Рабочая программа для внеурочного занятия во 2 классе
методическая разработка (2 класс)
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Данная программа составлена на основании примерной программы по внеурочной деятельности начального и основного образования В.В. Горского и «Веселых уроков оригами дома и в школе» С.Ю. Афонькина.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_kl_origami_18_-_19.docx | 82.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с базисным учебным планом и рассчитана на 1 час в неделю (34 недели - 33 часа в год).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.02.2012
2.Приказ министра образования Московской области от 04.07.2014 №3096 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области».
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».
4. Примерные программы по технологии, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
5.Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Данная программа составлена на основании примерной программы по внеурочной деятельности начального и основного образования В.В. Горского и «Веселых уроков оригами дома и в школе» С.Ю. Афонькина.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Цель программы
Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Отличительные особенности данной программы
В отличие от уже существующих программ, рассчитанных на обучение детей дошкольного возраста (авторы - Пудова В.П., Богатеева З.А.) и программы годичного обучения оригами в школе (автор – Афонькин С.Ю.), разработанная мною программа рассчитана на полный курс обучения детей в начальной школе и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
- соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
- соблюдать правила организации рабочего места.
- соблюдать правила бережного использования бумаги.
- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
- анализировать информацию, полученную из разных источников.
- научатся различным приемам работы с бумагой.
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся :
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся :
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Содержание программы
2 год обучения (34 часов)
Вводное занятие. Беседа по охране труда (1 час)
Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Диагностика обученности учащихся (3 часов)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Летние композиции (4часов)
Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.
Базовые формы:
«Треугольник» (8 час),
«Воздушный змей» (1часов),
«Двойной треугольник» (1 часа),
«Двойной квадрат» (1 часов),
«Конверт» (4 часов)
Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
«Рыба» (5 часов),
«Дверь» (4 часов)
Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
Цветы к празднику 8 марта (1часа)
Оформление поздравительной открытки.
Итоговое занятие (1 часа)
«Оригамская сказка».
Тематическое планирование учебного материала по предмету «Оригами»
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
на 2018-2019 учебный год
при 1 уроке в неделю (34 недели за год, 34 урока за год).
№ урока | Тема | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Дата | ||||||
общеучебные | метапредметные | личностные | По плану | По факт. | ||||||
1 | Оригами – искусство складывания из бумаги. | Уметь отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Создавать и использовать карту маршрута путешествия. | Р. применять и со-хранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. использовать дополнительные источники информации. Проводить защиту проекта. работать с информацией. К. вести диалог при работе в паре и в группе. | Осмыслять значение оригами для развития нашего организма. Проявлять интерес к поисковой деятельности. Позитивно относиться к труду. Интересоваться учебным материалом. | Повторяют материал предущего года обучения. Анализируют изделия (материал, способ изготовления). Выполняют задания. Планируют изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога». | |||||
2 | Базовые формы – основа любого изделия. | Узнать краткую историю развития оригами, базовые формы. Называть основные элементы оригами. Уметь изготовить объёмное изделие на основе развёрток. Научиться рационально использовать материалы. | Р. применять и со-хранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. П. использовать дополнительные источники информации. Проводить защиту проекта. Работать с информацией. К. вести диалог при работе в паре и в группе. | Уважать труд и профессиональную деятельность человека. Ценить и бережно относиться к труду человека. Осмыслить значение оригами для развития моторики. | Находят и отбирают информацию об истории развития оригами, о видах и особенностях базовых форм и последовательность их сборки. Овладевают основами складывания из бумаги, анализируют конструкцию изделия. | |||||
3 | Колокольчики. | Знать особенности конструкции. Уметь собирать изделие из бумаги, планировать работу, вносить изменения в конструкцию изделия. Соблюдать правила работы. | Р. Принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. Проводить контроль и рефлексию своих действий. П. Различать некоторые виды колокольчиков. К. Вести диалог при работе в паре и в группе. принимать чужое мнение. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. | Находят и отбирают информацию о колокольчиках, их видах. Находят колокольчик на картинках. Анализировать конструкцию основные элементы конструкции. | |||||
