Методическая разработка. Программа дополнительного образования «Художественная эстетическая гимнастика»
методическая разработка по физкультуре (1 класс)
Методическая разработатка для педагогов дополнительного образования, благодаря которой, можно улучшить физические данные детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_gimnastika_2022.docx | 66.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №136
Калининского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА Педагогический совет Образовательной организации ГБОУ СОШ №136 Калининского района Санкт-Петербурга Протокол № 152 от 31 августа 2022 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ СОШ № 136 Калининского района Санкт-Петербурга __________ И.В.Бернатович Приказ № 163 от 31 августа 2022 г. . |
Рабочая программа
дополнительного образования
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА»
направление: общеразвивающее
Возраст: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Солдатова Эльвира Владимировна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014г. №1726-р;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Об утверждении Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт – Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»
- Образовательная программа ОУ, учебный план ГБОУ СОШ №136 на 2022-2023 учебный год
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественная эстетическая гимнастика» (далее - программа) является общеразвивающей и имеет физкультурно-спортивную, оздоровительную направленность, в основе которой лежит формирование у детей эстетических качеств, общей культуры поведения в сочетании с оздоровлением на базе физического воспитания, понятия о красоте тела, а также воспитание вкуса и музыкальности.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность данной программы состоит в том, что физической нагрузка необходима человеку, прежде всего, для оздоровления организма. Художественная эстетическая гимнастика в этом отношении уникальна, и не случайно получила такое массовое распространение во всем мире. Темп, интенсивность движений, работа всех мышц и суставов, современная ритмичная музыка, а также танцевальные движения создают положительные эмоции и способствуют не только оздоровлению, улучшению физической подготовленности, но и выработке культуры движений, и навыков координации и воспитанию музыкальности, чувства ритма, и формированию эстетического вкуса. Именно на развитие данных качеств направлена программа.
Таким образом, в процессе занятий формируются моральные и волевые качества, жизненно важные двигательные умения и навыки. Художественная эстетическая гимнастика наряду с развитием физических качеств также способствует эстетическому воспитанию. Органичное сочетание движений с музыкой обусловливает танцевальный характер упражнений и придает им целостность, слитность и яркую динамическую структуру.
Программа составлена с учетом передового опыта обучения и тренировки гимнасток, результатов последних научных рекомендаций в данном виде дополнительного образования, практических рекомендаций по возрастной теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии и гигиене, а также с учетом имеющейся спортивной базы и педагогического контингента. Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки гимнасток, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменок, воспитания морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия, развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Педагогическая целесообразность программы:
- формирование фигуры и осанки; устранение недостатков физического развития тела; укрепление здоровья;
- формирование личностных качества: силы, выносливости, смелости, воли, ловкости, трудолюбия, упорства и целеустремлённости;
- развитие коммуникативных способностей, чувства «локтя партнёра», группового, коллективного действия;
- формирование выразительных движенческих навыков, умения легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве;
- воспитание общей музыкальной культуры, развитие слуха, темпо-ритма, знания простых музыкальных форм, стиля и характера произведения.
Образовательный процесс основывается на следующих принципах:
- принцип научности;
- принцип систематичности;
- принцип доступности учебного материала;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности;
- принцип прочности;
- принцип индивидуализации.
Цель программы
Содействие всестороннему гармоничному развитию детей, укреплению здоровья, воспитание у обучающихся желания вести здоровый образ жизни через внедрение спортивных занятий в образовательное пространство учреждения
Задачи
Работа с детьми традиционно осуществляется в трех направлениях: оздоровительном, образовательном и воспитательном.
Эти направления конкретизируются в решении следующих задач:
Оздоровительные задачи:
- содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма;
- способствовать формированию опорно-двигательного аппарата и правильной осанки.
