Блок уроков на тему "Подготовка и написание сочинения «Зимой в лесу»,технология междисциплинарного обучения /русский язык, окружающий мир, литературное чтение/
методическая разработка (2 класс) по теме

Хисамутдинова Затия Аседулловна

Технология междисциплинарного обучения

Сочинение «Зимой в лесу»

     Это образовательно-развивающая технология обучения, которая позволяет решать задачи творческого развития личности в единстве с осуществлением общеобразовательных задач: усвоением необходимых знаний, умений и навыков, как предусмотренных традиционной программой, так и выходящих за её пределы. Наблюдения за учащимися свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы для полного раскрытия и развития индивидуальности ребёнка, его интеллектуального и творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Конспект  учебного  занятия по русскому языку

Город:  Магнитогорск

ОУ  №  65

Учитель:  Хисамутдинова Затия Аседулловна

Класс:  2 – «в»

Тема  учебного  занятия: Подготовка к сочинению.

Продолжительность  учебного  занятия:  45  мин.

Тип и вид  учебного  занятия:  Тренировочный урок. Урок развития речи.

Цели:

           -формировать умение строить текст по теме, по плану;

           -умение находить, пользуясь памяткой, ошибки в тексте.

           - научить детей чувствовать слово, его красоту, значение, его уместность.

           - выявить межпредметную связь данной темы.

           -формирование навыков самоанализа, орфографической зоркости.    

           - воспитывать самостоятельность, творческую активность, увлечённость, любовь и внимание к природе.

Оборудование:  Презентация «Зима в полотнах художников»

                            Презентация «Подготовка к сочинению»

Дидактические  материалы  к  учебному  занятию: Тетради для творческих работ.

                                                                                       Тексты, памятки.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Проверка готовности детей к уроку.

2.Объявление темы урока:

Притча “КРАСОТА”

В.А. Сухомлинский

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.

Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.

Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:

– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.

А человек с холодным сердцем сказал:

– Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!

– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…

– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, –  возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.

Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.

Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.

Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

– Да, крепкий камушек….


– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту? А что мешает?

(Ответы детей)

– Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

(Ответы детей)

– А что ему помогло?

– А вам приходилось видеть красоту зимы на своем пути?

(Ответы детей)

- Ребята, мы сегодня ведём подготовку к сочинению, будем работать с различными текстами, и работа на этом уроке очень важная.

 ( Слайд 1)

3.Определение темы сочинения.

- Сначала определимся, о чем будем писать в сочинении. Я вам называю три опорных слова, а  вы сформулируйте тему.

             снег мороз лёд (Слайд 2)

 -  о зиме   

4. Выявление межпредметной связи

-Ребята, о зиме мы говорим на многих уроках. На каких? Почему эти предметы изучают зиму?

-Окружающий мир, чтение, музыка, рисование, русский язык.

- Да, сказочная русская зима вдохновила на создание великолепных произведений искусства художников, поэтов, композиторов. Давайте представим себе картину: «Идет снег».

- композитор и поэт

Сурикова, Прищельца тоже о том, как падает снег.

1. Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

2. Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

3. Робкой потревоженной пушинкой

Падает над городом снежинка

Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,

Ах, и до чего же она красива.

Марина Басова исполняет песню: «Снежинки кружатся»

И конечно же, под эту музыку хочется превратиться в снежинки и покрутиться. роняя на пол бумажные снежинки.

-Ребята, все они по-своему увидели и по-разному описали это явление природы.  Мы к ним еще вернемся.

  - художник

Просмотр полотен художников  о зиме под музыку Vivaldi_Season-4_Perlman_2p (Слайд 2) Вот на полотнах художников изображено царство снега. Художника К.Ф. Юона называют поэтом русской зимы. Он создал замечательную картину «Русская зима». Художник сам признается «…белизна снежных покровов родной зимы дают мне самые дорогие для меня переживания и краски …».

  - Ребята какие чувства вызывает у вас зима? Да, нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России.

  - Можем ли мы согласиться с тем, если зима - природное явление, пусть изучает его только наука о природе?

  - Да, ребята, сказать о зиме только как о природном явлении, значит, не сказать о зиме ничего.

  - Тогда я свой вопрос поставлю по-другому. Но для этого нужно сначала поработать над текстами. Их я выписала из учебников по  литературному чтению и окружающего мира.

Прочтите 2 текста:

       1. «В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все ровным слоем».

2. «Хлопья его, попав в свет, лениво кружились в воздухе, как пух, и еще ленивее падали на землю».

   - Какой текст больше понравился? Откуда взяты эти строки? Почему?

   - И вот мой вопрос: «Может быть, достаточно зиму изучать по рассказам и стихам, песням и музыке?

   - Предмет о природе дает нам знания, чем больше знаешь, тем интереснее получается рассказ. А художественные произведения, музыка, картины дополняют полученные знания своим чудесным языком, помогают почувствовать красоту зимней природы.

    - Делаем вывод: Значит, для нашего сочинения понадобятся и знания о природе и художественный язык наших поэтов, писателей, композиторов, художников.

