Духовно-нравственное воспитание школьника
методическая разработка на тему

Чиркова Галина Григорьевна

Образовательное событие как одна  из форм  духовно -нравственного воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чиркова Галина Григорьевна

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Прибайкальского района

 учитель начальных классов

 Почетный работник общего образования РФ

Духовно-нравственное  воспитание через проектную деятельность.

Проектная деятельность даёт широкие возможности для развития ребёнка, дети  учатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.  На первый план  выступают такие качества, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Задача педагога - умело развивать желание ребенка становиться лучше, самосовершенствоваться. А также формировать  умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Поэтому так актуально сегодня активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей. Не менее важным звеном в цепи общений в классе и школе является звено ученик-ученик. Не секрет, в какой порой  неприемлемой форме общаются наши воспитанники, как нетерпимы они друг к другу. Наконец, учитель - семья. Не всегда общение в этом звене направлено на достижение взаимопонимания и сотрудничества. Бывает, что  родитель оказывается в роли провинившегося ученика, или родители стараются  неуспешность своего ребенка перевести на учителя. Во всех случаях страдает ученик. Духовно-нравственное воспитание, на мой взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель +социум = взаимопонимание + сотрудничество". Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Необходимо было найти такое коллективно-творческое дело, которое бы было социально значимым для каждого ребенка, интересным и адекватным их возможностям.

          С 2014 года одной из форм организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию  в Турунтаевской районной гимназии в рамках требования фгос стали образовательные события.

    Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.

В ОС также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения –это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

Эта форма работы – наиболее оптимальный вариант организации внеурочной деятельности  – от мотива до результата.

Этапы организации ОС:  ( моделирование)

1этап – определение тематики

2 этап – определение целей и задач ОС, планирование этапов подготовки.

3 этап – подготовка к ОС. ( В процессе подготовки учащиеся получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении ОС. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.

4 этап – проведение  образовательного события. Сценарий разрабатывается педагогом.

5 этап – рефлексия. По итогам ОС проводится обмен мнениями об участии  в событии, учащиеся делятся своими впечатлениями, высказывают свои мнения.

      В нашей школе прошло 5 Образовательных  события. По своей форме проведения, они были все разные.

1 событие называлось «Итанца - не только река, но и  край талантливых, интересных людей».

Инициаторами этого события выступили педагоги. Дети старших классов участвовали  в :

  • Экологическая акция (уборка берега р. Итанца)
  • Экскурсия по реке (от истока до устья)- брали пробы воды.
  • Экскурсия  в музей истории Прибайкалья

Были организованы встречи с интересными людьми района. И как результат этого события- в классах прошли уроки литературы, географии, экологии, истории, химии.

2 событие  «Мое село» - прошло на базе начальной школы, и было посвящено 310-летию села.(Ответственный учитель- Ищенко В.И.)

 Оно отличалось от первого тем, что дети – не просто участники, они ведут поисковую работу. Их полученные знания –результат совместной работы педагога и ученика.

Каждый класс имел свое задание:         нужно было собрать материал

  • О предприятиях села
  • Об улицах села
  • Известные люди села
  • Исторические памятники села

Дети вместе с учителями собирали материал в течение месяца, затем была оформлена большая выставка.

Само событие проходило в 2 этапа. 1-й этап – уроки по расписанию, которые объединены общей темой –«Мое село». 2-й этап- игра по станциям.

Здесь , в качестве экспертов, привлечены социальные партнеры : из редакции, районо , учителя школы №1, сельской администрации (Островский). По итогу всего события- дети писали отзывы и голосовали смайликами.

3 событие , организатором которого была я, мы назвали «День России»  -путешествие по Золотому кольцу России. Я остановлюсь более подробно на технологии подготовки и проведения этого Образовательного события.

Цель: познакомить с достопримечательностью некоторых древнерусских городов (Суздаль, Ростов Великий, Кострома и др)

Задачи:

  • Развитие умения самостоятельно добывать знания в различных источниках информации
  • Стимулирование поисковой  и творческой деятельности и расширение кругозора учащихся
  • Воспитание патриотизма, любви к Родине, чувство уважения к ее истории.

    Как вы поняли, для проведения  образовательного  события требуется большая подготовка. Мы учли те недочеты, которые  были в предыдущих двух событиях.

  1. Был  расширен  круг  участников  события – мы взяли с 1 по 6 классы. 12 разновозрастных  классов  комплектов.
  2. Каждый из 12 классов выбирает город Золотого кольца и начинает вести поисковую работу
  3. Ученикам предложена более активная позиция -готовят и исполняют роль помощника хозяйки города.

4.Активно привлекаем родителей, т.е, если в 1 событии родители не участвуют, во втором выступают только в роли экспертов, то здесь они активные участники.

Участие родителей заключается в следующем:

  • Вместе с детьми ищут в семейных архивах  старинные вещи (здесь подключаются к работе все: родители, ребенок, бабушки, дедушки и тд) и оформляют выставку в кабинете
  • Оформляют дверь классной комнаты:

- название города роспись букв в стиле гжель, хохлома и др.

-герб города

-достопримечательности города

  • Приносят самовары
  • Организуют угощения( прянички, блинчики, баранки)

4.Подготовительная работа учителя

  • -готовит урок на параллель (Расписание уроков не меняется, изменилось содержание урока, его форма стала более деятельностной и содержание метапредметным)
  • -выступает в роли «хозяйки города»
  • - готовит детей- экскурсоводов

5.Приглашаем социальных партнеров ( они выступают в роли градоначальников)– это учителя ветераны, учредительный совет, сотрудники ДДТ  и детской библиотеки, а также приглашаем родителей посетить наши  уроки.

Подготовительная работа ведется в течение месяца. Для родителей вывешивается афиша-приглашение.(показываю)

В этот день все посвящено теме «День России» начиная со входа в школу, оформление здания, внешнего вида учителей (русские платки и шали), у учеников на груди ленточка российского триколора. Некоторые дети , по своему желанию, надели русские народные костюмы.

  • Выставка буквиц
  • Триколор из шариков
  • Меню в столовой (щи, калачи
  • На столах самовары
  • На обед каждый класс встречают учащиеся 4 класса «хлебом-солью»

Итак, начало дня.

Все это событие проходило в 2 этапа:

1-й этап:

1.Торжественное открытие дня

-в 8-30  линейка, посвященная торжественному открытию ОС.

Звучит гимн России. Линейку открывает директор школы.Музыкальные номера , отражающие тематику дня., И расписание на первую половину дня.

1-й –классный час.

2. Классные часы (слайд)

3.Уроки по расписанию

  Уроки «открытые», приглашаются родители, как эксперты. Урок  проводится на параллель.  

русский язык

1-2 классы- показать старинную азбуку, прописать букву

3-6 классы- Письмо «челобитная в стиле  19 века» -кратко мой урок.

Чтение

1-2 кл-русские сказки

3-5 –  знакомство с былинами

6кл- истоки российской словесности

труд – изготовление  матрешек (роспись)

Учитель ИЗО – проводит урок на тему «Буквицы»  ,затем оформляется выставка в вестибюле.

математика -  решают старинные  задачи, знакомство с о старинными мерами

Учитель географии проводит урок «Выпускники гимназии на охране рубежей России»

История  - тема урока связана с историей России

На уроках  литературы говорят о « Российской словесности»

Урок английского языка – слова, пришедшие из иностранного языка,экскурсия для заморского гостя по одному из городов России.

На всех уроках - физминутка «Матрешки»

Мы взяли 12 городов Золотого кольца.т.к. пройти маршрутом по 12 городам сложно, мы разбили на 2 ветки. 6 городов каждый класс посещает в первой половине дня, во время урока окр.мира или истории, и 6 – на втором этапе игры.Маршрут был продуман так, чтобы не было столкновений.

Для того чтобы экскурсии в первой половине дня не мешали проведению уроков, была оформлена дверь кабинета. Экскурсию проводят подготовленные дети-экскурсоводы. Все, начиная с первого класса.

В 12-00 обед.

Столовая-меню

Учащиеся 4 класса встречают «хлебом-солью»

2 этап: игра.

Вся школа вновь собирается в зале.Каждый класс держит в руке табличку с названием города, который представлял.

  1. Открытие игры – Парад  городов
  2. На линейке присутствуют социальные партнеры, которых мы пригласили, мы их называем градоначальники. Им вручаются маршрутные листы , проходит театрализованное представление- вручается ключ от города , классы проходят парадом и путешествие по городам Золотого Кольца России продолжается.
  3. Здесь уже в каждом городе гостей встречают хозяйка города и ее помощники

-рассказывают о городе , о достопримечательностях и обязательно что-то такое, чего нет в других городах.

Например: «Гусь Хрустальный»- изготовление хрустальной посуды, Кострома- о Иване Сусанине и музее Снегурочки, улицы расположены в виде веера, Ростов Великий-музей лягушки.(Уч-ся 2 класса собрали большую коллекцию разных лягушек)

- разучиваются игры, песни  идр.

  1. В заключении проходит рефлексия, целью которой является осмысление совместно выстроенного проекта. Учащиеся пишут отзывы о том, что понравилось, что бы хотели изменить, добавить .
  2. По окончанию игры подводятся итоги, выявляются победители.
  • Лучшее оформление двери
  • Лучший экскурсовод
  • Самая интересная выставка
  • Самый содержательный   материал по городу

Такой проект  , такие Образовательные события показывают, что наша школа – открыта для всех родителей, и они с удовольствием участвуют в жизни класса и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...