Образовательные задачи:
- формировать правильные двигательные умения и навыки выполнения отдельных двигательных действий в сочетании, развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других;
- обеспечивать осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений;
- давать знания о принципах выполнения основных движений художественной эстетической гимнастики;
- содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике;
- способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости, силы, ловкости, выносливости, прыгучести и т.д. (с применением специальных методических приемов);
- обеспечивать усвоение общей структуры двигательной деятельности, понимание общего способа выполнения физических упражнений и связи «цель-результат».
Воспитательные задачи:
- вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности;
- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности;
- побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений;
- формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной направленности;
- способствовать развитию творческих способностей детей, духовному, нравственному физическому совершенствованию.
На этапе начальной подготовки, который охватывает младший школьный возраст, программа предусматривает оптимальный и плавный переход ребенка от одного уровня на другой, чтобы обеспечить поступательный ход его развития.
В соответствии с общими задачами перед каждой учебной группой ставятся специфические задачи:
- Формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений.
- Развитие элементарных навыков координации движений на простейших упражнениях классического тренажа.
- Освоение подготовительных, подводящих и простейших базовых элементов без предмета и с предметами.
- Освоение акробатических упражнений (стойка на лопатках, кувырки, «мосты», «колесо» и др.)
- Формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания.
Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-8 лет.
Режим занятий
Занятия проводятся с сентября по май включительно. Недельная нагрузка по данному предмету составляет 3 академических часа.
Программа состоит из 2 модулей:
- «Специальная физическая подготовка» (начальная хореографическая подготовка, акробатические упражнения, танцевальные движения и композиции, упражнения с предметами – скакалка, обруч, лента);
- «Гимнастическая композиция» (данный модуль направлен на формирование навыков выполнения упражнений с предметами художественной гимнастики и без них).
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 108 академических часов. Годовой календарный график составляет 36 учебных недель.
Особенности организации образовательного процесса
Программой предусмотрены как теоретические, так и практические формы занятий, однако, преимущественно занятия носят практическую направленность, а теоретическая часть носит характер сообщения, которые чаще всего проводятся в форме бесед (5-10 мин.), при проведении которых используются наглядные пособия, а также осуществляется просмотр и изучение видеозаписей.
При организации образовательного процесса используются следующие основные принципы:
1. Общепедагогические принципы: воспитывающего обучения, сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, прочности и прогрессирования.
2. Спортивные: направленности на спортивные достижения, единства всех сторон подготовки, постепенности повышения требований.
3. Методические: опережающее развитие физических качеств, ранее освоение сложных элементов; соразмерности – оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Разнообразие учебного материала позволяет применять на занятиях по художественной эстетической гимнастике различные методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, словесный, практический.
В зависимости от поставленных целей используются различные типы занятия: традиционное, практическое, творческое, игра и другие.
Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами.
Так же одним из возможных условий для реализации данной программы является материально-техническое обеспечение, которое включает:
- Спортивный зал;
- Раздевалка;
- Сан. узел (туалетная и душевая комната);
- Магнитофон;
- Ковровое покрытие;
- Гимнастическая скамейка;
- Шведская стенка;
- Хореографические станки;
- Зеркала;
- Теннисные мячики;
- Скакалка гимнастическая;
- Обруч гимнастический;
- Ленты для художественной гимнастики (разных цветов).
Формы проведения образовательного процесса
Основными формами учебно-воспитательного процесса по данному предмету являются: уроки (теоретические и практические).
По организации обучающихся:
- Индивидуальная работа - взаимодействие педагога с одним учеником, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
- Групповая работа - работа педагога со всеми обучающимися;
- Мелкогрупповая работа - работа с группой, которая может создаваться: по уровню подготовки детей, учету их интересов и потребностей.
- Фронтальная работа - работа педагога сразу со всеми обучающимися едином темпе и с общими задачами.
Все это помогает обучающимся закрепить полученные знания, умения и навыки, а также способствует самоутверждению, развивает настойчивость и стремление к успеху.
Занятия по модулю «Специальная физическая подготовка» проводятся как в группах, так и индивидуально. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа с 10-ти минутным перерывом. Продолжительность одного академического часа составляет 45 минут.
