КТП к программе "Изучаем природу родного края"
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области»
СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по ВР ____________/______________/ ФИО «___»____________20___г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ №5 г. Вольска ____________/______________/ ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной проектной деятельности «Изучаем природу родного края»
Класс ______4___________
Учитель Филиппова С.С.
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы внеурочной проектной деятельности автора: Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.2.
УМК: - Учебник, часть 1, 2, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 4 класс:– М.: Академкнига/ Учебник.
2017-2018 год
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска Саратовской области»
СОГЛАСОВАНО Заместитель руководителя по ВР ____________/______________/ ФИО «___»____________20___г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ №5 г. Вольска ____________/______________/ ФИО Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной проектной деятельности «Изучаем природу родного края»
Класс ______2___________
Учитель Филиппова С.С.
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе программы внеурочной проектной деятельности автора: Р.Г. Чураковой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2011 г. – Ч.2.
УМК: - Учебник, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 2 класс:– М.: Академкнига/ Учебник.
- Хрестоматия, Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: – М.: Академкнига/Учебник.
2017-2018 год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Форма организации деятельности | Примечания | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) | 3 | ||||
1.1. | Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др.) по основанию «форма листа». | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете | |||
1.2 | Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям. | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете | |||
1.3 | Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете | |||
2. | Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения) | 3 | ||||
2.1 | Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям. | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете | |||
2.2 | Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете | |||
2.3 | Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете | |||
3. | Техника безопасности: правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе). | 3 | ||||
3.1 | Экскурсия № 1. Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе, правилах гигиены. | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность / внеаудиторное занятие | |||
3.2 | Викторина «Отгадываем предупредительные знаки». | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие | |||
3.3 | Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников». Иллюстрация правил поведения в природе. | 1 | аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита) | |||
4. | Дикорастущие растения региона | 7 | ||||
4.1 | Экскурсия № 2 по теме: «Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям, коре, семенам». | Коллективная и индивидуальная деятельность / внеаудиторное занятие – экскурсия в осенний лес, парк, ботанический сад, пришкольный участок | ||||
4.2 | Экскурсия № 3 по теме: «Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки». | 1 | ||||
4.3 | Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми. | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность / внеаудиторное занятие – экскурсия в осенний лес, парк, ботанический сад, пришкольный участок | |||
4.4 | Сушка листьев и семян деревьев. | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие | |||
4.5 | Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян). | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие | |||
4.6 | Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями. | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие | |||
4.7 | Оформление страниц «Определителя растений родного края» засушенными листьями и семенами | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие | |||
5. | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) | 7 | ||||
5.1 | Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края. | 1 | Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание – работа с источниками информации | |||
5.2 | Экскурсия №4 «Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев и кустарников». | 1 | внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок | |||
5.3 | Экскурсия №5 «Посещение сада (садового участка) с целью различения травянистых растений». | 1 | внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок | |||
5.4 | Экскурсия №6 «Посещение сада (садового участка) с целью сбора листьев, веточек и плодов». | 1 | внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок | |||
5.5 | Экскурсия №7 «Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов. | 1 | внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок | |||
5.6 | Сбор и сушка листьев. | 1 | внеаудиторное занятие – экскурсия на садовый участок | |||
5.7 | Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона». | 1 | аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений во время экскурсии) и оценка презентаций | |||
6. | Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России | 7 | ||||
6.1 | Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона». | 1 | Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание: работа с источниками информации / внеаудиторное занятие – экскурсия в заповедник / | |||
6.2 | Экскурсия № 8 в заказник «Триречье» с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев и кустарников. | 1 | Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание: работа с источниками информации / внеаудиторное занятие – экскурсия в заповедник / | |||
6.3 | Экскурсия № 9 в заказник «Триречье» с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов травянистых растений. | 1 | Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание: работа с источниками информации / внеаудиторное занятие – экскурсия в заповедник / | |||
