размещенные на CD-дисках (пример описания: Нестеренко А.А., Белова Г.В. Мастерская знаний: инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ // Эффективные образовательные технологии [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв., видео дан. (57,2 Мб). – М. : ООО «Дистанционные технологии и образование», 2008. – Вып. 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см. – 9,72 Мб.)
В тексте статьи ссылки можно делать на номера публикаций в списке, желательно – с указанием страниц [1, стр. 34-35], а можно пользоваться европейской системой (ФИО автора, год, когда опубликован материал), например (Иванов И.И., 2007, стр. 34).
Если вы используете идеи коллег, которые были сообщены в частной беседе, вместо ссылки в скобочках можно написать (Иванов И.И., частное сообщение)
3. Список литературы
1. Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 117-133; Педагогические технологии. — 2004. — № 2. — С. 88-108.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000, 240 с.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
v Информационно – коммуникационная технология
v Технология развития критического мышления
v Проектная технология
v Технология развивающего обучения
v Здоровьесберегающие технологии
v Технология проблемного обучения
v Игровые технологии
v Модульная технология
v Технология мастерских
v Кейс – технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества.
v Технологии уровневой дифференциации
v Групповые технологии.
Хочу остановиться на информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) внедрение которой открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по технологии.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
https://kratkoe.com/rasskaz-o-fialke
https://danilovsky.mos.ru/safety-and-security/detail/6118944.html
Представьте себе, что Вы мастер по настилу полов. Сколько сантиметров плинтуса надо купить для прямоугольной комнаты со сторонами 6 м и 4 м.
Вы учитель, которому надо дать характеристику учащемуся, чтобы он смог поехать в «Артек». Какими словами Вы его охарактеризуете?
Виды практико-ориентированных
заданий по их направленности
• связанные с жизнью, с практической деятельностью
(вычисление времени, скорости и расстояния, составление
документа, условия содержания животного и пр.)»;
• задания «житейского содержания (составление
своего семейного бюджета, сметы, меню с учетом
калорий, вычисление количества воды в чайнике для
нужного количества чашек чая и т.д.)»;
• задания профориентационной направленности (для
мастера-ремонтника – подсчёт площади пола и количества
паркетной доски, для штурмана - направление движения
судна, для инженера-оптика - мощность луча маяка и
Структура практико-ориентированного задания 1. Название задания. 2. Личностно-значимый познавательный вопрос, профессионально-ролевой сюжет, фабула. 3. Информация, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистический данные и так далее). 4. Задания на работу с информацией.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. - Журнал «Начальная школа» №11, 2011.
- Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2009.
- Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. - Журнал «Начальная школа» №11, 2011.
- Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2010.
- Папшева Л.В. Технологическая культура учителя начальных классов. -
Журнал «Начальная школа» №10, 2009.
- Попова Н.Г. Информатизация учебного процесса. – Журнал «Начальная
школа» №11, 2009.
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. -
Журнал «Начальная школа» №5, 2012.
- Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления
младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных
классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2009.
- Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2011.
- Климова М.А. Компьютерные технологии на уроках // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс. - № 7, 2010.
Задачи:
- разработать и реализовывать эффективные приемы и методы
использования возможностей ИКТ на разных этапах урока и во внеурочной деятельности, внедрять нетрадиционные формы учебных занятий;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся на уроках
и внеурочное время;
- развивать информационную компетентность обучающихся;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Материал раскрывает используемые технологии на уроках,обоснование выбора, системность использования на уроках, результат, методическую и практическую направленность использования...
Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе
Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – ...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны
Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...
Районный конкурс методических разработок «Новые образовательные стандарты: первые итоги, творческие поиски, методические находки», проект: «Учебный кабинет – средство мотивации к учебной деятельности младшего школьника»
Материалы для конкурса...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий. Научно-методическая разработка:«Интегрированные уроки – один из путей развития познавательного интереса учащихся»
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приори...
Критерий 4.2 Перечень используемых педагогическим работником в образовательном процессе новых образовательных технологий (медиа и электронные образовательные ресурсы и др.)
Перечень используемых педагогическим работником в образовательном процессе новых образовательных технологий...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...