4 | Подсолнух. | Знать основные сведения о подсолнухе. Использовать приём смешивания различных видов бумаги. Объяснять способ создания изделия в технике оригами. Знать виды бумаги и их свойства. Выполнять поделку. | Р. Сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. Создавать план выполнения изделия. Планировать свои действия. П. Находить и отбирать информацию о создании изделий из бумаги. К. Вести диалог. Принимать чужое мнение, участвовать в дискуссии. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Бережно относиться к окружающей среде. | Находят и отбирают информацию о создании изделия из бумаги и технологии выполнения поделки. Определяют технологию изготовления поделки. Смешивать различные техники. | |||||
5 | Ромашка. | Рассказывать о производственном цикле сборке лекарственных трав. Уметь выполнять соединения из бумаги и картона . Проводить анализ изделия. Знать назначения деталей. | Р. Сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. Создавать план выполнения изделия. Планировать свои действия. П. Находить и отбирать информацию о лекарственных травах . К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Бережно относиться к окружающей среде. Составлять рассказ о лекарственных травах. | Находят и обозначают лекарственные травы. Выделяют информацию о изготовлении аппликации, выделяют этапы и операции, объясняют новые понятия. Соблюдают правила безопасного использования инструментов (ножницы, клей) | |||||
6 | Композиция «Летняя поляна». | Рассказывать о производственном цикле сборке лекарственных трав. Уметь выполнять соединения бумажных деталей. Проводить анализ изделия. Знать назначения деталей конструктора. | Р. Сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта. Создавать план выполнения изделия. Планировать свои действия. П. Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Бережно относиться к окружающей среде. | Выделять информацию о растениях, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов. | |||||
7-8 | Птица счастья. | Знать основные этапы технологического процесса создания модели. Уметь использовать свойства материалов в изготовлении изделия. Совершенствовать умение заполнять таблицы и проводить анализ выполненных изделий. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. П. Находить и отбирать информацию об истории возникновения понятия «птица счастья». Объяснять новые понятия. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Составлять рассказ. Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию о различных видах изготовления птиц. Освоить правила безопасности работы с ножницами. | |||||
9 | Голубь. Композиция «Голубь мира». | Знать основные этапы технологического процесса создания модели. Уметь использовать свойства материалов в изготовлении изделия. Совершенствовать умение заполнять таблицы и проводить анализ выполненных изделий. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. П. Объяснять новые понятия, используя понятия. Осваивать правила складывания из бумаги. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. | Находят и отбирают информацию об организации композиций, способе их изготовления и конструировании. Освоить правила складывания бумаги. | |||||
10 | Домик с крыльцом и домик с трубой. | Уметь работать с картоном, сочетать цвета в композиции, изготавливать изделие с соблюдением отдельных этапов технологии Освоить основные понятия. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. П. Выделять из текста информацию о технологии создания композиции. Объяснять новые понятия. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию и технологии создания домов. Используют элементы, нанесенные на домик. | |||||
11 | Домик с верандами. Деревья и травы. | Уметь работать с бумагой, сочетать цвета в композиции, изготавливать изделие с соблюдением отдельных этапов технологии. Освоить основные понятия. Понимать специфику работы. Знать последовательность операций. Уметь работать с ножницами. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. П. Выделять из текста информацию о технологии создания изделий из фаянса. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию и технологии создания домов. Используют элементы, нанесенные на домик. | |||||
12 | Дом с мезонином. | Определять размеры деталей. Освоить основные понятия. Понимать специфику работы. Знать последовательность операций. Уметь работать с ножницами.
| Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять информацию о устройстве домов. Объяснять новые понятия. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию о технологии производства домов. | |||||
13 | Композиция «Дачный поселок». | Уметь составлять рассказ об истории появления домов. Знать основные этапы изготовления домов, классифицировать виды, правила работы с ножницами и клеем. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять информацию о технологии производства домов. Объяснять новые понятия. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Осмыслять значение производств для развития страны и региона. | Находят и отбирают информацию технологии производства домов, профессиональной деятельности людей. | |||||
14 | Звезды (мозаики) из 6, 12 и 16 модулей. | Уметь составлять рассказ об истории мозаики. Знать основные этапы изготовления модулей, классифицировать виды, правила работы с ножницами и клеем. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию о технологии. Объяснять новые понятия К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять из текста информацию Объяснять новые понятия. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Осмыслять значение новогоднего праздника. Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию о производстве модулей. Находить и отбирать информацию о значение новогоднего праздника Объяснять назначение инструментов для изготовления открытки. Обрабатывать картон при помощи ножниц и соединять детали изделия клеем. | |||||
15 | Новогодняя открытка «Дед Мороз». | Уметь составлять рассказ о новом годе, составлять план изготовления изделия и соединять детали с помощью клея. Объяснять значение этого праздника | ||||||||
16 | Диагностика по итогам 1 полугодия.
