Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_4_kl2.docx | 192.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.
В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность.
- Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Данная программа разработана для учащихся 4 класса на 1 год. Она позволяет реализовать актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и принципы:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации образовательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия.
Задачи программы:
- формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса, родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать решения; - формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации.
1. Знакомство учащихся с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учителю следует не только предложить детям широкий их выбор, но и подсказать, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.
Возможные экскурсии: экскурсии в музеи, на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека.
При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика, планируется включение учащихся в разнообразные виды деятельности, создание ситуации успеха для каждого.
Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого учащиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе состоит из 5 модулей, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом.
Этапы работы над проектом
№ п/п | Этап работы | Характеристика видов деятельности |
1 | Поисковый | Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации Определение и анализ проблем Определение потребности в информации Сбор и изучение информации |
2 | Аналитический | Постановка цели проекта Определение задач Определение способа разрешения проблемы Составление плана реализации проекта Планирование продукта Анализ ресурсов Сбор и изучение информации |
3 | Практический | Выполнение плана работ Текущий контроль |
4 | Презентационный | Предварительная оценка продукта Планирование презентации и подготовка презентационных материалов Презентация продукта |
5 | Контрольный | Анализ результатов выполнения проекта Оценка продукта Оценка продвижения |
Структура курса состоит из двух блоков: теоретического и практического. При изучении первого блока учащиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль в первом классе включает в себя 5 разделов: 5 проектов.
Программа реализуется в объеме 34 часа, 1 занятие в неделю.
Особая роль отводится обучению азам программы Microsoft Word. Компьютер оказывается электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. А программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать
интересные презентации. Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее спланированного результата.
Основными формами реализации программы являются занятия, имеющие свободную структуру и организацию практической деятельности. Занятия проводятся в школе во второй половине дня. Продолжительность одного занятия – 45 мин
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов |
1 | Теоретический блок | 13 |
2 | Практический блок | 21 |
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, тем | Всего часов | В том числе | ||||
теория | практика | ||||||
I. | Вводный(4ч.) |
|
| - | |||
1.1 | Что такое проект? Как выбрать тему проекта | 1 | 1 | - | |||
1.2 | Организация творческих групп Основные источники получения информации. | 1 | 1 | - - | |||
1.3 | Правила оформления списка использованных электронных источников. Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft Power Point. | 1 | 1 | - | |||
1.4 | Правила работы в командах. Безопасный интернет детям | 1 | 1 | - | |||
II. | Сетевой проект «Загадки Алатырь-камня» (11ч.) | ||||||
2.1 | Знакомство с проектом « Загадки Алатырь-камня» | 1 | 1 | - | |||
2.2 | Оформление проектной страницы команды. | 1 | - | 1 | |||
2.3 | Подбор слов для карты Знаний и отправка их команде-партнёру. Инструкция по отправке электронного письма. Знакомство с сервисом Spiderscribe. | 1 | - | 1 | |||
2.4 | Создание ментальной карты «Природа в жизни наших предков». | 1 | - | 1 | |||
2.5 | Составление рассказов по критериям, размещение их в сборнике "В гостях у древних славян". Написание отзывов на рассказы других команд. | 2 | - | 2 | |||
2.6 | 2 этап – Таинственный мир. | 1 | - | 1 | |||
2.7 | "Чем отличаются праздники (памятные даты) православного календаря от праздников (памятных дат) гражданского календаря?" | 1 | 1 | - | |||
2.8 | 3 этап – Пасхальный. Оформление ментальной карты. | 2 | 1 | 1 | |||
2.9 | Составляем список Двунадесятых праздников. Оформление ленты времени. | 2 | - | 2 | |||
2.10 | Викторина. Заключительный этап. Заполнение таблиц | 1 | - | 1 | |||
III. | Сетевой проект «Город с изюминкой» ( 8ч. ) | ||||||
3.1 | Знакомство с проектом « Город с изюминкой». Оформление проектной страницы команды. | 1 | 1 | - | |||
3.2 | 1 этап – «Путешествие в прошлое» Создание Сборника по истории городов "Путешествие в прошлое" | 1 | - | 1 | |||
3.3 | 2 этап "Вперед, в будущее!" | 1 | 1 | - | |||
3.4 | 3 этап "Мы сможем всё!" | 2 | 1 | 1 | |||
Написание эссе, ответ на вопрос: Как я могу изменить мой город? | |||||||
