Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание специальных условий получения образования для обучающихся с ОВЗ
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Нормативно-правовая база. На что обратить внимание в содержании АООП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_aoop.pptx | 116.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание спец. условий получения образования для обучающихся с ОВЗ Категории обучающихся с ОВЗ определены в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» * , а именно: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие * ОСНОВАНИЕ: Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 79 п. 5 ВАЖНО!!! АОП – локальный нормативный документ образовательной организации. Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разрабатывается АОП.. Механизм (порядок) разработки и утверждения АОП регламентируется образовательной организацией самостоятельно * . Механизм (порядок) разработки и утверждения АОП закрепляется в локальном нормативном акте образовательной организации, предусматривающем процедуры внесения изменений и дополнений * .
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание спец. условий получения образования для обучающихся с ОВЗ Варианты примерных АООП начального общего образования Категория детей с ОВЗ Варианты АООП Глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие и позднооглохшие 2.1, 2.2, 2.3 Слепые 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3 С тяжелыми нарушениями речи 5.1, 5.2 С нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 С задержкой психического развития 7.1, 7.2 С расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в котором есть 2 варианта примерной АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (таблица 2). В процессе освоения программы у детей с интеллектуальными нарушениями развиваются базовые учебные действия. В каждом индивидуальном случае результаты зависят от динамики развития, от потенциальных возможностей ребенка, от медицинских показателей. Система оценки разделена на минимальный и достаточный уровни усвоения базовых учебных действий.
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание спец. условий получения образования для обучающихся с ОВЗ Вариант АООП Шифр по МКБ-10 ИПР/ИПРА Объем контрольно-развивающего обучения, часы Вариант 1. Обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) F -70 Степень ограничения (1, 2, 3) В неделю — 6. За 9 лет — 1830. За 12 лет — 2442. За 13 лет — 2640 Вариант 2. Обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития F71, 72, 73 сочетание с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы различной степени тяжести Варианты АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание спец. условий получения образования для обучающихся с ОВЗ Что такое МКБ-10, ИПР и ИПРА Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (англ. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems ) — ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. Периодически — раз в десять лет — ее пересматривают под руководством Всемирной организации здравоохранения. Международная классификация болезней (далее — МКБ) — нормативный документ, который обеспечивает единство методических подходов и международную сопоставимость материалов. В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра —МКБ-10. ИПР — индивидуальная программа реабилитации инвалида, она дополняет АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность. ИПРА —индивидуальная программа абилитации .
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание спец. условий получения образования для обучающихся с ОВЗ На что обратить внимание в содержании АООП Целевой раздел АООП В целевом разделе находится пояснительная записка, где можно использовать содержание АООП. Прочитайте все АООП на сайте fgosreestr.ru . Обратите внимание на описание планируемых результатов и систему оценки достижений обучающимися определенных категорий. В этой части необходимо отталкиваться от тех стартовых возможностей, с которыми дети пришли в школу. Чтобы включить планируемые результаты в систему оценки достижений, необходимо пройти апробацию, показать свои наработки в этой области. При введении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ школа разрабатывает внутренний локальный акт, в котором отражает систему оценки достижений обучающихся с ОВЗ. В настоящее время нет контрольно-измерительных материалов. Поэтому ОО должна решить, как будет проходить оценка достижений в освоении предметных компетенций, академической составляющей, жизненных компетенций. Грамотно этот раздел может написать группа специалистов, во главе с администрацией ОО после подробного изучения АООП. При разработке критериев оценки жизненных компетенций обучающихся с нозологиями необходимо понимать, через какие деятельностные формы, какие процедуры выстраивают эту систему. При организации обучения ребенка с ОВЗ в массовой школе в условиях инклюзивного образования следует больше внимания уделять методике работы, подходам к формированию компетенций, адекватному представлению о своих возможностях. Важна обратная связь от родителей (законных представителей). Многое зависит от контрольно-измерительных мониторинговых материалов, которые помогут выявить результаты взаимодействия педагог — учебный предмет.