4.Продолжение работы над определением темы и озаглавливание будущего сочинения.

-У вас есть желание сочинить рассказ о зиме? Конечно, свои чувства передать словами трудно. Для этого тоже нужно учиться. Этим и займемся сегодня на уроке.

- Мы говорили, что будем писать сочинение о зиме. Тут можно написать о многом, например, о чем?

- Мы уже написали с вами сочинение «Зимние забавы».

О чем хочется вам написать на этот раз? Почему?

- Да, лес зимой со своими обитателями полностью находится под властью снега. В лесу тихо, чисто, свежо, как будто всё вокруг спит. Всё это нас завораживает, мы попадаем в сказку.

5. Составление плана.

- Итак, перед нами стоит задача описать зимний лес.

 Сначала повторим, из каких частей состоит текст:

План:

  1. Начало.
  2. Основная часть.
  3. Концовка.

- Давайте подумаем, о чем мы можем написать в своем сочинении.

Погода. Деревья. Птицы. Звери.

- О чем можно написать в начальной части?

- Погода. Деревья.

- Как можно озаглавить эту часть? (Лес в зимнем уборе).

- О чем напишем в основной части? (о птицах, зверях; Обитатели зимнего леса).

- О чем напишем в концовке?  (Как затронула меня эта тема, чем могу помочь животным, настроение, вызванное это темой. Мое отношение к зимнему лесу.)

 - Ребята, каждый по-своему видит зимний лес. Кого-то затронула его красота, и он об этом напишет подробнее, кого-то жизнь птиц и зверей. У каждого будет свой рассказ.

6. Работа над текстом.


1) обсуждение возможных предложений к нашей теме.

 - Ребята, чтобы наши сочинения получились яркими, интересными, нам необходимо вспомнить, какие ошибки были допущены в предыдущем сочинении.

  - Часто вы в своих сочинениях пишете о посторонних вещах, поэтому появляются лишние предложения, которые не раскрывают тему.

Перед вами 8 предложений, ваша задача отметить те предложения, которые подойдут для нашего сочинения:

  1. Митя катался на санках с горы.
  2. Прекрасные снежные шубки подарила зима елочкам.
  3. Катя вышла на крыльцо и увидела на снегу следы зайца.
  4. Мороз сковал ледком лужи на лесных дорожках.
  5. Перелетные птицы улетели из холодной стороны в теплые земли.
  6. Зимой у нас зимуют снегири.
  7. Над елью кружила стайка клестов.
  8. Пришел домой, разделся, лег спать, на следующий день пошел в школу.

 Ребята работают самостоятельно, комментируют каждое предложение, пишут в тетради.


б) Рецензирование готового текста.

    - Ребята, вот перед вами полный текст. Все предложения подходят к нашей теме. Прочитайте его и скажите, понравился вам он? Почему?

«Пришла зима. Снег покрыл землю. Деревья в лесу стоят в снегу. На снегу следы птиц и зверей».


в) Подбор опорных слов (основных слов).

- Ребята, чтобы у нас не получились такие рассказы, мы займемся сейчас работой над словами. Перед вами картина Куприянова «Зима в снегу». Смотрите внимательно на картину и назовите опорные слова.

Игра «кто больше», по рядам.


г) Подбор красочных слов и выражений: (работа продолжается на др. уроках)


Опорные слова

Что делает?

(1 ряд)

Какой?

(2 ряд)

Сравнения  

 (3 ряд)

снег

укрыл

устлал

сверкает

падает

искрится

застилает

глубокий  пушистый мохнатый пухлый серебристый

бархатный ковёр белая скатерть белый, как сахар

иней

сверкает

блестящий прозрачный

как зерно

зима красавица

волшебница


наступила укрыла

окутала

белоснежная

величавая

снежная

вьюжная

суровая

морозная.





земля

укутана задремала



деревья

опушились надели

стоят

снарядились

гнутся

мохнатые причудливые необыкновенные

удивительные сказочные


пушистые рукавицы

 косынки

снеговые шубки сарафаны

мороз

сковал

 загнал

трещит

щиплет

трескучий


воздух

бодрит

холодит

свежий

морозный

чистый



снежинки

падают

кружатся переливаются порхают искрятся

ложатся

робкие

ажурные

 нежные

 узорчатые серебристые хрупкие хрустальные шестикрылые серебристые

как пушинки

как звёздочки


д)  Объяснение лексических значений некоторых слов в предложениях

    Снег укутал землю белым пушистым ковром. Снег укрыл землю белым пушистым одеялом.

     Тонкие стволы молодых берез пригнулись под тяжестью снега. Тонкие веточки молодых березок пригнулись под тяжестью инея.


е)  Обогащение текста выразительными средствами.

- Теперь мы знаем, как изменить наш текст, чтобы он нам понравился.(устно)

7. Закрепление.








   Анализ готового текста.  Самостоятельная работа с проверкой.                                    

                                     Зимой в лесу.

   Закрутила метель. Белка спешила к гнезду. Гнездо у белки тёплое. Стало ветрено и морозно. Забралась белка в гнездо и прикрылась пушистым хвостиком. Забралась белка в гнездо и мороз не страшен белке.