6.4 | Экскурсия № 10 Подготовка фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите. | 1 | Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание: работа с источниками информации / внеаудиторное занятие – экскурсия в заповедник / | |||
6.5 | Отчет по результатам выполнения задания: «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края». | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность / аудиторное занятие в учебном кабинете (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита) | |||
6.6 | Отчет по результатам выполнения задания: презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона». | 1 | аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций | |||
6.7 | Оформление страниц «Определителя растений родного края». Редкие и исчезающие растения нашего региона. | 1 | аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций | |||
7. | Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» | 4 | ||||
7.1 | Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие: выполнение вступительных заданий | |||
7.2 | Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение. | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие: выполнение вступительных заданий | |||
7.3 | Заполнение адресов на конвертах. | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие: выполнение вступительных заданий | |||
7.4 | Итоговое занятие | 1 | Коллективная и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие: выполнение вступительных заданий | |||
Итого: | 33 ч |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Форма организации деятельности | Примечания | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период | 8 | ||||
1.1 | Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 и 2 классов Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. | 1 | Аудиторное занятие | |||
1.2 | Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы. Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?» | 1 | Аудиторное занятие | |||
1.3 | Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы. Пересказ статьи из хрестоматии 1 класса «У каких деревьев осенью не только листопад». | 1 | Аудиторное занятие | |||
1.4 | Зарисовка иллюстрации из хрестоматии. Организация выставки рисунков. | 1 | Аудиторное занятие | |||
1.5 | Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе». | 1 | Аудиторное занятие | |||
1.6 | Экскурсия в осенний лес. | 1 | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | |||
1.7 | Подготовка отчетов по материалам экскурсии. | 1 | Аудиторное занятие | |||
1.8 | Отчеты по материалам наблюдений на экскурсии. Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | 1 | Аудиторное занятие | |||
2 | Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период | 8 | ||||
2.1 | Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса. Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы. | 1 | Аудиторное занятие | |||
2.2 | Зарисовка. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». | 1 | Аудиторное занятие | |||
2.3 2.4 2.5 | Экскурсия в зимний лес. Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование. | 3 | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | |||
2.6 | Подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий в лес. | 1 | Аудиторное занятие | |||
2.7 | Отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсий на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы». | 1 | Аудиторное занятие | |||
2.8 | Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты». | 1 | Аудиторное занятие | |||
3 | Свойства воздуха | 4 | ||||
3.1 3.2 | Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта. | 2 | Аудиторное занятие | |||
3.3 | Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта. | 1 | Аудиторное занятие | |||
3.4 | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» по теме: «Свойства воздуха». | 1 | Аудиторное занятие | |||
4 | Свойства воды | 4 | ||||
4.1 4.2 | Постановка опытов, выявляющих свойства воды, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта. | 2 | Аудиторное занятие | |||
4.3 | Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта. | 1 | Аудиторное занятие | |||
4.4 | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» по теме: «Свойства воды». | 1 | Аудиторное занятие | |||
5 | Условия, необходимые для развития растений | 8 | ||||
5.1 | Чтение текста из учебника 2 класса (с. 61–63) «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов | 1 | Аудиторное занятие | |||
5.2 | Отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян. | 1 | Аудиторное занятие | |||
5.3 | Распределение обязанностей между членами клуба | 1 | Аудиторное занятие | |||
5.4 | Посадка семян растений | 1 | Аудиторное занятие | |||
5.5 | Создание разных условий для их прорастания. | 1 | Аудиторное занятие | |||
5.6 | Фиксирование этапов проведения экспериментов | 1 | Аудиторное занятие | |||
5.7 5.8 | Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта. | 2 | Аудиторное занятие | |||
5.9 5.10 | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» по теме: «Условия, необходимые для развития растений». | 2 | Аудиторное занятие | |||
ИТОГО: | 34 ч. |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Форма организации деятельности | Примечания | |
План | Факт | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) | 6 | ||||
1.1. | Экспериментальное исследование свойств воды. | 1 | Аудиторное занятие | |||
1.2 | Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении. | 1 | Аудиторное занятие | |||
1.3 | Описание этапов постановки одного из опытов. | 1 | Внеаудиторное занятие | |||
1.4 | Оформление результатов аудиторного занятия. | 1 | Внеаудиторное занятие | |||
1.5 | Подведение итогов. | 1 | Аудиторное занятие | |||
1.6 | Дневник наблюдений за погодой | 1 | Аудиторное занятие | |||
2 | Определение прозрачности воды. | 6 | ||||
2.1 | Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана. | 1 | Аудиторное занятие | |||
2.2 | Опытное исследование прозрачности воды из местного водоема. | 1 | Аудиторное занятие | |||
2.3 | Экскурсия в краеведческий музей отдел природы. | 1 | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | |||
2.4 | Оформление полученных результатов. | 1 | Аудиторное занятие | |||
2.5 | Оформление полученных результатов. | 1 | Аудиторное занятие | |||
2.6 | Выставка презентаций. | 1 | Аудиторное занятие | |||
3 | Свойства воздуха | 8 | ||||
3.1 | Опытное исследование свойств воздуха. | 1 | Аудиторное занятие | |||
3.2 | Опытное исследование свойств воздуха. | 1 | Аудиторное занятие | |||
3.3 | Фиксирования этапов его проведения | 1 | Аудиторное занятие | |||
3.4 | Составление плана оформления результатов. | 1 | Аудиторное занятие | |||
3.5 | Оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований. | 1 | Внеаудиторное занятие. | |||
3.6 | Оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований. | 1 | Внеаудиторное занятие. | |||
3.7 | Выставка презентаций. Оформление пособия | 1 | Аудиторное занятие | |||
3.8 | Выставка презентаций. Оформление пособия | 1 | Аудиторное занятие | |||
4 | Дневник наблюдений за погодой | 8 | ||||
4.1 | Составление словарика научных терминов — ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр. (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет). | 1 | Аудиторное занятие | |||
4.2 | Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой (учебник 3 класса, ч.1, с. 122) | 1 | Аудиторное занятие | |||
4.3 | Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах). | 1 | Аудиторное занятие | |||
4.4 | Выставка дневников наблюдений за погодой. | 1 | Аудиторное занятие | |||
4.5 | Наблюдение за погодой в течение недели. | 1 | Внеаудиторное занятие. | |||
4.6 | Наблюдение за погодой в течение недели. | 1 | Внеаудиторное занятие. | |||
4.7 | Обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Оформление пособия. | 1 | Аудиторное занятие | |||
4.8 | Обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Оформление пособия. | 1 | Аудиторное занятие | |||
5 | Почва и ее состав | 6 | ||||
5.1 | Изучение состава почвы. (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов) Составление плана. | 1 | Аудиторное занятие | |||
5.2 | Изучение состава почвы. Составление плана. Оформления результатов. | 1 | Аудиторное занятие | |||
5.3 | Оформление презентаций. | 1 | Внеаудиторное занятие. Фотографирование. | |||
5.4 | Выставка презентаций. Оформление пособия. | 1 | Аудиторное занятие | |||
5.5 | Выставка презентаций. Оформление пособия. | 1 | Аудиторное занятие | |||
5.6 | Представление пособия: «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов для 3 класса». | 1 | Аудиторное занятие | |||
ИТОГО: | 34 ч. |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Форма организации деятельности | Примечания | ||
План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города (села, поселка и пр.) | 8 | |||||
1.1 | Карта Саратовской области. Виртуальное путешествие. | 1 | Аудиторное занятие | ||||
1.2 | История возникновения названия города Саратова. | 1 | Аудиторное занятие | ||||
1.3 | История возникновения названия города Вольска. | 1 | Аудиторное занятие | ||||
1.4 | Историческое прошлое нашего города. | 1 | Аудиторное занятие | ||||
1.5 | Историческое прошлое нашего города. | 1 | Аудиторное занятие | ||||
1.6 | Волга – матушка. Экскурсия на берег Волги. Фотографирование | 1 | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | ||||
1.7 | Оформления результатов экскурсии. Оформление фотографий в альбоме. | 1 | Аудиторное занятие | ||||
1.8 | Представление альбома «Волга-матушка» | 1 | Аудиторное занятие | ||||
2 | Поверхность земли родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей) | 10 | |||||
2.1 | Рельеф нашей местности. Экскурсия. | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | |||||
2.2 | «Зеленые страницы» Куда, как и когда? Помогите птицам. | Аудиторное занятие | |||||
2.3 | Изготовление кормушек для зимующих птиц. | Аудиторное занятие | |||||
2.4 | Изготовление кормушек для зимующих птиц. | Аудиторное занятие | |||||
2.5 | Изготовление кормушек для зимующих птиц. | Аудиторное занятие | |||||
2.6 | Беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе». | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | |||||
2.7 | Наблюдение за птицами прилетающими на кормушку. Фотографировании. | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | |||||
2.8 | Оформление альбома «Птицы-братья наши меньшие» | Аудиторное занятие | |||||
2.9 | Оформление альбома «Птицы-братья наши меньшие» | Аудиторное занятие | |||||
2.10 | Представление альбома «Птицы-братья наши меньшие» | Аудиторное занятие | |||||
3 | Достопримечательности родного края | 16 | |||||
3.1 | Заочная экскурсия по достопримечательностям родного города. | 1 | Аудиторное занятие Презентация | ||||
3.2 | Заочная экскурсия по достопримечательностям родного города. | 1 | Аудиторное занятие Презентация | ||||
3.3 | Разработка плана посещения достопримечательностей города. | 1 | Аудиторное занятие | ||||
3.4 | Посещение картинной галереи Вольска. | 1 | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | ||||
3.5 | Оформление результатов экскурсии. | 1 | Аудиторное занятие | ||||
3.6 | Посещение краеведческого музея города Вольска | 1 | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | ||||
3.7 | Оформление результатов экскурсии. | 1 | Аудиторное занятие | ||||
3.8 | Посещение Гостиного Двора города. | 1 | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | ||||
3.9 | Оформление результатов экскурсии | 1 | Аудиторное занятие | ||||
3.10 | Посещение драматического театра. | 1 | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | ||||
3.11 | Оформление результатов экскурсии | 1 | Аудиторное занятие | ||||
3.12 | Посещение площади 10-летия Октября, сквера и набережной. | 1 | Внеаудиторное занятие. Экскурсия. | ||||
3.13 | Оформление результатов экскурсии | 1 | Аудиторное занятие | ||||
3.14 | Работа над проектом «Мой родной город» | 1 | Аудиторное занятие | ||||
3.15 | Работа над проектом «Мой родной город» | 1 | Аудиторное занятие | ||||
3.16 | Защита проекта «Мой родной город» | 1 | Аудиторное занятие | ||||
ИТОГО: | 34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"
Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий ...
Внеурочная деятельность "Краеведение. Природа родного края".
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Краеведение. Природа родного края"....
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
Рабочая программа по курсу "Брянский край" 2 класс "Природа родного края"
Курс "Брянский край"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...