Духовно-нравственное воспитание школьника
методическая разработка на тему
Образовательное событие как одна из форм духовно -нравственного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnoe_sobytie_kak_odna_iz_form_vospitaniya_duhovno-nravstvennoy_lichnosti.docx | 42.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Чиркова Галина Григорьевна
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
Прибайкальского района
учитель начальных классов
Почетный работник общего образования РФ
Духовно-нравственное воспитание через проектную деятельность.
Проектная деятельность даёт широкие возможности для развития ребёнка, дети учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. На первый план выступают такие качества, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Задача педагога - умело развивать желание ребенка становиться лучше, самосовершенствоваться. А также формировать умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Поэтому так актуально сегодня активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей. Не менее важным звеном в цепи общений в классе и школе является звено ученик-ученик. Не секрет, в какой порой неприемлемой форме общаются наши воспитанники, как нетерпимы они друг к другу. Наконец, учитель - семья. Не всегда общение в этом звене направлено на достижение взаимопонимания и сотрудничества. Бывает, что родитель оказывается в роли провинившегося ученика, или родители стараются неуспешность своего ребенка перевести на учителя. Во всех случаях страдает ученик. Духовно-нравственное воспитание, на мой взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель +социум = взаимопонимание + сотрудничество". Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Необходимо было найти такое коллективно-творческое дело, которое бы было социально значимым для каждого ребенка, интересным и адекватным их возможностям.
С 2014 года одной из форм организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в Турунтаевской районной гимназии в рамках требования фгос стали образовательные события.
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса и его содержание, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.
В ОС также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения –это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.
Эта форма работы – наиболее оптимальный вариант организации внеурочной деятельности – от мотива до результата.
Этапы организации ОС: ( моделирование)
1этап – определение тематики
2 этап – определение целей и задач ОС, планирование этапов подготовки.
3 этап – подготовка к ОС. ( В процессе подготовки учащиеся получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении ОС. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.
4 этап – проведение образовательного события. Сценарий разрабатывается педагогом.
5 этап – рефлексия. По итогам ОС проводится обмен мнениями об участии в событии, учащиеся делятся своими впечатлениями, высказывают свои мнения.
В нашей школе прошло 5 Образовательных события. По своей форме проведения, они были все разные.
1 событие называлось «Итанца - не только река, но и край талантливых, интересных людей».
Инициаторами этого события выступили педагоги. Дети старших классов участвовали в :
- Экологическая акция (уборка берега р. Итанца)
- Экскурсия по реке (от истока до устья)- брали пробы воды.
- Экскурсия в музей истории Прибайкалья
Были организованы встречи с интересными людьми района. И как результат этого события- в классах прошли уроки литературы, географии, экологии, истории, химии.
2 событие «Мое село» - прошло на базе начальной школы, и было посвящено 310-летию села.(Ответственный учитель- Ищенко В.И.)
Оно отличалось от первого тем, что дети – не просто участники, они ведут поисковую работу. Их полученные знания –результат совместной работы педагога и ученика.
Каждый класс имел свое задание: нужно было собрать материал
- О предприятиях села
- Об улицах села
- Известные люди села
- Исторические памятники села
Дети вместе с учителями собирали материал в течение месяца, затем была оформлена большая выставка.
Само событие проходило в 2 этапа. 1-й этап – уроки по расписанию, которые объединены общей темой –«Мое село». 2-й этап- игра по станциям.
Здесь , в качестве экспертов, привлечены социальные партнеры : из редакции, районо , учителя школы №1, сельской администрации (Островский). По итогу всего события- дети писали отзывы и голосовали смайликами.
3 событие , организатором которого была я, мы назвали «День России» -путешествие по Золотому кольцу России. Я остановлюсь более подробно на технологии подготовки и проведения этого Образовательного события.
Цель: познакомить с достопримечательностью некоторых древнерусских городов (Суздаль, Ростов Великий, Кострома и др)
Задачи:
- Развитие умения самостоятельно добывать знания в различных источниках информации
- Стимулирование поисковой и творческой деятельности и расширение кругозора учащихся
- Воспитание патриотизма, любви к Родине, чувство уважения к ее истории.
Как вы поняли, для проведения образовательного события требуется большая подготовка. Мы учли те недочеты, которые были в предыдущих двух событиях.
- Был расширен круг участников события – мы взяли с 1 по 6 классы. 12 разновозрастных классов комплектов.
- Каждый из 12 классов выбирает город Золотого кольца и начинает вести поисковую работу
- Ученикам предложена более активная позиция -готовят и исполняют роль помощника хозяйки города.
4.Активно привлекаем родителей, т.е, если в 1 событии родители не участвуют, во втором выступают только в роли экспертов, то здесь они активные участники.