Ошибки:

 -заглавие

-лишние слова

-повторы

-одно предложение не на своём месте

6. Итог урока.

Домашнее задание.

- Чему учились?

Мы сегодня на уроке поговорили о красоте зимнего леса, учились составлять план, узнали, какой должен быть текст.

Дома: Продолжить работу по подготовке к сочинению: найти и дописать красочные выражения и сравнения в произведениях о зиме.



Предварительный просмотр:

Конспект  учебного  занятия по окружающему миру.

Город:  Магнитогорск

ОУ  №  65

Учитель:  Хисамутдинова Затия Аседулловна

Класс:  2– «в»

Тема  учебного  занятия: В гости к зиме.  1 урок. Экскурсия. Неживая природа зимой.

                                                                         2 урок. Живая природа зимой.

Тип  учебного  занятия: урок-экскурсия.

Цели: 1) Познакомить детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.

     2) Повторение пройденного материала; дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, волк, медведь, лиса, рыбы, некоторые насекомые)

     3) Связать тему урока с подготовкой к сочинению.

           4) Развивать наблюдательность, речь, умение сравнивать и анализировать.

     5) Воспитывать природоохранительные, эстетические чувства;

Оборудование:  Лопатки, линейки, рисунки «Следы на снегу», лупа для рассмотрения снежинок», фотоаппарат.

                            Картины, рисунки птиц, животных,  голоса птиц, презентация «Живая  природа зимой».

                            Шапочки у детей с изображением птиц и зверей.

Дидактические  материалы  к  учебному  занятию:  учебник  «Окружающий мир» А.А. Плешаков.

                                                                                       А.А.Плешаков «Зелёные страницы»

                                                                                       Рабочая тетрадь

                                                                                       

Ход урока:

Урок 1 (в лесопарке)

1.Организационный

момент. Мотивация.

2.Объявление темы

-Ребята, Сегодня я вас приглашаю в гости к очень красивому времени года, к зиме. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое снег.

И нам нужен материал для наших сочинений!

Правила поведения в лесу.

- В лесу нельзя шуметь - птицы разлетятся, и мы их не увидим.

- Нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег.

3. Минутка календаря

- Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Итак, мы в лесу.

1) Расскажите о погоде сегодняшнего дня: дата, облачность, осадки, ветер, температура (тип погоды).




ДЕНЬ короткий - мало времени для поиска корма.

ТЕМПЕРАТУРА ниже 0о- не хватает тепла.

Если ОСАДКОВ много, то трудно добывать корм и спасаться от хищников.

ПОЧВА замерзла.

ВОДОЕМЫ замерзли, мало кислорода в воде, надо делать лунки, чтобы рыба не погибла.

РАСТЕНИЯ дают мало корма, только лишь кора и семена.

Народные приметы:

Зима морозная - лето жаркое.

Снег прилипает к деревьям – к теплу.

Ночью иней выпадет- днём снега не будет.

4.  Первый привал. «Неживая природа зимой»



































-Как вы думаете, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаём приход зимы?

Нас встречает зимний лес.

Он стоит, как белый терем,

Полный сказок и чудес.

-А вы какие строчки из стихотворений вспомнили? (Задания получили несколько учеников заранее.)

а) Свойства снега.

- Что же такое снег? Из чего он состоит?

- Это множество снежинок.

Рассказ ученицы: Раньше думали, что снег- это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

  Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

- Вы наверное заметили, что снег, выпавший на землю, сначала пушистый, рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу.

б) Практическая работа: рассмотрение снежинок под лупой, измерение глубины снега.

- Где снега больше? На открытой местности или под деревьями?

- Какую роль выполняет снег для растений?

 Послушайте, как описывает В.В. Бианки декабрь:

 “Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. Декабрь год кончает, а зиму начинает.

С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Земля и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче, ночь растет…

Но растения оставили семена, насекомые отложили яички. В свой срок солнца пробудит их к жизни. Животные и растения сумеют сохранить свою жизнь всю долгую северную зиму - до новой весны. Ведь не успела еще зима войти в полную силу, а уж близится день рождения солнца - 23 декабря!

Солнце вернется в мир. С солнцем возродится жизнь.

Но надо еще пережить зиму”

- Декабрь - первый месяц зимы, его прозвали “студень”, “стужило”.

в) В природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы - ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз.

 -Назовите зимние явления в природе. Дайте характеристику. (Работа в группах

г) наблюдение за деревьями. Фотографирование «сказочных» деревьев.

Домашняя работа.

Итог урока.


1) Устные рассказы- впечатления детей от увиденного.

2) Рассказ о зимних явлениях.

3) Принести фотографии деревьев.

  Урок 2. (В классе).

Привал «Секреты животного мира»


1.Организационный

момент. Мотивация.

2.Объявление темы

- Послушаете стихотворение Геннадия Морозова “В снежном лесу” и определите, как называется наш второй привал?

