Мониторинг эффективности и предполагаемые результаты в ходе реализации внеурочной деятельности
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_effetivnosti._18.01.2015.docx | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мониторинг эффективности и предполагаемые результаты в ходе реализации
внеурочной деятельности»
Выступление на ШМО учителей начальных классов
Воспитатель ГПД
Башмакова А.Я.
18.01.2015 г.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. ОУ предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Программы внеурочной деятельности реализуются во второй половине дня в 1-4 классах. Содержание программ внеурочной деятельности ориентировано на достижение метапредметных, личностных результатов учащимися, развитие творческих, коммуникативных способностей, формирование духовно-нравственных ценностей, культуры здорового образа жизни.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации внеурочной деятельности в школе осуществляется путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Цель мониторинга эффективности внеурочной деятельности - выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Система мониторинговых исследований позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации, отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим показателям:
- включенность учащихся во внеурочную деятельность;
- результативность участия в мероприятиях различного уровня;
- рост социальной активности обучающихся (социальные практики);
- рост мотивации к активной познавательной деятельности (результативность участия в мероприятиях различной направленности);
- уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организационных способностей (уровень развития самоуправления),
- уровень развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
- сформированность рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Результативность внеурочной деятельности.
Первым этапом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния.
При этом следует рассмотреть следующие аспекты:
- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности
Результаты первого уровня (приобретение младшими школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
---приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека;
---о принятиях в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории, природы и культуры, к людям других поколений;
---о русских народных играх, о правилах конструктивной групповой работы; ---об основах решения проектных задач, организации коллективной творческой деятельности;
--- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
---о логике и правилах проведения научного исследования;
---о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; способы решения нестандартных задач.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
--- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
---младший школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;
---опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
---опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;
---опыт общения с представителями других социальных групп;
---опыт волонтерской деятельности; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей;
--- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
--- опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей; опыт работы в команде.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего и основного образования ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
В качестве диагностических приемов и методик мониторинга можно использовать:
-педагогическое анкетирование;
-контрольно-оценочные методики;
-тесты и другие варианты измерения результативности воспитательного процесса.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Действия педагога, направленные на достижение воспитательных результатов
Уровень | Особенности возрастной категории | Действия педагога |
1 уровень (1 класс) Приобретение школьником социальных знаний | Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность. | Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию. |
2 уровень (2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом | Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.
|
3 уровень ( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. | Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности | Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны. |
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный подход и принцип сохранения целостности систем.
Содержание | Способ достижения | Формы деятельности |
Первый уровень результатов | ||
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Беседа, лекция |
Второй уровень результатов | ||
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Дебаты, тематические вечера, диспут |
Третий уровень результатов | ||
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Акции, социальные проекты |
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует об эффективности работы по вопросам воспитания.
Эффективность внеурочной деятельности
Вторым важным показателем результативности деятельности является ее эффективность. Создатели методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов считают, что исходя из определения воспитания как управления процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий, диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Два основных критерия эффективности внеурочной деятельности:
1) продуктивность деятельности;
2) удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Подбор методик для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности производитcя в соответствии с избранными критериями и показателями поэтапно.
Исходя из этого, выделяют три основные предмета диагностики:
- Личность самого воспитанника
- Детский коллектив
- Профессиональная позиция педагога
Важным аспектом мониторинга внеурочной деятельности является подбор критериев и показателей эффективности внеурочной деятельности.
Это процесс является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности внеурочной деятельности работы педагога.
Подбор методик производитcя в соответствии с избранными критериями и показателями:
Критерии предмета мониторинга | Показатели | Методики |
1.Личность воспитанника | ||
Самоопределение личности (1-4 класс) | - формирование основ гражданской идентичности личности - формирование картины мира культуры - развитие Я-концепции и самооценки личности. | «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера) «Кто я?» (М.Кун) и др. |
Смыслообразование (1-4 класс) | - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе | 1. Методика «Цветик-семицветик» 2.«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю.Ксензовой) 3. Опросник мотивации «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера) и др. |
Нравственно-этическая ориентация (1-4 класс) | - формирование единого образа мира при разнообразии культур; - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм - формирование моральной самооценки; - развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни | 1.Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс) 2.Адаптированный вариант теста Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.(3-4классы) 3.Методика «Репка» 4.Методика С.М. Петровой «Русские пословицы» 5.Методика «Что мы ценим в людях» 6.Методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение» и др. |
Личностный рост воспитанника ( 5-8 класс) | - формирование гуманистических ценностей человека к миру, другим людям, самому себе | Комплексеная методика диагностики личностного роста школьника |
2. Детский коллектив | ||
Сформированность детского коллектива | - благоприяный психологический микроклимат. - уровень развития коллективных взаимоотношений. - развитость самоуправления. - наличие традиций. | Социометрия. Индекс групповой сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» Методика определения уровня развития самоуправления (По Рожкову) Методика «Самочувствие. Активность. Настроение» и др. |
Сформированность мотивации учащихся к участию в общественно-полезной деятельности коллектива | - включенность обучающихся во внеурочную деятельность | Методика «Выявление мотивов учащихся в делах классного и общественного коллективов» и др. |
Сформированность коммуникативной культуры учащихся | - коммуникабельнось -.взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами | Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей ( по В.В. Синявскому и В.А. Фидоришину.) и др. |
3. Профессиональная позиция педагога | ||
Продуктивность внеурочной деятельности. | - достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности. -рост мотивации к активной познавательной деятельности. | Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности. 2.Анализ содержания «портфеля достижений» 3.Анализ результатов участия детей в мероприятиях состязательного характера. |
Эффективность работы кружка/ секции/ клуба | 1.Посещаемость, сохранность контингента. | Анализ включенности воспитанников объединения во внеурочную деятельность Анализ сформированности у воспитанников уровней результатов (1,2,3 уровень) |
2. Проектная деятельность учащихся. | ||
3. Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы | ||
4. Проведение различных мероприятий | ||
Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса | 1.Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении | Анкетирование и собеседование |
2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога | ||
3.Наличие благодарностей, грамот | Анализ наградного материала | |
Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса | 1.Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям | Анализ документации |
2.Планирование воспитательной работы на год | ||
3. Ведение журнала и другой документации | ||
Профессиональная позиция педагога- организатора внеурочной деятельности | Педагогически-личностная и педагогически- профессиональная позиция педагога | Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя |
Исследование испытуемых.
При изучении эффективности внеурочной деятельности используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым
Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, классный руководитель, руководитель МО классных руководителей и заместитель директора школы по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.
Используемая литература:
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Ресурсы сети Интернет.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3650
http://pangmousoh2.3dn.ru/doc2/po_rezultatam_monitoringa_ehffektivnosti_vneurochn.pdf
http://serpschool2.ru/images/vse%20admin%20/fgos/osob%20fgos.doc
http://sks.shatki.info/index.php/2011-04-19-07-55-28/85-2011-10-19-17-08-09.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг эффективности деятельности классного руководителя.
Определение эффективности деятельности классного руководителя относится к числу наиболее сложных педагогических проблем....
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности в начальной школе.
В статье представлен опыт работы нашей школы по реализации внеурочной деятельности, проведение диагностики эффективности....
Предполагаемые результаты тьюторской деятельности.
Предполагаемые результаты тьюторской деятельности....
Мониторинг достижения детьми предметных результатов в ходе реализации проекта по курсу «Праздники, традиции и ремесла народов России»,
По результатам мониторинга можно увидеть уровень сформированности предметных результатов по курсу "Праздники, традиции и ремесла народов России"...
«Мониторинг эффективно-сти и предполагаемые ре-зультаты в ходе реализации внеурочной деятельности».
laquo;Мониторинг эффективности и предполагаемые результаты в ходе реализации внеурочной деятельности»....
Педагогическая диагностика и мониторинг результата в ходе реализации образовательной программы «Спортивные танцы»
методическая разработка...
«Мониторинг эффективности и предполагаемые результаты в ходе реализации внеурочной деятельности»
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. ОУ предоставл...
- Мне нравится (1)