3.5 | Заполнение Таблицы З-И-У-К. | 1 | - | 1 | |||
3.6 | Дискуссия по завершению проекта. | 1 | - | 1 | |||
3.7 | Подведение итогов проекта. | ||||||
IV. | Проект « Гончарное ремесло»(8ч.) |
| |||||
4.1 | Знакомство с проектом «Гончарное ремесло». Виртуальная экскурсия в музей Ф.Достоевского «Гончарное мастерство» | 2 | 1 | 1 | |||
4.2 | Организация творческих групп (исследователи, гончары, художники) | 1 | - | 1 | |||
4.3 | Обсуждение работы в творческих группах | 1 | - | 1 | |||
4.4 | История возникновения гончарного дела. Изучение гончарного дела г.Новокузнецка | 1 | 1 | - | |||
4.5 | Как заготавливали глину. Гончарный круг | 1 | 1 | - | |||
4.6 | Лепка посуды. Украшение посуды | 1 | - | 1 | |||
4.7 | Демонстрация готового продукта. Выставка | 1 | - | 1 | |||
4.8 | Презентация « Гончарное ремесло» | 1 | - | 1 | |||
VI. | Творческий отчёт за год (2ч.) | ||||||
6.1 | Что мы узнали и чему научились | 1 | - | 1 | |||
6.2 | Выставка творческих работ | 1 | - | 1 | |||
Форма организации
Занятия проводятся 1 час в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города (детские сады, скверы, улицы, достопримечательности и пр.). Проектная деятельность осуществляется через проведение опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов. При этом необходимо планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их деятельности.
Прогнозируемые результаты
В результате участия во внеурочной проектной деятельности в четвёртом классе у учащихся будет формироваться позитивная самооценка и самоуважение;
умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста;
они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого отношения к людям;
получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений;
будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее.
Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности ожидаемым результатам
Уровень результатов | Приобретение социальных знаний (первый уровень) | Формирование ценностного отношения к социальной реальности (второй уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень) |
Проектная деятельность | Познавательные беседы, дискуссии, экскурсии, консультации, наблюдения поиск информации | ||
Подготовка концертов, изготовление поделок, сувениров, буклетов, открыток | |||
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции, праздники |
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 2.
Тема: Как выбрать тему проекта.
Цели: ознакомление с понятием проблема, формирование умения видеть проблему, развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с разных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3-5
Тема: Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)
Тема. Источники информации
Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Сетевой проект « Загадки Алатырь-камня» (11ч.)
Учебный сетевой проект «Загадки Алатырь-камня» может быть реализован в рамках Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в предметной области «Окружающий мир»
Участие в проекте способствует:
1) в сфере личностных универсальных учебных действий формированию:
- внутренней позиции учащегося;
- ориентации на нравственные нормы.
2) в сфере регулятивных универсальных учебных действий формированию:
- умения контролировать и оценивать свои действия;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
3) в сфере познавательных универсальных учебных действий научатся:
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;
- использовать знаково-символические средства, в том числе широкий спектр логических действий и операций.
4) в сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения:
- учитывать позицию собеседника;
- организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;
- адекватно воспринимать и передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, в частности в текстах.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к истории и культуре своей страны.
Метапредметные: получат возможность использовать разные способы поиска, сбора, анализа, организации и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Предметные: учащиеся познакомятся с расселением племен, образовавшими Древнюю Русь, с культурой и бытом древних славян: где строили древние города наши предки и как их защищали, какие воинские доспехи и одежду они имели, узнают о занятиях, ремеслах и орудиях труда, изучат особенности верований и ритуал захоронения.
Актуальность и значимость ресурса: возможно использование на уроках изучения нового материала, повторения и закрепления; внеклассных и внеурочных занятиях по окружающему миру в 3-4 классах.
Описание методов оценивания
По результатам вводной беседы ученики начинают заполнение индивидуальных таблиц “З–И–У-К”, определяя свой уровень компетентности, интересы. Этот приём помогает учителю наметить план взаимодействия с командой. Обсуждения в ходе работы с таблицей развивают коммуникативные навыки. Работа с таблицей “З-И-У-К” ведется на протяжении всего проекта.
Стартовая презентация помогает учителю оценить понимание учащимися основных вопросов, определить индивидуальные стратегии обучения и метапознания.