Картина леса из презентации. ( Слайд 1)

Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года” (декабрь)

Бежала лисица по следу зайчонка

Неслышно бежала, снег нюхала тонко.

Бежал и зайчонок. Да прыгнул…И - гоп,

С ушами зарылся в огромный сугроб.

Лежит и не дышит - ледышка ледышкой -

В овражьем сугробе ушастый зайчишка…


-  Да, мы побываем у животных и узнаем, как зимуют животные, с чем связаны изменения в их жизни, научимся различать их следы; узнаем какую роль играет человек в жизни животных.


4. Проверка домашней работы.

Неживая природа зимой. (Презентация  «1слайд»)

-Повлияла ли такая погода на жизнь живой природы?  

5. Объяснение новой темы

«Секреты пернатых друзей»

а)   Зима всегда приходит как светлый, долгожданный праздник. Украшена каждая веточка, каждый сучок. Светел лес, застыл в белом покое, кажется,  жизнь здесь замерла, а все живое куда-то скрылось.

Ученик-следопыт:   А вот чьи-то каракули -  это следы птицы: от трёх передних пальцев  крестики на снегу, сзади от четвёртого – прямая чёрточка.

Сейчас узнаем, чей это след. Игра «Опиши птицу!»

(Учитель показывает рисунок всем, кроме ученицы в роли сороки, дети описывают птицу)

 Сорока:

-Это я! Я всё про всех знаю.

- Да, про неё говорят, что она на хвосте весть принесла. У неё самый длинный хвост. Сейчас все мы садимся на её хвост и перенесёмся на нашу поляну. Немало интересного нам она покажет в зимнем лесу, а самое главное, она  поможет узнать, как зимуют птицы и животные в лесу.

  б) Сорока  распределила птиц на 3 группы, ответьте, по какому принципу они распределены.

     -Как называем эти группы? К какой группе отнесёте сороку?

    грач                воробей                        снегирь

    скворец          синица                          клёст

    - Почему  же многие птицы улетели в тёплые страны? (перелётные)

    - Чем же они питались раньше?

    - Значит, главная причина - отсутствие пищи. А как же тогда объяснить то, что некоторые птицы остались зимовать? (зимующие) Совсем уже непонятно, холодно, корм под снегом, а к нам прилетают некоторые птицы? (кочующие)

  в) Ребята нашего класса  выпустили лесную газету- альбом о жизни пернатых друзей зимой. Этим альбомом мы воспользуемся во время написания сочинений. Давайте послушаем  сообщения о жизни некоторых             птиц и ответим на эти вопросы. Даём им время не больше минуты (песочные часы).

   Голоса птиц.

   Поползень, дятел, оляпка, синица, сойка, глухарь, снегирь, чечётка, клёст, свиристель, королёк.

    Вывод:

    - проблема с кормом

    - как выносят холод

    - как мы можем помочь птицам

    - виды кормушек

(Особенно им плохо, когда деревья покрываются ледяной корочкой)

«Секреты насекомых»


а) Как вы думаете, можно ли увидеть зимой насекомых? Оказывается можно. Леднички, зимние комарики, снежные паучки и ногохвостики прогуливаются по снегу, если температура не ниже – 10о. Если внимательно приглядеться к старой лыжне, то можно увидеть, что она  шевелится словно живая. Оказывается, по снегу передвигаются тысячи «снежных блошек»

б) Сорока: Вот торчит из-под снега старый трухлявый пень. Но это вовсе не старый пень, а настоящий терем-теремок (на доске теремок в виде пенька) - Тук - тук!

- Кто в теремочке живет?

- Как вы думаете, ребята, кто там может жить?

Немало в нем уютных зимних квартир для разных обитателей. Под корой спрятались от холода мелкие букашки, тут же устроились зимовать жуки.

Все забрались в старый пень. Каждый занял в нем крохотную спаленку, да и заснул на всю долгую зиму. Так и превратился старый и трухлявый пень в настоящий терем-теремок.

«Секреты диких зверей»


















































































































































6) Закрепление изученного.



а) Секреты белки (инсценировка):

  - Тихо, наша сорока с кем-то разговаривает:

    - Ты чего, белка, из гнезда не выходишь?

    - Я , сорока, тепло берегу. На воле-то нынче студёно. Я вход в гнездо мхом заткнула, все щёлочки законопатила, прикрылась хвостом, боюсь наружу нос выставить.

     - А чем ты кормишься?

     - А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы и отсижусь.

   Дополнение учителя:

Ребята, при морозе – 10о у белочки в гнезде +10о.  Главный корм у белочки еловые и сосновые шишки. Подсчитано, чтобы насытиться, зверёк должен опустошить 28 еловых шишек или 380 сосновых. Конечно, так бывает в урожайные годы. Обычно перебивается всякой всячиной, разыщет зимний склад сойки, белка может учуять и выкопать корм на глубине 30-40 см. Если под деревьями много брошенных еловых веточек, это значит, плохо белкам.

Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качнется. Значит, на этой ветке орехи.

   - Изменился ли внешний вид у белки? ( Стала серебристо-серой)

 б) Секреты зайца.

