Междисциплинарное обобщение
материал по теме

Представлены основные структурные части темы: характеристика понятий, задачи, этапы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В обучении монологической речи в методике приняты два пути: «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст; «путь снизу», где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.

   «Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.

· знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ)

· передача содержания текста (от лица одно из персонажей)

· изменение ситуации 

«Путь снизу»  предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу.

 · высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания)

· этап установления текстовых и логических связей между высказываниями

· учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку

В процессе обучения у младших школьников  происходит усложнение  и устного, и письменного высказывания.

 Этапы работы над монологическим высказыванием.

1. Высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы.  (Это не говорение). Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет.

2. Обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание Наш класс большой. Наш класс чистый плохо, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Наш класс большой. В нашем классе четыре окна хорошо. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

3. Новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения, аргументации.совершенствования навыков, Следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием (микромонологом). На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества. )

 

Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию.

Содержательные

словесные (вербальные)

изобразительные

· Текст (зрительно)

· Текст (аудитивно)

· Микротекст (зрительно)

· Микротекст (аудитивно)

· План

· Логикосинтаксическая схема

· Кинофильм

· Диафильм

· Картина

· Серия рисунков

· Фотография

Смысловые

· Слова как смысловые вехи

· Лозунг

· Афоризм, поговорка

· Подпись

· Диаграмма, схема, таблица

· Цифры, даты

· Символика

· Плакат

· Карикатура

 Целенаправленная и систематическая работа по формированию монологической речи способствует значительному росту умения правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков на тему "Подготовка и написание сочинения «Зимой в лесу»,технология междисциплинарного обучения /русский язык, окружающий мир, литературное чтение/

Технология междисциплинарного обученияСочинение «Зимой в лесу»     Это образовательно-развивающая технология обучения, которая позволяет решать задачи творческого развития личности в ед...

открытый урок по МДО(междисциплинарное обучение).Сказки Пушкина по-разному влияют на людей и вдохновляют на творчество.

Данный урок проводится по развивающему курсу МДО(междисциплинарное обучение). Можно этот урок провести как обобщающий по теме "Творчество А. С. Пушкина" на уроке литературного чтения или внеклассного ...

Междисциплинарный подход в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

В статье рассмотрена актуальность проблемы обучения детей с СДВГ  в условиях ФГОС. Дана психологическая характеристика данных детей, освещена организация работы специалистов: психолога, учит...

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБОБЩЕНИЕ.

ЭССЕ НА ТЕМУ: "СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ. ПЕРЕЗАГРУЗКА"....

Междисциплинарное обобщение

Междисциплинарное обобщение...

Междисциплинарное обобщение

Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у учащихся целостной картины мира....