Обсуждение проблемных вопросов позволяет актуализировать знания по теме, оценить уровень понимания материала, ошибочные мнения. В конце проекта, после проведения наблюдений, исследования, работы с источниками информации учащиеся заполняют третью графу. Такая форма работы способствует развитию рефлексивных умений. Учащиеся сами могут определить свои ошибочные знания, скорректировать их. Это позволяет новые знания строить не на пустом месте, а на фундаменте прежних знаний, встраивать новые знания, понятия в структуру прежних, а также не только корректировать, но и присваивать знания.
Таблица личного участия в проекте: на протяжении проекта каждый участник команды имеет возможность отмечать своё участие в проекте, свой вклад в общий успех.
Таблица продвижения команды в проекте: на протяжении проекта команды имеют возможность проследить СВОЁ продвижение в проекте.
Критерии оценивания необходимы для самооценки и взаимооценки учащихся, при разработке презентаций, написания эссе, в ходе исследования и анализе его результатов, в подготовке ответа (вывода) на каждом этапе.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
- общее представление о календаре;
- общее представление о православных праздниках;
- умение работать с текстом;
- умение вычислять по формулам;
- первоначальные навыки работы на ПК;
- первоначальные навыки работы в Интернете.
Сетевой проект « Город с изюминкой» (11ч.)
План оценивания
Описание инструментов оценивания
|
Учебные мероприятия
Подготовительный этап 28.09.16 - 2.10.16 |
Деятельность | Ответственные | Сроки проведения |
Перед проектом
| | сентябрь, до проекта |
Подготовительный этап
| | 28.09.16 - 2.10.16 |
Основной этап 3.10.16 - 25.10.16 |
Деятельность | Ответственные | Сроки проведения |
Организация работы в микрогруппах.
Проведение мини-конференции "По следам мифических существ".
| координатор команды | 3.10.16 - 11.10.16 |
2 ЭТАП. Таинственный мир.
Организация работы в микрогруппах
Проведение мини-конференции "По следам мифических существ".
| координатор команды | 12.10.16 - 18.10.16 |
3 ЭТАП. Вечный мир
| координатор команды | 19.10.16 - 25.10.16 |
Заключительный этап 26.10.16 - 28.10.16 |
Деятельность | Ответственные | Сроки проведения |
| координатор команды, организатор проекта | 26.10.16 - 28.10.16 |
| координатор команды |
|
| координатор команды, организатор проекта |
|
Правила работы в команде
1. Обращаясь к собеседнику, называй его по имени
2. Не перебивай собеседника, выслушай его до конца и тогда задай ему уточняющий вопрос, если ты что-то не понял
3. Свое мнение высказывай негромко, но четко и твердо
4. Уважай мнение своих собеседников
5. Старайся быть вежливым и доброжелательным
6. Не отказывайся от предлагаемой помощи и сам помогай другим
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала
Данный проект превосходно подходит для ребят с разной подготовкой к школе. Слабый ученик в данном проекте может быть собирателем информации, оформителем собранного материала, фотографом, ответственным за работу со словариком и др.
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта
Оборудование
Фотоаппарат, компьютер, проекционная система
Программное обеспечение
Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты.
Визитка
|
Творческий отчёт за год(2ч.)
Подведение итогов за год совместно с учителем и родителями. Диагностика определения уровня обученности первоклассников проектной деятельности. Анализ результатов этой диагностики . Планы на следующий учебный год.
Общее количество выполненных проектов за год - три: два коллективных( в том числе, работа в группах в рамках коллективного проекта) и один индивидуальный.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Учащиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Требования к результатам освоения программы по проектной деятельности.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные
и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей,
родителей;
способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании
познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования
в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной формах;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность,
совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения
в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию
как ориентир для построения действия; допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать
позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Приложение 1
Критерии для оценки сформированности
коммуникативной компетентности
Уровень I (начальная школа) | ||
1 балл | 2 балла | |
Письменная коммуникация | Учащийся изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом. | Учащийся изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация | Учащийся выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно. | Учащийся выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. |
Учащийся повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос. | Учащийся привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. | |
Продуктивная коммуникация (работа в группе) | Учащиеся высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии. | Учащиеся в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Учащиеся высказывали идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или своё отношение к идеям других членов группы, если к этому стимулировал учитель. | Учащийся высказывал идеи, подготовленные заранее. |
Критерии для оценки сформированности
информационной компетентности
Уровень I (начальная школа) | ||
1 балл | 2 балла | |
Поиск информации | Учащийся задал вопросы, указывающие на отсутствие информации, во время выполнения того действия, для которого необходима эта информация. | Учащийся задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. |
Учащийся продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника. | Учащийся зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника. | |
Обработка информации | Учащийся изложил полученную информацию. | Учащийся изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Учащийся воспроизвёл аргументацию и вывод, содержащийся в изученном источнике информации. | Учащийся привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. |
Критерии для оценки сформированности
компетентности решения проблем
Уровень I (начальная школа) | ||
1 балл | 2 балла | |
Постановка проблемы | Учащийся подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем. | Учащийся объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование | Учащийся подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. | Учащийся с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта учащийся рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. | После завершения проекта учащийся описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. | |
После завершения проекта учащийся описал полученный продукт. | На этапе планирования учащийся описал продукт, который предполагал получить. | |
Оценка результата | Учащийся высказал оценочное отношение к полученному продукту. | Учащийся привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
Учащийся высказал своё впечатление от работы над проектом. | Учащийся назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
Приложение 2
Отчёт о работе над проектом (для учащихся начальной школы)
1. Название проекта: __________________________________________________________________
2. Почему я начал работу над проектом? __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
3. Для чего я работал над проектом? __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
4. Какой продукт я хотел получить? ______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
5. Как я работал над проектом:
Дата | Что делал | Затрачено времени | Вопрос, затруднение | Консультант | Помощь |
6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом?
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
7. Что нового я узнал, чему научился?
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
8. Мои впечатления от работы над проектом:
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Бланк помощи, оказанной учащемуся при работе над проектом
Ученик:______________________________________________
Руководитель:_________________________________________
Название проекта_______________________________________
Помощь, оказанная ученику:
Решение проблем | Работа с информацией | Коммуникация | |||
Дата | Содержание | Дата | Содержание | Дата | Содержание |
Приложение 4
Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей
Решение проблем Количество баллов: ______________ | ||||||||||
Проб-лема | 1 | Понимает проблему | 2 | Объясняет выбор проблемы | ||||||
Целеполагание и планирование | 1 | Понимает цель | 2 | Ставит задачи | ||||||
1 | Рассказал о работе над проектом | 2 | Описал взаимосвязь своих действий | |||||||
1 | Описал готовый продукт | 2 | Описал ожидаемый продукт | |||||||
Оценка результата | 1 | Отнёсся к полученному продукту | 2 | Аргументировал отношение к продукту | ||||||
1 | Высказал впечатление от работы | 2 | Назвал трудности в работе | |||||||
Работа с информацией Количество баллов: ______________ | ||||||||||
Поиск информации | 1 | Задаёт вопросы по ходу работы | 2 | Задаёт вопросы при планировании | ||||||
1 | Получил информацию из источника | 2 | Зафиксировал полный объём информации (1 источник) | |||||||
Обработка информации | 1 | Изложил информацию | 2 | Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание | ||||||
1 | Воспроизвел аргументы и вывод | 2 | Привёл пример, подтверждающий вывод | |||||||
Коммуникация Количество баллов: ______________ | ||||||||||
Письм. ком-я | 1 | Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос) | 2 | Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос) | ||||||
Устная коммуникация | 1 | Речь соответствует норме, обращается к тексту | 2 | Речь соответствует норме, обращается к плану | ||||||
Уточняющий вопрос | ||||||||||
1 | Повторил фрагмент выступления | 2 | Привёл дополнительную информацию | |||||||
Продуктивная коммуникация | 1 | Следуют теме и процедуре | 2 | Самостоятельно следуют теме обсуждения и процедуре | ||||||
1 | Высказываются, относятся к высказываниям | 2 | Высказывают мысли, подготовленные по заданию заранее | |||||||
Всего баллов: ______________ |
Источники информации:
Материалы на печатной основе
1. Иванов А.Б. Нетленное сокровище: Рассказ о православном церковном календаре и других способах счета времени, об исчислении врмени прихода Светлой Христовой Пасхи и иных важнейших церковных праздников. - М.: Изд-во "Отчий дом", 2001. - 128с.
2. Круглый год: Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1989. - 496 с.
3. Игумен Илия (Жуков). Пасха и пасхалия: Время и календарь в православном сознании. - СПб., 2000. - 142 с.
4. Сурова Л.В. Церковный год: Беседы о православии. - М.: Паломникъ, 2000. - 398 с.
5. Жития святых в земле Российской просиявших: Русские святые X - XX вв. Жития, чудеса, поучения. - СПб.: Сатисъ, 2001. - 702 с.