Занятия по модулю «Гимнастический этюд» также проводятся 2 раза в неделю и продолжаются 2 академических часа с 10-ти минутным перерывом. Применяется преимущественно групповая форма работы.
Формы подведения итогов
Контроль, оценка результатов обучения детей:
- «Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также перед изучением новой темы.
- «Промежуточный» - контрольные задания, показательные занятия.
- «Итоговый» - по окончании изучения каждого раздела и в конце учебного года. В процессе итогового контроля проводится анализ изменение поведения детей, их дел и поступков.
Критерии оценки уровня обученности обучающихся:
- Высокий уровень – обучающийся в совершенстве владеет теорией и практикой программы – владение основами техники упражнений без предмета и с предметами, развитие специфических качеств, пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности, разносторонняя общая физическая подготовка и развитие двигательных качеств: координационных способностей и ловкости, гибкости, силы, быстроты и равновесия.
- Средний уровень обученности –овладение базовыми упражнениями упражнений с предметами и без предмета, чувство ритма и музыкальность, знание техники безопасности на занятиях гимнастикой, акробатикой. Первая помощь при травмах.
- Низкий уровень обученности – овладение упражнениями художественной эстетической гимнастики не в полном объеме, знание ТБ на занятиях.
Также, в процессе обучения, применяются методы диагностики личностного развития воспитанников, такие как: наблюдение, сравнение, итоговый анализ умений и навыков. При этом критерии оценки эффективности результатов обучения строятся на сформированности основных компетенций, наличии знаний теоретического материала и практического задания, а также положительных результатах творческих достижений воспитанников - участии в мероприятиях, фестивалях и конкурсах различного уровня.
Ожидаемый результат
Планируемые результаты:
Личностные:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
Метапредметные:
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; - анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений;
- выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями;
- технически правильное выполнение двигательных действий.
Предметные результаты
К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:
-история возникновение и развитие художественной и эстетической гимнастики в России;
- влияние занятий художественной и эстетической гимнастикой на рост и физическое развитие занимающихся;
- комплексы общеразвивающих и специальных физических упражнений;
- основы личной гигиены спортсменок, режим дня.
К концу освоения первого модуля владеют практикой:
- выполнять комбинации упражнений без предмета;
- выполнять упражнения в определенном ритме и темпе, в соответствии с содержанием музыкального произведения.
- выполнять упражнения с предметами;
К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:
-исторические факты развитие художественной гимнастики в системе Олимпийских игр;
- упражнения, способствующие формированию правильной осанки.
К концу освоения второго модуля владеют практикой:
- выполнять сложные акробатические упражнения в сочетании с основными упражнениями художественной и эстетической гимнастики;
- разрабатывать с помощью учителя комплексы упражнений с предметами;
- Выполнять комбинации упражнений без предмета и с предметами (композиция);
- Владеть основами ЗОЖ.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
- открытые занятия;
- концерты для родителей;
- участие в мероприятиях и праздниках учреждения;
- проведение итогового мероприятия в конце учебного года.
Учебный план по предмету
«художественная эстетическая гимнастика»
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Знакомство с обучающимися. ОТ и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях | 2 | 2 | наблюдение | |
2. | Модуль I. Специальная физическая подготовка | 58 | 18 | 40 | |
2.1 | Художественная гимнастика как вид спорта. Личная гигиена обучающихся. | 4 | 4 | наблюдение | |
2.2 | Хореографическая подготовка. | 11 | 3 | 8 | наблюдение, сравнение |
2.3 | Музыкально ритмические занятия. | 9 | 3 | 6 | наблюдение, сравнение |
2.4 | Упражнения на развитие гибкости, пластики. | 9 | 3 | 6 | наблюдение, сравнение |
2.5 | Акробатика индивидуальная и парах. | 7 | 2 | 5 | наблюдение, сравнение |
2.6 | Упражнения со скакалкой. | 6 | 1 | 5 | наблюдение, сравнение |
2.7 | Упражнения с обручем. | 6 | 1 | 5 | наблюдение, сравнение |
2.8 | Упражнения с лентой. | 6 | 1 | 5 | наблюдение, сравнение |
3. | Модуль II. «Гимнастический этюд» | 44 | 13 | 31 | |
3.1 | Основы ЗОЖ. | 2 | 2 | наблюдение | |
3.2 | Основы страховки и самостраховки при выполнении упражнений. | 6 | 3 | 3 | наблюдение, сравнение |
3.3 | Комплекс упражнений с лентой | 8 | 2 | 6 | наблюдение, сравнение |
3.4 | Комплекс упражнений с обручем | 8 | 2 | 6 | наблюдение, сравнение |
3.5 | Комплекс упражнений со скакалкой | 10 | 2 | 8 | наблюдение, сравнение |
3.6 | Гимнастический этюд без предмета | 10 | 2 | 8 | наблюдение, сравнение |
4. | Контрольные итоговые мероприятия | 4 | 4 | итоговый анализ умений и навыков | |
ИТОГО | 108 | 33 | 75 |
Содержание занятий
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с обучающимися. От и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях.
2. Модуль I. Специальная физическая подготовка.
Тема № 2.1. Художественная гимнастика как вид спорта
Теория: знакомство с терминологией гимнастических упражнений, краткая характеристика. Гигиена занятий, одежда, обувь и прическа гимнастического инвентаря.
Тема № 2.2. Хореографическая подготовка.
Теория: Упражнения по хореографии необходимы учащимся для владения школой движений.
Практика: ходьба, бег под музыку. Упражнения на согласования движений с музыкой. Музыкальные игры. Элементы национальных и современных танцев. Позиции рук и ног. Движения рук и ног по позициям у опоры.
Тема № 2.3. Музыкально-ритмические движения.
Теория: понятие «ритм», «такт», «музыкальная фраза».
Практика: танцевальные упражнения и элементы национальных танцев: приставной шаг, шаг польки, шаг вальса. Музыкальные игры. Упражнения ритмической гимнастики, аэробика. Танцевальные композиции без предмета.
Тема № 2.4. Упражнения на развитие гибкости, пластики .
Теория: « учись владеть своим телом ». Тесты на гибкость.
Практика: акробатические упражнения: стойка на лопатках, мост, кувырок вперед и назад «шпагат». Упражнения «Волна» туловищем, руками и ногами. Пружинные движения руками и ногами в сочетании с гимнастическими упражнениями. Виды равновесия.
Тема № 2.5. Акробатические упражнения.
Теория: акробатика как составная часть художественной гимнастики.
Практика: стойка на руках, переворот боком, «мост» из положения стоя; «шпагат». Равновесия на месте и в движении. «Пирамидковые» упражнения в парах.
Тема № 2.6. Упражнения с лентой.
Теория: умение слитно распределять движения в пространстве, в определенном темпе.
Практика: махи, круги «змейки», спирали и восьмерки в различных направлениях и плоскостях в сочетании с танцевальными движениями. Бег вперед и прыжки через горизонтальную «змейку» по полу. Прыжковые упражнения с лентой.
Тема № 2.7. Упражнения с обручем.
Теория: влияние упражнений с обручем на формирование правильной осанки.
Практика: техника хвата обруча и способы их изменения. Повороты обруча и вращения. Прыжки, маховые движения. Акробатика и равновесия с обручем.
Тема № 2.8. Упражнения со скакалкой.
Теория: упражнения со скакалкой способствуют развитию таких важных физических качеств, как ловкость, выносливость, прыгучесть, быстрота.
Практика: махи и круги скакалкой. Прыжки через скакалку. Переводы скакалки и броски скакалки. Полуакробатика и акробатика со скакалкой.
Методическое и дидактическое обеспечение занятий:
Батаен В.Г. Художественная гимнастика. М. Просвещение. 1986
Пасютинская В. Волшебный мир танца. М. Просвещение. 1985.