Участие родителей заключается в следующем:
- Вместе с детьми ищут в семейных архивах старинные вещи (здесь подключаются к работе все: родители, ребенок, бабушки, дедушки и тд) и оформляют выставку в кабинете
- Оформляют дверь классной комнаты:
- название города роспись букв в стиле гжель, хохлома и др.
-герб города
-достопримечательности города
- Приносят самовары
- Организуют угощения( прянички, блинчики, баранки)
4.Подготовительная работа учителя
- -готовит урок на параллель (Расписание уроков не меняется, изменилось содержание урока, его форма стала более деятельностной и содержание метапредметным)
- -выступает в роли «хозяйки города»
- - готовит детей- экскурсоводов
5.Приглашаем социальных партнеров ( они выступают в роли градоначальников)– это учителя ветераны, учредительный совет, сотрудники ДДТ и детской библиотеки, а также приглашаем родителей посетить наши уроки.
Подготовительная работа ведется в течение месяца. Для родителей вывешивается афиша-приглашение.(показываю)
В этот день все посвящено теме «День России» начиная со входа в школу, оформление здания, внешнего вида учителей (русские платки и шали), у учеников на груди ленточка российского триколора. Некоторые дети , по своему желанию, надели русские народные костюмы.
- Выставка буквиц
- Триколор из шариков
- Меню в столовой (щи, калачи
- На столах самовары
- На обед каждый класс встречают учащиеся 4 класса «хлебом-солью»
Итак, начало дня.
Все это событие проходило в 2 этапа:
1-й этап:
1.Торжественное открытие дня
-в 8-30 линейка, посвященная торжественному открытию ОС.
Звучит гимн России. Линейку открывает директор школы.Музыкальные номера , отражающие тематику дня., И расписание на первую половину дня.
1-й –классный час.
2. Классные часы (слайд)
3.Уроки по расписанию
Уроки «открытые», приглашаются родители, как эксперты. Урок проводится на параллель.
русский язык
1-2 классы- показать старинную азбуку, прописать букву
3-6 классы- Письмо «челобитная в стиле 19 века» -кратко мой урок.
Чтение
1-2 кл-русские сказки
3-5 – знакомство с былинами
6кл- истоки российской словесности
труд – изготовление матрешек (роспись)
Учитель ИЗО – проводит урок на тему «Буквицы» ,затем оформляется выставка в вестибюле.
математика - решают старинные задачи, знакомство с о старинными мерами
Учитель географии проводит урок «Выпускники гимназии на охране рубежей России»
История - тема урока связана с историей России
На уроках литературы говорят о « Российской словесности»
Урок английского языка – слова, пришедшие из иностранного языка,экскурсия для заморского гостя по одному из городов России.
На всех уроках - физминутка «Матрешки»
Мы взяли 12 городов Золотого кольца.т.к. пройти маршрутом по 12 городам сложно, мы разбили на 2 ветки. 6 городов каждый класс посещает в первой половине дня, во время урока окр.мира или истории, и 6 – на втором этапе игры.Маршрут был продуман так, чтобы не было столкновений.
Для того чтобы экскурсии в первой половине дня не мешали проведению уроков, была оформлена дверь кабинета. Экскурсию проводят подготовленные дети-экскурсоводы. Все, начиная с первого класса.
В 12-00 обед.
Столовая-меню
Учащиеся 4 класса встречают «хлебом-солью»
2 этап: игра.
Вся школа вновь собирается в зале.Каждый класс держит в руке табличку с названием города, который представлял.
- Открытие игры – Парад городов
- На линейке присутствуют социальные партнеры, которых мы пригласили, мы их называем градоначальники. Им вручаются маршрутные листы , проходит театрализованное представление- вручается ключ от города , классы проходят парадом и путешествие по городам Золотого Кольца России продолжается.
- Здесь уже в каждом городе гостей встречают хозяйка города и ее помощники
-рассказывают о городе , о достопримечательностях и обязательно что-то такое, чего нет в других городах.
Например: «Гусь Хрустальный»- изготовление хрустальной посуды, Кострома- о Иване Сусанине и музее Снегурочки, улицы расположены в виде веера, Ростов Великий-музей лягушки.(Уч-ся 2 класса собрали большую коллекцию разных лягушек)
- разучиваются игры, песни идр.
- В заключении проходит рефлексия, целью которой является осмысление совместно выстроенного проекта. Учащиеся пишут отзывы о том, что понравилось, что бы хотели изменить, добавить .
- По окончанию игры подводятся итоги, выявляются победители.
- Лучшее оформление двери
- Лучший экскурсовод
- Самая интересная выставка
- Самый содержательный материал по городу
Такой проект , такие Образовательные события показывают, что наша школа – открыта для всех родителей, и они с удовольствием участвуют в жизни класса и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Доклад на районном семинаре учителей начальных классов/...
Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника
Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования
Планирование воспитательной работы с учащимися класса....
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Cтатья по духовно-нравственному воспитанию младших школьников...
«Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Выступление на Августовском совещании учителей начальных классов...
Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»
I. Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников...