ПК. 4.4. Педагогические разработки
учебно-методический материал по теме
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mirzoyan.docx | 50.58 КБ |
referat_gudkova.docx | 62.06 КБ |
issledovatelskaya_rabota.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по ВР Директором
ГБПОУ «ЧПК №1» ГБПОУ «ЧПК №1»
_______________ _______________
Программа внеурочной деятельности начального общего образования
«Умелые ручки»
Направление: общекультурное | Составители: |
Вид: познавательная деятельность | студентки 34 группы |
Возрастная группа: 8-10 лет | Лебедева Анастасия, |
Срок реализации: 2 года | Гудкова Марина |
Челябинск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | |
Пояснительная записка | 3 |
Содержание программы | 7 |
Обеспечение программы | 11 |
Учебно-тематическое планирование | 13 |
Мониторинговая карта | 17 |
Список литературы | 21 |
Приложения | 22 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического образования федеральных образовательных стандартов.
Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;
- проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, походы в театр, на выставки).
Цели программы:
- развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели могут быть достигнуты при решении ряда задач:
- Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
- Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Программа «Умелые ручки» разработана на один год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
На реализацию курса «Умелые ручки» отводится 65 ч за 2 года (1 час в неделю). В учебном году будет проводиться апробация данного курса. В дальнейшем планируется расширение изучаемого материала во 3-4 классах.
Примерное содержание занятий
Тема | Содержание | Деятельность ученика |
Сбор природного материала (экскурсия) | Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок. | Сбор природного материала, наблюдение за природой осенью, анализировать и сравнивать объекты природы и природный материал с целью выделения у них существенных признаков. |
Поделка «Ежик» из семечек и пластилина | Организация рабочего места. Технология выполнения животных из пластилина, приёмы лепки. Правила личной гигиены. Составление плана работы. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. |
Поделка «Кораблик» из грецких орехов | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Исследовать доступные материалы. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. |
Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем» | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа об осенней природе. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за природой осенью. Проведение игры «Угадай по описанию». | Наблюдение за природой осенью. Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другим временем года. |
Аппликация из листьев «Природа осенью» | Понятие «аппликация». Анализ деталей будущего изделия. Подбор материалов для изготовления изделия. Выполнение изделия. Выставка работ. | Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. |
Игрушка из фетра | Понятие «фетр». Приемы работы с фетром. Выполнение игрушки из фетра. | Планирование последовательности практических действий. Отрабатывать приемы работы с фетром. |
Поделка «Цветы» из салфеток | Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Отрабатывать приемы работы с бумагой. |
Экскурсия «Наблюдение за природой, зимним пейзажем» | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа о природе зимой. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за зимним пейзажем. Проведение различных игр. | Наблюдение за природой в зимний период. Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другим временем года. Находить отличия между осенней и зимней природой. |
Отрывная аппликация «Природа Зимой» | Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги. Знакомство с техникой отрывной аппликации. Выполнение изделий. Выставка готовых работ. | Освоение нового вида деятельности. Планировать практическую деятельность: подобрать материалы, сделать детали, расположить их на основе, приклеить детали. Сравнить и оценить результат деятельности. |
Поделка «Ёлочка» из салфеток или бумаги | Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков елки. План изготовления изделий. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. |
Поход в театр | Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля. | Участие в диалоге и анализе по увиденному спектаклю. |
Ёлочная игрушка «Ангел» | Беседа на тему «История Нового года». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. |
Поделка из теста «Мышка и сыр» | Знакомство с новым материалом для лепки – соленое тесто. Техника приготовления теста и его окрашивания. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий. | Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Сравнение и оценка результат деятельности. |
Поделка из теста «Ежик с яблоком» | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. |
Поход в театр | Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля. | Участие в диалоге и анализе по увиденному спектаклю |
Панно из соленого теста к 8 марта | Вводная беседа о празднике 8 марта. Понятие «панно». Изготовление деталей. Составление композиции для панно. Сборка изделия. Окраска изделия. Выставка готовых изделий. | Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. |
Праздник масленицы | Знакомство учащихся с праздником «Масленица», традициями своего народа, историей славянских обрядов, развивать творческие способности каждого ребёнка, воспитывать любовь и уважение к традициям, семье. | Коллективная деятельность, взаимопомощь, обобщение нового. |
Поделка из теста «подставка под яйцо или свечу» | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия. |
Транспорт из коробок | Вводная беседа «Что можно сделать из коробок». Анализ деталей будущего изделия. Выполнение изделия. | Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. |
Аквариум из коробки | Организация рабочего места. Правила работы с инструментами. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. Выставка готовых изделий. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
Экскурсия по городу | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Экскурс об истории города. | Ознакомление с историей возникновения города. Сравнение города в разное время. |
Изготовление города из коробок | Вводная беседа о Городе и его истории. Составление плана работы. Коллективное выполнение работы. Выставка городов. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. |
Подставка под карандаши | Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Сравнение и анализ изделий. |
Обеспечение программы
- Материально-техническое оснащение
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения программы |
Техническое оснащение: | |
1 | Доска |
2 | Мультимедийный комплекс |
3 | Проектор |
4 | Компьютер |
5 | Презентации |
6 | Видео |
7 | Фотоаппарат |
8 | Принтер |
Оборудование для учащихся: | |
1 | Необходимый материал, соответствующий теме занятия |
Оборудование класса (компьютерный класс): | |
1 | Учительский стол, стул |
2 | Ученические столы, стулья |
3 | Доска |
- Учебно – методический комплекс
Для ученика:
Обязательные:
1. Энциклопедия терминов и понятий по технологии/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
2. Сопер П.Л. Работа с иглой. – М., 1992
3. О.И. Лепилкина, Е.Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И.А. Горюнова. Азбука рукоделия. ИЦ «Вентана - Граф», М., 2006.