Ротерс Т.Т. Учебное пособие для педагогических училищ. Москва. «Просвещение» . 1989 г.
Сабиров Ю.А. Спортивная гимнастика. М. Просвещение. 1996.
Программа «Художественная гимнастика» для внешкольных учреждений и образовательных школ. Москва. «Просвещение» . 1986г.
Хореографическая работа со школьниками. Под редакцией В.П. Ирвинг. НИИХВАПН РСФСР. Ленинград.1958.
Форма занятий: традиционное, практическое, комбинированное, интегрированное, занятие - игра, занятие- тренировка, занятие-соревнование, видео-занятие, занятие – викторина.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Форма подведения итогов: контрольные упражнения, собеседование, тестирование, викторина, мини-концерт.
3. Модуль II. «Гимнастический этюд»
Тема № 3.1.Основы здорового образа жизни.
Теория: режим дня и питание гимнасток. Врачебный контроль и самоконтроль.
Тема № 3.2. Основы страховки при выполнении акробатических элементов.
Теория: способы и приемы страховки и самостраховки.
Тема № 3.3. Комплекс упражнения с лентой.
Теория: особенности выполнения упражнений с лентой.
Практика: махи и круги лентой, «змейки» в сочетании с ходьбой и бегом. Спирали лентой горизонтальные и вертикальные в движении. Перешагивания и прыжки через ленту. «Мост» с лентой. «Шпагат» с лентой. Комбинации из упражнений с лентой под музыкальное сопровождение.
Тема № 3.4. Комплекс упражнения с обручем.
Теория: использование обруча для создания художественного образа.
Практика: махи и круги обручем, перекаты обруча и вращения, броски обруча двумя руками от груди. Ловля за нижний или ближний «край». Полуакробатика с обручем. Прыжковые упражнения в движении. Комбинации упражнений с обручем под музыкальное сопровождение.
Тема № 3.5. Комплекс упражнения со скакалкой.
Теория: правила выполнения упражнений со скакалкой.
Практика: прыжки с вращением скакалки со сменой прямых и согнутых ног впереди и сзади, вращая скакалку петлей. Танцевальные шаги, вращая скакалку вперед и назад. Полуакробатика со скакалкой.
Тема № 3.6. Гимнастический этюд без предмета.
Теория: особенности выполнения индивидуальных и групповых программ.
Практика: разработка индивидуальных, парных и групповых произвольных программ без предмета. Комбинации без предмета под музыкальное сопровождение.
Методическое и дидактическое обеспечение занятий:
Батаен В.Г. Художественная гимнастика. М. Просвещение. 1986
Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. М., 1974.
Ваганова А.Я. Упражнения классического танца. М., 1988.
Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Игры под музыку. М., 1993.
Морель Ф.Р. Хореография в спорте. М., 1971.
Художественная гимнастика/Под общей редакцией Л.П. Орлова. М., 1994.Х
Художественная гимнастика. Классификационная программа. М., 2004.
Художественная гимнастика. Правила соревнований. М., 2003. Журнал «Спорт».
Форма занятий: традиционное, практическое, комбинированное, интегрированное, занятие-игра, занятие-тренировка, занятие-соревнование, видео-занятие, занятие-викторина.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Форма подведения итогов: контрольные упражнения, собеседование, тестирование, викторина, концерты.
4. Контрольные итоговые мероприятия - определение индивидуального уровня освоения учебного материала обучающегося.
Прогнозируемый результат
В результате образовательного процесса дети научатся организовывать и проводить занятия гимнастикой с разной целевой направленностью и выполнять гимнастические и акробатические упражнения с заданной дозировкой, нагрузкой; находить, анализировать ошибки и исправлять их; выполнять гимнастические упражнения с предметами, акробатические комбинации; соблюдать такт и ритм при выполнении упражнений; передавать движениями заданный образ, применять это умение в игровой и соревновательной деятельность
Образовательный продукт - групповые гимнастические композиции без предмета и с предметами.
