ПРИМЕРЫ ФОЛЬКЛОРНОГО РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТЕЙ КАК ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ИХ НРАВСТВЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья

Предмет «Музыка» в общеобразовательной организации призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что не возможно без знания фольклора, приобщающего ребёнка к национальной культуре и истории народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primery_folklornogo_repertuara.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ – СОШ №6 пос. Чайковского

Дошкольное отделение

 

«ПРИМЕРЫ ФОЛЬКЛОРНОГО РЕПЕРТУАРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

КАК ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ИХ НРАВСТВЕННОГО

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

 

Музыкальный руководитель:

Амелина М.В.

г. Клин

ФОЛЬКЛОР И ЕГО ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе призван формировать

эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества,

что не возможно без знания фольклора, приобщающего ребёнка к

национальной культуре и истории народа.

Произведения фольклора, создаваемые в процессе коллективного

творчества на импровизационной основе, развивает фантазии,

художественно-образное мышление детей.

Фольклор стоял у истоков народной педагогике, ибо в интересной и

занимательной форме передавал подрастающему поколению

эстетические, нравственные, трудовые идеалы, понятия о существующих

в окружающем мире жизнедеятельных процессах.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого

маленького ребёнка она даёт творческий стимул к его развитию.

Обучение детей фольклору, должно происходить на основе синтеза

основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии,

народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного

творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-

-поэтических жанров фольклора.

Любой фольклор берёт своё начало в малых жанрах, в число которых

входят загадки, пословицы и поговорки.

Пословицы. Народные пословицы имеют форму, благоприятную для

запоминания, что усиливает значение как этнопедагогических средств.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается

игрой слов, разными созвучаями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц, всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали, как педагогическое средство. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют

о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности –

- положительные и отрицательные, которые определяя так или иначе

цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых,

пренебрегающих своими священными обязанностями –

-педагогическими и т. д.

Наиболее распространенная форма пословиц – наставления.

С педагогической точки зрения интересные наставления трёх

категорий: - поучения, наставляющие детей и подростков в добрых

нравах, в том числе и правила хорошего тона. Наставления особого

рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты

воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического

опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный

материал по вопросам воспитания. Положительные и отрицательные

черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и

улучшение поведения и характера детей. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

Загадки. Загадка – краткое описание предмета или явление, часто в

поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу и виде

явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать

предметы и явления из различных областей окружающей действительности.

Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается

развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе

и знаниями из самых различных областей человеческой жизни.

Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе

приобретается ребёнком в процессе активной мыслительной деятельности.

Загадки способствуют развитию памяти ребёнка, её образному

мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребёнка

сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и

тем самым формирует у него умение классифицировать предметы,

отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с

помощью загадки формируются основы теоретического, творческого

мышления. Загадка развивает наблюдательность ребёнка. Особое место

 в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция

загадки: она позволяет педагогу без каких либо специальных тестов

и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности,

умственного развития, а также уровень творческого мышления ребёнка.

Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов,

загадки способствуют воспитанию эстетических чувств.

Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями и

балладами, обрядовыми и лирическими песнями, частушками, трудовыми

песнями и импровизациями. Песни уникальны музыкально – поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической.

Песни – более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к

прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая

и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность

песни в том, что красивому пению учили, а оно в свою очередь, учило

прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры и т. п.

Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом

выражала этическую и эстетическую сущность личности.

Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти.

Учёные доказали благотворную роль нежной песни в психическом

развитии ребёнка в утробе матери.

Песня – сложная форма народного поэтического творчества.

Главное назначение песен – эстетическое воспитание. Но они имеют

целью осуществления и других сторон формирования личности, т.е.

являются комплексным средством воздействия на личность.

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека,

значение прекрасного в жизни; они – одно из лучших средств развития

эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии

усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен.

Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодёжи.

Песни сопровождают и стимулируют трудовой процесс.

Особое место в песенном фольклоре занимает колыбельная песня.

Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему

ребёнку, её мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют

поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных,

смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к

колыбели, окружающих ребёнка.      

Колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики,

она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в

том самом нежном возрасте, когда ребёнок – ещё беспомощное существо,

требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности,

без которых он просто не выживет.

Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия

являются пестушки и потешки. В пестушках учитываются все

основные моменты физического развития ребёнка. Пестушки

постепенно переходят в пестушки – потешки, сопровождающие

игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто

присутствует и педагогическое наставление в трудолюбии, доброте,

дружелюбии.