6. Иванова С.Ф. Введение во храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. - Изд. 2, испр. и доп. - М.: Изд-во "Отчий дом", 2004. - 392 с.
7. Журавлев В.К. Рассказы о русской святости, русской истории и русском характере: Книга для учащихся. - М.: АОЗТ "Просветитель", 2004. - 272 с.
Информационные источники в Интернете
Православная энциклопедия "Азбука веры" - Православный календарь
Православная энциклопедия "Азбука веры"- Здесь можно найти очень много разнообразной информации о православной культуре.
Википедия - Календарь
Око церковное - литургическая библиотека - Реформа календаря и Пасхалии
Библиотека Якова Кротова - История календаря
Календариум - Заметки о нашем календаре
Астрономия сегодня - Календарь: его история и виды
Календари - Из книги А.А.Гурштейна "Извечные тайны неба" http://www.randewy.ru/astr/astr10.html
О православных святых:
Православная энциклопедия "Азбука веры" - Святые и святость
Сайт "Вера православная" - Жития святых
Православный портал "Предание.ру" - Жития и творения святых
Ежедневный Интернет-портал "Православие и мир" - Жития святых в кратком изложении для детей; Люди церкви
О православных праздниках:
Православная энциклопедия "Азбука веры" - Праздники церковные
Web-сервисы
Veb 2.0: Stixy.com. Docme.ru. Spiderscribe.net. Prezi.com. Timetoast.com. Docs.google.com. Photopeach. Calameo. и др.
Организация взаимодействия с координаторами команд
Электронная почта, комментарии, сообщество участников проекта.
Энциклопедия «Города России»
http://biblioclub.ru/?page=dict&dict_id=86
Народная энциклопедия городов и регионов России "Мой город"
http://www.rubricon.com/tr_1.asp
Энциклопедия "Города России" - "Рубрикон"
http://www.rubricon.com/tr_1.asp
Народная энциклопедия городов и регионов России
http://rfdata.al.ru/
Энциклопедии и словари. Города России
http://enc-dic.com/ruscity
http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/
Web-сервисы
https://sites.google.com/site/badanovweb2/home/prezi
- Сайт проекта "Город с "изюминкой"";
- Лента времени WhenInTime.com Инструкция для новичка (А. Баданов)
- Ментальная карта SpiderScribe.net Инструкция для новичка (А. Баданов)
- Кроссворд LearningApps.org Инструкция для новичка (А. Баданов)
- Презентация Prezi.com"Вперёд, в будущее!" Инструкция (А. Баданов)
- Карта Google Инструкция по работе с картами Google
- Документы и презентации Google Инструкция по работе с сервисами Google
Учебные сетевые проекты мы позиционируем как один из вариантов внедрения в образовательную практику межпредметных технологий, которыми согласно Концепции ФЦПРО 2016-2020 должны овладеть 43% педагогов. Проект по созданию единой информационной образовательной среды в городе Новокузнецке стал причиной регулярного проведения Проектного инкубатора в 2013, 2014, 2015 году. Опыт трёх марафонов "упакован" в этом шаблоне. В 2016 году эстафету подхватили КРИПК и ПРО и Гродненский университет имения Янки Купалы. Поэтому на сайте вы видите баннеры инициаторов и продолжателей движения по разработке и проведению учебных сетевых проектов.
Ниже указан вклад каждой образовательной организации в 2016 году:
- Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка и муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» формируют и сопровождают Путеводитель учебных сетевых проектов 2016/2017 учебного года. Сопровождение предусматривает:
1) Проведение экспертной сессии по отбору проектов в Путеводитель в августе 2016 года.
2) Согласование с авторами и публикацию анонсов УСП на текущую четверть.
3) Ведение базы успешно завершенных проектов.
4) Подготовка списков для поощрения авторов сертификатами и баллами по Программе накопления баллов сообщества Intel® Education Galaxy.
5) Проведение для новичков тренинга Педагогические секреты учебных ситуаций и т.д.
- ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» проводит Региональный проект "Тьюторская поддержка формирования ИКТ-компетентности педагогических работников в условиях современной ИОС".
- Гродненский университет имения Янки Купалы проводит марафон Купаловские проекты.
В основе разработки учебных сетевых проектов лежит образовательная программа курса Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века, 72 часа. Т.к. этот "Курс может реализовываться в образовательных организациях только после подписания лицензионного соглашения.", то акцент на требования этого курса не делаем, но обязательно о них говорим
За три года по этой технологии было разработано более 150 учебных сетевых проектов. Лучшие внесены в Банк проектов, многие проекты стали победителями и призерами региональных конкурсов проектов и общероссийского конкурса 2013, 2014 и 2015 года. Т.к. с 2015 года все образовательные программы Intel объедены на портале "Образовательная Галактика Intel", то на этом сайте размещен баннер этого профессионального сообщества.
