Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiskapoprogramme_proetnaya_deyatelnost.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по внеурочной проектной деятельности
Программа предназначена для учащихся 1 класса. Данная программа соответствует образовательным стандартам начального образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Программа рассчитана на 33 часов.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Срок реализации программы составляет 4 года по 2 часа в неделю.
Цель программы– развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. | 1. Вхождение в проблему. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. | 5. Объединение детей в рабочие группы. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). | 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. |
Метод проектов актуален и очень эффективен.
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Тематическое планирование на 1класс
- 1.Это я! Мои увлечения.
- Это я! Мои размышления
- Это я! Самопрезентация увлечений и размышлений на основе портфолио.
Проект «Дерево дружбы»
- «Дерево дружбы». Мой портрет.
- «Дерево дружбы». Автопортрет класса.
Проект «Осенний праздник»
- Праздник осени. Организация выставки поделок из природного материала.
- «Праздник осени». Составление сценария, распределение ролей.
- «Праздник осени» . Подготовка костюмов.
- «Праздник осени». Проведение праздника.
- «Праздник осени». Подведение итогов.
- Коллективная работа «Праздник урожая» Панно «Овощей»
- Коллективная работа «Праздник урожая» Панно «Фрукты»
Проект « В гостях у Э. Успенского»
- 75-летие Э. Успенского. Посещение библиотеки. Знакомство с произведениями.
- Инсценировка по произведению «Дядя Федор, пес и кот».
- Викторина по произведениям Успенского.
- Праздник, посвященный 75-летию Э. Успенского.
- Подведение итогов праздника.
Проект «Город моей мечты»
- Город. Выбор и проектирование дома.
- Город. Сборка домика.
- Город. «Посадка деревьев»
- Парки города. Планировка, благоустройство парка.
- Парки города. Планировка, благоустройство парка.
- Транспорт. Выбор и моделирование автомобиля.
- Транспорт. Сборка автомобиля.
- Дороги города. Планировка.
- Дороги города. Строительство дорог.
- Дороги города. Строительство дорог. Дорожные знаки, разметка дорог.
- Дороги города. Строительство дорог. Игра «Веселый светофор»
- Жители города. Выбор и изготовление людей.
- Жители города. Выбор и изготовление людей
- Зоопарк .Выбор и изготовление животных.
- Зоопарк. Планировка и устройство вольеров для животных.
- Зоопарк. Планировка и устройство вольеров для животных
- Зоопарк. Разметка дорожек. Изготовление указателей.
- Водоем города. Планировка набережной и водоема.
- Устройство водоема и его обитателей.
- Экскурсия по родному городу.
- Интеллектуальная игра «Знатоки города»
- Подведение итогов проекта «Город»
Проект «Мастерская Нового года»
- Как празднуют Новый год в разных странах.
- Изготовление елочных игрушек.
- Инсценировка для елки. Распределение ролей.
- Инсценировка для елки. Изготовление костюмов.
- Изготовление подарков к празднику.
- Праздник « Новый год гостях у первоклассников»
- Подведение итогов проекта.
Проект « Я и моя семья»
- Генеалогическое древо семьи.
- Составление фотоальбома «Семейные увлечения»
- Профессия моих родителей. Родители в гостях у первоклассников.
- Экскурсия на работу к маме или папе. ( По группам)
- Секреты бабушкиного сундука. Приглашаем любимых бабушек.
- В гостях у бабушки. Игра «Любимые оладушки»
- Папа, мама, я –веселая семья. Семейный праздник.
- Подведение итогов проекта.
Проект «Письмо солдату»
- Солдаты- защитники нашей Родины.
- Мои родственники –защитники Родины.
- Письма на фронт.
- Письмо солдату в действующую армию.
- Подведение итогов проекта.
Проект « Сказочная птица»
- Перелетные птицы. Возвращение домой.
- Синяя птица- птица счастья.
- Птица моей мечты. Проектирование и изготовление птицы.
- Инсценировка. Распределение ролей.
- Изготовление костюмов для праздника.
- Праздник «Встреча с со сказкой»
- Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...