Рабочая программа "Этика: азбука добра"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты
В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,
значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, бобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования раз-личных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Содержание учебного курса
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)-5 часов.
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)-9 часов.
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художесственных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких
детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное
освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения
в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые
и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление
ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
— использовать в речи слова вежливости;
— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков
(в реальной жизни, героев произведений);
— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
— описывать сюжетную картинку (серию);
— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии-6 часов.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися
собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление
от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его;
— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида-6часов.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность
в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека
в практических и жизненных ситуациях;
— оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет-7 часов.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке,
театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
— использовать доброжелательный тон в общении;
— оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Тематическое планирование(35 часов,резерв-2 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Форма организации и виды деятельности обучающихся |
Школьный этикет | ||||
1-3 | Взаимопомощь: учёба и труд | 3 | Называть правила поведения в школе и определять особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих, правила поведения в конкретной жизненной ситуации; правила обращения со школьным имуществом. Моделировать ситуации поведения в разных школьных помещениях. В игровой форме называть правила поведения в школе, находить пути решения поставленных задач. | |
4-5 | Школьное имущество надо беречь. | 2 | ||
Правила общения | ||||
6-8 | Время надо беречь | 3 | Уметь применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации. Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры. Просмотр отрывков мультфильмов. Обсуждение. Моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов. Уметь проявлять внимание и заботу к другим. Выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками. Употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова. Изготовление сувениров. Уметь практически применять правила коллективных игр. Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). | |
9-11 | Слово лечит, слово ранит. | 3 | ||
12-14 | Я и мои друзья (справедливость коллективизм) | 3 | ||
О трудолюбии | ||||
15-17 | Труд кормит, а лень портит. | 3 | Наметить пути избавления от неорганизованности, недисциплинированности; пути и способы преодоления лени, неумения трудиться. Анализировать и оценивать свои действия. Приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека. Определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности. Обосновывать необходимость уважения к труду людей. Экскурсия на хлебозавод или в пекарню. Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда. Ролевая игра. | |
18-20 | Как организовать свой труд. | 3 | ||
Культура внешнего вида | ||||
21-23 | Уход за своими вещами. | 3 | Выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности; варианты одежды в различных ситуациях. Практическое занятие. Учимся ремонтировать одежду. Экскурсия в музей. Определять оптимальные правила внешнего вида. Применять основные правила Мойдодыра. | |
24-26 | Одежда будничная и праздничная. | 3 | ||
Внешкольный этикет | ||||
27 | Разговор по телефону. | 1 | Воспроизводить правила поведения в разговоре по телефону; правила поведения в гостях; правила написания письма; правила поведения на улице в роли прохожего. Просмотр отрывков мультфильмов. Ролевая игра. Практическое занятие. Уметь применять правила поведения с животными. Экскурсия в парк. | |
28-30 | Поведение в гостях. | 3 | ||
31 | Я пишу письмо. | 1 | ||
32-33 | Поведение на природе. | 2 | ||
34-35 | Резервные часы | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
рабочая программа этика:азбука добра
рабочая программа этика:азбука добра - 1 класс 2013 год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...