Методическая разработка. Программа дополнительного образования «Художественная эстетическая гимнастика»
методическая разработка по физкультуре (1 класс)

Солдатова Эльвира Владимировна

Методическая разработатка для педагогов дополнительного образования, благодаря которой, можно улучшить физические данные детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_gimnastika_2022.docx66.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №136

Калининского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогический совет

Образовательной организации

ГБОУ СОШ №136

Калининского района  Санкт-Петербурга

Протокол № 152

от  31 августа 2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ СОШ № 136

Калининского района

Санкт-Петербурга

__________   И.В.Бернатович

Приказ № 163

от 31 августа 2022  г.

.

Рабочая программа

дополнительного образования

 «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»

направление: общеразвивающее

Возраст: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Солдатова Эльвира Владимировна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовое обеспечение реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
  2. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования    (приказ Министерства образования и  науки  Российской Федерации  № 1897 от 17.12.  2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
  4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014г. №1726-р;
  5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  7. Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт – Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»
  8. Образовательная программа ОУ, учебный план ГБОУ СОШ №136 на 2022-2023 учебный год

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная эстетическая гимнастика» (далее - программа) является общеразвивающей и имеет физкультурно-спортивную, оздоровительную направленность, в основе которой лежит формирование у детей эстетических качеств, общей культуры поведения в сочетании с оздоровлением на базе физического воспитания, понятия о красоте тела, а также воспитание вкуса и  музыкальности.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность данной программы состоит в том, что физической нагрузка необходима человеку, прежде всего, для оздоровления организма. Художественная эстетическая гимнастика в этом отношении уникальна, и не случайно получила такое массовое распространение во всем мире. Темп, интенсивность движений, работа всех мышц и суставов, современная ритмичная музыка, а также танцевальные движения создают положительные эмоции и способствуют не только оздоровлению, улучшению физической подготовленности, но и выработке культуры движений, и навыков координации и воспитанию музыкальности, чувства ритма, и формированию эстетического вкуса. Именно на развитие данных качеств направлена программа.

Таким образом, в процессе занятий формируются моральные и волевые качества, жизненно важные двигательные умения и навыки. Художественная эстетическая гимнастика наряду с развитием физических качеств также способствует эстетическому воспитанию. Органичное сочетание движений с музыкой обусловливает танцевальный характер упражнений и придает им целостность, слитность и яркую динамическую структуру.

Программа составлена с учетом передового опыта обучения и тренировки гимнасток, результатов последних научных рекомендаций в данном виде дополнительного образования, практических рекомендаций по возрастной теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии и гигиене, а также с учетом имеющейся спортивной базы и педагогического контингента. Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки гимнасток, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменок, воспитания морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.

Педагогическая целесообразность программы:

  • формирование фигуры и осанки; устранение недостатков физического развития тела; укрепление здоровья;
  • формирование личностных качества: силы, выносливости, смелости, воли, ловкости, трудолюбия, упорства и целеустремлённости;
  • развитие коммуникативных способностей, чувства «локтя партнёра», группового, коллективного действия;
  • формирование выразительных движенческих навыков, умения легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве;
  • воспитание общей музыкальной культуры, развитие слуха, темпо-ритма, знания простых музыкальных форм, стиля и характера произведения.

Образовательный процесс основывается на следующих принципах:

- принцип научности;

- принцип систематичности;

- принцип доступности учебного материала;

- принцип наглядности;

- принцип сознательности и активности;

- принцип прочности;

- принцип индивидуализации.

Цель программы

Содействие всестороннему гармоничному развитию детей, укреплению здоровья, воспитание у обучающихся желания вести здоровый образ жизни через внедрение спортивных занятий в образовательное пространство учреждения

Задачи

Работа с детьми традиционно осуществляется в трех направлениях: оздоровительном, образовательном и воспитательном.

Эти направления конкретизируются в решении следующих задач:

Оздоровительные задачи:

  • содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма;
  • способствовать формированию опорно-двигательного аппарата и правильной осанки.