Дополнительные:
1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Работа с бумагой. – М., 1988
2. Т.В. Солнцева, «Фетр». Издательство «Феникс» Р-н-Д. 2006.
Для педагога:
Обязательные:
1. Лазутина Г. Основы творческой деятельности – М., (издательство московского университета), 2000
2. Аврамов Д. Профессиональная игла. – М., 2000
3. Горохов В. Основы мастерства. – М., 1989
4. Тертычный А.Рукоделие – М., «Аспект-пресс», 2000
5. Отт У. Ножницы + фантазия = поделка. – М., 1993
6. Методы творчества; под ред. Горохова В.М. М., 1982
7. Паркер П. Как сделать красиво на бумаге. Серия «Библиотека дизайна». «Символ-плюс». Санкт-Петербург, 1998
8. Питер Уорд «Композиция цветов». Издательство ГИТР., 2005
9. Питер Брук «Творчество», издательство Прогресс, 1976
10. Корогодский З. «Изделие игрушек». М.: издательство «Советская Россия», 1975.
Для родителей:
1. Уроки рукоделия для начинающих. Электронная библиотека.
http://www.rukodel-lessons.com/teh.html
Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема | Общее количество часов | Часы внеаудиторных занятий | Часы аудиторных занятий | Форма организации деятельности учащихся при проведении занятия |
Поделки из природного материала. | 6 | 3 | 3 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Сбор природного материала (экскурсия) | 2 | 2 | 0 | Экскурсия |
Поделка «Ежик» из семечек и пластилина | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Поделка «Кораблик» из грецких орехов | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем» | 1 | 1 | 0 | Экскурсия |
Аппликация из листьев «Природа осенью» | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Игрушки из фетра | 8 | 4 | 4 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Поделка «Цветы» из салфеток | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Экскурсия «Наблюдение за природой, зимним пейзажем» | 1 | 1 | 0 | Экскурсия |
Отрывная аппликация «Природа Зимой» | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Поделка «Ёлочка» из салфеток | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Поход в театр | 3 | 3 | 0 | Поход в театр |
Ёлочная игрушка «Ангел» | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Лепка из соленого теста | 10 | 5 | 5 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Поделка из теста «Мышка и сыр» | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Поделка из теста «Ежик с яблоком» | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Поход в театр | 3 | 3 | 0 | Поход в театр |
Панно из соленого теста к 8 марта | 3 | 0 | 3 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Праздник масленицы | 2 | 2 | 0 | Праздник |
Поделка из теста «подставка под яйцо или свечу» | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Поделки из коробок | 8 | 4 | 4 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Транспорт из коробок | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Аквариум из коробки | 2 | 0 | 2 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Экскурсия по городу | 3 | 3 | 0 | Экскурсия |
Изготовление города из коробок | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Подставка под карандаши | 1 | 0 | 1 | Рассказ, беседа, практическая деятельность |
Предполагаемые результаты:
- Развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- Развитие адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
- Развитие умения планировать свои действия;
- Возможность осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- Умение учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- Умение формулировать собственное мнение и позицию;
- Умение анализировать объекты, выделять главное;
- Умение осуществлять синтез (целое из частей);
- Умение проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- Умение устанавливать причинно-следственные связи;
- Расширение кругозора о применении различных поделок.
- заинтересованность в развитии своих способностей;
- Возможность попробовать свои силы в различных областях самостоятельной и коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
- Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
- Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
- Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»
Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов. Для успешной реализации программы «Умелые ручки» выработаны следующие критерии оценки деятельности учащихся:
- желание получать новую информацию, общаться;
- наличие знаний и умений в практической деятельности в создании какой-либо поделки.
Проведение мониторинга позволяет выявить уровни познавательной активности учащихся в процессе организованной деятельности в кружке «Умелые ручки»:
∙ высокий, если учащийся самостоятельно использует полученные теоретические знания на практике, формирует собственный взгляд на проблему;
∙ выше среднего, если учащийся использует теоретические знания с опорой на базовый практический материал, предложенный педагогом- руководителем, умеет грамотно выполнять изделие;
∙ средний, если учащийся имеет средние навыки работы с материалом, не видит ошибок, может исправить их, при написании работы использует только базовый практический материал, предложенный педагогом-руководителем, всегда применяет теоретические знания;
∙ ниже среднего, если учащийся использует только теоретический материал, имеет первоначальные навыки работы с материалом, проявляя творческую активность только под контролем педагога.
∙ низкий уровень, если учащемуся постоянно требуется не только контроль педагога за его работой, но и направляющая и подсказывающая помощь при выполнении любых поручений.
Результат контроля позволяет определить эффективность проводимых занятий, обсудить вместе с учащимися результаты совместной деятельности, внести коррективы в учебно-практическую деятельность.