| Уметь составлять рассказ о новом годе, составлять план изготовления изделия и соединять детали с помощью клея. Объяснять значение этого праздника | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять информацию. Объяснять новые понятия. Работать с информацией. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал по заданным критериям. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним. | Находят и отбирают информацию о создании композиции, изготовлении дерева. | |||||
17 | Базовая форма «Воздушный змей» | Уметь классифицировать базовую форму. Познакомиться с правилами пользования базовой формой. Знать правила безопасности при работе с ножницами и клеем. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Объяснять новые понятия. Работать с информацией. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним. | Находят и отбирают информацию о базовой форме, ее видах и назначении. Анализировать правила пользования ножницами, клеем, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования. | |||||
18 | Базовая форма «Рыба» Царевна-Лебедь. | Уметь классифицировать базовую форму. Познакомиться с правилами пользования базовой формой. Знать правила безопасности при работе с ножницами и клеем. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Объяснять новые понятия. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним. | Находят и отбирают информацию о базовой форме, ее видах и назначении. Анализировать правила пользования ножницами, клеем, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования. | |||||
19 | Композиция «Закат солнца над лебединым озером». | Знать основные этапы технологического процесса создания модели. Уметь использовать свойства материалов в изготовлении изделия. Совершенствовать умение заполнять таблицы и проводить анализ выполненных изделий. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним. | Находят и отбирают информацию об организации композиций, способе их изготовления и конструировании. Освоить правила складывания бумаги. | |||||
20 | Пингвин (2 способа). | Знать основные этапы технологического процесса создания модели. Уметь использовать свойства материалов в изготовлении изделия. Совершенствовать умение заполнять таблицы и проводить анализ выполненных изделий. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Вести диалог. Ориентироваться на партнёра при работе в паре и в группе. | Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию о базовой форме, ее видах и назначении. Анализировать правила пользования ножницами, клеем, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования. | |||||
21 | Композиция «Пингвины на льду». | Знать основные этапы технологического процесса создания модели. Уметь использовать свойства материалов в изготовлении изделия. Совершенствовать умение заполнять таблицы и проводить анализ выполненных изделий. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Вести диалог. Уважительно относиться к людям и результатам их деятельности. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. Ценить результаты профессиональной деятельности человека и бережно относиться к ним. | Находят и отбирают информацию об организации композиций, способе их изготовления и конструировании. Освоить правила складывания бумаги. | |||||
22 | Поздравительная открытка «Роза». | Называть некоторые особенности работы. Оформлять изделие. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять информацию. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Вести диалог. Уважительно относиться к людям и результатам их деятельности. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находить и отбирать информацию о значение праздника, Объяснять назначение инструментов для изготовления открытки. Обрабатывать картон при помощи ножниц и соединять детали изделия клеем. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. | |||||
23 | Базовая форма «Воздушный змей» | Уметь классифицировать базовую форму. Познакомиться с правилами пользования базовой формой. Знать правила безопасности при работе с ножницами и клеем. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять информацию для расширения представлений и кругозора. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Строить высказывания. Принимать чужое мнение. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию о базовой форме, ее видах и назначении. Анализировать правила пользования ножницами, клеем, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования. | |||||
24 | Базовая форма «Дверь» | Уметь классифицировать базовую форму. Познакомиться с правилами пользования базовой формой. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Выделять информацию для расширения представлений и кругозора. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Строить высказывания. Принимать чужое мнение. | Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию о базовой форме, ее видах и назначении. Анализировать правила пользования ножницами, клеем, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования. | |||||
25 | Бурёнка. | Знать основные этапы технологического процесса создания модели. Уметь использовать свойства материалов в изготовлении изделия. Совершенствовать умение заполнять таблицы и проводить анализ выполненных изделий. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Строить высказывания. Принимать чужое мнение. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию о базовой форме, ее видах и назначении. Анализировать правила пользования ножницами, клеем, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования. | |||||
26 | Композиция «В деревне». | Знать основные этапы технологического процесса создания модели. Уметь использовать свойства материалов в изготовлении изделия. Совершенствовать умение заполнять таблицы и проводить анализ выполненных изделий. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Строить высказывания. Принимать чужое мнение. | Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Осмыслить конструкцию. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр. | |||||
27 | Рыбка-вуалехвостка. | Составлять рассказ. Различать элементы конструкции. Знать и применять правила разметки бумаги путём сгибания, сочетать в изделии различные материалы, оформлять изделие по собственному замыслу. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Строить высказывания. Принимать чужое мнение. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. | |||||
28 | Базовая форма «Двойной квадрат» | Уметь классифицировать базовую форму. Познакомиться с правилами пользования базовой формой. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Строить высказывания. Принимать чужое мнение. | Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Находят и отбирают информацию о базовой форме, ее видах и назначении. Анализировать правила пользования ножницами, клеем, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования. | |||||