Образовательные задачи:

- формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий в сочетании, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других;

  • обеспечивать осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений;
  • давать знания о принципах выполнения основных движений художественной эстетической гимнастики;
  • содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике;
  • способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости, силы, ловкости, выносливости, прыгучести и т.д. (с применением специальных методических приемов);
  • обеспечивать усвоение общей структуры двигательной деятельности, понимание общего способа выполнения физических упражнений и связи «цель-результат».

Воспитательные задачи:

  • вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности;
  • приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
  • воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности;
  • побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений;
  • формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной направленности;
  • способствовать развитию творческих способностей детей, духовному, нравственному физическому совершенствованию.

На этапе начальной подготовки, который охватывает младший школьный возраст, программа предусматривает оптимальный и плавный переход ребенка от одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход его развития.

В соответствии с общими задачами перед каждой учебной группой ставятся специфические задачи:

  1. Формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений.
  2. Развитие элементарных навыков координации движений на простейших упражнениях классического тренажа.
  3. Освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов без предмета и с предметами.
  4. Освоение акробатических упражнений (стойка на лопатках, кувырки, «мосты», «колесо» и др.)
  5. Формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-8 лет.

Режим занятий

Занятия проводятся с сентября по май включительно. Недельная нагрузка по данному предмету составляет 3 академических часа.  

Программа состоит из 2 модулей:

  • «Специальная физическая подготовка» (начальная хореографическая подготовка, акробатические упражнения, танцевальные движения и композиции, упражнения с предметами – скакалка, обруч, лента);
  • «Гимнастическая композиция» (данный модуль направлен на формирование навыков выполнения упражнений с предметами художественной гимнастики и без них).

Срок реализации программы

Данная программа  рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 108 академических часов. Годовой календарный график составляет 36 учебных недель.

 Особенности организации образовательного процесса

Программой предусмотрены как теоретические, так и практические формы занятий, однако, преимущественно занятия носят практическую направленность, а теоретическая часть носит характер сообщения, которые чаще всего проводятся в форме бесед (5-10 мин.), при проведении которых используются наглядные пособия, а также осуществляется просмотр и изучение видеозаписей.

При организации образовательного процесса используются следующие основные принципы:

1. Общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования.

2. Спортивные: направленности на спортивные достижения, единства всех сторон подготовки, постепенности повышения требований.

3. Методические: опережающее развитие физических качеств, ранее освоение сложных элементов; соразмерности – оптимального и сбалансированного развития физических качеств.

Разнообразие учебного материала позволяет применять на занятиях по художественной эстетической гимнастике различные методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, практический.

В зависимости от поставленных целей используются различные типы занятия: традиционное, практическое, творческое, игра и другие.

Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами.

Так же одним из возможных условий для реализации данной программы является материально-техническое обеспечение, которое включает:

  • Спортивный зал;
  • Раздевалка;
  • Сан. узел (туалетная и душевая комната);
  • Магнитофон;
  • Ковровое покрытие;
  • Гимнастическая скамейка;
  • Шведская стенка;
  • Хореографические станки;
  • Зеркала;
  • Теннисные мячики;
  • Скакалка гимнастическая;
  • Обруч гимнастический;
  • Ленты для художественной гимнастики (разных цветов).

Формы проведения образовательного процесса

Основными формами учебно-воспитательного процесса по данному предмету являются: уроки (теоретические и практические).

По организации обучающихся:

  • Индивидуальная работа - взаимодействие педагога с одним учеником, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
  • Групповая работа - работа педагога со всеми обучающимися;
  • Мелкогрупповая работа - работа с группой, которая может создаваться: по уровню подготовки детей, учету их интересов и потребностей.
  • Фронтальная работа - работа педагога сразу со всеми обучающимися едином темпе и с общими задачами.