Критерии | Показатели |
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; - устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; - адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, уме. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. | Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - владеть монологической и диалогической формой речи. - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. |
Список литературы
Сейш В. Поделки из коробок / Мнемозина, 2006
- Разноцветные поделки из природных материалов С. Гардт., 2005
- Игрушки – помпоны своими руками А. Блондель, С. Деон., 2006
- Солёное тесто И. Хананова, 2008
- Чудесная мастерская Н. М.Конышева, 2005
- Природный материал и фантазия автор - составитель Л. И. Трепетунова, 2009
- Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009
- Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э. К. Гульянц. — М., 1991
- Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. — Ярославль, 1997
- Детям о традициях народного мастерства Н. М. Конышева, 1998
- Журнал “Школа и производство”, 2002
- Журнал “Детское творчество”, 2001
- Е. Каменева “Какого цвета радуга”. М., 1994
- Прекрасное своими руками, М., Детская литература, 1989
- А.С. Хворостов Декоративно-прикладное искусство в школе М., Просвещение, 1981
- Т.Федотов Сухие травы, М., 1999
- Уроки ремесла. АСТ Астрель, 2001
- Модульное оригами. М., Мир книги, 2010
- Волшебная изонить. М., Мир книги, 2010
Интернет ресурсы:
- http://alenushka.opendev.ru/u/programma_krujka_yunyiy_rukodel.pdf
- http://www.rukodel-lessons.com/teh.html
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Гудкова Марина Игоревна
Педагогическое общение как условие коммуникативного развития младших школьников
РЕФЕРАТ
Реферат защищен « » _______________ 2016 года с оценкой____________________ | Специальность: 44.02.02. Преподавание в начальных классах Курс 2, группа 24 Научный руководитель: Посадских Л.С., преподаватель психологии высшей квалификационной категории |
Челябинск 2016
Оглавление | стр |
ВВЕДЕНИЕ | 1 |
Глава 1.Проблема влияния педагогического общения на процесс обучения коммуникативным умениям младших школьников | 3 |
1.1. Понятие педагогическое общение в психологической и педагогической теории. | 3 |
1.1.1.Роль общения в психическом развитии человека. | 6 |
1.1.2. Общая характеристика речевого развития младших школьников . | 8 |
1.2. Влияние стиля общения учителя на обучение общению младших школьников. 1.3. Методические рекомендации по обучению общению младших школьников. | 12 20 |
Заключение | 22 |
Список использованной литературы | 23 |
Введение
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. По словарю С.И.Ожегова, общение - взаимные сношения, деловая или дружеская связь [12, 315]. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология общения , 1996. С. 224)
Обучение общению младших школьников является условием развития коммуникативной культуры учащихся. Данная проблема актуальна в современной педагогической теории и практике. Об этом свидетельствуют работы таких авторов, как И.Ф.Исаев, Г.М. Коджаспирова, В.А.Сластёнин, Е.И.Рогов, С.А. Смирнов, А.Н.Сухов, Е.Н. Шиянов.
Наиболее адекватно отражает природу общения определение, рассматривающее его как "сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга" [8, 258]. С этим перекликается определение, согласно которому "общение - это сложнейшее переплетение отношений обращающихся друг к другу, к совместной деятельности и ее результатам, и к самим себе, и одновременно яркий показатель умения общающихся понять и объективно оценить друг друга"[12, 96].
Из рассмотренного можно сделать вывод: элементарной функцией общения является достижение взаимопонимания, причём для начала на самом внешнем, предварительном, формальном уровне.
Следующим узловым моментом любого общения является знание стадий общения.
Первая стадия - ориентировка в окружающих условиях. Выбор места встречи, расположения людей, дистанции взаимодействия - пространственная ориентировка. Не менее важна ориентировка во времени (когда назначить общение, сколько времени выделить на общение) и социальная ориентировка (каковы взгляды и ценности участников общения, какую психологическую дистанцию занять при общении, каковы могут быть цели общения).
Вторая стадия - привлечение внимания собеседников. Внимание ребёнка возбуждается простым, интересным и близким к тому, что он переживал или испытывал.
Третья стадия - поиск совместимости собеседников по объёму общения (кто и сколько говорит), по темпам общения (частота слов, быстрота смены тем, мыслей, образов), по настроению, по позициям и дистанциям общения.
Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема, как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности.
Актуальность проблемы предопределяет тему данного исследования: Педагогическое общение как условие коммуникативного развития младших школьников.
Цель исследования: исследовать в современной психологической и педагогической теории и практике проблему влияния педагогического общения на процесс коммуникативного развития младших школьников.
Задачи исследования:
1.Изучить в научно-психологическую литературу по проблеме влияния педагогического общения на процесс коммуникативного развития младших школьников.
2. Исследовать в психологической и педагогической теории понятие педагогическое общение.
3. .Изучить в научно-психологическую литературу проблему влияния стиля педагогического общения учителя на обучение общению младших школьников
4. Исследовать в психологической и педагогической теории особенности коммуникативного развития младших школьников
5. Составить методические рекомендации по обучению общению младших школьников.
При выполнении исследовательской работы мы использовали такие
методы теоретического исследования:
- анализ научно-методической и психологической литературы
- систематизация
- обобщение материалов исследования
1.1 Понятие педагогическое общение в психологической и педагогической теории
Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения)
Качество педагогического общения определяется, прежде всего, тем, что оно реализует специфическую обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую. Ведь исходной позицией для организации оптимального образовательного процесса является воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной функцией общения, по А.А. Брудному, но только в общем плане. Обучающая функция педагогического общения является ведущей, но она не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя - учеников, учеников между собой.
Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой "человек - человек" (по Е.А. Климову). Напомним, что среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие: умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей", умение слушать и выслушивать, речевая (коммуникативная) культура.
В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива" (Леонтьев А.Н., 1979. С. 3). И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".
Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов (Чалдини Р., 2001; см. аннотацию).
Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса. Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения. В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Именно это восхождение к индивидуальности в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения. Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову. Учитель должен обладать следующим рядом педагогических умений. Преподаватель должен владеть приемами, позволяющими поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению, а также приемами, которые способствуют достижению высокого уровня общения. К ним относятся:
-умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
-способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
-умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком;
-владение приемами риторики;
-использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;
-преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.
В процессе взаимодействия учитель получает от ребенка обратную связь, и сам дает её. Какими средствами общения он пользуется? Субъект общения может просто сказать о своей реакции, о своем впечатлении или чувстве. Общение, когда люди обмениваются информацией с помощью слов, называется вербальным. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует человеческую речь. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с ее помощью менее всего теряется смысл общения. Благодаря ей осуществляется кодирование и декодирование информации. Посредством речи не просто "движется" информация, но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. По этому коммуникативный процесс оказывается не полным, если происходит отвлечение от невербальных его средств.