- Кто ещё изменил свою внешность? (Заяц)

Ученик-следрпыт: Почерк зайца разобрать легко. Она короткими передними лапками обопрётся- длинные задние далеко вперёд вынесет и широко расставит. От передних лапок след  маленький - две точки отпечатаны. А от задних след как от крошечной ручки с тонкими пальчиками.

  А вот и он.

  Сорока и заяц:

- Заяц белый, куда бегал?

- На деревню.

-Для чего?

- Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капустную в огороде найти

- И нашёл?

- Как бы ни так! Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки брехучие.

- А теперь куда?

- Осинки глодать.

- Да она поди горькая?

- Сладкая! Вчера не ел, сегодня не ел.

 Очень люблю кору молодых осинок и берез. Глубокого снега я не боюсь, легко передвигаюсь по нему. Потому что лапы мои к зиме обрастают мохнатой шерстью. Мне тепло и на снегу удержаться легче: как будто лыжи надел. Спасает меня белая шубка под цвет снега. Ведь врагов у меня много: это охотники, волки, лисицы, собаки, орлы, совы. Но пуще всего я боюсь лесной кошки - рыси - того и гляди, прыгнет на спину с ветки. А еще я умею очень быстро бегать: во время погони могу пробежать за час 70 км. 



Дополнение учителя:

   Заяц- ночное животное. День проводит в укромных местечках под поваленным стволом в кустах; в сильные морозы роют в снегу норы до полутора метров глубиной. Зайцы запутывают следы,  приближаясь к своей лежке. Почему?

 Ученик-следрпыт:След зайца не спутать с другими следами, так как при прыжке он выбрасывает задние лапы вперед. Две глубокие ямки впереди - от задних лап, а сзади - мелкие от передних лап.


в) Секреты лисы:

  - Кого так боится заяц?

  - Лисицы действительно ловят зайцев, особенно зайчат.

  - Сорока, ты видишь, что делает лиса в это время?

  - Она торопливо ходит по снегу, часто останавливается и явно прислушивается. Вот она вдруг подпрыгивает и быстро-быстро начинает рыть снег, размётывая кругом пыль. Вот она к нам бежит.

  - Я лисичка-сестричка. Шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боюсь я самых трескучих морозов, так как шубка у меня густая и пушистая. Лапы мои как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы. И все-таки зима - самое тяжелое время для меня. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы насытиться, ведь мне нужно много поймать мышей и полевок. Но слух у меня отличный. Я чуть ли за 100 метров слышу, как под снегом пищат мыши и полевки. Ловлю под снегом куропаток. Иногда охочусь за зайцами, но они быстрее меня бегают, вот проблема. Иногда я могу заглянуть и в деревню к курам в гости, но боюсь собак и охотников, ведь мой мех ценится довольно высоко. Во время сильных метелей и непогоды я прячусь в  убежище, сворачиваюсь клубком и прикрываюсь хвостом.

- Почему лиса не запасает корм?

Ученик-следрпыт: лисий след тоже похож на след маленькой собаки. Только лиса держит лапу в комке, крепко сжимает пальцы.

- Слышите, кто-то воет? (лиса убегает)

- Кто это?

г)  Секреты волка:

    Я - опасный хищник. Живу там, где могу добыть свежее мясо. Я не ел уже семь суток. Лучше мне в глаза не попадаться. Когда мы голодны, то очень смелы и можем нападать на дворовых собак, овец. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой мы живем стаями. В стае нас бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщем по полям и дорогам, ищем добычу. В поисках пищи пробегаем очень большие расстояния. Недаром про нас говорят “Волка ноги кормят” Ходим мы след в след. Вы и не сможете определить, сколько нас прошло?

  Дополнение учителя: Он хорошо чувствует запах  и слышит даже слабые звуки. Волк чувствует запах металлического капкана даже под снегом. Хорошо видит даже в сумерках. По крикам птиц старый волк определяет, где они обнаружили погибшее животное.

Ученик-следопыт: волчий след похож на собачий, но большой. Разница- та же, лапа у волка сжата в кулак.

д) Секреты лося

Сорока:

В лесу стоят осины и тихо говорят:

- Простите, виноваты, что ветки горьковаты.

А лоси под осинами стоят и говорят:

- Осиновые ветки в морозный день вкусней конфетки.

А если нет осинок, есть ель или сосна.

Дополнение учителя:

    Лось ростом бывает больше двух метров. Издали, кажется, что лось плывет по воздуху. Высокие ноги лося белового цвета и совсем незаметны на фоне белого снега. А вот по этим следам можно увидеть, как лось переходил от одного дерева к другому.

Ученик-следрпыт: видите, какие большие двойные следы, похожи на коровьи, только побольше и подлиннее. 

   Сейчас, к сожалению, лоси без рогов, самцы сбрасывают их в декабре, а новые начнут расти весной. Питаются лоси сеном, но больше всего их выручает осина. Кора у осин горькая, а лосям нравится. Лось за день съедает 9-10 кг, а при сильном морозе до 20 кг веток и коры деревьев, так как эта пища мало питательна по сравнению с травой.