Все это помогает обучающимся закрепить полученные знания, умения и навыки, а также способствует самоутверждению, развивает настойчивость и стремление к успеху.

Занятия по модулю «Специальная физическая подготовка» проводятся как в группах, так и индивидуально. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа с 10-ти минутным перерывом. Продолжительность одного академического часа составляет 45 минут.

Занятия по модулю «Гимнастический этюд» также проводятся 2 раза в неделю и продолжаются 2 академических часа с 10-ти минутным перерывом. Применяется преимущественно групповая форма работы.

Формы подведения итогов

Контроль, оценка результатов обучения детей:

- «Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также перед изучением новой темы.

 - «Промежуточный» - контрольные задания, показательные занятия.

- «Итоговый» - по окончании изучения каждого раздела и в конце учебного года. В процессе итогового контроля проводится анализ изменение поведения детей, их дел и поступков.

Критерии оценки уровня обученности обучающихся:

  • Высокий уровень – обучающийся в совершенстве владеет теорией и практикой программы – владение основами техники упражнений без предмета и с предметами, развитие специфических качеств, пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности, разносторонняя общая физическая подготовка и развитие двигательных качеств: координационных способностей и ловкости, гибкости, силы, быстроты и равновесия.
  • Средний уровень обученности –овладение базовыми упражнениями упражнений с предметами и без предмета, чувство ритма и музыкальность, знание техники безопасности на занятиях гимнастикой, акробатикой. Первая помощь при травмах.
  • Низкий уровень обученности – овладение упражнениями художественной эстетической гимнастики не в полном объеме, знание ТБ на занятиях.

Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и практического задания, а также положительных результатах творческих достижений воспитанников - участии в мероприятиях, фестивалях и конкурсах различного уровня.

Ожидаемый результат

Планируемые результаты:

Личностные:

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 - проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями;

- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Метапредметные:

- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; - анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений;

 - выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями;

- технически правильное выполнение двигательных действий.

Предметные результаты

К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:

-история возникновение и развитие художественной и эстетической  гимнастики в России;

- влияние занятий художественной и эстетической гимнастикой на рост и физическое развитие занимающихся;

- комплексы общеразвивающих и специальных физических упражнений;

 - основы личной гигиены спортсменок, режим дня.

К концу освоения первого модуля владеют практикой:

- выполнять комбинации упражнений без предмета;

- выполнять упражнения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием музыкального произведения.

- выполнять упражнения с предметами;

К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:

-исторические факты развитие художественной гимнастики в системе Олимпийских игр;

 - упражнения, способствующие формированию правильной осанки.

 К концу освоения второго модуля владеют практикой:

 - выполнять сложные акробатические упражнения в сочетании с основными упражнениями художественной и эстетической гимнастики;

- разрабатывать с помощью учителя комплексы упражнений с предметами;

- Выполнять комбинации упражнений без предмета и с предметами (композиция);

- Владеть основами ЗОЖ.

Основные формы подведения итогов реализации программы:

- открытые занятия;

- концерты для родителей;

 - участие в мероприятиях и праздниках учреждения;

- проведение итогового мероприятия в конце учебного года.

Учебный план по предмету

«художественная эстетическая гимнастика»

п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с обучающимися. ОТ и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях

2

2

наблюдение

2.

Модуль I. Специальная физическая подготовка

58

18

40

2.1

Художественная гимнастика как вид спорта. Личная гигиена обучающихся.

4

4

наблюдение

2.2

Хореографическая подготовка.

11

3

8

наблюдение, сравнение

2.3

Музыкально ритмические занятия.

9

3

6

наблюдение, сравнение

2.4

Упражнения на развитие гибкости, пластики.

9

3

6

наблюдение, сравнение

2.5

Акробатика индивидуальная и парах.

7

2

5

наблюдение, сравнение

2.6

Упражнения со скакалкой.

6

1

5

наблюдение, сравнение

2.7

Упражнения с обручем.

6

1

5

наблюдение, сравнение

2.8

Упражнения с лентой.

6

1

5

наблюдение, сравнение

3.

Модуль II. «Гимнастический этюд»

44

13

31

3.1

Основы ЗОЖ.

2

2

наблюдение

3.2

Основы страховки и самостраховки при выполнении упражнений.

6

3

3

наблюдение, сравнение

3.3

Комплекс упражнений с лентой

8

2

6

наблюдение, сравнение

3.4

Комплекс упражнений с обручем

8

2

6

наблюдение, сравнение

3.5

Комплекс упражнений со скакалкой

10

2

8

наблюдение, сравнение

3.6

Гимнастический этюд без предмета

10

2

8

наблюдение, сравнение

4.

Контрольные итоговые мероприятия

4

4

итоговый анализ умений и навыков

ИТОГО

108

33

75

Содержание занятий

 1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с обучающимися. От и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях.

2. Модуль I. Специальная физическая подготовка.

Тема № 2.1. Художественная гимнастика как вид спорта

Теория: знакомство с терминологией гимнастических упражнений, краткая характеристика. Гигиена занятий, одежда, обувь и прическа гимнастического инвентаря.

Тема № 2.2. Хореографическая подготовка.

Теория: Упражнения по хореографии необходимы учащимся для владения школой движений.

Практика: ходьба, бег под музыку. Упражнения на согласования движений с музыкой. Музыкальные игры. Элементы национальных и современных танцев. Позиции рук и ног. Движения рук и ног по позициям у опоры.

Тема № 2.3. Музыкально-ритмические движения.

Теория: понятие «ритм», «такт», «музыкальная фраза».

 Практика: танцевальные упражнения и элементы национальных танцев: приставной шаг, шаг польки, шаг вальса. Музыкальные игры. Упражнения ритмической гимнастики, аэробика. Танцевальные композиции без предмета.

Тема № 2.4. Упражнения на развитие гибкости, пластики .

Теория: « учись владеть своим телом ». Тесты на гибкость.

Практика: акробатические упражнения: стойка на лопатках, мост, кувырок вперед и назад «шпагат». Упражнения «Волна» туловищем, руками и ногами. Пружинные движения руками и ногами в сочетании с гимнастическими упражнениями. Виды равновесия.

Тема № 2.5. Акробатические упражнения.

Теория: акробатика как составная часть художественной гимнастики.

Практика: стойка на руках, переворот боком, «мост» из положения стоя; «шпагат». Равновесия на месте и в движении. «Пирамидковые» упражнения в парах.

Тема № 2.6. Упражнения с лентой.

Теория: умение слитно распределять движения в пространстве, в определенном темпе.

Практика: махи, круги «змейки», спирали и восьмерки в различных направлениях и плоскостях в сочетании с танцевальными движениями. Бег вперед и прыжки через горизонтальную «змейку» по полу. Прыжковые упражнения с лентой.

Тема № 2.7. Упражнения с обручем.

Теория: влияние упражнений с обручем на формирование правильной осанки.

Практика: техника хвата обруча и способы их изменения. Повороты обруча и вращения. Прыжки, маховые движения. Акробатика и равновесия с обручем.

Тема № 2.8. Упражнения со скакалкой.

Теория: упражнения со скакалкой способствуют развитию таких важных физических качеств, как ловкость, выносливость, прыгучесть, быстрота.

Практика: махи и круги скакалкой. Прыжки через скакалку. Переводы скакалки и броски скакалки. Полуакробатика и акробатика со скакалкой.

Методическое и дидактическое обеспечение занятий:

Батаен В.Г. Художественная гимнастика. М. Просвещение. 1986

Пасютинская В. Волшебный мир танца. М. Просвещение. 1985.

Ротерс Т.Т. Учебное пособие для педагогических училищ. Москва. «Просвещение» . 1989 г.

Сабиров Ю.А. Спортивная гимнастика. М. Просвещение. 1996.

Программа «Художественная гимнастика» для внешкольных учреждений и образовательных школ. Москва. «Просвещение» . 1986г.

 Хореографическая работа со школьниками. Под редакцией В.П. Ирвинг. НИИХВАПН РСФСР. Ленинград.1958.

Форма занятий: традиционное, практическое, комбинированное, интегрированное, занятие - игра, занятие- тренировка, занятие-соревнование, видео-занятие, занятие – викторина.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Форма подведения итогов: контрольные упражнения, собеседование, тестирование, викторина, мини-концерт.

3. Модуль II. «Гимнастический этюд»

Тема № 3.1.Основы здорового образа жизни.

Теория: режим дня и питание гимнасток. Врачебный контроль и самоконтроль.

Тема № 3.2. Основы страховки при выполнении акробатических элементов.

Теория: способы и приемы страховки и самостраховки.

Тема № 3.3. Комплекс упражнения с лентой.

 Теория: особенности выполнения упражнений с лентой.

Практика: махи и круги лентой, «змейки» в сочетании с ходьбой и бегом. Спирали лентой горизонтальные и вертикальные в движении. Перешагивания и прыжки через ленту. «Мост» с лентой. «Шпагат» с лентой. Комбинации из упражнений с лентой под музыкальное сопровождение.

Тема № 3.4. Комплекс упражнения с обручем.

Теория: использование обруча для создания художественного образа.

Практика: махи и круги обручем, перекаты обруча и вращения, броски обруча двумя руками от груди. Ловля за нижний или ближний «край». Полуакробатика с обручем. Прыжковые упражнения в движении. Комбинации упражнений с обручем под музыкальное сопровождение.

Тема № 3.5. Комплекс упражнения со скакалкой.

Теория: правила выполнения упражнений со скакалкой.

Практика: прыжки с вращением скакалки со сменой прямых и согнутых ног впереди и сзади, вращая скакалку петлей. Танцевальные шаги, вращая скакалку вперед и назад. Полуакробатика со скакалкой.

Тема № 3.6. Гимнастический этюд без предмета.

Теория: особенности выполнения индивидуальных и групповых программ.

Практика: разработка индивидуальных, парных и групповых произвольных программ без предмета. Комбинации без предмета под музыкальное сопровождение.

Методическое и дидактическое обеспечение занятий:

Батаен В.Г. Художественная гимнастика. М. Просвещение. 1986

Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. М., 1974.

Ваганова А.Я. Упражнения классического танца. М., 1988.

Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Игры под музыку. М., 1993.

Морель Ф.Р. Хореография в спорте. М., 1971.

Художественная гимнастика/Под общей редакцией Л.П. Орлова. М., 1994.Х

Художественная гимнастика. Классификационная программа. М., 2004.

Художественная гимнастика. Правила соревнований. М., 2003. Журнал «Спорт».

Форма занятий: традиционное, практическое, комбинированное, интегрированное, занятие-игра, занятие-тренировка, занятие-соревнование, видео-занятие, занятие-викторина.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Форма подведения итогов: контрольные упражнения, собеседование, тестирование, викторина, концерты.

4. Контрольные итоговые мероприятия - определение индивидуального уровня освоения учебного материала обучающегося.

Прогнозируемый результат

В результате образовательного процесса дети научатся организовывать и проводить занятия гимнастикой с разной целевой направленностью и выполнять гимнастические и акробатические упражнения с заданной дозировкой, нагрузкой; находить, анализировать ошибки и исправлять их; выполнять гимнастические упражнения с предметами, акробатические комбинации; соблюдать такт и ритм при выполнении упражнений; передавать движениями заданный образ, применять это умение в игровой и соревновательной деятельность

Образовательный продукт  - групповые гимнастические композиции без предмета и с предметами.

