Разработка и реализация АООП
материал на тему
Информация может быть полезной педагогам, работающим с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение педагогов – психологов
Тема: Содержание деятельности педагога-психолога в реализации адаптированных образовательных программ с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Дата проведения: 01.02.2018 г.
Выступление по теме: «К вопросу о реализации АОП с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 79 ФЗ «Об образовании в РФ». Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Адаптированная образовательная программа
- Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра) (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определённого уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью её изменения в процессе обучения.
- Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учётом требований ФГОС соответствующего уровня.
Адаптированная образовательная программа
- АОП - единый документ, отражающий всю информацию о ребенке, определяющий
-специальные условия обучения
- общую стратегию и конкретные шаги педагогов и родителей в организации поддержки ребенка в освоении АООП, социальной интеграции и адаптации в социуме
- Цель АОП - обеспечение планируемых результатов в освоении АООП ДО, НОО (ООО), развитии и социальной адаптации
Способы адаптации образовательных программ (Джаней, Снелл, 2013)
1) Дополнения (дополнительные цели обучения) (вариант 1, вариант 2) Цели ООП не меняются!
• Коррекция познавательной сферы
• Коррекция поведения и др.
• Формирование навыков социального взаимодействия
2) Упрощения (упрощенные цели обучения) (вариант 3, вариант 4)
• Снижение числа целей
• Снижение уровня сложности
3) Альтернативы (альтернативные цели обучения) (вариант 4)
• Обучение функциональным навыкам
• Формирование жизненной компетенции
ВАРИАНТ 1, 2 Цели ООП не меняются!
Дополнительные цели обучения:
- Программа коррекционной работы (коррекционные цели и задачи)
- Адаптация оценки достижения, планируемых результатов
Форма оценки
•возможность адаптированного ответа;
•адаптированные тесты;
•адаптированные контрольные работы и диктанты.
Инструкции к заданиям также должны быть адаптированы.
Организационные условия
- увеличение времени;
- изменение обстановки (отдельно от класса, либо в классе с тьютором);
- особые приёмы организации процесса оценки достижений (наглядные опоры в виде алгоритма выполнения отдельных, наиболее сложных видов заданий и пр.).
- в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, при обучении детей с ОВЗ по вариантам 1 и 2 АООП, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.е. уровень обученности ребёнка с ОВЗ должен соответствовать уровню обученности нормально развивающегося сверстника, и, соответственно, не должно быть академических задолженностей по предметам.
- Администрация образовательной организации несет ответственность за создание и реализацию необходимых специальных условий образования обучающегося с ОВЗ, определенных в заключении ПМПК.
- Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу и специальные образовательные условия, рекомендуемые психолого-медико-педагогической комиссией, рассматриваются как междисциплинарная деятельность специалистов этой образовательной организации, направленная на оптимальное в соответствии с возможностями включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детей, и поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его обучения и воспитания.
Организация взаимодействия сотрудников образовательной организации в рамках реализации АОП
Администрация - функционал
Проектирование образовательного процесса с учетом разработки и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ:
- финансовое обеспечение реализации АОП;
- внесение изменений в существующие и разработка новых локальных нормативно-правовых и регламентирующих документов (Устав школы, ООП ОО, приказы, положения и т.д.);
- кадровое обеспечение реализации АОП (наличие кадров, повышение квалификации, стимулирование);
- обеспечение материально-технических условий (безбарьерной среды, специального учебного оборудования, оборудования для использования тех или иных приемов, технологий, информационно-коммуникативной среды);
- поиск необходимых ресурсов, социальное партнерство и сетевое взаимодействие (организация сотрудничества с ППМС-центрами, общественными организациями, учреждениями здравоохранения, социального обеспечения и др.);
- организация мониторинга эффективности деятельности специалистов
Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор)
- Разработка и реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана;
- отслеживание динамики развития обучающегося;
- оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых корректив;
- помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
- консультирование родителей
Учитель
- Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка:
- участие в разработке адаптированных образовательных программ;
- разработка рабочих программ по предметным областям с учетом образовательных потребностей и возможностей обучающихся;
- организация развивающей среды в классе;
- формирование у детей отношений сотрудничества, принятия;
- формирование у всех обучающихся учебной мотивации;
- применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;
- адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов (учебников, рабочих тетрадей и т.д.);
- выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ
Воспитатели группы продленного дня, педагоги дополнительного образования
- участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ;
- помощь учителю в решении задач социальной адаптации и формирования социальной компетентности детей, в том числе детей с ОВЗ;
- применение технологий обучения и воспитания, способствующих раскрытию творческого потенциала и самореализации детей, в том числе детей с ОВЗ
Воспитатель
Проектирование образовательного процесса с учетом реализации АОП, создание условий для развития потенциала каждого ребенка:
- участие в разработке адаптированных образовательных программ;
- разработка содержания образовательных областей с учетом образовательных потребностей и возможностей ребенка
- организация развивающей среды в группе;
- формирование у детей отношений сотрудничества, принятия ребенка с ОВЗ;
- применение технологий обучения и воспитания, отвечающих задачам развития всех детей и индивидуальных образовательных программ;
- адаптация содержания дидактических и методических материалов (заданий т.д.);
- выстраивание взаимоотношений сотрудничества с родителями обучающихся, в том числе детей с ОВЗ
Этапы разработки АОП для обучающегося с ОВЗ в образовательной организации
- Предварительный этап
Предварительная оценка особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ и запроса родителей
- Диагностический этап
- Проведение комплексного обследования ребёнка педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем – дефектологом, педагогами
- Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов развития
- Разработка
- Проектирование АОП
- Определение временных границ реализации АОП
- Четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!)
- Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты)
- Планирование форм реализации разделов АОП
- Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося
- Определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы
4. Реализация АОП
- Практическое применение АОП
- Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом;
- организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;
- организация мониторинга эффективности коррекционной работы
5. Анализ и коррекция
- Определение сроков и способов анализа и коррекции АОП
СТРУКТУРА АОП
1. Общие сведения
Ф.И.О. ребенка, возраст,
класс,
фио родителей,
фио педагога,
фио специалистов сопровождения (логопед, психолог, дефектолог),
Заключение и рекомендации ПМПК
Основная программа класса
Форма обучения
Срок реализации АОП
Наличие инвалидности
2. Заключение и рекомендации ПМП консилиума ОО
- основные особенности ученика по результатам диагностики,
- трудности формирования УУД,
- трудности формирования академических навыков в рамках предмета, (дефициты ребенка), их причины
- специфические условия, необходимых для освоения образовательной программы, развития и социальной адаптации для данного ребенка: временной режим, организация рабочего места, пространства школы класса, вспомогательные средства-план урока, раздаточные материалы и др., технические средства, спец дидактические материалы, форма и условия оценки достижений
3. Освоение предметных областей
Конкретные задачи по предметам
4. Формирование УУД
-индивидуальные планируемые результаты УУД на период
-результативность
–исполнители
5. Коррекционно-развивающая область
- направления деятельность
-индивидуальные планируемые результаты УУД на период
-результативность
-исполнители
- формы работы
6. Работа с родителями (законными представителями)
- направления деятельность
- планируемые результаты на период
-формы работы
-частота
Первый вариант (вариант 1) предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья и в те же сроки обучения.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО для типично развивающихся сверстников.
В случае возникновения трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ содержания АООП НОО педагог-дефектолог может оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В итоге предметные результаты, при правильно созданных специальных условиях, должны соответствовать результатам других учеников класса.
Второй вариант (вариант 2) предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, но в пролонгированные сроки. Обязательные предметные области учебного плана соответствуют требованиям ФГОС НОО для типично развивающихся сверстников.
Основные задачи реализации содержания предметных областей могут быть адаптированы, растянуты во времени, дополнительно проработаны в отдельных коррекционных курсах, но в конечном итоге должны соответствовать результатам, сопоставимым по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья
Разработка и реализация адаптированных образовательных программ воспитанников с ОВЗ
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
- Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155
- Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14 ноября 2013 года рег. № 30384
Основные принципы ФГОС дошкольного образования
- Поддержка разнообразия детства
- Сохранение уникальности и самобытности детства
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников)
- Уважение личности ребенка
- Реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры познавательной и исследовательской деятельности
Задачи дошкольного образования
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
- Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования,
- Формирование общей культуры личности детей,
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Поддержка разнообразия детства
- Создание примерных АООП дошкольного образования
- Разработка АОП дошкольного образования для детей с ОВЗ
- Создание доступной образовательной среды, включающей предметно-пространственную
Индивидуализация дошкольного образования
Поддержка инициативы и самостоятельности детей путем содействия и сотрудничества с взрослыми и детьми (с участием родителей), построенной на основе индивидуализации и направленного на освоение социокультурного опыта, формирование познавательных интересов и познавательных действий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к составлению и реализации АООП НОО ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Основной за...
КАРТА индивидуального развития школьника и реализации АООП
КАРТАиндивидуального развития школьника и реализации АООП...
Карта индивидуального развития школьника и реализация АООП
Карта индивидуального развития школьника с умственной отсталостью....
КАРТА индивидуального развития школьника и реализации АООП
Индивидуальный маршрут учащегося 3 класса с тяжелым нарушением речи (ТНР 5.2)...
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК РАННЕГО РАЗВИТИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АООП ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материал представляет практический опыт работы в условиях инклюзивного образования...
Создание условий для реализации АООП
Создание условий для реализации АООП...
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание специальных условий получения образования для обучающихся с ОВЗ
Нормативно-правовая база. На что обратить внимание в содержании АООП...