ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК РАННЕГО РАЗВИТИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АООП ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (3 класс)

Труханович Ирина Владимировна

Материал представляет практический опыт работы в условиях инклюзивного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИК РАННЕГО РАЗВИТИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АООП ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                         Труханович Ирина Владимировна

                                                         МБОУ "Средняя школа № 20"

                                                          г.  Норильска, Красноярского края,

                                                          учитель начальных классов

                                                          высшей квалификационной      

                                                          категории

На современном этапе в мировом сообществе изменились подходы к образованию и к социокультурной политике в целом. Эти изменения вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним относится и  понятие «инклюзивное образование», которое рассматривается как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи, обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Основой государственной образовательной политики Российской Федерации является развитие специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, выбора оптимальных средств помощи такому ребенку. Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов», Закон Российской Федерации «Об образовании», Типовое положение «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» образуют правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки данной части населения.

Проблемы остаются и сегодня, их еще очень много. Одной из проблем является разработка технологии интегрированного и инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями. В нашей школе, как и во многих других образовательных учреждениях, возникла необходимость внедрения эффективных технологий для обучения таких детей. Так, три года назад,  решением ТПМПК г. Норильска Красноярского края ученице 1 класса школы, повторно проходящей курс обучения, был присвоен статус "Обучающийся с ОВЗ" и рекомендована АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью. Была изучена специальная литература по данному вопросу.

Исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.

Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом. У умственно отсталых детей имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, нарушения взаимодействия сигнальных систем. И как следствие — аномалия психического развития ребенка. Эти нарушения наблюдались и  у  нашей ученицы:

 —недоразвитие познавательных процессов, и прежде всего — восприятия; узость объема восприятия, фрагментарный характер  и низкая активность этого процесса приводила к замедленномуосмыслению нового учебного материала по всем предметам; девочке требовалась постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал;

—познавательные интересы в учебной сфере не были сформированы, ученица не могла контролировать своё поведение, легко возбуждалась, была  чрезмерно разговорчива;

— мышление бессистемное, при котором вычленяются лишь наиболее заметные части предметов, не устанавливаются связи между отдельными частями предметов и отдельными предметами;

—память развита крайне слабо, учебный материал ученица  запоминала медленно, с трудом давалось заучивание стихотворений наизусть; девочка быстро забывала то, что учила, при воспроизведении заученного материала допускала смысловые ошибки.

— испытывала трудности в воспроизведении образов-представлений: фрагментарность образов мешает развитию познавательной деятельности;

— имела дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической);  был затруднен звукобуквенный анализ и синтез, восприятие и понимание речи; у девочки крайне бедный словарный запас.

—недостатки внимания: слабая устойчивость, трудности распределения, низкая переключаемость; особенно страдает произвольное внимание: если работа неинтересная, ученица ее просто бросала; она не могла долго ни на чем сосредоточиться.

—  имелись нарушения деятельности:  отсутствие навыков учебной деятельности, недоразвитие целенаправленности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности; неумение соотнести получаемые результаты с ранее поставленной задачей и оценить результат; некритичность к своей работе.

Девочка не умела читать. Обучаясь второй год, она знала не все буквы. Она  умела списывать с письменного текста (срисовывать), не могла писать под диктовку.

          До поступления в школу обучающаяся  не посещала детский сад.  Запас представлений об окружающем мире был очень ограничен. Осведомленность о себе и своей семье недостаточная.  

Ученица часто пропускала занятия в школе без уважительной причины. Ситуация осложнялась тем, что девочка воспитывается в билингвистической семье. Родители не владеют русским языком в достаточной мере, чтобы оказать помощь дочери в учении. В семье попустительский стиль воспитания, отсутствует постоянный контроль.  Родители отказываются сотрудничать в вопросах воспитания и обучения дочери.

          Все эти особенности детей с лёгкой умственной отсталостью носят стойкий характер, потому что являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов и др.). Эти проблемы отразились и на формировании познавательной сферы ребенка.

Перед нами встала задача, как организовать обучение девочки, чтобы добиться положительной динамики. Поэтому мы посчитали целесообразным применение методик раннего развития для компенсации имеющихся нарушений. В своей практике мы опирались на разработки таких талантливых педагогов, как Гленн Доман, Мария Монтессори, Борис Никитин. Применение данных методик позволило добиться положительных результатов, несмотря на то, что ранним это развитие назвать нельзя.

При обучении чтению были использованы элементы методик раннего развития,  наиболее эффективные и доступные в применении.

1. Знакомство с буквами, через создание образа буквы с опорой на сенсорное восприятие. Мы лепили буквы из пластилина и солёного теста, выкладывали из пуговиц и счётных палочек, рисовали на подносе с манной крупой, использовали книгу, в которой буквы нужно было вложить в специальные прорези, чтобы получилось слово. Играли в игры "Узнай на ощупь", "Буква сломалась".