Вы можете также добавить на сайт баннер своего образовательного учреждения, баннеры спонсоров и партнеров, - всех, кто оказывает вам реальную помощь в проведении учебного сетевого проекта.
Сайт нужно рассматривать как часть информационной образовательной среды (далее ИОС) оказания образовательных услуг в форме дистанционных образовательных технологий. Помимо сайта в ИОС входит Сообщество для координаторов школьных команд, среда для общения детей из разных городов, среда (ы) для выдвижения детских идей, проведения учебного исследования и презентации его результатов. Подробнее вы можете прочитать про это на странице Сервисы веб 2.0. в проекте
Сайт для детей. Для детей предназначены страницы Анонс, План проекта, Этапы проекта (все три), Новости, Таблица продвижения. Поэтому важно, чтобы язык этих страниц был адаптирован для детей соответствующего возраста. Вы можете сделать сайт более "детский", используя для этого форму обращения "Дорогие ребята!". При этом адаптируйте для своей целевой детской аудитории тексты страниц.
Сайт для родителей. Для наших социальных партнеров - родителей созданы страницы Сервисы 2.0. в проекте, Экспертиза. На этих страницах они должны убедиться, что проект хороший, что он соответствует ФГОС, и что все сервисы 2.0. используются исключительно для развития ребенка. На вариативной странице Семья в проекте вы можете инициировать межпоколенные коммуникации внутри семьи. Привлекать членов семьи (бабушек, дедушек, братьев, сестер, дядей и тётей) в роли экспертов. Вы можете добавить страницы для родителей, исходя их специфики своего проекта. Открывайте эти страницы словами "Уважаемые родители!". Откажитесь на этих страницах от наукообразных терминов. Помните, что профессиональный язык для профессионального сообщества!
Сайт для координатора школьной команды. Учитель, классный руководитель, родитель или педагог дополнительного образования может быть координатором школьной команды. На сайте для учителя разработаны страницы План оценивания, Пример работы команды, Визитка, История успеха. Открывайте эти страницы словами "Уважаемые коллеги!". Соберите на этих и других страницах все материалы, которые в удобной (схемы, таблицы, карты знаний и т.д) помогут быстро сориентироваться в Замысле и Логике Вашего УСП. Обратите внимание учителей, что разработки уроков в рамках вашего УСП могут быть представлены на ежегодный Всероссийский конкурс "Цифровой гуманизм"
Программа духовно- нравственного развития учащихся
Школьная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на 2011-2015 годы» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законом Кемеровской области «Об образовании в Кемеровской области», Национальной доктриной образования в Российской Федерации. Программа реализуется в рамках новых ФГОС в начальной школе, приоритетного национального проекта в сфере образования и Соглашения о сотрудничестве между Администрацией Кемеровской области и Кемеровской и Новокузнецкой епархией Русской Православной Церкви.
Актуальность программы определяется потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий воспитания всесторонне-развитой личности в условиях деформации системы духовных ценностей общества.
Цель программы – обеспечить системный подход к формированию духовно-нравственной культуры школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Задачи программы:
- Воспитывать эстетическую культуру и развивать художественные способности учащихся.
- Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, соблюдения правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
- Формировать у школьников потребности в самообразовании, воспитании духовно-нравственных качеств, умении проявлять эти качества в жизни через учебно-игровую, предметно-продуктивную, социально -ориентированную деятельность на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».
- Развивать нравственность, основанную на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести.
- Формировать у учащихся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
- Развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Время реализации программы- 2011-2015 г.г.
Реализация стратегической программы будет обеспечиваться через интеграцию разных предметов, прежде всего гуманитарного и естественнонаучного циклов, что даст возможность соединить знания в целостную картину мира, а также активную внеурочную и общественно значимую деятельность младших школьников, что даст возможность воспитать социально- адаптированную и духовно-нравственную личность.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- Умение школьников видеть прекрасное в окружающей действительности, знакомство с различными жанрами искусства, жизнью и творчеством выдающихся художников и композиторов.
- Занятие детей в факультативах и кружках художественно-эстетического цикла, участие в художественной самодеятельности, творческих конкурсах.
- Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности.
- Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
- Развитие сознательной дисциплины и культуры поведения учащихся, навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем
- Формирование основ российской гражданской идентичности; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре; формирование патриотизма и гражданской солидарности.
- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
- Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
- Формирование отношения к семье как основе российского общества; уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Направления реализации программы:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
- Противодействие распространению в среде детей, подростков пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия.
Ценности: здоровый образ жизни, чувство собственного достоинства, умение отстаивать собственное мнение.
Принципы и особенности организации содержания
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
- Принцип ориентации на идеал.
- Аксиологический принцип (действие в рамках устойчивой системы ценностей).
- Принцип идентификации (устойчивого отождествления себя со значимым другим).
- Принцип диалогического общения (свободного, равноправного, межсубъектного общения).
- Принцип полисубъектности воспитания (многомерно-деятельностный характер воспитания).
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Виды деятельности и формы занятий с учащимися
на ступени начального общего образования
№ п/п | виды деятельности | формы проведения занятий | |
1 | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Кемеровской области; ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, с обязанностями гражданина | Факультативный курс «Наши истоки» в 1-ых классах. изучение на плакатах, картинах; в процессе бесед, чтения книг, проведения викторин и творческих конкурсов(«Флаг наш и герб»). Беседы, экскурсии в школьный и краеведческий музей, кино-уроки, сюжетно-ролевых игры гражданского и содержания; |
·ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; ·знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных; | Беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотры кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали народной культуры, праздники, экскурсии; факультативный курс «Мой родной город» для учащихся 1 классов | ||
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина; знакомство с военной историей России, подвигом российского народа в военное время; | участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями ( «Помоги птице зимой», Недели добра, «Счастливые праздники »и др.); участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими. | ||
2 | Воспитание нравственных чувств и этического сознания. | получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов; | в процессе изучения учебных предметов, бесед, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, (литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др,); День славянской культуры и письменности; Акция «Чистое слово». |
·ознакомление по желанию учащихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций; ·участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; | экскурсии в Собор Иоанна Предтече. Беседа «9 христианских заповедях» Выездная экскурсия «Храмы города Новокузнецка» добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников. | ||
·ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков ·посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; | в процессе бесед «Правила поведения в школе», «Школа -мой дом»; классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей; смотр внешнего вида «Деловой стиль учащегося», дежурство по школе. Акции «Помоги собраться в школу», «Чистый двор», «Ветеран живет рядом», Недели Добра, конкурс кормушек для птиц и др. | ||
3 | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | ·знакомство с различными видами труда; ·узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей; ·получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности; ·приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду ·приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательного учреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования, других социальных институтов; ·приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; ·участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. | экскурсии по микрорайону, городу, встречи с представителями разных профессий. презентация «Труд наших родных». сюжетно-ролевые экономические игр по мотивам различных профессий; внеурочные мероприятия (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.),. презентации учебных и творческих достижений, портфолио. занятие народными промыслами, трудовые акции, творческих общественных объединений . Экскурсии в школьный музей, встречи, гостиные ид р. |
4 | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой; ·получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе; ·получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности в школе и на пришкольном участке; | в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов экскурсии, прогулки, туристические слеты экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д., |
5 | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России | встречи с людьми творческих профессий, экскурсии; знакомство с произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам. |
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. | в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, тематических выставок. | ||
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества | на уроках художественного труда и во внеурочной деятельности, в системе учреждений дополнительного образования, участие в творческих конкурсах, концертах (конкурс рисунков «Бабушка рядышком с дедушкой», посвященный Дню пожилого человека; праздничный вечер «Я буду вечно прославлять ту женщину, чье имя мать», концертная программа и др. | ||
6 | Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся | педагогическое взаимодействие с семьей учащихся, повышение педагогической культуры родителей. | родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника»; родительский лекторий «Влияние духовно-нравственных основ уклада жизни семьи на развитие детей среднего возраста» |
организация совместной деятельности с родителями | выездная экскурсия «Храмы города Новокузнецка» и др.; семейно-спортивные праздники «Молодецкие игры», «Мама, папа, я –спортивная семья», туристический слет и др. Неделя театра. | ||
7 | Противодействие распространению в среде детей, подростков пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия | формирование понятия здоровый образ жизни через пропаганду спорта, устойчивого представления о роли спорта | проведение легко-атлетического кросса «Золотая осень»; общешкольный туристический слет; Всемирный и Всекузбасский день здоровья; малые Олимпийские Игры. |
повышение мотивации на здоровый образ жизни; формирование системного представления понятия «здоровья» участие в социально -значимых акциях | курс занятий «Я и моё здоровье»; игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.); месячник «Здоровье - это здорово». акция «Родительский урок»; выставка рисунков, посвященная всемирному дню борьбы со СПИДом. |
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение учащимися - воспитательных результатов, тех духовно-нравственных приобретений, которые получил учащийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение учащимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты учащимися следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
·элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
·опыт социальной и межкультурной коммуникации;
·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
·начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
·уважительное отношение к традиционным религиям;
·неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
·уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
·знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
·ценностное и творческое отношение к учебному труду;
·элементарные представления о различных профессиях;
·первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
·осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
·первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
·мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
·ценностное отношение к природе;
·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
·первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
·первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
·элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
·первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Источники информации
- Петрухин В. Славяне. – М.: «РОСМЭН», 2002.
- Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 9 –17 вв. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003.
- Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. – 2-е изд./Глв.ред.М.Д. Аксёнов. – М.: Аванта+, 2000.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008
- Невская Ф.Н., Синицин В.А. Начальная школа. История Отечества. Разработки уроков. 3,4 классы. – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику 3 класса «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. – 180с.
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику 4 класса «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003. – 180с.
- http://www.ilmarinen.ru/images/valaam_clip_image002.jpg Валаам вид сверху
- http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000056/pic/000064.jpg височное кольцо
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Klad_desyatinnaya.jpg колт и цепь-рясна
- http://s013.radikal.ru/i325/1107/04/9d4df252dad8t.jpg лунница
- http://www.gamer.ru/system/attached_images/images/000/067/463/original/fibula.jpg?1253106491 фибула
- http://zubova-poliana.narod.ru/history-7-4.gif засеки
- http://www.ido.rudn.ru/nfpk/hist/pic/2/v2_15.jpg славянский поселок
- http://rys-arhipelag.ucoz.ru/photo/14-0-204-3 Семирадский Г.И. Похороны знатного руса.
- http://www.tkpm72.org/files/slavgal/pics/kartina03.jpg Ольшанский Б. Купава
- http://www.vseminfo.ru/netcat_files/Image/ol/030_Olshanskiy_Teni_predkov_sm.jpg Ольшанский Б. Тени забытых предков
- http://www.websib.ru/~gardarika/rus/images/sosedi.jpg карта
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//69/795/69795030_121.jpg Ольшанский Б. Лель.
- http://slavolad.narod.ru/paint/ivanov-beseda.jpg В.Иванов Предстоящая беседа
- http://hmhsbritannic.ucoz.ru/FILES/23g.jpg ладья
- http://roerih.ru/images/6/dnepr.jpg Рерих Н. Славяне на Днепре
- http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000628/rumjancev/drevnieslavjane/poselok.jpg поселок
- http://roerih.ru/rerih/209.php Рерих Н. Снегурочка и Лель
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//66/558/66558981_leshiy.jpg леший
- http://www.danvich.com/wp-content/uploads/2008/07/vodyanoi.jpg водяной
- http://img-fotki.yandex.ru/get/5600/hhomunculus.4/0_49542_4b86a439_orig кикимора
- http://community-101442.taba.ru/fid/aw1hz2vfbwlkzgxlojkwnzmzly9pbwfnzv9tawrkbgu6ota3mzm Васнецов В.М. Тризна по Олегу.
- http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3//41/880/41880539_Domovoy.jpg домовой
- http://www.pagan.ru/gallery/russkiehudozhni/wasiler1ewk/gallery_5_22.jpg русалка
- http://happynouruz.narod.ru/semenova/risunki/File0020.gif полуземлянка
- http://rys-arhipelag.ucoz.ru/photo/14-0-182-3 Борис Ольшанский Клятва Сварожича.
- http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/86/Volok_by_Roerich.jpg Н.Рерих «Волокут волоком»
- http://www.roerichsibur.ru/slaid/roerich-in-russia2/30.jpg волок
- http://festival.1september.ru/files/articles/52/5210/521031/05.jpg частокол и вал
- http://rusarch.ru/darkevich2.files/image007.jpg частокол и вал 2
- http://collection.edu.ru/attach/17/11456.ppt Пчелко И.И. Славянский поселок
- http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/29/413/29413104_1216777917_Trizna.jpg Тризна . А.Клименко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...