Довольно часто в общении используются и другие средства, которые передают нашему партнеру по общению определенную информацию, наше переживание или впечатление иногда более ярко, чем слова. В наибольшей степени это относится именно к эмоциям и переживаниям. Такие средства общения, которые позволяют партнерам осуществлять обмен информацией без использования слов, называются невербальными. Определенное выражение лица, поворот головы, движение, манера поведения, взгляд, подмигивание могут сообщить очень много информации о состоянии партнера. Невербальные средства общения относятся к "языку тела", который присутствует в любом человеческом общении. Невербальное общение, как правило, сопровождает вербальное и дополняет его. При этом используется не только "язык тела", но и такие невербальные, но сопровождающие речь средства, как интонации, паузы, повышение и понижение тона, громкость.
Таким образом, чтобы получить наиболее полную информацию о состоянии ребенка, необходимо обращать внимание на невербальные составляющие его поведения в процессе взаимодействия. Наблюдая, учитель смотрит на ребенка и слушает его, отмечая интонацию, выражение лица, жесты. Эти невербальные (молчаливые) особенности поведения детей очень важны для наблюдателя, который хочет проникнуть во внутренний мир ребенка. Именно понимание ребенка, его состояния, уровня развития, настроения, его желаний и общих устремлений дает нам возможность построить процесс общения с ним таким образом, чтобы оно способствовало его развитию.
1.1.1 Роль общения в психическом в развитии человека.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо - физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными отсебе подобных (например, после кораблекрушения).
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный основной опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.
Личностное общение формирует ребенка в младшем школьном возрасте как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общение так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.
Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.
Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.
Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии ребенка, своеобразной для его "подзарядкой". Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого.
Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.
Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.
Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.
Непосредственное общение необходимо ребенку для того, чтобы обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.
Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.
Благодаря невербальному общению дети получают возможность психологически развиваться ещё до того, как они усвоили и научились пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Что же касается вербального общения и его роли в психологическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.
1.1.2 Общая характеристика речевого развития младших школьников
Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга..." [19, 14]. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.
Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.
Огромное влияние в общении оказывает учебная деятельность детей и воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:
1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися.
2. Поднимать уровень коммуникативного развития учащихся.
Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтомуучитель, на всех уроках сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые - лучше понимались и сохранялись в памяти.
Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всего лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас слов помогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех, кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-либо интересное, новое. Таким образом, подготовка к общению, развитие речи учащихся - одна из важнейших задач деятельности учителя.
Подготовка школьников к общению понимается как формирование у школьников интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности.
Оптимальным временем подготовки человека к общению является детство и школьные годы. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к обучению, как правило, легко и наиболее устойчиво усваивает установки, умения, стереотипы в сфере общения.
В том или ином аспекте вопросы подготовки и обучения общению затрагивают различные дисциплины: этику, психологию, театральную педагогику, психотерапию, теорию управления и др. В силу специфики этих предметов их данные не могут быть прямо перенесены в сферу воспитания школьников, но могут быть использованы в ней в модифицированном виде.
Подготовка к общению предполагает определенную дифференциацию учащихся по полу и возрасту, по мере успешности их общения, по характерологическим свойствам. Работа по подготовке школьников к общению должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа имеет специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и пола ребят.
Обучение школьников общению включает в себя сообщение им необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями учащихся и организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в процессе инструктажа школьников, которым предваряется введение в жизнь коллектива новых форм общения учащихся, а также в процессе анализа проведенных мероприятий и жизни коллектива.
Обучение общению школьников, испытывающих особые трудности в этой сфере, осуществляется с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин (на психологически доступном уровне) [20, 96].
В опорных школах для этих ребят организовывались специальные групповые занятия по обучению приемам общения, им старались обеспечить особую позицию в процессе жизнедеятельности коллектива, в которой они могли приобрести соответствующий опыт.
Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определенных особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определенных социальных установок и коммуникативных умений.
Согласно взглядам психологов, за стадией решения проблем следует стадия, характеризующаяся способностью находить и ставить проблемы. Свойства этой ступени развития интеллекта - нестандартный подход к уже известным проблемам: умение включать частные проблемы в более общие и т.д. Однако этой стадии в развитии интеллекта достигают не все старшеклассники. Поэтому важным аспектом подготовки школьников к общению является развитие определенных способностей мышления учащихся, которые, по данным психологов, играют важную роль в сфере общения личности: открытости (дивергентности), гибкости (флексибильности), нестандартности ассоциативного ряда, внутреннего плана действий. Все эти свойства непосредственно связаны с умением человека видеть проблемы.
Названные особенности мышления проявляются, развиваются и важны не только для функционирования личности в сфере общения, но и в других сферах ее жизнедеятельности. Развиваются эти особенности мышления в процессе всей жизнедеятельности личности и являются продуктом постановки всего учебно-воспитательного процесса.
Вторым важным аспектом подготовки к общению является развитие у школьников свободного владения речью, что предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи, точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами, подготовленность к выделению из услышанного существа дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания, определенный уровень речевой антиципации (предвосхищения) [3, 76].
Развитие свободного владения речью реализуется согласно учебным программам во всех классах в процессе обучения.
Важнейшим аспектом подготовки учащихся к общению является формирование у них социально ценных установок в сфере общения: отношения к каждому партнеру по общению как к цели, а не как к средству; интерес к самому процессу общения, а не только к его результату; отношение к общению как к диалогу, а не монологу; терпимость к мелким недостаткам партнеров; терпимость к идеям партнера; ориентация на то, чтобы в процессе общения не только получать самому, но и как можно больше отдавать партнерам.