2. Научить читать  слоги помогло пособие "абак" с  подвижными полосами. Когда двигается полоска с гласными буквами, согласная буква остаётся неизменной. Это помогает ребёнку прочитать слияние, не допуская раздельного прочтения звуков, которые потом сложить вместе трудно.

3. Отработать чтение слогов помогла слоговая таблица слогов - слияния и открытых слогов. На этом этапе девочка почувствовала успех, стала с удовольствием заниматься.

4. Одновременно с обучением чтению слов в азбуке, были созданы презентации по разным темам, используя методику Гленна Домана. Принцип действия методики заключается в том, что ребёнок воспринимает не отдельные буквы и слоги, а слово целиком, запоминая зрительный образ слова. Слово пишется крупными буквами, используя тёмно-зелёный цвет для букв согласных звуков, красный для гласных. На следующем слайде была представлена картинка, которая способствовала восприятию и запоминанию слова. Старались подключить и сенсорное восприятие, обратиться к жизненному опыту ребёнка, чтобы образовались связи, способствующие запоминанию.

Для развития памяти применяли приёмы заучивания коротких стихотворений (Приложение 1).  Так как девочка быстро забывала то, что учила накануне, мы завели тетрадь, куда  записывали или вклеивали стихи, а ученица рисовала иллюстрацию к стихотворению. Ежедневно мы повторяли одно-два стихотворения. Сначала большого труда стоило добиться стойкого запоминания даже двух строчек, но постепенно возможности девочки развивались. Периодическое возвращение к ранее выученным стихотворениям помогло развивать долговременную память.

Формирование математических представлений строилось на использовании предметной деятельности. Счёт в пределах 20 проводился с опорой на счётные палочки. При обучении счёту в пределах 100,  сначала десятки мы связывали резиночками для плетения, затем перешли на модели десятков и единиц, выполненных из картона. Это же пособие помогло девочке понять соотношение между единицами измерения длины-сантиметром и дециметром.

Использование развивающей игры "Сложи квадрат" по методике Б.Никитина способствовало развитию пространственных и геометрических представлений.мышления.          

      Запомнить правильное написание словарных слов помогает приём, когда букву, требующую запоминания, ребёнок рисует в виде образа - картинки. Этот приём служит развитию творческого восприятия для создания предметного образа.

Для формирования навыков учебной деятельности, развития умения ставить цель, планировать, действовать по алгоритму, оценивать результат оказался эффективным приём пошагового выполнения поделок из пластилина. Пластилин замечательный материал, так как даёт возможность исправить ошибку, благодаря своей пластичности.

При занятиях по ознакомлению с окружающим миром максимально задействовали сенсорную сферу: тактильные ощущения, обоняние, музыкальные образы и т.п. Американский нейробиолог Джон Медина в книге "Правила развития мозга вашего ребёнка" пишет, что чем лучше мы сможем объяснить значение, чем больше жизненных примеров приведем, и чем ярче будет контекст, тем лучше мы запомним информацию. Это означает, что лучший способ обучения – одновременная стимуляция нескольких органов чувств.

Учеными установлена прямая связь между наличием социально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и учебной.[7, с.43]

Была проделана колоссальная работа по преодолению негативизма родителей ученицы, привлечение их к сотрудничеству. Потребовалась целенаправленная работа учителя по формированию благоприятного микроклимата в классе, принятия "особого" ребёнка и детьми, и их родителями, и другими педагогами, работающими в данном классе.

Использование приёмов и методик  раннего развития при работе с умственно отсталыми детьми  позволило добиться результативности при реализации АООП.

На данный момент девочка имеет положительную      мотивацию к обучению, с удовольствием ходит в школу, всегда с радостью остаётся на дополнительные занятия. На уроках активна, часто поднимает руку, любит выходить к доске, выполнять посильные задания. Ученица хорошо считает в пределах 20 устно, может считать до 100 и обратно, складывать и вычитать в пределах 100  столбиком. Может сравнивать числа и числовые выражения.  Трудность представляет понимание условия задачи,  решение задач, выбор действия. Владеет простейшими геометрическими понятиями, умеет находить периметр и площадь прямоугольника. Решает простые уравнения под руководством учителя. Темп чтения 60 слов в минуту. При чтении допускает ошибки в произношении слов, ударении. Прочитанное понимает, на вопросы по прочитанному может  ответить при поддержке учителя. Может пересказать текст  по наводящим вопросам. При индивидуальном взаимодействии с учителем может найти в тексте ответы на вопросы.  Пишет под диктовку медленно.Применяет простейшие орфографические  правила(написания имён собственных с заглавной буквы, оформления на письме предложений). При коллективной работе в классе – темп работы медленный, часто отвлекается, допускает много ошибок. Показывает хорошие результаты при индивидуальной работе с учителем. В  3 классе девочка с удовольствием начала принимать участие в дистанционных специализированных конкурсах для детей с ОВЗ.

