Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность » 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 3 классов, обучающихся по УМК « Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek.deyat_3_klass.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Проектная деятельность» составлена на основе методического пособия Проектная деятельность младших школьников. Авторы: Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко.М.: Издательский центр «Винтана –Граф», 2004.
Программа рассчитана на 1 час в неделю (30 часов в год).
Цель:формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи:
- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие психических процессов;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 3 классов, обучающихся по УМК « Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Основные принципы содержания программы:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
- В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающийся научится выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
- В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся научится планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- основные логические операции, их отличительные особенности;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- выделять из текста основные понятия и давать им определения;
- классифицировать предметы, процессы, явления и события;
- выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
- предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
- делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
- работать в коллективе, группе;
- презентовать работу общественности.
Учебно-тематический план (1 час в неделю, всего 30 часов).
Банк проектов
Тема | Теория | Практика | Сроки |
Введение | 1 | - | 1 четверть |
Правильное питание | 1 | 6 | |
Новогодняя ёлка | 3 | 5 | 2 четверть |
Памятники нашего посёлка | 1 | 6 | 3 четверть |
Герб Сергиевского района | 3 | 4 | 4 четверть |
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. | Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. Формирует необходимые специфические умения и навыки. | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. |
2.Планирование деятельности
| Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Формирует необходимые специфические умения и навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
| Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. | Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. |
4.Оформление результатов. | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять портфолио. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. |
Содержание программы.
3 класс.
Тема 1: Введение (1ч)
Что такое технология проектного обучения? Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.
Виды проектов.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.
По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.
Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.
Тема 2: Проект «Правильное питание» (7 ч)
Дети - это будущее России, их здоровье во многом зависит от правильного питания.
- Показать на примере рассказов, сказок, стихов значимость правильного питания. (1 ч)
- Провести анкету среди детей: «Как надо правильно питаться?». (Выдвинуть на обсуждение детей такие вопросы: - какие фрукты и овощи необходимы человеку каждый день?- как правильно составить рацион полноценного завтрака, обеда, ужина? – какие витамины присутствуют в той или иной пище? – нужно ли в рацион человеческого питания включать супы, борщ, рыбу, мясо, молоко, творог, сыр, всевозможные каши (перловая, гречневая, ячневая, манная, геркулесовая)? – чем богат хлеб, из каких сортов пшеницы его делают? – что еще добавляют в хлеб?) (1 ч)
- Провести конкурс поделок, газет, викторин, фотоконкурс о правильном питании. (1 ч)
- Составить рацион недельного питания твоей семьи. (1 ч)
- Создать стенд о правильном питании. (1 ч)
- Украсить зал для презентации поделками, газетами, фотографиями. (1 ч)
- Провести презентацию проекта. (1 ч)
Тема 3: Проект «Новогодняя елка» (8 ч)
- Провести беседу - путешествие: «Новогоднее дерево – елка».
Дать задание о сборе материала на тему: «Новогоднее дерево – елка». По следующим вопросам: - Откуда к нам пришла эта традиция – ставить хвойное дерево и украшать его на новогодний праздник? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) (1 ч)
- Просмотр сказки: «Новогодние приключения Маши и Вити». (1 ч)
- Провести тест: «Что я знаю о елке?»
Вопросы, предложенные учителем:
- почему мы, наряжаем елку?
- какие украшения, вешали люди в далекой старине на елку?,
- какие новогодние традиции остались у нас, от далекой старины?,
- кто приходит к нам в гости на новогодний праздник?,
- как называют Деда Мороза, в других странах? (Франции, Англии, Японии). (1 ч)
4. Найти наиболее популярные песни о новогоднем празднике и выучить их наизусть. (3 ч)
5. Устроить конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей). (1 ч)
6. Завершить проект защитой в виде новогоднего представления в классе. (1 ч)
Тема 4: Проект «Памятники нашего посёлка» (7 ч)
1. Провести экскурсию: “Памятники нашего посёлка” (1 ч)
2. Провести заседание клуба «Почемучка» на тему: «Памятники нашего посёлка» и организовать работу по сбору материала в библиотеках (школьной, клуба «Нефтяник»), школьном музее, Интернете, газетных публикациях. (2 ч)
3. Написать небольшое сообщение на тему: «Что я знаю об этом памятнике?» (1 ч)
4. Оформить фотоальбом: «Суходол – мой посёлок». (в альбом включить фотографии памятников, их описание, дать информацию, в каком году поставлен). (1 ч)
5. Оформить класс к защите проекта: “Памятники нашего посёлка” (1 ч)
6. Провести презентацию проекта. (1 ч)
Тема 5: Проект «Герб Сергиевского района». (8 ч)
1. Познакомить с началом создания гербов. Откуда идет эта традиция и для чего необходимо иметь поселению флаг, герб. (лекция по геральдике.) Дать задание о сборе материала: «Что изображалось на гербах». (1 ч)
2. Прослушать сообщения: «Что изображалось на гербах городов, и почему выбор падал именно на эти предметы?». (1 ч)
3. Провести анкету: «Что изображено на гербе нашего района?» Дать задание, узнать из газетных публикаций, Интернета, книг, как лиса оказалась на нашем гербе. (1 ч)
4. Написать сочинения: «Моя малая родина - Суходол». (о родном городе) (1 ч)
5. Провести творческую работу по созданию символа (герба) своего посёлка. ( 2 ч)
7. Оформить стенд: «Моя малая родина - Суходол». (1 ч)
8. Провести презентацию проекта. (1 ч)
Список литературы:
1.Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
2.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.:Просвещение,2011.
3.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. – №9.
4.Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...
Рабочая программа организации внеурочной деятельночти 1-4 класс "Поиграй-ка"
рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй-ка"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Проектная деятельность 4 класс
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический по...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность 2 класс.
Проектная деятельность(1 час в неделю, 34 часа в год) Рабочая программа «Проектная деятельность» (социального направления) составлена в соответствии с требованиями Федерального госуда...
Рабочая программа для внеурочного занятия во 2 классе
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе резуль...