Внеурочная деятельность "Краеведение. Природа родного края".
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Краеведение. Природа родного края".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochn.__deyatelnostpriroda_rodnogo_kraya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО «Утверждаю»
учителей начальных классов Директор МОУ «СОШ № 11»
Протокол № ……….от……………….. ……………………………
Председатель МО …………………… / Медведева Н.С./
/ / «…….» ……………2011г
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Краеведение. Природа родного края».
Составила: Великанова А.С.
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «Краеведение. Природа родного края» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 1-4 классов. В ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с историей возникновения и развития малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Краеведение. Природа родного края» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.
Программа «Природа родного края» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые, тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 33часа.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
Введение – 2 ч. | ||
1. | Что изучает краеведение? | |
2. | Природа – наш второй дом | |
Мой край на карте – 3 ч. | ||
3. | Территория и географическое положение Воскресенска. | |
4. | Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | |
5. | Знакомство с символикой Воскресенска. | |
Я и моя семья – 3 ч. | ||
6. | Профессии моих родителей. | |
7. | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | |
8. | Моя родословная. | |
Моя улица – 1 ч. | ||
9. | Экскурсия по улицам города Воскресенска. | |
Наша школа – 1ч. | ||
10. | Знакомство с историей, традициями своей школы. | |
Природа нашего края – 23 ч. | ||
11. | Какую пользу приносят деревья? | |
12. | Экскурсия «Где растут деревья?» | |
13. | Лиственные и хвойные деревья региона. | |
14. | Викторина «Что это за листья?» | |
15 | Кустарники и травянистые растения нашего региона. | |
16. | Правила поведения в лесу, в парковой зоне. | |
17. | Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе). | |
18. | Дикорастущие растения нашего региона. | |
19. | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | |
20. | Лекарственные растения нашего края. | |
21. | Викторина «Зелёный мир вокруг нас». | |
22. | Что такое Красная книга? Какие растения нашего края занесены в Красную книгу? | |
23. | Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | |
24. | Дикие и домашние животные нашего региона. | |
25. | Роль домашних животных в жизни человека. | |
26. | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | |
27. | Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | |
28. | Викторина «В мире животных». | |
29. | Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы. | |
30. | Где зимуют птицы? | |
31. | Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу? | |
32. | Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах. | |
33. | Что мы узнали за год? Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Брянский край. Природа родного края» для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяны Ивановны
Внеурочная деятельность для учителей начальной школы...
занятие по внеурочной деятельности "Природа родного края"
Занятие по ВУД «Первые вестники весны – первоцветы» Цель: познакомить с первоцветами Брянской области Задачи:познакомить с первоцветами Брянской об...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Природа родного края" 2 класс
историческое краеведение...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края" на 2020-2021 учебный год
Программа внеурочной деятельности на 2020- 2021 учебный годНазвание программы: Природа родного краяНаправление программы: эколого-биологическоеКласс 2 Рабочая программа пред...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...