Методика оценки результативности обучающихся в объединении эстетической гимнастики с помощью фото- и видео материалов
методическая разработка на тему

Санцевич Анна Сергеевна

Методика использования медиаматериалов для оценки результативности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_otsenki_rezultativnosti.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Эстетическая гимнастика относительно молодой вид спорта, очень похожий на художественную гимнастику. Общими чертами эстетической и художественной гимнастики являются  развитие физических качеств гимнасток: силы, гибкости, координации и выносливости, воспитание морально-волевых и нравственно-эстетических качеств. Но, в отличие от  художественной, в эстетической гимнастике гимнастки выступают только в группе и только без предмета. Главной отличительной особенностью ЭГ является гармоничное развитие внешних форм и функций организма. Акцент в работе над соревновательной программой в эстетической гимнастике делается на артистизм и синхронность. Так как эстетическая гимнастика групповой вид спорта, количество гимнасток в команде варьируется от 6 до 12 человек, работа  над синхронностью, общими и индивидуальными ошибками трудоемкий процесс. Облегчить его можно с помощью использования видеоматериалов.

Методическая часть.

Отбора по внешним параметрам, природным данным, физическим качествам, как в спортивных школах. в отделении дополнительного образования нет. В объединении занимаются девочки разной комплекции, с различным уровнем развития физических качеств. Так же возможности для выступления у всех обучающихся тоже равны. После изучения разделов, во время которых девочки учатся базовым элементам, проводится тестирование, по итогам которого формируются команды. Для достижения наилучшего результата на конкурсах и соревнованиях в основную команду отбираются гимнастки с более высокими результатами тестирования. Чтобы выступать имели возможность все гимнастки, формируется команда Б, в состав которой входят обучающиеся с более низкими результатами тестирования. После формирования команд начинается работа над составлением и совершенствованием соревновательной композиции.

 Первым случаем применения фото- и видеоматериалов для оценки результативности является тестирование по итогам изучения базовых элементов. В процессе оценивания выполнения нормативов тестирования могут возникнуть спорные моменты: когда  почти все обучающиеся показывают примерно одинаковые результаты, выполняя нормативы  без грубых и значительных ошибок. В таком случае, выявление учащихся с наиболее высокими показателями требует детального рассмотрения исполнения.

Детальное рассмотрение начинается со сравнительного анализа фотографий учащихся, на которых зафиксированы основные фазы исполнения базовых элементов эстетической гимнастики. Роль в таком анализе могут сыграть амплитуда выполнения ли форма элемента, а также такие нюансы как недотянутая стопа, согнутая нога, неправильное положение руки или головы. При недостаточности анализа фотоматериалов может использоваться видеоанализ. С помощью видеоматериалов можно провести анализ техники выполнения элементов. Среди гимнасток с одинаковыми результатами по итогам сравнения фотоматериалов, сильнейшей считается та, техника выполнения которой гарантирует боле качественное и стабильное выполнение элементов.

Вторым случаем использования видеоматериалов является тренировочный процесс, а именно работа на совершенствованием отдельных частей композиции и целостного ее выполнения. В групповых выступлениях необходимо сдерживать свою индивидуальность, выполнять движения с единой амплитудой, скоростью, силой, высотой, дальностью, темпом. Единообразие, согласованность, четкость и слитность – вот основные слагаемые успешного выступления. Кроме этого важно добиться стабильности в исполнении взаимодействии и готовности к незапланированным действиям других гимнасток команды. Так, важнейшими задачами в работе над соревновательной композицией являются формирование единообразия и согласованности в исполнении всех технических действий на высоком исполнительском уровне и освоение взаимодействий, тренировка их стабильности и готовности к незапланированным действиям парт освоение взаимодействий, тренировка их стабильности и готовности к незапланированным действиям партеров. Учитывая специфику спорта, тренер должен обращать внимание на всех обучающихся, не упуская из виду ни одну гимнастку. Незамеченная несколько раз ошибка одной из обучающихся может перерасти в навык и повлечь за собой существенный и грубые ошибки и, как следствие, сбавки в оценки композиции. Так как увидеть всех гимнасток единовременно педагог не может, помогает просмотр видеозаписи. Данный способ выявления ошибок применяется для групповой работы и индивидуальной работы с каждой гимнасткой: выявление ошибок, их устранение и закрепление результата. При просмотре записи можно выявить не только ошибки обучающихся, но провести работу над ошибками синхронности – одного из важнейших компонентов композиции. Так же неоднократный просмотр видеозаписей процесса может помочь педагогу сделать наиболее рациональным взаимодействием гимнасток – попадание в двойки-тройки гимнасток со сходными внешними, физическими, техническими и психологическими данными. Результатом видеоанализа также может стать рациональное распределение трудных элементов между гимнастками с учетом их индивидуальных особенностей.  

Соревновательный цикл у гимнасток достаточно продолжительный и содержит два  вида промежуточного мезоцикла: восстановительно – поддерживающий и восстановительно – шлифовочный. В восстановительно – поддерживающем основной задачей является поддержание того уровня физической и технической подготовленности, который уже имеется и которого, как показывают результаты выступлений, достаточно.  В восстановительно – шлифовочном мезоцикле очень важно повысить уровень подготовленности гимнасток к предстоящим соревнованиям. В работе над совершенствованием могут использоваться не только видео материалы тренировочного процесса, но и видеоматериалы с выступлений. Анализ записей соревнований может помочь скорректировать работу педагога не только над физической и технической подготовкой обучающихся, но и психологической, так как психологическая подготовка – один из важнейших компонентов, определяющий успешность выполнения соревновательной композиции.

Для контроля уровня физической и технической подготовленности гимнасток используются контрольные испытания, проводящиеся в начале, середине и конце учебного года. Результаты испытаний помогают выявить недостатки в физическом и техническом развитии обучаемых, сосредоточить работу на их устранение. С помощью фото- и видеоматериалов можно отслеживать динамику повышения или понижения уровня подготовки. К примеру, некоторые гимнастки, показывающие более низкий уровень физической и технической подготовки, к середине или концу учебного года по итогам испытаний сравниваются или превосходят тех гимнасток, кто в начале года показывал более высокий уровень подготовленности.

Для повышения уровня развития команды на следующий учебный год используется видеоанализ итоговых выступлений предыдущего учебного года. Работа с видеоматериалами выступлений помогает сориентироваться в выборе музыкального сопровождения для следующей соревновательной композиции, подбора ее технического содержания, выделить ведущих и отстающих гимнасток команды, определить задачи работы на период летних каникул.

Особенно эффективным сравнением видеоматериалов, помогающим работе педагога и влияющего на достижение наиболее высших результатов, является сравнительный анализ видео итоговых выступлений нынешнего соревновательного цикла и предыдущих. Такой анализ помогает:

  1. Сформировать техническую базу, наиболее результативную для состава команды;
  2.  Подобрать музыкальное сопровождение того стиля, который будет раскрывать ведущие качества гимнасток;
  3. Выбрать тактику составления соревновательной композиции для достижения лучших результатов;
  4. Выявить тактику работы на время тренировочного и соревновательного циклов

Список литературы.

  1. Оценка результатов дополнительного образования детей / авт.-сост. Н.Ю. Конасова. – Волгоград : Учитель. – 121 с.
  2. Художественная гимнастика  / Учебник под ред. проф. Л.А. Карпенко. – Москва, 2003 – 382 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О рейтинговой оценке результативности и качества работы учителей

В целях исполнения постановления правительства Ростовской области от 30.09.2011 г. № 13 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 16.10.2008 г. № 506», постановления Ад...

Форма бланка. Разрешение родителей на использование фото и видео материалов с участием школьников в работе классного руководителя.

Из опыта работы. Разрешение на использование фото и видео материала с участием школьников в работе классного руководителя....

Карта педагогического мониторинга как форма оценки результативности воспинанников ОДОД

Выступление на VII Научной -методической педагогической Ассамблеи "аучно-методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности образовательных организаций Санкт-петербурга, экспериментальны...

Методика оценки уровня готовности обучающихся к учебному взаимодействию

Определение уровня готовности учащихся к учебному сотрудничеству Характеристика уровня готовности учащихся к учебному сотрудничествуна примере 4 класса общеобразовательной средней школы п.Томилин...

Портфолио как оценка результативности деятельности уч-ся

Статья посвящена внедрению такого инновационного средства оценки результативности деятельности учащихся как портфолио ученика. Рассмотрены особенности формирования  содержания и критериев оценива...

Положение о системе, критериях контроля и нормах оценки результативности обучения в начальной школе

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании в РФ", Методическим письмом Министерства образования РФ  №156/14-15 от 19.11.98г. «Контроль и оценка в начальн...