Методическое обеспечение образовательной программы

Средства обучения

Демонстрационный материал:

  1. Детский шоу-балет «Экситон». Концертные выступления. 2010г.
  2. Иржи Киллиан «Шесть танцев», «Маленькая смерть» 2011г.
  3. Михаил Барышников. Телефильм Jodav productions InC. «Барышников в Голливуде», 1982.
  4. Михаил Барышников. «Frank Sinatra and more…»,2001
  5. Морис Бежар. «Метаморфозы Мориса Бежара», 2000.
  6. Морис Бежар «BBC». «Моцарт танго», 2005.
  7. Художественный фильм «Авансцена», 2008.
  8. С.Прокофьев «Romeo and Juliet». Opera national de Lion, 2011.
  9. «Notre Dame de Paris» Рачард Кочанте, Люк Пламондон, 2009

Наглядные пособия:

  • зрительный ряд: фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы;
  • аудио ряд: аудиоматериалы с подбором мелодий, соответствующих темам занятий;
  • литературный ряд:
  1. Базарова Н.П.,  Азбука классического танца / Н.П. Базарова, В. Мей.  – Ленинград: Искусство, 1983. — 207 с.
  2.  Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет № 5.
  3. Морозова Г.В. «Пластическое воспитание актера». М.,1999
  4. Хавилер Д. С..: Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки.- ООО «Новое слово», 2009г.

Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса

В процессе обучения используются следующие формы занятий:

Традиционные и нетрадиционные формы обучения. На первых этапах обучения активно используются игровые методики, просмотр видео материалов и литературы. Занятия осуществляются по нескольким формам:

- Теоретические занятия (просмотр видеоматериалов, анализ литературных источников).

- Практические общие занятия.

 - Индивидуальные занятия.

Общие занятия строятся по определенной структуре:

- вводная часть (подготовка детей к основной части, разминка).

- основная часть (составление и изучение технических элементов и композиций,

- совершенствование изученных схем).

- заключительная часть (выполнение технических элементов под музыку).

Педагогические методики и технологии.

На занятиях применяются следующие технологии:

- Технология личностно-ориентированного обучения - соответствует индивидуальным особенностям каждого учащегося; его стремлении к максимальной реализации своих возможностей.

- Здоровьесберегающая технология является одной из самых актуальных в наше время, так как известно, что дети в школу приходят не совсем здоровыми. Основная цель здоровьесберегающих технологий — сохранение и укрепление здоровья учащихся.

- Групповая технология, которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

- Технология индивидуального обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

В процессе занятий используются две большие группы методов:

- общепедагогические, включающие словесные и наглядные;

- практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность занятий во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: - правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; - демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы «художественная эстетическая гимнастика» образовательное учреждение располагает следующей материально-технической базой:

  • Спортивный зал
  • Раздевалка
  • Сан. узел (туалетная и душевая комната)
  • Магнитофон
  • Гимнастические скамейки
  • Шведские стенки
  • Хореографические станки
  • Зеркала

Список литературы:

Для педагога:

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-128 с.
  2. Аринцева Я. В. Нормативные требования к III, II, I юношеским разрядам по художественной гимнастике. М. Советский спорт. 2002.
  3. Базарова Н.П.,  Азбука классического танца / Н.П. Базарова, В. Мей.  – Ленинград: Искусство, 1983. — 207 с.
  4. Батаен В.Г. Художественная гимнастика. М. Просвещение. 1986.
  5. Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.Брыкин А.Т. Гимнастика / А.Т. Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 1971. — 352 с. 
  6. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.Звездочкин В.А. Классический танец / В.А. Звездочкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 409 с.
  7. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. М., 1974.
  8. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 2008.
  9. Ваганова А.Я. Упражнения классического танца. М., 1988.
  10. Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Игры под музыку. М., 1993.
  11. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2009.
  12. Головина Т. П. Нормативные требования к I, II, III взрослым разрядам по художественной гимнастике.
  13. Журнал «Физкультура в школе» . №№1-12 - 1997 г.
  14. Иванова О.С. Программа дополнительного образования «Ритмопластика» / О.С. Иванова. – СПб., 2014. — 26 с.
  15. Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет № 5.
  16. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
  17. Лисицкая Т. С. Ритм + пластика / Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1987. — 160 с. 
  18.  Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1984. — 176 с. 
  19. Морель Ф.Р. Хореография в спорте. М., 1971.
  20. Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.
  21. Никитин В.Ю. Использование стретчинга в профессиональной подготовке исполнителей современного танца, Москва, 2004 г.
  22. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. История, методика, практика. ГИТИС, М., 2000.
  23. Программа «Художественная гимнастика» для внешкольных учреждений и образовательных школ. Москва. «Просвещение» . 1986г.
  24. Программа физическое воспитание учащихся 1-1 1 классов. Москва. «Просвещение». 1996 г.
  25. Пасютинская В. Волшебный мир танца. М. Просвещение. 1985.
  26. Радионова Н.Ф. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2008.
  27.    Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: учебное пособие / Т.Т. Ротерс. – М.: Просвещение, 1989. — 175 с. 
  28. Ротерс Т.Т. Учебное пособие для педагогических училищ. Москва. «Просвещение» . 1989 г.
  29. Сабиров Б.М. «Танцующая гимнастика» / Б.М. Сабиров. – М.: Советская Россия, 1972. — 176 с. 
  30.  Сборник авторских программ / Выпуск 2. – М., 1995.
  31.  Система нормативных документов в строительстве / Физкультурно-спортивные залы СП 31-112-2004, ч. 1, – М., 2005
  32. Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3, май-июнь 2009
  33.  Халиуллин Р.С. Обучение школьников акробатическим упражнениям: Методическая разработка для студентов факультета физической культуры и учителей / Р.С. Халиуллин, А.Л. Яковлев. – Казань, 2010. — 25 с. 
  34. Хавилер Д. С..: Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки.- ООО «Новое слово», 2009г.
  35.   Хореографическая работа со школьниками. Под редакцией В.П. Ирвинг. НИИХВАПН РСФСР. Ленинград.1958.
  36.  Художественная гимнастика / Под общей редакцией Л.П. Орлова. М., 1994.
  37.  Художественная гимнастика. Классификационная программа. М., 2004.
  38.  Художественная гимнастика. Правила соревнований. М., 2003.
  39.  Журнал «Спорт».

Для учащихся:

  1. Базарова Н.П.,  Азбука классического танца / Н.П. Базарова, В. Мей.  – Ленинград: Искусство, 1983. — 207 с.
  2.  Гуреев Н.В. «Активный отдых» Москва, Советский спорт, 1991.
  3.  Годик М. А., Барамидзе А.М. «Стретчинг : Подвижность, гибкость, элегантность» / М. А. Годик, А. М. Барамидзе, Т. Г. Киселева. - М. : Сов. спорт, 1991.
  4. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств /
  5.  Нестерюк Т., Шкода А. «Гимнастика маленьких волшебников. Элементы йоги для детей» Москва, ДТД, 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Художественное творчество: станем волшебниками"

Рабочая программа составлена на основе программы Т.Н.Просняковой "Художественное творчество: станем волшебниками"...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Программа кружка «Родное слово». Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации: 3 года. Руководитель: Харасова Л. Ф. 2011-2014 уч. г....

Рабочая программа дополнительного образования «Художественная литература англоязычных стран» 2-3 класс.

Рабочая программа дополнительного образования «Художественная литература англоязычных стран». 2-3 класс. Программа рассчитана на учащихся 2-3 классов, интересующихся английским языком...

Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях по общеобразовательным программам дополнительного образования художественно-эстетического профиля

В статье рассматривает опыт внедрения образовательных проектов в системе общего и дополнительного образования на примере разработки занятия, целью которого является развитие ассоциативно-образного мыш...

Рабочая программа дополнительного объединения художественно – эстетического направления

  Цель программы: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для ...

Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для школьников 7-11 лет.

Программа дополнительного образования.    Художественно-эстетическое и творческое развитие   для школьников 7-11 лет....