Охотиться на этого зверя можно только по лицензии.

  - Кто приходит на помощь этим животным зимой? (Ответ: лесники, егеря делают специальные кормушки в лесу, раздают сено, соль, веники).

- Почему эти звери не запасают корм?

е) Секреты медведя

Сорока:

- Это чьё меню? Трава, личинки, ягоды, жёлуди, орехи, кабан, лось, рыба, мёд?

- Эй, медведь, спишь что ли?

- Хрр. Уснешь с такой….. Вот окаянная птица, покоя нету. Только сон сладкий стал сниться, будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И никто про то не ведает, один я ведаю. И как будто бы…. Хрр! Хрр!

-Спит? Как же  питается?

-Кого называют “шатуном”?

 Дополнение учителя:

    Залегает в берлогу еще до снега. Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.  Берлогу- яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. Когда медведь спит, он не употребляет пищи, а живет за счет накопленного летом и осенью жира.

     Обычно говорят, что медведь зимой сосет лапу. На самом деле это не так. В феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая мерзнет. Облизывая подошвы горячим языком медведь согревает кожу. Вот и кажется, что медведь сосет лапу. Его берлога обычно находится около речки или ручья, под откосом оврага или под сваленными деревьями. Он ложится на кучу сухих листьев и его постепенно засыпает снегом.

- Если взять снежок в руки, мы ощущаем  холод, почему же медведю под снегом тепло?


- Сорока, мы замерзли, повези нас домой, в класс. Сели, держимся.

 Спасибо, сорока, за помощь.

Сделаем некоторые выводы из услышанного сегодня.





        








- Что изменилось в облике животных?

- На какие условные 3 группы можно разделить животных по тому, как они питаются.

 - Как люди могут помочь диким животным зимой?

- Какие хищные звери водятся на Урале?

Привал «Игровой» Подготовка к сочинению

Игра «Снежный брейн-ринг»

Каждый участник игры имеет право бросить снежок, при этом назвав птиц и животных по-иному.

Птицы- пташечки, пернатые друзья, комочки.

Дятел- санитар леса, монтёр.

Заяц- косуля, зверёк, беляк.

Белка- хозяюшка

Лиса-плутовка, рыжая.

Снегирь- красное яблоко, красная рубашка

- Каково им?

Холодно, зябко, морозно.

8. Домашнее задание

Сообщение «Зимняя жизнь животных», о ком не говорили в на уроке.

9. Итоги урока.


- Кто сегодня на уроке для себя открыл что-то новое?

- Кто из животных является отличным охотником и рыболовом?

- Какие звери меняют на зиму шубки?

- Какие звери строят гнезда на деревьях, как птицы?

- Назовите белых зверей.








































Снег

смена  окраски

 

Нет корма

Зима

Делают запасы летом Находят корм зимой

Впадают в  спячку

тёплый мех

Морозы



Предварительный просмотр:

Конспект  учебного  занятия по литературному чтению

Город:  Магнитогорск

ОУ  №  65

Учитель:  Хисамутдинова Затия Аседулловна

Класс:  2 – «в»

Тема  учебного  занятия: Изображение русской зимы в поэме Николая Алексеевича  Некрасова «Мороз, Красный нос» (по отрывку «Не ветер бушует над бором»)

Продолжительность  учебного  занятия:  45  мин.

Тип  учебного  занятия: комбинированный

Цели: 1)познакомить детей с произведением Н.А.Некрасова, работать над    художественными особенностями языка Некрасова, над композицией.

исследовать содержание, язык произведения;

2) реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;

3) развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;

4) воспитывать любовь к русской природе;

            5) связать изучение произведения о зиме с подготовкой к сочинению.

Оборудование:   презентация по теме урока, выставка книг Н.А. Некрасова и других авторов,

                            толковый словарь Ожегова.

Дидактические  материалы  к  учебному  занятию:  учебник

Ход урока:

1. Орг.момент.

Психологический настрой учащихся.

      - На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе тепло. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

2. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.

Речевая разминка

 

 « В зимние сумерки нянины сказки

    Саша любила. Поутру в салазки

    Саша садилась, летела стрелой,

    Полная счастья, с горы ледяной!» (Слайд 2.)

- Прочитайте по слогам.

- Как понимаем слова «летела стрелой», «поутру», «полная счастья»,  «с горы ледяной»

- Прочитайте выразительно.

- Знакомы вы с этими строчками поэта Николая Алексеевича Некрасова? Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. Наверное, в этих сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”. Он великий русский поэт. Его произведения любят взрослые и дети. (Слайд 3)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы прочитаем  произведение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется “Мороз – воевода”, откроем тайну поэзии Некрасова.

4. Проверка домашней работы.

- Какой перед нами предстаёт зима?

   Ученики приготовили понравившиеся строчки разных авторов о зиме. Они выбирают подходящую картину  и читают свои отрывки. (Каждый чтец получает снежинку.)

 Начинает учитель: К. Ибраев «Зима»

Величава зима-

Называть её хочется

Не по имени просто,

А по имени- отчеству.

Ой, зима, ты- Морозовна,

Ой, зима, ты Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер с веток берёзовых

Сыплет хлопья на головы…

Ой, зима, ты - Морозовна,

Ой, зима, ты Метельевна.

- Зима величавая, мудрая, зима-чародейка, волшебница, невидимка, русская красавица. (Слайд 4)

- Что объединяет стихи  поэтов о зиме? С каким чувством они пишут о зиме? (Любовь к природе, умение видеть её красоту и передать её с помощью волшебных слов- красок»

Работа с выставкой книг Н. А. Некрасова и других авторов о зиме.

5. Работа над темой урока.

 а) Первичное восприятие текста.

     

- А вот Некрасов называет Мороза Воеводой. Воевода- это предводитель войска в старое время на Руси. (Водит воинов)

 а) Прослушивание стихотворения  в г\записи.. Какие чувства у вас возникнут, поделитесь.

Как хорошо вы слушали! Понравилось вам это произведение? Чем?

Может быть, кто-то хочет сказать, что он почувствовал, когда слушал это стихотворение.

Незнакомые слова будем объяснять во время чтения.

 б) Определение темы и жанра произведения.


- О чем это стихотворение? (о зиме полновластной, о силе Мороза)

- С кем сравнивает Некрасов Мороза? (Воеводой)

- У воеводы должно быть своё войско, а где у  Мороза воины? (метели, снега, туманы)

-Где владения Мороза?( Леса, реки, моря и тд.)

-Давайте, озаглавим это произведение. (Мороз-воевода)


в) Анализ текста стихотворения.

б) Вторичное чтение стихотворения (про себя)

- Каким изображён Мороз в стихотворении?

 Подтвердите это строками из произведения.

 в) Выборочное чтение. (Подчёркнутые слова, словосочетания объясняем) (Слайд 5)

Итак, какой он? (Ответы детей сравниваем со слайдом)

- грозный

Идёт, по деревьям шагает

Трещит по замёрзлой воде,

Он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?

- властный

Метели, снега и туманы

Покорны Морозу всегда

-строгий хозяин

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?


-богатый

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…

- В этом четверостишии встретились новые слова “казна, добро, скудеет”, прочитаем их хором с ударением, найдём их  значение в толковом словаре.

-Почему же не скудеет добро?

В народе часто можно услышать краткое выразительное изречение: “Не скудеет рука дающего”.

- щедрый

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро

-Какой удивительной красотой  наделяет он природу!

-удалой,  умелый. всемогущий

- Пойду на моря-океаны –

Построю дворцы изо льда.

- Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

- хвастливый

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт.

- Что же Мороз- воевода делает? Давайте, ещё раз повторим.

-Обходит, идёт, глядит и тд.

- Как это? Он всё делает как человек?

- Мороз обладает необыкновенной силой, может сделать даже больше, чем народ. Он - сказочный образ, это стихотворение похоже на сказку.

-Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном (Слайд 6), а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.

 -Ребята, Н. А. Некрасов для этого использовал приём- олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке.

- Ребята, как вы думаете, почему Мороз изображён живым, сказочным существом?

- Зима сама похожа на сказку.

- Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?

- Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-оеводу.” Чтобы мы это увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”, эпитет “косматая борода,,- лохматая, взъерошенная

- Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы? С чем сравнивает появление Мороза?

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

   Автор использовал сравнения - “Мороз-воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”,

“Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.


Незнакомые слова “бор”, “воевода”, “дозор”, “владенья”.

   - Давайте произнесём эти слова хором с ударением, узнаем их смысл в словаре.

- Похоже ли это стихотворение на былину? Стихотворение “Мороз-воевода” напоминает былину ёще и тем, что он обходит свои владения с “палицей”, именно у былинных богатырей было такое оружие.

Палица - древнейшее оружие в виде тяжёлой дубины.

Новое слово “палица” давайте произнесём с ударением. Найдите его значение по словарю.

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт.

-Я думаю, что это стихотворение напоминает  и былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой «Мороз-воевода» как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает. В своей песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев. (Слайд 6)

- Каких былинных героев вы можете назвать? (Слайд 7)


- Перечитайте строки, как описана красота царства “Мороза-воеводы”.

Какие слова употреблены?

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…

лмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами;

-жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском;

-серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

 В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

   г) Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”.

Кто он? (Ответы детей сравниваем со слайдом 8)

-Это большой великан, всесильный богатырь,

который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто.

 Он - художник 

украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры

Он- архитектор и строитель

строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах.

Он - волшебник

с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше.

Он- хозяин,

Следит за хозяйством.

Всемогущий владыка, он всё может.

- Как поэт относится к Морозу-воеводе?

Он любуется им, восхищается.

- Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.


Минутка отдыха для глаз

    Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

    Теперь представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - глянцевый и блестящий.

 (Учитель читает медленно)


д) Подготовка к выразительному чтению.

- Чем отличается выразительное чтение?

 -Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.