Формирование социальных установок в сфере общения становится реальным тогда, когда оно осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы школы и непосредственно связано с теми установками, которые реализуют педагоги в своем общении с учащимися.
Эффективным путем формирования социальных установок учащихся в сфере общения является такая распространенная форма организации жизнедеятельности ученических коллективов, как собрание (которое в этих целях в массовой практике не используется). Всякое собрание выполняет функцию коммуникации, т.е. обмена информацией между его участниками. В связи с этим особое внимание должно уделяться тому, чтобы школьники учились слушать и уважительно относиться к высказываемым на собрании суждениям, ясно и четко излагать собственные точки зрения. Второй функцией собрания можно считать переработку информации, что требует от учащихся умения обсуждать проблему, подбирать и излагать аргументы "за" и "против". Третья - функция поведения - требует от учеников умения тактично по содержанию и сдержанно по стилю и тону излагать свои взгляды; терпимо относиться к идеям оппонентов; определенной степени эмоциональной вовлеченности в процесс решения проблемы, стоящей перед собранием.
Эффективным способом формирования и (что особенно важно) изменения социальных установок учащихся в сфере общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой школьников организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой дискуссии выглядит следующим образом: 1) определение и формулировка проблемы; 2) рассмотрение фактов, из которых она вытекает; 3) подбор критериев для оценки решения; 4) рассмотрение и оценка решений; 5) рассмотрение шагов, которые нужно предпринять для реализации найденного решения.
Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам, формулировать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся проявить собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность школьникам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о себе и своем поведении в процессе общения.
Формирование социальных установок должно основываться на специфике возрастных типов общения школьников. Однако в процессе исследования обнаружилась необходимость двойного учета этой специфики - актуального и предвосхищающего. С одной стороны, у школьников каждой возрастной группы надо формировать установки в сфере общения, исходя из специфики их возрастного типа общения. С другой - у каждой возрастной группы надо формировать установки, которые характерны для последующих возрастных типов.
Особым разделом работы по подготовке школьников к общению является развитие и формирование у них коммуникативных умений: а) умения переносить известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий; б) умения находить решения коммуникативной ситуации из комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приемов; в) умения создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации. Эти основные умения конкретизировались впроцессе опытно-экспериментальной работы. Были выделены несколько групп коммуникативных умений:
1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека, его настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно ее истолковывать. Безусловно, по отношению к школьникам речь идет о доступной каждому возрасту мере овладения этими умениями.
2. Умение ориентироваться в отношениях ввозможными партнерами и между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого статусов - в степени близости и в мере доверительности.
3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той конкретной ситуацией, в которой оно происходит. И хотя любая ситуация уникальна для партнеров, тем не менее все они могут быть сведены к некоторым большим группам, каждая из которых регулируется зафиксированными в общественной практике символическими системами [20, 97].
Умение ориентироваться в ситуации предполагает в первую очередь обучение школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с деловой точки зрения партнерами; умение создавать ситуацию общения с конкретными партнерами; входить в наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из названных случаев. Школьник должен уметь различать виды общения (межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами.
1.2 Влияние стиля общения учителя на общение младших школьников
Младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от взрослого. Так называемый эмоциональный голод - потребность в положительных эмоциях значимого взрослого - во многом определяет поведение ребёнка, его сторону общения. Стиль общения взрослого определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведённых для занятий и развлечений.
Так, императивный стиль отличается отчуждённой позицией учителя по отношению к детям. Не чувствуя эмоциональной близости со своим учителем, ребёнок бессознательно стремиться компенсировать нереализованную потребность в положительных эмоциях. Как только, по мнению ребёнка, возникает возможность обратиться к своему соседу по парте или ещё к кому-нибудь, он тут же начинает общение по любому поводу. Не поощряемое взрослым напряжение воли, быстро утомляет и истощает ребёнка, он бессознательно стремится снять напряжение. Однако - бдительное око учителя застаёт врасплох нарушителя дисциплины. Учитель делает замечание, наказывает ребёнка. Исследователи наблюдали работу учителей с разным стилем общения и изучили виды наказаний детей за дисциплинарные нарушения. Оказалось, что учителя с императивным стилем общения делают больше замечаний, записей в дневнике, оценивают поведение на "2", чаще ставят ребёнка у парты, в угол и др.
Учителя с демократическим стилем общения при этом никогда не треплют ребёнка за ухо, не оказывают никакого физического насилия. Они делают устные замечания, строго глядят на ребёнка - нарушителя дисциплины, но, самое главное, они работают с классом, организуя его на учебную деятельность, формируя познавательный интерес.
Было установлено, что дети по-разному отвечают на вопрос: "Почему ты соблюдаешь правила поведения на уроке?", в зависимости от стиля общения: 1. Императивный стиль - ответ: "Я боюсь, что…" Ребёнок боится читателя; он боится, что учитель "будет кричать", "будет ругать" и др. Императивный стиль общения учителя, хотя и оказывает влияние на дисциплину класса, это непродуктивный стиль в плане воспитания личности ребёнка. Этот стиль развивает отрицательную рефлексию - способность соотносить своё поведение с последующими результатами и стремление извлечь из этого максимальную выгоду для самого себя. Ребёнок старается научиться действовать так, чтобы учитель не видел его недисциплинированности, он начинает действовать исподтишка.
Демократический стиль общения порождает мотивы хороших отношений с учителем, мотивы учебной деятельности, мотивы сотрудничества со всем классом. Ребёнок начинает стесняться замечания, т.к. стыдно нарушать правила. Он хочет, чтобы его любил учитель, чтобы им были довольны родители, чтобы к нему хорошо относились товарищи. Он начинает стремится к выполнению правил, т.к. это его обязанность, дающая ему возможность пользоваться правом на тишину в классе во время урока.