Методическое обеспечение образовательной программы
Средства обучения
Демонстрационный материал:
- Детский шоу-балет «Экситон». Концертные выступления. 2010г.
- Иржи Киллиан «Шесть танцев», «Маленькая смерть» 2011г.
- Михаил Барышников. Телефильм Jodav productions InC. «Барышников в Голливуде», 1982.
- Михаил Барышников. «Frank Sinatra and more…»,2001
- Морис Бежар. «Метаморфозы Мориса Бежара», 2000.
- Морис Бежар «BBC». «Моцарт танго», 2005.
- Художественный фильм «Авансцена», 2008.
- С.Прокофьев «Romeo and Juliet». Opera national de Lion, 2011.
- «Notre Dame de Paris» Рачард Кочанте, Люк Пламондон, 2009
Наглядные пособия:
- зрительный ряд: фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы;
- аудио ряд: аудиоматериалы с подбором мелодий, соответствующих темам занятий;
- литературный ряд:
- Базарова Н.П., Азбука классического танца / Н.П. Базарова, В. Мей. – Ленинград: Искусство, 1983. — 207 с.
- Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет № 5.
- Морозова Г.В. «Пластическое воспитание актера». М.,1999
- Хавилер Д. С..: Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки.- ООО «Новое слово», 2009г.
Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
Традиционные и нетрадиционные формы обучения. На первых этапах обучения активно используются игровые методики, просмотр видео материалов и литературы. Занятия осуществляются по нескольким формам:
- Теоретические занятия (просмотр видеоматериалов, анализ литературных источников).
- Практические общие занятия.
- Индивидуальные занятия.
Общие занятия строятся по определенной структуре:
- вводная часть (подготовка детей к основной части, разминка).
- основная часть (составление и изучение технических элементов и композиций,
- совершенствование изученных схем).
- заключительная часть (выполнение технических элементов под музыку).
Педагогические методики и технологии.
На занятиях применяются следующие технологии:
- Технология личностно-ориентированного обучения - соответствует индивидуальным особенностям каждого учащегося; его стремлении к максимальной реализации своих возможностей.
- Здоровьесберегающая технология является одной из самых актуальных в наше время, так как известно, что дети в школу приходят не совсем здоровыми. Основная цель здоровьесберегающих технологий — сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- Групповая технология, которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
- Технология индивидуального обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
В процессе занятий используются две большие группы методов:
- общепедагогические, включающие словесные и наглядные;
- практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность занятий во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся: - правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен; - демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «художественная эстетическая гимнастика» образовательное учреждение располагает следующей материально-технической базой:
- Спортивный зал
- Раздевалка
- Сан. узел (туалетная и душевая комната)
- Магнитофон
- Гимнастические скамейки
- Шведские стенки
- Хореографические станки
- Зеркала
Список литературы:
Для педагога:
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-128 с.
- Аринцева Я. В. Нормативные требования к III, II, I юношеским разрядам по художественной гимнастике. М. Советский спорт. 2002.
- Базарова Н.П., Азбука классического танца / Н.П. Базарова, В. Мей. – Ленинград: Искусство, 1983. — 207 с.
- Батаен В.Г. Художественная гимнастика. М. Просвещение. 1986.
- Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1991. – 34 с.Брыкин А.Т. Гимнастика / А.Т. Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 1971. — 352 с.
- Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.Звездочкин В.А. Классический танец / В.А. Звездочкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 409 с.
- Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. М., 1974.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство. 2008.
- Ваганова А.Я. Упражнения классического танца. М., 1988.
- Варшавская Р.А., Кудряшова Л.Н. Игры под музыку. М., 1993.
- Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2009.
- Головина Т. П. Нормативные требования к I, II, III взрослым разрядам по художественной гимнастике.
- Журнал «Физкультура в школе» . №№1-12 - 1997 г.