-У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие?

(Дыхание, голос, дикция)

е) Работа над композицией и  над интонацией.

Чтение про себя:

 - О чём говорится в 1 части? (шествие Мороза)

 - Что описана  во 2 части? (песня Мороза)

 Как нужно читать 1 часть? (бодро, неторопливо)

 Как нужно читать 2 часть? (гордо, несколько хвастливо)

ж) Хоровое чтение строф с логическими ударениями:


Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели, 

И нет ли где голой земли?


Идёт, по деревьям шагает, 

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде...


Задумаю - реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.


Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро... (Слайд 9)

6). Итог урока.

Рефлексия

-Что заставило  Некрасова написать такое стихотворение? (Он очень любит природу, видит её как живое существо.)

- Какое настроение было у Некрасова? (восторженное, гордое)

-Удалось ли поэту описать зиму, так, какая она есть?

Мы учимся у поэтов, писателей образно передавать свои чувства словами.

Мы тоже, как Некрасов, будем описывать зимний лес.

-Какие слова поэт нашёл о лесе? Какие слова вам больше понравились?

(пушистые вершины сосен, красивые узоры на дубах, скованы льдины, и тд.)

    Стихотворение Н.А. Некрасова "Мороз-воевода" отражает способность поэта видеть в обычной жизни необычное. Вам тоже нужно будет находить свои слова, свои образы.

Только очень внимательный человек может заметить красоту окружающей природы и словесно донести её прелесть читателям.

7) Задание на дом

Заполнить таблицу эпитетами, сравнениями  из стихотворений о зиме.

 Выучить наизусть понравившийся отрывок



Предварительный просмотр:

                                                     Конспект  учебного  занятия по русскому языку

Город:  Магнитогорск

ОУ  №  65

Учитель:  Хисамутдинова Затия Аседулловна

Класс:  2– «в»

Тема  учебного  занятия: Сочинение на тему: «Зимой в лесу».

 Продолжительность  учебного  занятия:  45  мин.

Тип  учебного  занятия:  Урок развития речи

Цели: 1) Проверить умение строить речь в определённой композиционной  форме.

 (Начало. Основная часть. Концовка.)

    2) Систематизировать собранный материал.

    3) Проверить навыки самоконтроля, орфографической зоркости, внимания, развитие воображения, творческой активности.

          4) Воспитывать самостоятельность, увлечённость, любовь к природе.

           

Оборудование:

  1.   Музыка П.И. Чайковского «Времена года»
  2.   Альбом «Лесная газета»

      3)    Тетради по развитию речи

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

Мотивация

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них.

Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха….

2.Сообщение темы и цели урока.

– Упорство и настойчивость  нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся описать красоту зимнего леса. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.


Тема нашего урока: сочинение на тему: «Зимой в лесу».


3.Подготовка к сочинению

2. Обсуждение плана сочинения.

1. Лес в зимнем уборе.

2. Обитатели зимнего леса

3. Мое отношение к природе.

   Каждый видит зиму по-своему. Поэтому ваши сочинения будут

разными, каждый будет писать то, чем околдовал  его  зимний лес.

     В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, как художник подбирает подходящую краску. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного  построения предложений и грамотности.


 

4.Самостоятельная работа учащихся.

( Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома “Времена года” по теме “Зима”)


5. Чтение готовых сочинений.


- чтение понравившихся себе предложений;

- чтение «сырых» предложений – помощь класса;

- чтение готовых отрывков - по желанию

Вывод: Какая у нас зима? Какие слова помогли понять это?

6. Домашняя работа.


7.Подведение итогов урока.

Нарисовать рисунки к своим сочинениям.



Какое у вас настроение?

Спасибо, за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка(интеграция с литературным чтением,введением в историю) в 4 классе по теме:<<Закрепление знаний о наречии>>.

 Цели урока: Закреплять знания об образовании наречий.1)  совершенствование знаний детей об образовании наречий от имениприлагательного и имени существительного с предлогом при ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(письмо) и литературному чтению (Азбука) по развивающей программе Занкова

Рабочая программа по письму (русскому языку )и азбуке (литературное чтение) по развивающей системе Занковаструктура программы:1.пояснительная записка2.содержание программы учебного курса3. учебно-тема...

Интегрированный урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю) по теме; «Закрепление знаний о наречии».

Интегрированный  урок русского языка (интеграция с литературным чтением, введением в историю)по теме; «Закрепление знаний о наречии»....

Памятки по русскому языку, математике и литературному чтению (УМК Школа России).

На данной странице вы найдете полезные памятки по русскому языку,математике, чтению и сможете скачать их себе в формате .docx....

Формирование УУД анализа и синтеза у младших школьников при обучении русскому языку как междисциплинарная проблема

В статье отражены результаты обобщения психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий анализа и синтеза у младших школьнико...

Рабочая программа учебных предметов по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, изо, музыке, физической культуре, технологии для обучающихся 2 кл

Рабочая программа учебных предметов   по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, изо, музыке, физической культуре, технологии для обучающихся 2 кл...