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание спец. условий получения образования для обучающихся с ОВЗ На что обратить внимание в содержании АООП Содержательный раздел АООП В ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включили программу формирования универсальных учебных действий (далее —УУД) у обучающихся с ОВЗ и базовых учебных действий (далее — БУД) в зависимости от варианта АООП начального общего образования. Перенос УУД и БУД в другие виды деятельности, их трансформация и использование в дальнейшем в жизненных компетенциях во многом зависит и от возможностей ребенка. Поэтому организуйте постоянное наблюдение за изменениями в развитии учеников и проводите мониторинги динамики развития и обучения каждого особого ребенка. Содержательный раздел включает программу учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, духовно-нравственного развития.
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание спец. условий получения образования для обучающихся с ОВЗ На что обратить внимание в содержании АООП Организационный раздел АООП Включает учебный план, организацию специальных образовательных условий: финансы, кадры, материально-техническое обеспечение, организационные вопросы.
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание спец. условий получения образования для обучающихся с ОВЗ Какие специалисты реализуют АООП Педагогические работники и специалисты, которые реализуют АООП, либо имеют профессиональную переподготовку в области инклюзивного образования, либо повышали квалификацию по проблеме реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ не менее 72 ч. Эффективность организации обеспечения достойной образовательной среды для лиц с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогическое сопровождение зависит от того, насколько грамотно и слаженно взаимодействует педагогический коллектив. В зависимости от АООП школе необходимы специалисты, чтобы помочь обучающемуся с ОВЗ в образовательной деятельности:
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание спец. условий получения образования для обучающихся с ОВЗ для глухих обучающихся — учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог- психолог, социальный педагог; для слабослышащих и позднооглохших обучающихся — учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог, социальный педагог; для слепых обучающихся — учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель- логопед, педагог-психолог, социальный педагог; для слабовидящих обучающихся — учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог; для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи — учитель-логопед, педагог- психолог, социальный педагог; для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата — учитель- дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, ассистент (технический помощник); для обучающихся с задержкой психического развития — учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог; для обучающихся с умственной отсталостью — учитель-дефектолог, учитель- логопед, педагог-психолог, социальный педагог; для обучающихся с расстройством аутистического спектра — учитель- дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатель ( тьютор — одна ставка на 5–8 детей на период адаптации к ОО.
Реализация АООП для обучающихся с ОВЗ и создание спец. условий получения образования для обучающихся с ОВЗ Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах Урочная деятельность (аудиторная недельная нагрузка) Внеурочная деятельность <***> Начальное общее образование 1 (1 дополнительный) 21 до 10 2 - 4 (5 <*> , 6 <**> ) 23 до 10 Основное общее образование 5 29 до 10 6 30 до 10 7 32 до 10 8 - 9 33 до 10 Среднее общее образование 10 - 11 (12) 34 до 10 Примечание: <*> 5 класс - для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра. <**> 6 класс - для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра. <***> Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни. Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ
Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в год Всего I II III IV Обязательная часть Язык и речевая практика Русский язык 99 102 102 102 405 Литературное чтение 99 136 136 136 507 Речевая практика 66 68 68 68 270 Математика Математика 99 136 136 136 507 Естествознание Мир природы и человека 66 34 34 34 168 Искусство Музыка 66 34 34 34 168 Рисование 33 34 34 34 135 Технология Ручной труд 66 34 34 34 168 Физическая культура Физическая культура 99 102 102 102 405 Итого: 693 680 680 680 2 733 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 102 102 102 306 Язык и речевая практика Русский язык 34 34 34 102 Технология Ручной труд 68 68 68 204 Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 693 782 782 782 3 039 Модельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Направление внеурочной деятельности Реализуемая программа Количество часов (по годам обучения) Всего Ι ΙΙ III IV Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): Ритмика 2 2 2 2 8 Логопедические занятия 3 3 3 3 12 Психокоррекционные занятия 2 2 2 2 8 Спортивно-оздоровительное ЛФК 1 1 1 1 4 Социальное Социально-бытовая ориентировка 1 1 1 1 4 Нравственное Творческая мастерствая 1 1 1 1 4 Общекультурное Всего за неделю 10 10 10 10 40 Всего за год 330 340 340 340 1350 ИТОГО за 4 года по классу 1350 ВСЕГО за 4 года 1350* n , где n – количество классов ВАЖНО!!! содержание коррекционно-развивающей области определяется ФГОС ОВЗ в зависимости от варианта реализации АОП отводимое количество часов на изучение области – не менее 5 !!! ВАЖНО!!! направления определяются ФГОС ОВЗ в зависимости от варианта реализации АОП отводимое количество часов на реализацию – не более 5!!!