Опытный учитель не скажет ребёнку "Встань! Ты плохо ведёшь себя". Он скажет иначе: "Кто мешает классу работать? Кот лишает нас права на тишину?" В этом случае поведение ребёнка оценивается с точки зрения его отношения к другим. Хорошее поведение каждого осмысливается как залог успеха всех. Демократический стиль развивает положительную рефлексию - способность соотносить своё поведение с последующими результатами и стремление строить своё поведение, чтобы оно помогало работе всего класса, учителя и самого ребёнка. Анализ стилей общения учителя показал, что единственно продуктивным стилем является демократический.
А как же влияет стиль общения учителя на активность ученика?
Мы можем рассматривать активность во всех её трёх формах: физическая, психологическая, социальная.
Физическая активность: его тонус, потребность в неутомимом движении, ловкость есть показатель здоровья и потенциальных возможностей развития его психики. Здоровый ребёнок любопытен и любознателен. Он жаждет знаний об окружающем его мире. Физическая и психологическая активность ребёнка находится в тесном взаимодействии: бодрый, здоровый ребёнок активен психически, уставший, замученный уже ничем не интересуется.
Психическая активность - потребность нормального развивающегося ребёнка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребёнка в познании самого себя.
Демократический стиль подразумевает полную включенность учителя в состояние класса и каждого отдельного ученика. Многочисленными исследованиями психологов и педагогов показано значение включения в содержание урока так называемых физкультминуток, движений под музыку. Понимание того, что дети должны быть дисциплинированными, и стремление быть дисциплинированными должно вознаграждаться правом ребёнка на отдых.
Императивный стиль дисциплинирует класса в плане подчинения внешнему установленному порядку, дети не разговаривают и сидят неподвижно.
Специальные исследования показали, что сам стиль общения, который свойственен учителю, определяет меру успешности ребёнка в учебной деятельности. В зависимости от стиля общения учителя с классом и с отдельным ребёнком меняется работоспособность и успешность познавательной деятельности, психологической активности ребёнка.
Демократический стиль несёт в себе призыв к сотрудничеству и познавательной активности. Нормативность, облечённая в привлекательную для ребёнка форму доверительного общения по поводу текущего учебного задания, организует его внимание, заставляет работать память и мышление.
Специальные исследование показали, что только демократический стиль создаёт условия для развития психической активности ребёнка.
Социальная активность ребёнка - развивается вместе с его психологической активностью, когда под руководством взрослого раскрывается самосознание ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод, что те качества, которые связаны с волевой сферой, умением сдерживаться, не перебивать других в разговоре, не стремиться всегда быть первым на уроке, в игре нельзя воспитать в узком кругу семьи. Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми, со сверстниками. Неумение общаться в классе часто является причиной плохой успеваемости детей.
Задача учителя и заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей на важность всех этих вопросов, помочь им советами. Особенно тонким и трудным делом является воспитание у ребенка умение правильно общаться со взрослыми. Именно в этой ситуации и играет огромную роль правильный выбор стиля общения учителя с учащимися, т.к. учитель является примером для младших школьников.
Исследования А.Е. Лагутиной показывают, что дети, лишённые близких взрослых, растущие в дефиците общения, не могут в полной мере пережить события собственной жизни [19,81]. Неразделённые никем, неосознанные и не пережитые жизненные ситуации не запоминаются вовсе.
Таким образом, в возрасте от 6 до 10 лет детям необходим взрослый организующий опыт их жизни и помогающий его воспринять и осознать.
В этот период происходит становление личности ребёнка и общение со взрослыми является одним из важнейших условий развития коммуникативной культуры. В период от 6 до 10 лет ребёнок открыт по отношению к существующим в обществе нормативным социокультурным представителям.
Усвоение этических норм и правил, стремление следовать культурным образцам позволяют ему легко, не проявляя критичности и сопротивления "врасти" в ту культуру, в которой он живёт.
Однако для становления личности недостаточно одних лишь знаний и представлений. Ребёнок довольно долго проявляет достаточно заметное между речевым и реальным поведением. Зная правила, не выполняя их, верно оценивая события и героев, ведёт себя импульсивно, порой непредсказуемо.
Развитие личности требует способности к анализу собственного поведения, сдерживания непосредственных импульсов, разрешение внутренних конфликтов. И потому психологи говорят лишь о создании предпосылок личностного развития в этот период жизни. Для того, чтобы такие предпосылки сложились необходимо овладение "общей произвольностью своего поведения" (Л.С. Выгодский), соподчинение мотивов своих действий (А.Н. Леонтьев), а также переживание и эмоциональное принятие тех нравственных норм и правил, которые становятся регуляторами поведения
К 5-7 годам под влиянием общения со взрослыми складывается особый тип взаимоотношений, названный внеситуативно-личностным. Ребёнок и взрослый вступают в партнёрские отношения не по поводу предметов и действий с ними, а поводу личностных проявлений людей. Ребёнка интересует широкий мир общечеловеческих ценностей, суждения, оценки, мнение взрослого.
Дети от 6 до 7 лет нуждаются в особом внимании. Познавательное развитие ребёнка позволяет ему стать учеником, а личностное развитие свидетельствует о том, что психологически он всё ещё остаётся дошкольником. Ребёнок всё ещё ждёт от взрослого похвалы и одобрения, да и сам себя оценивает завышено, но взгляд взрослых, самооценка совершенно адекватна задачам личностного развития. Смысл её в особой активности и смелости, в стремлении к экспериментированию с миром, в позитивном самоощущении, жизнерадостности, эмоциональном принятии себя.
В период с 7 до 10 лет по данным педагогов, психологов, врачей резко наступают различные трудности в развитии. Младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность, жизнерадостность, испытывают трудности в общении и поведении. Достаточно типичными становятся снижение самооценки, проявление тревожности, неуверенности, страха и многие другие проявления психоэмоциональной неустойчивости.
Общение со взрослым не должно сводиться лишь к передаче тех или иных знаний, инструкций, норм, правил. В пространстве "надо" и "должно" не остаётся места для личной инициативы, творчества, собственного поиска. Давление учителя может обратиться подавлением личности, повлечь за собой психологические проблемы и трудности.
Ребёнок младшего школьного возраста стремиться получить от взрослого одобрения своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.
В этот период происходит насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности со всеми её составляющими становится во главу угла в притязаниях ребёнка младшего школьного возраста. Это находит своё выражение в отношениях ребёнка с учителем.
В школе между учеником и учителем складывается особый тип взаимоотношений. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребёнка. Он посредник знаний, в функции которого входит передача достижений культуры опыта человечества ребёнку.
Кроме того, учитель является реальным носителем общественных требований к ребёнку как ученику. Совместное участие в учебной деятельности порождает новый тип взаимоотношений; учитель опрашивает - ученик должен понять и выполнить, учитель оценивает - ученик принимает как должное. При этом ребёнок ориентирован на то, чтобы соответствовать ожиданиям учителя и быть им признанным.
Ребёнок, побуждаемый взрослым, начинает стремиться к развитию навыков самоконтроля и самооценки.
Смена места в стиле общественных отношений - переход в позицию ученика, школьника - создаёт ситуацию психологической открытости ребёнка. И без того доверяющий взрослому, в новой для него жизненной ситуации ребёнок с готовностью принимает требования учителя. При этом ребёнок не присваивает бездушно и бесчувственно новые для него правила, а испытывает меру допустимости, возможности нарушать эти правила, избегать их выполнения или вступать с учителем в дискуссию.
Вместе с тем развитие личности осуществляется в ходе осознания человеком себя и своих возможностей. Для этого учителю нужно помогать учащимся в развитии самопознания, в овладении средствами самопознания и саморегуляции.
В обучении младшего школьника мало места остаётся для личностного общения со взрослыми, а также недостаточно учитывается предшествующий эмоционально окрашенный личностный опыт ребёнка, в том числе и психологический, его понятия и представления. Все эти обстоятельства могут создавать трудности в процессе общения с учителем.
Таким образом, младшие школьники в процессе общения проявляют следующие ярко выраженные особенности:
- расхождение между речевым и реальным поведение;
- снижение самооценки, эмоциональной активности;
- проявление тревожности, неуверенности, страха и других признаков психоэмоциональной неустойчивости; возникновение эмоциональной зависимости от учителя;
- на признание взрослым своих достижений, стремление соответствовать ожиданиям учителя, быть признанным;
- психологическая открытость;
- особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми сверстниками;
- стремление к самоутверждению, самоконтролю и самооценки.
В процессе общения учитель должен вселить в учащегося веру в собственные способности, стимулировать к позитивному самовоспитанию, саморазвитию и преодолению трудностей. Развитие младших школьников во многом определяется тем педагогическим общением, которое создаёт учитель в учебном пространстве.
Исходя из того, что педагогическое общение направлено на создание оптимальных условий для развития каждой личности, необходима реализация следующих воспитательно-дидактических целей:
- создание наилучших условий для развития мотивации учения и творческого характера учебной деятельности;
- способствование формированию личности;
- поддержание благоприятного для каждого учащегося эмоционального климата;
- стимулирование процессов самопознания, самовоспитания, создание адекватной самооценки;
- организация условий для самореализации учащихся;
- обеспечение условий для психической, социальной и физической активности.
Теоретическое исследование, основанное на анализе сущности общения позволило сделать следующие выводы:
- общение - это процесс, деятельность, вид и способ взаимодействия, средство передачи информации;
- общение играет большую роль в развитии личности, обеспечивая условия для обогащения речевого запаса, эмоционального опыта, опыта вербального и невербального взаимодействия, способствует расширению социальных контактов, укреплению межличностных и внутриколлективных связей;
- каждый возрастной период имеет свои особенности общения и коммуникативных связей;
- младший школьный возраст - благоприятный период для обучения общению, развития речевого опыта детей, так как умения общаться у них еще находятся в стадии формирования, знания в области коммуникации неглубокие и не подкрепляются практическим применением. Из этого следует, что необходима специальная работа учителя по обучению младших школьников общению.
1.3 Методические рекомендации по обучению общению младших школьников
Овладение коммуникативной культурой, культурой общения дается ребенку нелегко. Педагогический опыт убеждает в том, что младшему школьнику характерно стремление быть хорошим, поэтому важно не упустить это благоприятное время для усвоения норм и правил культурного общения.
Целесообразно планировать в системе воспитательной работы специальные занятия по обучению младших школьников общению, в связи с чем мы разработали ряд рекомендаций.
В воспитательной работе с детьми назрела необходимость проведения специальных уроков-практикумов по этикету, где ученик мог бы постепенно упражняться в удобных, разумных и красивых формах общения, осуществлять выбор собственных действий и, главное - почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, построенных на основе этических норм и правил.
Уроки-практикумы включают в себя следующие логически взаимосвязанный компоненты: диалогическое общение; упражнения - тренинги; анализ поведенческих действий с позиции нравственных норм и правил; диагностику и рефлексию, этические игры, направленные на общение.
Значительное внимание следует отводить упражнениям-тренингам, т.е. проигрыванию различных ситуаций общения. Они способствуют развитию умений и навыков выбора нужных этических выражений, удобных и красивых.
Занятия ставят своей задачей развивать умения анализировать этические ситуации, вести поиск допущенных речевых ошибок, определять уровень общения, понимания эмоционального состояния людей.
Воспитанность - интегральное качество личности, проявляющееся в его отношениях с другими людьми. Главное на занятиях - пробуждение в личности понимания того, что все правила ориентированы на проявление нравственных качеств личности и, прежде всего доброжелательного и уважительного отношения к окружающим.
Возрастные особенности требуют, чтобы занятия проводились в увлекательной форме, были насыщены игровыми действиями - стимуляторами активности учащихся. Чем ярче и композиционно разнообразнее каждое занятие, тем больше внимания оно оказывает на эмоциональную сферу личности, тем эффективнее оно для нравственного развития учащихся. Поэтому практически на каждом занятии рекомендуется проводить игры.
Для проведения экспериментальной работы нами будет разработана конкретная тематика и содержание занятий, соответствующее уровню развития общения в конкретной группе и ситуации.
Заключение
Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга..." Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.
Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.
Исследования проблемы общения и ее состояния в начальном звене обучения потребовало обращение к теоретическому педагогическому и психологическому опыту, а также проведение диагностики коммуникации у младших школьников.
Теоретический анализ позволил раскрыть сущность общения как педагогической, психологической и социологической категории. Общение в трудах ученых рассматривается как свойство личности (общительность, коммуникабельность), деятельность (коммуникативная), процесс (взаимодействие вербальное и невербальное), вид взаимодействия (коммуникация, интеракция, перцепция). Мы убедились, что общение - гибкое свойство, оно формируется, подвергается коррекции, имеет динамику развития, качественные характеристики. Это позволяет управлять процессом овладения навыков и качеств коммуникативной культуры.
Заявленная тема получит дальнейшую разработку при проведении экспериментальной работы.
Тема курсовой работы "Формирование коммуникативных УУД как условие снижение трудности общения младшего школьника"
Список литературы
1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология/ И.А.Зимняя. - М.: ЛОГОС, 2001. - 384 с.
3. Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников /Т.Н.Казаева // Начальная школа. -2007. - №6. - С.76- 79.
4. Киянченко Е.А. Учим детей общаться/ Е.А. Киянченко// Начальная школа. - 2002. - №6. - С.63.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Клюев, Ю.В. Касаткина -М.: "Академия развития", 1997. - 240с., ил. - (Серия:"Вместе учимся, играем").
6. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М.Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 256 с.
7. Ладыженская Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе/ Н.В.Ладыженская// Начальная школа. - 2007.- №5. - С.43-45
8. ЛемяскинаН.А.Предмет "Культура общения" в начальной школе/ Н.А. Лемяскина// Начальная школа. - 2002. - № 6. - С.68.
9. Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы/ М.Р. Львов//Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.14.
10. Львов М.Р. Речевое развитие человека /М.Р.Львов // Начальная школа. - 2000. - №6. - С.96.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений: 3 кн, - 4-е изд. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003, - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики, - 640 с.
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 630с.
13. Позднякова Е.В., Кузнецова В.С., Долматова Т.И. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/ Е.В. Позднякова, В.С.Кузнецова, Т.И.Долматова// Начальная школа. - 2001. - № 11. - С.23-26.
14. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 335с: ил. - (Азбука психологии);
15. Рябов А.Е., Леонова Р.Н. Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика начальной школы/ А.Е. Рябов, Р.Н.Леонова// Начальная школа. - 2001. - № 9. - С.16-18.
16. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под. ред. В.А.Сластёнина - 5-е изд., стер.- М.: Издат. центр "Академия", 2006 - 576 с.
17. Смирнов С.А., И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред.С.А.Смирнова.- 41изд., исправленное - М.: Издательский центр "Академия" 2001, - 512с.
18. Сухов А.Н. Социальная психология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н.Сухов, А.А. Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Издательский центр "Академия", 2001, - 600с.
19. Ставская Г.Н. Почему мы так говорим?/ Г.Н. Ставская// Начальная школа. - 2003. - № 2. - С.81-83.
20. Шабалина З.П. Первый год - самый трудный: (Особенности учеб-воспитат. работы с шестилет. первоклассниками): Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
21. Шенцева В.А. Практикум по русскому речевому этикету: Пособие для учителей начальной школы/ В.А.Шенцева. - М.: Белгород: Издательство СГУ, 2001. - 113с.
Предварительный просмотр:
Научная статья по выпускной квалификационной работе на тему:
«Социальная сеть как педагогическое общение между учителем и родителями младших школьников»
Аннотация: «Данная статья полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы..
Цель : Изучить особенности педагогического общения в системе «родитель -учитель»; апробировать некоторые формы работы, способствующие развитию межличностных взаимодействий, повышающих культуру общения всех участников образовательного процесса.
Статья будет полезна учителям начальных классов, ведь правильно подобрано педагогическое общение сможет повысить эффективность образовательного процесса.»
Цель исследования: изучить в современной психологической и педагогической теории и практике проблему влияния педагогического общения на процесс коммуникативного развития младших школьников.
Задачи исследования:
1. Исследовать в психологической и педагогической теории понятие «педагогическое общение».
2. Изучить научно-психологическую литературу по проблеме влияния педагогического общения на процесс коммуникативного развития младших школьников, а также влияния стиля педагогического общения учителя на обучение общению младших школьников
Практическая значимость моей выпускной квалификационной работы заключается в разработке группы вконтакте предназначенного учителю начального классов для общения с родителями младших школьников.
Составляя теоретическую часть моей дипломной работы, я раскрыла такие понятия, как педагогичное общение и социальная сеть.
Мною была разработана группа вконтакте, которая поможет учителю начальных классов общаться с родителями младших школьников.
Проводя опытно – экспериментальную работу на практике, я заметила, что с помощью группы вконтакте перестали возникать звонки родителей ,чтобы лишний раз спросить домашнее задание, оно все выкладывалась в группу, записывали мы, конечно, в дневники, но там я расписывала и правила ,которые нужны были на следующий урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...