- Иванова О.С. Программа дополнительного образования «Ритмопластика» / О.С. Иванова. – СПб., 2014. — 26 с.
- Казаринова Т. Магическая сила пространства сцены // Сов. Балет № 5.
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.
- Лисицкая Т. С. Ритм + пластика / Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1987. — 160 с.
- Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1984. — 176 с.
- Морель Ф.Р. Хореография в спорте. М., 1971.
- Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.
- Никитин В.Ю. Использование стретчинга в профессиональной подготовке исполнителей современного танца, Москва, 2004 г.
- Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. История, методика, практика. ГИТИС, М., 2000.
- Программа «Художественная гимнастика» для внешкольных учреждений и образовательных школ. Москва. «Просвещение» . 1986г.
- Программа физическое воспитание учащихся 1-1 1 классов. Москва. «Просвещение». 1996 г.
- Пасютинская В. Волшебный мир танца. М. Просвещение. 1985.
- Радионова Н.Ф. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2008.
- Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: учебное пособие / Т.Т. Ротерс. – М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Ротерс Т.Т. Учебное пособие для педагогических училищ. Москва. «Просвещение» . 1989 г.
- Сабиров Б.М. «Танцующая гимнастика» / Б.М. Сабиров. – М.: Советская Россия, 1972. — 176 с.
- Сборник авторских программ / Выпуск 2. – М., 1995.
- Система нормативных документов в строительстве / Физкультурно-спортивные залы СП 31-112-2004, ч. 1, – М., 2005
- Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3, май-июнь 2009
- Халиуллин Р.С. Обучение школьников акробатическим упражнениям: Методическая разработка для студентов факультета физической культуры и учителей / Р.С. Халиуллин, А.Л. Яковлев. – Казань, 2010. — 25 с.
- Хавилер Д. С..: Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки.- ООО «Новое слово», 2009г.
- Хореографическая работа со школьниками. Под редакцией В.П. Ирвинг. НИИХВАПН РСФСР. Ленинград.1958.
- Художественная гимнастика / Под общей редакцией Л.П. Орлова. М., 1994.
- Художественная гимнастика. Классификационная программа. М., 2004.
- Художественная гимнастика. Правила соревнований. М., 2003.
- Журнал «Спорт».
Для учащихся:
- Базарова Н.П., Азбука классического танца / Н.П. Базарова, В. Мей. – Ленинград: Искусство, 1983. — 207 с.
- Гуреев Н.В. «Активный отдых» Москва, Советский спорт, 1991.
- Годик М. А., Барамидзе А.М. «Стретчинг : Подвижность, гибкость, элегантность» / М. А. Годик, А. М. Барамидзе, Т. Г. Киселева. - М. : Сов. спорт, 1991.
- Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств /
- Нестерюк Т., Шкода А. «Гимнастика маленьких волшебников. Элементы йоги для детей» Москва, ДТД, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Художественное творчество: станем волшебниками"
Рабочая программа составлена на основе программы Т.Н.Просняковой "Художественное творчество: станем волшебниками"...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Программа кружка «Родное слово». Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации: 3 года. Руководитель: Харасова Л. Ф. 2011-2014 уч. г....
Программа дополнительного образования художественной направленности «Глиняная игрушка «Маленькие чудеса»» 2-11 класс
Программа кружка глиняной игрушки...
Рабочая программа дополнительного образования «Художественная литература англоязычных стран» 2-3 класс.
Рабочая программа дополнительного образования «Художественная литература англоязычных стран». 2-3 класс. Программа рассчитана на учащихся 2-3 классов, интересующихся английским языком...
Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях по общеобразовательным программам дополнительного образования художественно-эстетического профиля
В статье рассматривает опыт внедрения образовательных проектов в системе общего и дополнительного образования на примере разработки занятия, целью которого является развитие ассоциативно-образного мыш...
Рабочая программа дополнительного объединения художественно – эстетического направления
Цель программы: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для ...
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для школьников 7-11 лет.
Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для школьников 7-11 лет....