29 | Краб. | Составлять рассказ. Различать элементы конструкции. Знать и применять правила разметки бумаги путём сгибания, сочетать в изделии различные материалы, оформлять изделие по собственному замыслу. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Обобщать, классифицировать и систематизировать изученный материал. К. Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций. | Объяснять причины успешности и неуспешности собственной деятельности. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Осмыслить конструкцию. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр. | |||||
30 | Базовая форма «Двойной треугольник» | Уметь классифицировать базовую форму. Познакомиться с правилами пользования базовой формой. | Р. Использовать последовательность работы над таблицами в составлении содержания. Определять правильность выполнения действий и вносить коррективы. П. Объяснять значение и возможности базовых форм. Строить сообщения, логические суждения. К. Учитывать разные мнения при обсуждении учебных и практических задач. | Объяснять причины успешности и неуспешности собственной деятельности. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Объясняют значение и возможности использования базовых форм. | |||||
31 | Базовая форма «Конверт» | Применять в практической работе один из способов складывания базовой формы. Знать правила работы с ножницами, клеем. Создавать эскиз в соответствии с выбранной тематикой. Уметь работать с бумагой, определять размеры деталей, выполнять разметку деталей на бумаге. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Использовать свои знания для создания итогового проекта. Объяснять значение различных элементов. Находить информацию. К. Строить высказывания. Учитывать разные мнения. | Объяснять причины успешности и неуспешности собственной деятельности. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности других учеников. | Осмыслить конструкцию. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр. | |||||
32 | Водоросли и камешки. | Составлять рассказ. Различать элементы конструкции. Знать и применять правила разметки бумаги путём сгибания, сочетать в изделии различные материалы, оформлять изделие по собственному замыслу. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Использовать свои знания для создания итогового проекта. Объяснять значение различных элементов. Находить информацию. К. Строить высказывания. Учитывать разные мнения. | Осмыслить конструкцию. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр. | ||||||
33 | Композиция «Аквариум». | Знать основные этапы технологического процесса создания модели. Уметь использовать свойства материалов в изготовлении изделия. Совершенствовать умение заполнять таблицы и проводить анализ выполненных изделий. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Использовать свои знания для создания итогового проекта. Объяснять значение различных элементов. Находить информацию. К. Строить высказывания. Учитывать разные мнения. | Положительно относиться к труду и профессиональной деятельности человека. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. Проявлять инициативу в ситуации общения. | Находят и отбирают информацию о базовой форме, ее видах и назначении. Анализировать правила пользования ножницами, клеем, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования. | |||||
34 | Итоговой урок. «Оригамская сказка». | Составлять рассказ. Различать элементы конструкции. Знать и применять правила разметки бумаги путём сгибания, сочетать в изделии различные материалы, оформлять изделие по собственному замыслу. | Р. Работать над проектом, ставить цель, составлять план, определять задачи. Планировать свои действия. Обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий. П. Использовать свои знания для создания итогового проекта. Объяснять значение различных элементов. Находить информацию. К. Строить высказывания. Учитывать разные мнения. | Объяснять причины успешности и неуспешности собственной деятельности. Испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов. | Осмыслить конструкцию. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело. |
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.
В 1 год обучения в кружок «Волшебный мир оригами» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Занятия проводятся один или два раза в неделю .
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Способы фиксации результатов
• Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
• Участие в ежегодной выставке
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература (См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
• Схемы создания изделий оригами для 2, 3 и 4 годов обучения (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Исследовательская деятельность:
• Разработка методики психолого-педагогической диагностики личности учащихся. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами
|
|
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь
инструкционными картами и схемами
• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
Примечание: во время вводной диагностики
(в начале каждого учебного года)
этот параметр не оценивается.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
• Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Литература
|
на основе которой составлена программа и примерное тематическое планирование занятий:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)
Цель занятий кружка «Умники и умницы»: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
Рабочая программа по внеурочной занятости "Разговор о правильном питании" 3 класс
Рабочая программа для внеурочной занятости учащихся по курсу "Разговор о правильном питании"...
Рабочая программа по внеурочному занятию "Моя любимая аппликация"
В программе имеется подробный календарно - тематический план, пояснительная записка, основное содержание, где расписаны основные ведущие принципы: деятельности, гуманности, творчества, вариатив...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс «З6 занятий для будущих отличников»
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "36 занятий для будущих отличников"...
Программа по внеурочному занятию 1 класса "Дорогою добра"
Программа по внеурочному занятию 1 класса "Дорогою добра"...
Рабочая программа по внеурочным занятиям
Рабочая программа по внеурочным занятиям "Подвижные и спортивные игры" 1 класс...
Рабочая программа по внеурочным занятиям 1 класс
Пояснительная запискаВнеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность пони...