Сказки. Сказки являются важным воспитательным средством, в течении столетий выработанным и проверенным народом.

Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую

ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа обязательно входят в курс

образования и воспитания каждого ребёнка.

Сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, народность оказывается одной из важнейших характерстик сказок.

Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное

 значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки

весьма эффективным педагогическим средством.

У всех народов есть сказки, специальное назначение которых –

- позабавить слушателя.  

 Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок.

Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны.

Сказки всех народов являются эффективным средством воспитания.

Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы

народного педагогического гения.

Народный театр.

Народный театр, бытующий в формах, органически зародился в

глубокой древности. В народном театре различают театр живых

актёров и театр кукол. Наиболее характерной особенностью

народного театра (как и вообще фольклорного искусства ) является

открытая условность костюмов и реквизита, движений и жестов.

В ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять

его, а иногда и принимать в нём участие.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным

фольклором, развивает память, образное мышление.

Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматически

учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках,

ребёнок учится правильно и красиво говорить, произносить речь

перед публикой, преодолевать застенчивость.  

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его

на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать

его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому

своего народа. Изучение его традиций, усвоение морально-нравственных

норм поведения в обществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное

развитие, на его фантазию.

Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным

нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных

людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а

волшебные сказки, развивают не только фантазию, но и смекалку.

Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной

веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

Былинный эпос – это героическое повествование о событиях,

которые происходили в древности. И хотя былины не так просты

для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание

уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения

людей во все времена, на патриотизм славянского народа,

который несмотря не на что, оставался верным своей Родине и

всячески защищал её.

Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей.

Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё

совсем мал. Например малышу поются колыбельные песенки,

чтобы успокоить его, усыпить.

Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они и направлены на развитие у детей слуха,

речи, так, как в них используется особое сочетание звуков.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается

с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения.

Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая

и обогащая мир ребёнка.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной

мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребёнка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.

Детский фольклор необходим в работе не только музыкального руководителя, но и в работе воспитателя, педагогов дополнительного образования и логопедов, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.

А это позволяет им стать, по сути образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – игры взрослого с ребёнком.

Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, снегу, радуге).

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Загадки – в свою очередь это развитие сообразительности.

Скороговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие -то смешные стороны внешности ребёнка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в народных подвижных играх;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в наблюдениях;

- в беседах;

- в обучении правильному произношению;

На своих занятиях  я часто использую детский фольклор в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре приобретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают  быстроту движений, ловкость, сообразительность. Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки. А также любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. Свой опыт полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки, передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чём идёт речь.

Большую помощь в моей работе оказывают и родители.

В нашем дошкольном учреждении собрались дети с разных уголков России. И появилась возможность делиться разнообразным фольклорным материалом. Чтобы держать родителей в курсе событий, мы завели папку взаимосвязи: «Учимся фольклору вместе». В неё я записывала потешки, поговорки, считалки. Чтобы родители могли дома повторить этот материал со своим ребёнком. Благодаря совместной работе, у нас появились новые игры, а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они охотно предлагают игры, потешки своих бабушек и дедушек для обыгрывания, и дети с удовольствием принимают участие.

Детский фольклор закладывет основы  не только эстетического но и нравственного воспитания. Психология детей, основные законы детской логики, восприятие окружающего мира – всё это учтено в детском фольклоре, в педагогическом опыте народа.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности

Статья из опыта работы классного руководителя с учащимися коррекционной школы VIII вида. Младший школьный возраст- возраст, когда закладываются основы духовности личности, которая учится жить в мире и...

Программа по нравственно-эстетическому воспитанию детей.

Программа разработана для детей дошкольного и школьного возраста и включает в себя различные виды занятий по данному направлению....

Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности

Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных связей между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою деятельность с...

Программа «Нравственно – эстетическое воспитание младших школьников»

Изменения, пришедшие в школу  вместе с новым  веком, имеют  как  позитивные,  так  и  негативные  стороны. К позитивным следует  отнести повышенное  в...

Нравственно-эстетическое воспитание детей в начальной школе через восприятие живописи посредством игры и вовлеченности в процесс.

Данный материал  включает в себя  художественно-педагогические разработки, авторские игры и уникальные материалы , направленные на развитие у детей начальной школы чувства красоты и эстетики...

Консультации для воспитателей "Коллективное художественное творчество в детском саду ,как важный инструмент нравственно эстетического воспитания детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно эстетического воспитания детей дошкольного возраста"...

Статья на тему: Нравственно - эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через игру - драматизацию.

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу...