Структура и основы техники поворотов в эстетической гимнастике
статья на тему
Предварительный просмотр:
Структура и основы техники поворотов.
В поворотах, относящихся к упражнениям в равновесии, различают следующие фазы:
1) полу присед;
2) толчок;
3) подъем на носок с одновременным поворотом тела вокруг вертикальной оси (Шишкарева Ю.Н., Орлов Л.П., 1954)
В наиболее сложных поворотах можно выделить 4 стадии:
1.Подготовительная фаза. Принятие наиболее удобного положения для отталкивания и замаха руками. В основном таким положением считается IV позиция, выпад или подседание.
2.Основная фаза. Содержит действия, вызывающие поворот вокруг вертикальной оси – отталкивание в сочетании с замахом.
3.Фаза реализации. Представляет собой сам поворот на одной ноге. Тело гимнастки движется по инерции. Гимнастка может менять форму, но при этом должна показывать четко зафиксированную позу с определенной амплитудой.
4.Завершающая фаза. Состоит из остановки поворота и выполнением связующих действий (приставление свободной ноги или переход к выполнению последующего элемента). Так же это может быть постепенное снижение скорости поворота в остановку в равновесие (Карпенко Л.А., 2003).
Механизм отталкивания при поворотах (Лисицкая Т.С.,1982).
При поворотах сила, опорной реакции, вызывающая движение тела гимнастки, действует на некотором плече и сообщает телу вращательное движение вокруг заданной оси. Совершая круговой взмах руками направо и одновременно вовлекая во вращение туловище, гимнастка отталкивается левой ногой влево – назад. При этом нога действует на опору с некоторой силой (F), а опора «отвечает» ей реакцией Fоп. Последняя направлена в сторону будущего поворота и приложена к опорному звену. В процессе такого отталкивания гимнастка смещает вес тела на правую ногу, готовясь к вращению на ней. Таким образом, вектор опорной реакции действует на плечо (расстояние между ногами) и образует момент силы опорной реакции, вызывающей вращение вокруг вертикальной оси, проходящей через правую ногу.
Эффект вращающих отталкиваний зависит от импульса момента силы. Импульс момента силы прямо пропорционально зависит от произведения момента силы на время его действия. То есть, чем дольше и чем сильнее гимнастка отталкивается ногой, тем активнее будет поворот.
В структуре описанного отталкивания можно выделить две фазы действий:
1 – взмах свободными звеньями по кругу в направлении поворота с одновременным отталкиванием ногой, дающим «закрутку»;
2 – движение маховых звеньев притормаживается, благодаря чему движение передается смежным звеньям, после чего в поворот вовлекаются опорные звенья.
Маховые движения свободными звеньями при повороте играют важную роль. Движения маховых звеньев (рук, свободной ноги и других наиболее свободных сегментов тела в данном случае) являются первой активной фазой собственно поворота, после которой вращение тела передается другим звеньям, расположенным ближе к опоре.
Эффективность махового движения звена при повороте зависит как от мощности движения, так и от пространственного характера движения. При круговом взмахе действия свободного звена совпадают с плоскостью поворота. В реальных же случаях маховые движения свободными звеньями никогда не совершаются в четко горизонтальной плоскости.
Фиксированное положение свободных звеньев тела следует принимать с самого начала поворота и сохранять до его окончания. Преждевременное расслабление мышц туловища и рук может привести к потере равновесия и ,как следствие, к некачественному исполнению элемента (Ротерс Т.Т, 1989)
Передача вращательного импульса между звеньями тела.
При маховых поворотах тело гимнастки неоднократно меняет позу за счет активных движений. Тогда скорость вращательного движения также меняется, и звенья передают вращательные импульсы друг другу. Такой механизм обмена импульсами действует благодаря закону сохранения момента количества движения. Наиболее четко этот механизм можно увидеть в работе маховых звеньев. Так взмах руками в направлении поворота начинается с достаточно большой скоростью, а затем активно притормаживается, вследствие чего начинают ускоренно вращаться смежные звенья.
Такой же механизм будет использоваться при смене формы поворота, однако наиболее важно его проявление в стадии разгона.
Взаимосвязь формы тела гимнастки со скоростью поворота.
Величина момента инерции и угловой скорости тела оказывается связанными обратной зависимостью: чем меньше момент инерции тела гимнастки относительно вертикальной оси, тем больше скорость вращения тела, и наоборот.
Момент инерции гимнастки зависит от ее позы, от формы тела при исполнении поворота, поэтому она может влиять на скорость вращения тела в ходе поворота. Действия гимнастки, обеспечивающие приближение масс тела к оси вращения и таким образом уменьшающие момент инерции тела относительно поворота, приводят к ускорению вращения. Если гимнастка меняет позу и вместе с этим удаляются массы тела от оси вращения, то поворот замедляется. Поворот, в котором гимнастка могла бы достичь максимальной скорости – поворот в идеально выпрямленном состоянии, с поднятыми руками вверх. Всякое отклонение от этой позы приводит к уменьшению скорости вращения. Поэтому поворот в форме равновесий являются наиболее медленными.
Техника типичных поворотов.
Очень важно знать технику не только с точки зрения физики, но и по описанию внешнего вида хода исполнения поворота. По мнению Бирюк Е.В.(1981) техника поворотов заключается в умении правильно рассчитать силу и направление, чтобы правильно сообщить телу вращательное движение. В своем учебнике Т.С. Лисицкая(1982) приводит наиболее характерные элементы структуры и техники различных типов поворотов.
Повороты прямым взмахом – относятся к числу поворотов, исполняемых маховым движением свободной ноги в одной плоскости при сопутствующих им маховых движениях руками. Например, таким является поворот, выполняемый из выпада вперед: тяжесть тела переносится на согнутую впереди ногу, далее гимнастка делает взмах вперед другой ногой и руками. Маховая нога остается впереди, а гимнастка поднимается на носок опорной ноги и поворачивается кругом, обычно принимая положение, близкое к равновесию на одной.
Основные действия поворотов данного типа связаны с взмахом и собственно поворотом. 1 фаза – основывается в осуществлении гимнасткой ускоренного взмаха ногой, руками и одновременным отклонением плеч назад, тем самым она уравновешивает тело на опорной ноге. 2 фаза – заключается на торможении взмаха и совершении основного поворота. При торможении движения маховой ногой тело гимнастки приподнимается, снимается давление с опорной ноги, спортсменка встает на носок и в таком положении выполняет поворот.
Завершающие действия состоят из фиксации положения после взмаха и в исполнении последующих связующих действий.
Повороты круговым взмахом и толчком – относятся к наиболее сложным движениям данной группы, в которых собственно поворот тела вокруг вертикальной оси выражен более ярко и может совершаться по инерции, благодаря чему угловой путь тела во время поворота может достигать 7200 и более.
Подготовительная стадия связана с принятием наиболее удобного исходного положения для отталкивания с одновременным замахом руками. Таким положением может быть выпад, IV позиция. Руки во время подготовительного замаха отводятся в противоположную взмаху сторону.
Основная стадия состоит из маховых движений руками и свободной ногой, которые увеличивают скорость вращения тела вокруг вертикальной оси. Вместе с маховыми движениями совершается отталкивание свободной ногой от опоры, в результате чего совершается вращательное действие.
Стадия реализации представляет собой сам поворот. В этой стадии тело гимнастки движется по инерции. Поза ее не обязательно должна быть одинаковой на протяжении всего поворота: подчиняясь спортивным и физическим задачам, она может меняться.
Завершающая стадия заключается в остановке поворота и выполнением связующих действий. Обычно это приход в стойку на двух ногах, при которой возникает момент силы трения, что приводит к прекращению вращения. Также, возможен вариант «затухающего» поворота – замедленное вращение по инерции в положении равновесия, в стойке на высоких полупальцах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по физкультуре «Техника ступающего шага на лыжах без палок. Техника поворота лыж переступанием вокруг пяток».
Тема: «Техника ступающего шага на лыжах без палок. Техника поворота лыж переступанием вокруг пяток»....
«Техника ступающего шага на лыжах без палок. Техника поворота лыж переступанием вокруг пяток».
Конспект урока по физической культуре 3 класс...
Методика оценки результативности обучающихся в объединении эстетической гимнастики с помощью фото- и видео материалов
Методика использования медиаматериалов для оценки результативности...
Обучение технике бега на короткие дистанции. Основы техники бега.
Бег – основа легкой атлетики и большинства других видов спорта. Бег занимает ведущее место на уроках физической культуры во всех разделах программы. Хотя бег – естественное и общедоступное...
программа по внеурочной деятельности "эстетическая гимнастика"
программа по внеурочной деятельности "эстетическая гимнастика" 1 год обучения...
Методическая разработка. Программа дополнительного образования «Художественная эстетическая гимнастика»
Методическая разработатка для педагогов дополнительного образования, благодаря которой, можно улучшить физические данные детей...
ПРИМЕРЫ ФОЛЬКЛОРНОГО РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТЕЙ КАК ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ИХ НРАВСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Предмет «Музыка» в общеобразовательной организации призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что не возможно без знания фольклора, приобщающего р...