Открытый урок по теме "Сохраним природу родного края"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Хабибуллина Елена Александровна

Воспитание экологической культуры у современных школьников - это не дань моде, а веление времени, продиктованная самой жизнью. Сегодня экологические знания включены в программу курса "Окружающий мир" .  Урок является заключительным этапом проектной деятельности учащихся 4 класса "Исследование экосистем заказника "Долина реки Сетунь".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: урок-отчёт (заключительный этап исследования экосистем родного края на примере заказника «Долина реки Сетунь»)

Цель урока: обобщить и актуализировать экологические знания детей, полученные в ходе исследовательской деятельности учащихся по теме: Экосистемы родного края на примере заказника  «Долина реки Сетунь».

Задачи:

  1. Образовательная:
  • обобщить знания учащихся об экологических средах жизни;
  • подвести итог многоэтапной исследовательской деятельности как важной ступени в организации процесса освоения ребёнком окружающего мира.

  1. Воспитательная:
  • проявить у детей интерес к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками ребёнка их анализировать;
  • пробудить в детях желание общения с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия.

  1. Развивающая:
  • развивать познавательные способности детей, внимание, память, речь.

Оборудование:

  • конверты с заданиями;
  • аудиокассета с голосами птиц;
  • плакаты;
  • рисунки и плакаты детей;
  • картинки с изображением птиц.

Подготовительная работа:

  • распределение детей по командам;
  • выбор каждой командой названия и девиза;
  • подбор загадок;
  • рисование плакатов на экологическую тему;

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  • Сегодняшний урок, ребята, это последний этап нашей большой работы по изучению природы родного края. Его мы проведём в необычной для вас форме, ввиде викторины. А поможет в этом отчёт собранный вами в ходе исследовательской деятельности по проекту «ЭКО-3». Вспомните с чего всё начиналось. (Ответы детей)

Установка учителя для учеников:

  • Ребята, а теперь соберитесь и постарайтесь вспомнить всё, что вы узнали в ходе исследования и использовать приобретённые знания для победы в викторине.

  1. Викторина:

Первый этап: «Разгадывание кроссворда»

  Этот этап связан со знаниями детей об экологии. Каждой команде предстоит как можно скорее отгадать «Лесенку загадок» - кроссворд с закодированным в нём словом «экология».

 После отгадывания, проверка на доске «Лесенки загадок». Выдаются жетоны командам выполнившим задание верно. Командам предлагается ответить на вопрос «Что такое экология?», полученные ответы анализируются. За правильные ответы выдаётся жетон.

Второй этап «Экологические среды жизни»

Этап работы направлен на систематизацию знаний учащихся о экологических средах жизни.

- Ребята, какие экологические среды жизни мы знаем?

- Живя в той или иной среде, организмы приспосабливаются к ней. Возьмите  

  конверт №2.

- Ребята, в этом задании вы должны соединить живые организмы с

  средами их жизни.

Команда приготовившая задание первой, выполняет это задание на доске.

Третий этап: «Узнай по голосу»

  Этап – работа в командах. Развитие умения выслушивать мнение других учащихся и принимать коллегиально правильное решение.

- Ребята, на этом этапе вам будет предложена для прослушивания

 аудиозапись, по которой вы должны будете: 1) определить голоса птиц,

2) дать описание внешнего вида этой птицы. За правильный ответ вы будете получать жетон.

Четвёртый этап: «Узнай дерево»

  Команды по очереди загадывают загадки. Команда, отгадавшая загадку, получает жетон.

Пятый этап: «Аукцион»

  Мини-конкурс знаний о взаимоотношениях  животных друг с другом и с другими организмами.

- Ребята, каждая команда по очереди имеет право назвать конкретное

 животное нашего края и сказать как оно связано с другими организмами. За правильно построенную цепочку команда получает жетон.

  1. Шестой этап: «Собери слово»

  Этот этап направлен на обобщение знаний учащихся об охраняемых территориях, которые создали люди.

Командам предлагается составить слово используя перечисленные буквы З, А, К, А, З, Н, И, К. Команда справившаяся раньше других получает жетон.

  Дополнительные вопросы:

  1) Объясните лексическое значение слова «Заказник».

  2) Какой заказник расположен на территории нашего края?

  3) Посмотрите на доску. На ней растения и животные нашей местности.

      А какие из них занесены в Красную книгу.

Седьмой этап: «Конкурс плакатов»

  Этап рассчитан на выделение, на взгляд учащихся, наиболее важных проблем экологии и охраны природы нашего края.

- Ребята, на уроке рисования вы рисовали плакаты. Сейчас вам

  следует дать обоснование выбранной темы, подчеркнуть её        

  актуальность и практическое значение.

  Выдача жетонов после завершения презентаций.

  1. Итог:
  • Капитаны команд, выйдите с жетонами к доске. Подсчитайте количество    

  жетонов. (Определяется команда победителей)

  • Поздравим победителей! (аплодисменты)
  • Вот мы с вами и завершили большой труд по сбору информации об экологии

  нашего края. А можно ли завершить начатую нами работу в заказнике?

  Почему?

  • А хоте ли бы вы продолжить нашу работу?
  • В конце урока я вам предлагаю прослушать стихотворение, которое

  сочинила Попова Маша о нашем крае.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ  рассказов о природе родного края. Изобразительны...

Открытое занятие "В гости к Весне" по курсу Природа родного края.

28 января 2019 года в рамках внеурочной деятельности «Природа родного края» во 2 Б классе состоялось открытое занятие «В гости к весне». На котором при...

Открытый урок "Разнообразие природы родного края"

Открытый урок по теме "Разнообразие природы родного края" для 3 класса. На уроке рассказывается в разнообразии природы горного Алтая. о его достопримечательностях. Обращается внимание на ред...

Урок по курсу «Брянский край» «Природа родного края» во 2 классе на тему:« Жизнь животных зимой »

Учитель: Олейник Н.П.                   Тема: Жизнь животных зимой. Тип урока:  отк...