Глухие обучающиеся : Не более 2 глухих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 глухом не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся. Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся : Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся и т.д. Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата : Не более 2 обучающихся с НОДА в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА - не более 20 обучающихся, при 2 - не более 15 обучающихся. КОМПЛЕКТОВАНИЕ КЛАССОВ (ГРУПП) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ:
КОМПЛЕКТОВАНИЕ КЛАССОВ (ГРУПП) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ: Слепые обучающиеся : Не более 2 слепых обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся. Слабовидящие обучающиеся : Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем - не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ): Не более 5 обучающихся с ТНР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ КЛАССОВ (ГРУПП) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ: Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР): Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса - не более 25обучающихся. Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС): Не более 2 обучающихся с РАС в классе в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с РАС - не более 20 обучающихся, при 2 обучающихся с РАС - не более 15 обучающихся. Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 12 обучающихся – III вариант, 5 обучающихся – IV вариант.
Какие нормативные и правовые акты регламентируют образование детей с ОВЗ Нормативное и правовое регулирование образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ Нормативный правовой акт Как реализуется Статья 79 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Регламентирует получение образования обучающимися с ОВЗ Статья 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Утверждает новую форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, которую оформляют в бюро медико-социальной экспертизы Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы, и их форм, утв. Приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н Закрепляет санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания для обучающихся с ОВЗ
Какие нормативные и правовые акты регламентируют образование детей с ОВЗ Нормативное и правовое регулирование образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ Нормативный правовой акт Как реализуется СанПиН 2.4.2.3286–15 от 10.07.2015 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Закрепляет санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания для обучающихся с ОВЗ Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 Регламентирует деятельность психолого-медико - педагогической комиссии (далее — ПМПК). Деятельность ПМПК: 1. Выявлять детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии, и (или) отклонениями в поведении. 2. Проводить их комплексное обследование. 3. Готовить рекомендации для их обучения и воспитания. 4. Подтверждать, уточнять или изменять ранее данные рекомендации Письмо Минобрнауки России от 27.03.2000 № 27/901–6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» Организует работу ПМПк в школе
Какие нормативные и правовые акты регламентируют образование детей с ОВЗ Нормативное и правовое регулирование образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ Нормативный правовой акт Как реализуется Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» Рекомендует комплексное психолого- педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в ОО Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 Регулирует образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в т. ч. особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ОВЗ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 Регламентирует образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, в т. ч. особенности образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ
Какие нормативные и правовые акты регламентируют образование детей с ОВЗ Нормативное и правовое регулирование образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ Нормативный правовой акт Как реализуется ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 и Письмо от 20 февраля 2019 г. N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью», где даются разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью Школа учитывает при составлении АООП для обучающихся с ОВЗ основные задачи реализации содержания предметных областей и реализует инклюзивную форму обучения в классе совместно с учениками, которые не имеют особенностей в развитии, по тем же учебникам и в те же сроки ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.01.2014 № 1598 Регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 Регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Специальные условия получения образования детей с ОВЗ"
Дети с ОВЗ (ограничение возможности здоровья) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоение образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания....
Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ(презентация)
Материал к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Адресован учителям, начинающим работать с данной категорией де...
Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ
Материалы семинара "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Семинар адресован педагогам, начинающим работать с детьми с тяж...
Создание специальных условий, для детей с нарушением зрения, в условиях общеобразовательной начальной школы.
Нарушение зрительного анализатора затрудняет получение и понимание детьми информации об окружающей его действительности, вследствие чего у школьника обнаруживается значительный дефицит словарного запа...
Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ
1. Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ;2. Нормативная правовая база;3. Общие положения интегрированного обучения;4. Систе...
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV межрегиональной конференции, Пакеева А.С, Дылыкова Д.Г,
Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы сборник научно-практических материалов IV ...
"Особенности определения специальных условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР"
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость гобу...