В рамках данной работы был разработан педагогический мониторинг эффективности реализации АОП, который  реализовывался по следующим направлениям: количество пропусков учебных занятий, отслеживалась техника чтения, результативность по четвертям за основные виды контрольных работ: словарный диктант, контрольная работа по математике, контрольный диктант по русскому языку, работы по развитию речи (сочинения, изложения) (Приложение 2).

Необходимо обозначить и проблемы, с которыми сталкиваются общеобразовательные учреждения, педагоги в процессе работы с детьми с ОВЗ. Одна из основных проблем состоит в том, чтопрактически вдвое увеличивается нагрузка на учителя. Успешность реализации адаптированной программы полностью зависит от потенциала педагога.

 «Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:если достаточно гибок и толерантен;уважает индивидуальные различия;умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;согласен работать в одной команде с другими учителями;ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы» [9, c.1].

Значимой проблемой является также создание специальных условий для инклюзивного образования. Общеобразовательные школы в основной массе не приспособлены для обучения детей с ОВЗ. Нет помещений для индивидуальных занятий, не достаточно оборудования и пособий для обучения.

Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся, функционирующая сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ. Поэтому сегодня корректно  говорить о функционировании всех видов образования лиц с ОВЗ: традиционного, реализуемого в сети компенсирующих и комбинированных ОУ; интегрированного; инклюзивного.

Таким образом, реализация разных подходов к образованию является мощным стимулом для его развития и модернизации.

Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзивное образование стало частью современной жизни. Это включение не только в образование, но и в социум всех без исключения, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.

Библиографический список:

  1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)-ст. 23.1
  2. С.Я. Рубинштейн "Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей"- М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» /Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: ООО «Аспект», 2005. - 448 с.
  4. Зайцева И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г., Румега Н. А., Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 304 с.
  5. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений / Сост. и авт. коммент. Ф.Ф.Водоватов, Л.В.Бумагина. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 184 с.
  6. Ульенкова У.В. "Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии" М., 2005.-176 с.
  7. Маркина И.П. -«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья  в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»- https://nsportal.ru/
  8. Котова С.А. «Проблемы инклюзивного образования», –Информационно-аналитический журнал «Аккредитация в образовании» –http://www.akvobr.ru

9.  А.А. Плигин "Что делать, чтобы ваш ребёнок запомнил словарные слова"

10. Б.П. Никитин "Интеллектуальные игры"

Приложение 1.

Стихи для заучивания наизусть

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он.

Кто не верит - выйди вон!

Бежит зайка по дороге,

Да устали сильно ноги.

Захотелось зайке спать.

Выхожу тебя искать.

На лужок пришли бельчата,

Медвежата, барсучата.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок.

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Купили Егорке

Салазки для горки.

Всю зиму Егорка,

Катайся на горке!

Котик ниток клубок

Укатил в уголок,

Укатил в уголок

Котик ниток клубок.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила.

Прямо в речку угодила.

Кто не верит, это он,

Выходи из круга вон.

Шёл баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот водить пойдёт!

                                                                                                      Приложение 2.

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ

  1. Пропуски учебных занятий:

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

1

14

9

12

3

38

2

2

-

-

-

2

3

-

-

-

4

  1. Техника чтения:

Класс

(норма)

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 (40-45)

-

-

-

-

1 (40-45)

-

4

9

15

2 (55-60)

27

40

49

57

3 (75-80)

55

57

60

4 (105-115)

  1. Результаты контрольного словарного диктанта:

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

1

2

2

3

4

4

3

3

4

4

4

4

  1. Результаты работ по развитию речи (сочинение, изложение)

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

1

2

-

-

З/2

3/3

3

3/3

4/4

4/3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация урока математики для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС.

Данный материал составлен в виде методических рекомендаций и будет полезен учителям школы психолого педагогической поддержки....

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения  детей с ограниченными возможностями, раз­личных категорий является одним из ведущих дефектоло­гических принц...

Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....

Конспект психокоррекционного занятия «Развитие ориентировки в пространстве» для обучающихся с умственной отсталостью (легкими интеллектуальными нарушениями)

Восприятие и осознание пространственных отношений — необходимое условие адаптации организма к среде существования. Пространственные характеристики есть не что иное, как установление от...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей с умственной отсталостью (легкой степени)

Технологическая карта по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)...

Картотека дидактических игр и упражнений для развития когнитивных процессов у учащихся начальных классов с легкой степенью умственной отсталости

Собраны дидактические игры и упражнения для развития когнитивной сферы у детей с лёгкой умственной отсталостью в начальной школе....